Rambler's Top100

№ 597 - 598
5 - 18 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Известия» о борьбе с работодателями, занижающими зарплату мигрантов
«Независимая газета» о трудовых визах внагрузку с жильем и медобслуживанием
«Свободная пресса» о 30 миллионах мигрантов
«Известия» о грамотах для соглядатаев
«Известия» об облавах на нелегалов в День Победы
«Вечерний Бишкек» о возможном пересмотре «черных списков» мигрантов
«Час» об уроках по трудовой миграции
«Независимая газета» о прививках для мигрантов
«Paruskg.info» о пенсионных проблемах киргизских мигрантов
«Вечерний Бишкек» об упрощенном получении гражданства России
«Панорама» об упрощенном гражданстве для оралманов
«Коммерсантъ» об отмене шенгенских виз для Молдавии
«Vesti.ua» о молдавском гражданстве для украинцев
«Независимая газета» об украинских оборонщиках в России
«Бизнес & Балтия» о новой цене ВНЖ в Латвии
«ZoomNews» о поощрении китайцев к эмиграции
«Независимая газета» об антимиграционизме в Европе
«Yeni Asya» о судьбе беженцев
«Ведомости» об экономике образования
«Огонек» о росте продолжительности обучения
«Ведомости» о спросе на высшее образование
«Зеркало недели» о высшем образовании в Украине

«Коммерсантъ» о мониторинге трудоустройства студентов
«Профиль» об ограничении суррогатного материнства
«Российская газета» о региональных детских пособиях
«Вечерний Бишкек» о материнском капитале в Киргизии
«Ведомости» о ценностях россиян и неравенстве
«Коммерсантъ» о размере пособия по безработице
«Expert Online» о запрете заемного труда
«Независимая газета» о пенсионных отчислениях и будущих пенсиях
«Независимая газета» о новой пенсионной формуле в России
«Огонёк» о старении и бессмертии
«РИА «Новости»» о профилактике старения
«Медицинская газета» о потерянных годах здоровой жизни
«UzDaily.uz» о материнской смертности в мире
«Эхо» о смертности от малярии
«Коммерсантъ» о неэффективности борьбы с ВИЧ в России
«Financial Times» о тщетности борьбы с наркотиками
«Российская газета» о снижении смертности от наркотиков
«Gazeta.ru» о доступности наркотиков для тяжелобольных
«The Guardian» о риске ядерных катастроф
«Gazeta.ru» о последствиях аварии на ЧАЭС
«Новые известия» об аутизме

о пенсионных проблемах киргизских мигрантов

Необходимы соглашения с Россией и Казахстаном о пенсионном обеспечении мигрантов из Кыргызстана

Исследование проблем пенсионного обеспечения трудовых мигрантов – граждан Кыргызстана проведено экспертами Национального института стратегических исследований КР Гульнур Джуматаевой и Майрамбеком Бейшеновым. Авторами представлен анализ текущего состояния пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, выработаны рекомендации по пенсионному обеспечению наших трудовых мигрантов.
Тенденция глобального повышения мобильности рабочей силы и быстрое развитие процессов трудовой миграции во всем мире обуславливают острую потребность отражения в миграционной политике стран проблем социально-правовой защиты трудящихся-мигрантов и вопросов их социального и пенсионного обеспечения, что, в свою очередь, говорит о необходимости скорейшего проведения миграционной реформы как в странах исхода мигрантов, так и в странах их назначения.
В контексте массового оттока населения из Кыргызской Республики в поисках возможности трудоустройства за рубежом актуализируются проблемы защиты прав и свобод трудовых мигрантов, находящихся в уязвимом положении. В этой связи задача государства состоит в поиске и разработке механизмов обеспечения социальных потребностей и нужд мигрантов путем формирования целостной системы социальной защиты.
Сегодняшнее положение дел предполагает, что большинство трудовых мигрантов, проработав определенный период в других странах, уплачивают страховые взносы в стране пребывания. Но их взносы остаются в пенсионных фондах данных государств, а период трудовой деятельности в других странах не засчитывается в Кыргызской Республике в страховой стаж.
По оценочным данным основное количество кыргызских трудовых мигрантов (более 500 тыс. чел.) находится за пределами республики на территориях других государств в качестве временно пребывающих и осуществляющих временную трудовую деятельность. При этом в большинстве своем они полностью не теряют связи с родиной и намерены по мере окончания трудовой деятельности в иностранных государствах вернуться в Кыргызскую Республику.
Таким образом, у трудовых мигрантов из Кыргызстана во время их трудовой деятельности за рубежом складывается такая ситуация, что, независимо от их желания, у данной категории граждан прерывается пенсионный стаж либо вовсе отсутствует, что естественно сказывается на размере их будущей пенсии или полном отсутствии прав на нее.
В настоящее время даже мигрант, который осуществляет трудовую деятельность на законных основаниях за пределами своего государства и вносит свой посильный вклад в рост ВВП принимающей его страны, по существу, будет испытывать «пенсионную дискриминацию», так как весь срок работы за рубежом по прибытию в Кыргызстан не учитывается, и он лишается возможности получения всех пенсионных накоплений, произведенных в стране его трудоустройства.
Основными странами выезда граждан Кыргызской Республики с целью трудоустройства продолжают оставаться такие страны, как Российская Федерация и Республика Казахстан. По экспертно-аналитическим оценкам за пределами республики в разные сезоны трудовую и предпринимательскую деятельность осуществляет от 350 до 500 тысяч граждан Кыргызской Республики.
Наибольшее число трудящихся-мигрантов из Кыргызстана по официальным данным пребывает в Российской Федерации, это порядка 350 тыс., и Республике Казахстан – 55 тыс. В развитых странах дальнего зарубежья (по разным данным) пребывает до 30 тыс. кыргызстанцев. С целью осуществления трудовой деятельности кыргызские граждане выезжают также в Южную Корею, некоторые страны Европейского союза (Германия, Италия) и в страны Ближнего Востока (ОАЭ, Кувейт, Катар).
В настоящее время вся миграционная политика между государствами-участниками СНГ в области пенсионного страхования регулируется лишь Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В соответствии со статьей 3 данного Соглашения осуществление пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее данное обеспечение, а взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Проблема взаимоотношений в области пенсионного обеспечения между странами экспортерами и странами-импортерами трудовых ресурсов часто обусловлены кроме общеэкономических условий еще и особенностями структур национальных пенсионных систем. Решение задачи осложняется отсутствием четкого видения, в каком именно направлении будет двигаться в дальнейшем миграционная политика, принимаемые меры часто непоследовательны и противоречивы.
Сложность решения вопроса пенсионного обеспечения трудовых мигрантов усугубляется и тем, что большая часть наших граждан все еще продолжает находиться в стране пребывания на нелегальном положении. Граждане КР, работающие за рубежом, в частности в России, без соответствующего разрешения, не обладают правосубъектностью в России, и тем самым не могут являться участниками системы формирования пенсионного обеспечения ни в соответствии с внутренним законодательством РФ, ни в соответствии с международными соглашениями, и даже с законодательством своей страны, что, безусловно, затрудняет решение вопросов, связанных с их пенсионным обеспечением.
Несмотря на имеющиеся сложности в разрешении данного вопроса, правительством республики проводится определенная работа. В частности, в апреле 2013 года была принята Программа социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов-граждан КР, работающих на территории Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30.04.2013 года №222, и соответствующий План мероприятий по данной программе.
В настоящее время правительством Кыргызстана ведется работа по разработке предложений, регулирующих механизм репатриации (перевода) страховой части трудовых пенсий, сформированных трудовыми мигрантами на территории России, а также по выравниванию условий пенсионного обеспечения трудовых мигрантов-граждан Кыргызстана с гражданами России.
19 апреля 2013 года распоряжением Правительства КР был одобрен проект Соглашения между Правительством КР и Правительством РФ о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (№143-р), который предусматривает пенсионное обеспечение граждан обоих государств при наличии взаимоучета пенсионных средств и учета стажа работы трудового мигранта. Проект Соглашения в настоящее время согласовывается с российской стороной. Российская сторона изучает на предмет возможности подписания.
2 октября 2013 года Постановлением Правительства КР за №550 утверждено Положение о порядке взаимодействия государственных органов в системе «единого окна» с целью легального трудоустройства, социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов-граждан Кыргызстана на территории России, целью которого является внедрение системы «единого окна» по созданию благоприятных условий для реализации механизма обеспечения прав мигрантов на получение полноценного социального и пенсионного обеспечения и решения вопросов нелегальной трудовой миграции.
Таким образом, можно сказать, что Кыргызская Республика со своей стороны подготовила основу для проведения последующих переговоров с российской стороной, направив собственное предложение по заключению международного договора, регламентирующего порядок пенсионного обеспечения трудовых мигрантов-граждан Кыргызстана в РФ.

Сравнительные характеристики некоторых параметров пенсионных систем КР, РК и РФ
Дальнейшая успешная реализация планов Кыргызстана по сотрудничеству в рамках такого международного договора зависит от многочисленных факторов, и в большей степени, от того, пойдет ли к нам навстречу Россия в данном вопросе.
В частности, в структуре пенсионной системы России существует накопительный компонент, взносы в который осуществляют и наши граждане-трудовые мигранты. Нашей республике можно поработать в этом направлении, то есть предусмотреть такой механизм взаимодействия с Россией: когда наш гражданин возвращается на родину, после окончания своей трудовой деятельности в России, накопительная часть его пенсии переводилась бы российской стороной напрямую на его индивидуальный пенсионный счет в Социальном фонде КР. Таким образом можно было хотя бы частично компенсировать его заработанные пенсионные права. Кроме того, в данном вопросе скорее можно будет получить отклик с российской стороны, так как эти средства не идут на текущее потребление, а направляются на инвестирование.
Еще одним направлением пенсионного обеспечения трудовых мигрантов все-таки было и остается их добровольное пенсионное обеспечение в Кыргызстане, для чего необходимо выработать действенные механизмы, существенно расширяющие доступ к государственной системе пенсионного обеспечения для трудовых мигрантов как у себя на родине, так и за ее пределами.
Существуют еще и негосударственные пенсионные фонды как в Кыргызстане, так и в России, которые также проявляют в последнее время большую заинтересованность в пенсионных накоплениях трудовых мигрантов. Однако здесь, на наш взгляд, существует масса проблем именно по части юрисдикции этих фондов.
Желание граждан участвовать в пенсионной системе во многом зависит от экономической стабильности в КР и надежности ее финансовой системы, а также от проведения активных реформы в системе пенсионного обеспечения, направленных на создание соответствующих стимулов по ее развитию. В настоящее время в Кыргызстане наблюдается усиление действий в проведении активных реформ в системе пенсионного обеспечения.
Анализ существующей нормативно-правовой базы между государствами исхода и назначения свидетельствует о том, что:
- несмотря на действующие между странами соглашения, проблема доступа трудовых мигрантов к системам социального страхования остается открытой. Данные соглашения содержат нормы общего характера и не решают вопросов, связанных с непосредственным предоставлением того или иного вида социального обеспечения трудящимся-мигрантам;
- существующая нормативно-правовая база, призванная регулировать вопросы миграции между государствами, отстает от общих трендов развития миграционных процессов, проходя свои этапы формирования (совершенствования);
- любые изменения в законодательствах, регулирующих миграционные процессы в странах назначения, призваны, в первую очередь, защитить национальные интересы этих стран;
- трудовые мигранты, в свою очередь, сталкиваясь с необходимостью защиты собственных интересов, используют различные механизмы, включая приобретение гражданства страны назначения, создание параллельных государственным общественных организаций и частных структур, например, по медицинскому обслуживанию соотечественников – открытие клиник для мигрантов по доступным ценам и т.п.
Проблемы в области пенсионного обеспечения трудовых мигрантов в Российской Федерации:
1. Исключенность в сфере социальных прав, доступа к достойному труду (отсутствие социального обеспечения и защиты социальных прав иностранных граждан).
2. Отсутствие четкой и последовательной миграционной политики в РФ.
3. Растущий дефицит пенсионной системы РФ.
в Республике Казахстан:
1. Сезонный характер трудовой миграции, непрерывность процесса перемещения потоков трудовых мигрантов из одной страны в другую.
2. Сложность процесса регулирования трудовой миграции вследствие этнической и исторической близости, а также общности границ.
3. Различие структур систем пенсионного обеспечения в РК и КР.
Увеличение численности граждан Кыргызской Республики, участвующих в трудовой миграции, и трудности, с которыми они сталкиваются в период трудоустройства, диктуют необходимость выработки новых подходов и механизмов предоставления возможностей на получение достойных условий по осуществлению трудовой деятельности наших граждан за пределами страны.
Пути решения проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов в Российской Федерации:
1. Репатриация страховых взносов трудовых мигрантов-граждан Кыргызской Республики на родину.
2. Заключение межгосударственного договора на принципах пенсионного обеспечения по пропорциональному признаку, где каждое государство платит пенсию только за страховой (трудовой) стаж, приобретенный в этом государстве, а для права на пенсию учитывается суммированный стаж, приобретенный в договаривающихся государствах.
3. Разработка механизма взаимодействия с РФ. Когда наш гражданин возвращается на родину после окончания своей трудовой деятельности в России, накопительная часть его пенсии переводилась бы российской стороной напрямую на его индивидуальный пенсионный счет в СФ КР.
4. Добровольное пенсионное обеспечение в КР. Необходимо выработать действенные механизмы, существенно расширяющие доступ к государственной системе пенсионного обеспечения для трудовых мигрантов как у себя на родине, так и за ее пределами.
Пути решения проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов в Республике Казахстан:
1. Целенаправленная работа в направлении увеличения численности легально работающих трудовых мигрантов – граждан Кыргызстана в РК.
2. Разработка механизма взаимодействия с РК. Когда наш гражданин возвращается на родину после окончания своей трудовой деятельности в РК, его накопительная пенсия переводилась бы казахской стороной напрямую на его индивидуальный пенсионный счет в СФ КР.
3. Добровольное пенсионное обеспечение в КР. Необходимо выработать действенные механизмы, существенно расширяющие доступ к государственной системе пенсионного обеспечения для трудовых мигрантов как у себя на родине, так и за ее пределами.
В целях улучшения пенсионного обеспечения трудовых мигрантов-граждан КР предлагаем следующие рекомендации:
1. Выработать единую государственную политику в области пенсионного обеспечения трудовых мигрантов КР.
2. Разработать и заключить межгосударственные соглашения с Российской Федерацией и Республикой Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения трудовых мигрантов-граждан КР (например, Соглашение о репатриации отчислений трудовых мигрантов из Пенсионного фонда РФ в СФКР; Соглашение с РФ о финансировании пенсий граждан КР, проработавших в РФ по пропорциональному признаку; Соглашение о переводе накопительной части пенсии в КР, Соглашение об организованном трудоустройстве трудящихся-мигрантов граждан КР).
3. Необходимо выработать четкую тарифную политику в отношении трудовых мигрантов для обеспечения их минимальными пенсионными гарантиями при наступлении старости, инвалидности или потери кормильца.
4. С учетом выработанной тарифной политики необходимо разработать эффективный механизм взимания страховых взносов от трудовых мигрантов.
5. Разработать и утвердить План мероприятий по повышению уровня пенсионной грамотности и осведомленности трудовых мигрантов в вопросах пенсионного обеспечения.
6. Организовать работу по предоставлению комплексных услуг населению по всем аспектам внешней миграции, а также по информированию граждан КР, работающих за ее пределами, в том числе и нелегально, о возможностях и преимуществах участия в системе пенсионного обеспечения.
7. Необходимо разработать систему учета граждан КР, выезжающих за пределы страны с целью осуществления трудовой деятельности.
8. Продолжить работу по вступлению КР в Таможенный союз с одновременным изучением и внесением на обсуждение норм и условий по вопросам социального, медицинского и пенсионного обеспечения граждан КР при осуществлении ими трудовой деятельности в рамках единого рынка труда, учет которых обязателен в случае принятия КР.
Выполнение представленных в исследовании рекомендаций по выработке, определению основ государственной политики и механизмов построения пенсионного обеспечения населения, по расширению международно-договорной базы и улучшению информационно-разъяснительной работы станет реальным шагом в создании структуры современной пенсионной системы Кыргызской Республики, отвечающей, в том числе, современным угрозам и вызовам мировых миграционных процессов. Эта система, в свою очередь, станет неотъемлемой частью в построении комплексной системы правовой и социальной защиты трудящихся-мигрантов.

«Paruskg.info», 7 мая 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.