Госдума запретила заемный труд. Рекрутеры предупреждают: возможность оказания услуги по предоставлению временных сотрудников повышает гибкость рынка труда и способствует увеличению занятости.
Госдума во втором и третьем чтениях приняла закон, который устанавливает запрет на заемный труд в России (труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника). По замыслу законодателей, новый закон должен бороться с "серыми" кадровыми агентствами, которые предоставляют персонал разного профиля в сторонние компании на временное замещение должности (например, на период отпуска или больничного основного сотрудника), а также защищать интересы рабочих, в числе которых страховка от несчастных случаев, пенсии и удлиненные отпуска. Вместо понятия «заемного труда» законом вводится норма, регламентирующая особенности регулирования и организации труда работников, направляемых работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников.
Предусматривается, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) могут частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию. Субъекты малого и среднего предпринимательства, использующие льготный режим налогообложения, не могут выступать в качестве агентств занятости. Законом определяются обязательные требования к аккредитации частных агентств занятости: наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей, наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования и стажа работы в области трудоустройства населения не менее двух лет за последние три года, а также отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики. "Я думаю, его сегодняшнее принятие Государственной Думой в третьем чтении — это хороший подарок трудящимся к 1 мая", — отметил глава комитета Госдумы по труду Андрей Исаев.
В то же время рекрутеры считают, что от принятия закона пострадает не только серый, но и цивилизованный бизнес.
Комментирует генеральный директор кадрового агентства «1000 Кадров» Мария Маргулис:
Услуга предоставления временных сотрудников может быть полезна компаниям для обеспечения сезонных колебаний объемов производства/ продаж, связанных, в том числе, с колебаниями необходимого количества персонала. Так, если компании на сезон (то есть, на какое-то количество недель-месяцев или даже дней) нужны дополнительные рабочие руки, то можно обратиться к провайдеру таких услуг. При этом, добросовестный провайдер отвечает за предварительный поиск, отбор сотрудников, их администрирование и, что важно, замену в случае необходимости в ходе проекта. То есть агентство берет на себя часть, в общем-то, непрофильных для предприятия функций. При этом у агентства реализация такой задачи должна получиться дешевле, поскольку оно, будучи посредником, постоянно работает как с проектами от разных клиентов , так и с разными потоками кандидатов. Важно, чтобы компания-заказчик могла правильно оценить свои затраты в случае самостоятельного решения задачи: сколько стоит кампания по привлечению кандидатов (рекламная кампания, телефонные линии, рабочее время), их отбору (время рекрутеров, секретаря, занятые помещения), администрированию (дополнительная нагрузка на отдел кадров и бухгалтерию). Просчитав правильно свои затраты и сопоставив их со стоимостью услуг агентства, компания может решить, насколько эффективна может быть для нее работа с агентством.
По нашему опыту, очень многие люди по самым разным обстоятельствам готовы работать на временных проектах: будь то работа на какой-то период, подработка или эпизодическая занятость. Это не только студенты, но вполне взрослые граждане: кто-то хочет поработать определенное время, а в мае уехать на дачу, кому-то не хватает зарплаты на постоянном месте, например, для выполнения всех своих обязательств. Для таких кандидатов работа по договорам с агентствами ? действительно хорошая возможность совместить желания и возможности.
Таким образом, возможность оказания услуги по предоставлению временных сотрудников, безусловно, повышает гибкость рынка труда. И, конечно, способствует увеличению занятости.
Надо сказать, что нарушение прав работников в нашей стране допускается не агентствами или компаниями-заказчиками, а просто отдельными работодателями, вне зависимости от их сферы деятельности. И это важный момент, особенно в свете обсуждения допустимости так называемого заемного труда. Я знаю нарушителей в числе как агентств, так и среди их возможных и существующих заказчиков. И с моей точки зрения, законы, в том числе, трудовой и налоговый кодексы, должны выполнять просто все хозяйствующие субъекты, и не нужно выделять кадровые агентства и их клиентов в какую-то отдельную категорию. Также необходимо обратить внимание на повышение финансовой, правовой грамотности среди населения, то есть, тех самых работников. Можно провести простой тест: спросите у своих коллег, знакомых, хотя бы что такое НДФЛ, и кто обязан его и с какой базы платить. Уверена, что ответы вызовут, мягко выражаясь, удивление, при чем вне зависимости от уровня занимаемой должности. Потому что у нас стране получается как: работники (граждане) особенно никому ничего не должны (ибо не ведают), с государства особенно не спросишь. Остается кто? Работодатели, на которых в последние годы все и вешают. Поэтому идея некоторых экспертов о том, чтобы граждане сами платили налоги со своих доходов и хотя бы некоторые взносы во внебюджетные фонды - правильная, поскольку будет повышать ответственность со стороны населения и требовательность к качеству государственных услуг. Последняя версия законопроекта "о запрете заемного труда" (принятая в двух чтениях за один день в Госдуме), видимо, как стало принято после закона о РАН, к счастью для нашего рынка труда, отличается от совершенно одиозной первой. Как выяснилось по ее прочтении, авторам категорически не нравился термин "заемный труд", который данным законом запрещается, чему, кстати, посвящен отдельный пункт. (Как будто кто-то раньше этот неведомый заемный труд разрешил). Поскольку в формулировке разрешаемого "предоставления труда работников" особые отличия от понятия заемного труда не проглядываются, то тут, видимо, каждый будет искать свои смыслы, что, в целом, в нашем законотворчестве не ново. Последний законопроект содержит некоторые новации, очевидно не продуманные с точки зрения их реализации на практике, но это тоже не ново. Важно, что совсем не запретили, а попытались что-то даже регламентировать, насколько хватило способностей с одной стороны, и силы рациональных аргументов ? с другой. Ну, а нашему бизнесу с такими законами работать не впервой.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)