|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ
Душанбе, ООН Женщины, 2012, 176 страниц
|
http://www.unwomen-eeca.org/ru/resursi/?p=1062
Размеры средних пенсий мужчин и женщин
и их соотношения по видам пенсионного обеспечения (2009 г.)
(стр. 35)
|
Размер пенсий, средних сомони
|
Гендерный разрыв в размерах средних пенсий,
сомони
|
Отношение средней пенсии женщин к средней пенсии
мужчин, %
|
мужчины
|
женщины
|
Социальные пенсии
|
66,21
|
44,93
|
21,28
|
67,86
|
По возрасту
|
102,2
|
71,8
|
30,4
|
70,25
|
По случаю потери кормильца
|
110,19
|
102,81
|
7,38
|
93,30
|
За выслугу лет
|
150,36
|
99,88
|
50,48
|
66,43
|
По инвалидности
|
153,17
|
93,83
|
59,34
|
61,26
|
Пособие по беременности и родам по совершенно
понятным причинам является чисто «женским» пособием. Важно,
что размер пособия по законодательству не зависит от стажа
работы, и оно должно выплачиваться в размере полного заработка.
Продолжительность отпуска по беременности и родам
определяется Трудовым кодексом РТ (ст. 164) и составляет 70
календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов
(в случае осложненных родов - 86, а при рождении двух или
более детей - 110). Отпуск по беременности и родам исчисляется
суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от
числа дней, фактически использованных ею до родов.
Таким образом, продолжительность отпуска по беременности
и родам, предоставляемая в рамках национального законодательства
Республики Таджикистан, превышает минимальные стандарты, определяемые
в Конвенции МОТ №103 «Об охране материнства», ратифицированной
Таджикистаном. Согласно этой конвенции, «продолжительность
отпуска по беременности и родам составляет по меньшей мере
12 недель и включает период обязательного послеродового отпуска,
а продолжительность обязательного послеродового отпуска устанавливается
законодательством каждой страны, но ни в коем случае не составляет
менее 6 недель…».
К сожалению, государственная статистика сегодня
не располагает данными даже об общей численности женщин, получивших
данные пособия, не говоря уже о численности занятых женщин,
получивших данные пособия дифференцированно по статусам их
занятости.
Стр. 54.
Основными причинами снижения уровня экономической
активности населения Таджикистана, в том числе и женщин, являются:
- медленное развитие дехканских хозяйств на фоне ликвидации
колхозов и совхозов в сельской местности. Например, с 2004
по 2009 гг. численность занятых в колхозах сократилась более
чем в 5 раз, в совхозах - в 3,4 раза. За тот же период численность
занятых в дехканских хозяйствах выросла только на 33%, а
число дехканских хозяйств - в 1,5 раза и составило на начало
2009 г. 30842 единицы;
- сельское хозяйство является основной сферой приложения
женского труда - в этой отрасли занято около 80% общего
числа работающих женщин. Доля женщин - глав дехканских хозяйств,
составляет, по данным ОРС-2009, лишь 12%;
- массовый возврат из трудовой миграции, в связи с финансовым
кризисом 2008-2010 гг. (например, по данным ОРС-2009 г.,
в связи с финансовым кризисом из трудовой миграции вернулось
более 51тыс. трудовых мигрантов). Часть мигрантов пополнила
ряды безработных и экономически неактивного населения;
- слабое развитие несельскохозяйственных отраслей и отставание
процесса создания новых рабочих мест от темпов прироста
трудовых ресурсов. В качестве иллюстрации отметим, что с
2004 по 2009 г., доля продукции промышленности в составе
ВВП сократилась с 26,7% до 14,2%.
Стр. 58.
Динамика отношения заработной платы женщин к заработной
плате мужчин в странах СНГ, % (стр. 67)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Азербайджан
|
45,4
|
46,5
|
50,8
|
53,2
|
|
Армения
|
57,5
|
59,2
|
60,0
|
|
|
Беларусь
|
79,1
|
78,9
|
88,4
|
73,9
|
|
Казахстан
|
61,1
|
62,3
|
65,8
|
63,8
|
|
Кыргызстан
|
62,5
|
65,8
|
67,3
|
67,3
|
|
Молдова
|
|
79,6
|
77,2
|
76,9
|
|
РФ
|
60,7
|
|
63,1
|
|
65,3
|
Таджикистан
|
52,0
|
55,4
|
56,7
|
59,7
|
|
Украина
|
70,9
|
72,8
|
72,7
|
75,2
|
|
Гендерный состав пенсионеров, получающих
отдельные виды трудовых пенсий по инвалидности (2009 г.) (стр.
126)
|
Численность пенсионеров, состоящих на учете
в органах социальной защиты, чел.
|
Численность пенсионеров-женщин, чел.
|
Доля женщин, %
|
Всего получающих пенсии по инвалидности
|
97091
|
43883
|
45,20
|
инвалиды вследствие трудового увечья
|
1108
|
132
|
11,91
|
инвалиды вследствие профессионального заболевания
|
202
|
78
|
38,61
|
инвалидность вследствие общего заболевания
|
92297
|
43646
|
47,29
|
пенсионеры по инвалидности вследствие военной травмы
|
2532
|
23
|
0,91
|
инвалиды вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской
АЭС
|
952
|
4
|
0,42
|
Гендерный состав учащихся образовательных
учреждений разного уровня в 2009/2010 уч. г. (тыс.чел.) (стр.
139)
|
Учреж-дения общего образо-вания
|
Учреж-дения профессио-нальной школы
|
Учреждения профессионального образования
|
начального профессио-нального
|
среднего профессио-нального
|
высшего профессио-нального
|
Численность учащихся девушек
|
797
|
70
|
3,4
|
20,8
|
45,8
|
Численность учащихся юношей
|
897,2
|
146,4
|
18,6
|
15,8
|
112
|
Доля девушек среди учащихся,%
|
47,0
|
32,3
|
15,5
|
56,8
|
29,0
|
|
Публикация посвящена изучению состояния дел в сфере
социальной защиты прав женщин в Республике Таджикистан на основе
анализа нормативно-правовых документов и статистических данных.
Вопросы обеспечения прав женщин рассмотрены применительно к сферам
труда и занятости, пенсионного обеспечения, защиты материнства,
трудовой миграции. Особое внимание уделено изучению положения наиболее
уязвимых категорий женщин, таких, как трудящиеся женщины-мигранты
и жены трудовых мигрантов, женщины-инвалиды, матери, воспитывающие
детей с ограниченными возможностями, женщины-главы неполных семей,
молодые девушки, женщины, подвергшиеся насилию, женщины, занятые
в неформальном секторе экономики и др.
Содержание
Краткое содержание
Раздел 1. Введение и методология проекта
Логика анализа и изложения
1.1. Социальная политика и социальная защита в условиях посттранзитных
обществ
1.2. Гендер и социальная политика в условиях социального государства
Раздел 2. Законодательные акты высшей юридической силы
в области социальной защиты и социального страхования
2.1. Конституционные гарантии социально-экономических прав граждан
в Республике Таджикистан
2.2. Международные обязательства Республики Таджикистан в области
улучшения положения женщин и защиты их экономических и социальных
прав
Раздел 3. Социальная защита женщин в сфере пенсионного
обеспечения
3.1. Гендерный анализ ситуации в сфере пенсионного обеспечения
в Республике Таджикистан
3.2. Гендерные различия в величине назначенных пенсий
3.3. Гендерный анализ действующего законодательства в сфере пенсионного
обеспечения
3.4. Реформа пенсионного обеспечения
3.5. Гендерный анализ Закона Республики Таджикистан "О страховых
и государственных пенсиях" (№595)
Раздел 4. Социальная защита материнства
4.1. Социальные пособия, предоставляемые в соответствии с Законом
"О государственном социальном страховании"
4.2. Закон Республики Таджикистан "О государственном социальном
страховании"
4.3. Пособия по временной нетрудоспособности
4.4. Пособие по беременности и родам
4.5. Семейные пособия
Раздел 5. Социальная защита женщин в сфере занятости
5.1. Гендерные проблемы занятости и оплаты труда в Республике Таджикистан
5.1.1. Экономическая активность
5.1.2. Занятость
5.1.3. Безработица
5.1.4. Экономически неактивное население
5.1.5. Заработная плата женщин и мужчин
5.2. Социальная защита женщин в сфере труда и занятости
5.2.1. Вопросы социальной защищенности женщин в Трудовом кодексе
Республики Таджикистан
5.2.2. Социальная защита от безработицы
Закон "О содействии занятости населения"
Раздел 6. Социальная защита малоимущего населения
6.1. Оценка уровня бедности населения Таджикистана по различным
критериям
6.2. Закон Республики Таджикистан "О прожиточном минимуме"
(от 19 мая 2009 г. №521)
6.3. Закон Республики Таджикистан "О государственных социальных
стандартах"
Раздел 7. Социальная защита трудящихся-мигрантов и членов
их семей
7.1. Социально-демографический профиль внешней трудовой миграции
7.2. Правовой статус и социальная защита трудящихся мигрантов из
Таджикистана
7.3. Международно-правовые акты, регулирующие статус и права трудящихся-мигрантов
и ратифицированные Республикой Таджикистан
7.3.1. Акты Организации Объединенных Наций
7.3.2. Акты Международной Организации Труда
7.4. Социальная защита трудящихся мигрантов: законодательство Таджикистана
7.5. Правовой статус иностранных работников и трудящихся мигрантов
в Российской Федерации
7.6. Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 г.
7.7. Международно-правовые акты в сфере регулирования международной
трудовой миграции, ратифицированные Российской Федерацией
7.7.1. Акты Организации Объединенных Наций
7.7.2. Акты Международной Организации Труда
7.7.3. Акты международных региональных организаций
7.7.4. Двусторонние акты, регулирующие вопросы трудовой миграции
Раздел 8. Социальная защита наиболее уязвимых категорий
женщин
8.1. Социальная защита женщин-инвалидов
8.2. Пенсионное обеспечение женщин-инвалидов
8.3. Законодательно установленные меры социальной защиты инвалидов,
предусматривающие проведение медико-социальной экспертизы, реабилитацию
инвалидов, обеспечение их жизнедеятельности
8.4. Гарантии занятости женщин-инвалидов
8.5. Матери, воспитывающие детей с ограниченными возможностями
8.6. Молодые девушки
8.7. Женщины-главы неполных семей
8.8. Брошенные жены трудовых мигрантов
8.9. Женщины, подвергшиеся насилию
8.10. Женщины, работающие неформально
Раздел 9. Вместо заключения
Раздел 10. Рекомендации
10.1. Предложения по изменению и развитию социального и трудового
законодательства
10.2. Направления деятельности государства по снижению гендерной
асимметрии в сфере социального страхования и социального обеспечения
и повышению доступности социальных услуг для женщин
10.3. Направления деятельности по повышению информированности женщин
об их правах в сфере социального страхования и социального обслуживания
10.4. Совершенствование государственной гендерной статистики
Список использованной литературы
|