 |
Семейная политика
в Японии |
Над темой номера работала
|
 |
Мария
ВАРЛАМОВА
|
|
Социальные расходы и своевременность принятия
демографических мер в Японии
Расходы Японии по программам общественного благосостояния
достаточно низки: менее 1% ВВП с учетом трансфертов и услуг и 1,5%
ВВП с дополнительным учетом налоговых вычетов, что существенно ниже
социальных расходов на семью в европейских странах, за исключением
Италии (рис. 10). Одно из возможных объяснений – достаточно распространенная
идея об особом типе японского благосостояния (т.н. Japanese welfare
society), согласно которой забота о детях и пожилых традиционно
считается делом семьи. Другое возможное объяснение – экономическая
рецессия, приводящая к невозможности увеличения социальных статей
расходов с учетом приоритетов государственной политики. Правительство
начало активно пропагандировать идею уникальности японской семейной
структуры и минимального вмешательства государства в дела семьи
с началом экономического кризиса в первой половине 1970-х годов.
В 1979 году Либеральная демократическая партия Японии выпустила
доклад, в котором подчеркивались ценность трехпоколенной семьи,
близкой связи между членами семьи и ужасы одинокой старости, и предлагалось
ввести субсидии и налоговые льготы для сохранения расширенной семьи
и увеличения ее доли, сократив остальные статьи расходов. По мнению
авторов доклада, более серьезное вмешательство государства в дела
семьи способно только нарушить существующий баланс11.

Рисунок 10. Государственные расходы на семейные пособия
в % от ВВП и их структура в 2009 году
Источник: Построено по данным OECD Family database
Значительно отличается от европейской и японская структура
распределения социальных расходов на семьи по возрастным группам
детей (рис. 11). На детей в возрасте 0-5 лет выделяется только 14%
бюджета семейных трансфертов, несмотря на то, что данный возраст
принято считать наиболее затратным в расчете на одного ребенка с
точки зрения оказания государственных услуг. Необходимо отметить,
что при уровне социальных расходов Японии конкретная модель распределения
имеющихся средств играет меньшую роль, чем их сумма12.

Рисунок 11. Расределение государственных социальных
расходов по возрастным группам детей в 2007 году13
Источник: Построено по данным OECD Family database
Долгое время семейная политика Японии была в значительной
мере связана с экономическими циклами. С увеличением спроса на женский
труд росло число мест в детских дошкольных учреждениях, правительство
выпускало рекомендации корпоративному сектору по развитию социальных
программ; с началом рецессий государство стремилось переложить ответственность
за семью на плечи населения, уделяя все больше внимания особой модели
японской семьи, критической важности матери в жизни ребенка и негативным
последствиям увеличения женской занятости. При этом ни один из принятых
на современном этапе законопроектов не избежал секвестрования бюджета,
так, первый «AngelPlan» был сокращен почти на 2/3.
Другой причиной низкой эффективности, помимо недостаточного
уровня финансирования, является отставание японского семейного законодательства
в принятии необходимых мер и высокая зависимость решений правительства
от мнения бизнеса. Объединения крупных корпораций блокируют не соответствующие
их интересам законы на этапе их согласования в парламенте, в то
время как малый бизнес отказывается от введения мер по причине их
рекомендательного характера (большинство законов в области корпоративной
семейной политики носят рекомендательный характер или в обязательном
порядке распространяются только на компании с числом сотрудников
более 300 человек).
В начале 1980-х годов Либеральная демократическая партия
Японии выдвинула предложение о введении годового неоплачиваемого
отпуска по уходу за детьми с сохранением трудового стажа и уплатой
социальных выплат за работника компанией. Законопроект получил поддержку
Министерства труда, но был отклонен в связи с мощным сопротивлением
японских деловых кругов. До 1991 года вопрос о введении отпусков
по уходу за ребенком политическими партиями Японии на повестку дня
не выносился, несмотря на положительный международный опыт.
В 2003 году был введен Закон о развитии мер по поддержке
воспитания нового поколения, согласно которому компании должны были
разработать и внедрить политику по социальной поддержке семей с
детьми, в частности системы отпусков по уходу за детьми. По данным
Министерства здравоохранения, труда и благосостояния, в 2008 финансовом
году доля компаний, внедривших правила системы отпусков по уходу
за ребенком составила только 66,4% (99,8% компаний с числом сотрудников
500 и более человек, и только 61,4% компаний с числом от 5 до 29
человек). Компании, в политике которых прописан отпуск по уходу
за заболевшим ребенком, насчитывали менее 50% (94,2% компаний с
численностью сотрудников более 500 человек, 82,9% компаний с численностью
от 100 до 499 человек, 62,6% компаний с численностью от 30 до 99
человек и 41,5% компаний – от 5 до 29 человек)14.
При этом правительство не накладывает никаких санкций на «социально
отстающий» бизнес.
11Lambert P.A.
The Political Economy of Postwar Family Policy in Japan: Economic
Imperatives and Electoral Incentives, Journal of Japanese Studies,
Vol. 33, No. 1 (Winter), pp. 1-28 – 2007, 22.
12 Подробнее о влиянии
отдельных статей социальных расходов в области семейной политики
на рождаемость см. Luci A., Thévenon O. The impact of family
policy packages on fertility trends in developed countries – 2011.
URL: http://hal.archives-ouvertes.fr/docs/00/65/76/03/PDF/LuciThevenon_INEDWP174.pdf
13 К сожалению,
более поздняя международная статистика не доступна.
14 Basic Survey
on Equal Employment, MHLW – 2008
|