|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория
САКЕВИЧ
|
Положение детей в мире в цифрах: важен каждый ребенок
Пресс-релиз Регионального отделения ЮНИСЕФ
для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ
Представляя свой доклад «Положение детей в мире в цифрах»,
ЮНИСЕФ заявляет о том, что за прошедшие 25 лет в деле улучшения
положения 96 миллионов детей, живущих в странах Центральной и Восточной
Европы и Центральной Азии, был достигнут очевидный прогресс, однако
в этой области предстоит решить еще очень многие проблемы.
Директор Регионального отделения ЮНИСЕФ для стран Центральной
и Восточной Европы и СНГ г-жа Мари-Пьер Пуарье отметила, что выход
в свет данного доклада представляет собой первое - из целого ряда
запланированных – мероприятие, которыми ЮНИСЕФ ознаменует 25-ю годовщину
Конвенции о правах ребенка (КПР).
Доклад «Положение детей в мире в цифрах» является главным
источником информационных сведений и статистических данных относительно
благосостояния детей в мире. Начиная с 2014 года, в январе каждого
года будут выходить в свет стандартизированные статистические таблицы,
а в ноябре соответствующего года, в преддверии очередной годовщины
принятия КПР, будет публиковаться пояснительный доклад.
«Нынешний год является идеальным для того, чтобы оценить
масштабы прогресса, достигнутого мировым сообществом в деле реализации
прав детей, а также определить, каким образом мы можем изменить
к лучшему жизнь наиболее уязвимых и изолированных групп детей. Предстоящая
25-я годовщина принятия Конвенции о правах ребенка и приближающийся
срок достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) предоставляют уникальную
возможность пересмотреть принятые нами обязательства в отношении
детей.
Г-жа Пуарьер отметила: «Данные, содержащиеся в докладе
«Положение детей в мире в цифрах» свидетельствуют о сохраняющемся
неравенстве в распределении благ от достигнутого прогресса. Так,
например, коэффициент охвата начальным образованием составляет 96
процентов, или приблизительно 92 миллиона детей в странах Центральной
и Восточной Европы и Центральной Азии. Согласно оценкам, 2,5 миллиона
детей не имеют возможности получить базовое образование, и большую
часть этих детей составляют дети с инвалидностью».
«Нам необходимо выработать новые, инновационные подходы,
с тем чтобы плодами нашей работы смогли воспользоваться наиболее
уязвимые группы детей. Такие подходы должны включать сотрудничество
и обмен накопленными знаниями на национальном и межстрановом уровне,
разработку целевых программ и новых технологий, в особенности таких,
которые будут способствовать сбору качественных данных».
В докладе «Положение детей в мире в цифрах: важен каждый
ребенок» освещается значительный прогресс, достигнутый в регионе
в области здравоохранения, питания и образования детей. Одновременно
в нем говорится и о том, что очень большое число детей в странах
региона выпадает из поля зрения, просто потому что их не видно за
положительными среднестатистическими данными по региону в целом.
В других источниках, таких как Кластерное обследование по многим
показателям с национально-репрезентативной выборкой и анализах,
проведенных в масштабах региона, содержится информация о существующих
неравенствах как внутри отдельных стран, так и между различными
странами региона.
Коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет
с 1990 по 2012 гг. сократился более чем вдвое. Однако основные неравенства
по-прежнему не ликвидированы. К примеру, среди цыганских детей этот
показатель практически в два раза выше среднего.
Была проведена иммунизация более 90 процентов детей
от большинства предотвратимых с помощью вакцин болезней. Но и в
этой области сохраняются неравенства, обусловленные низким охватом
иммунизацией некоторых групп населения: например, в одной стране
региона от кори было привито 94 процента детей. Из числа детей,
не охваченных иммунизацией, 22 процента приходится на детей цыган.
Одновременно в регионе в целом отмечается возрастающий общественный
скептицизм в отношении иммунизации.
Доля детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения
в большинстве стран, как правило, мала. Дети из самых бедных домохозяйств
практически лишены такой возможности. В трех странах доля детей
из беднейших домохозяйств, посещающих дошкольные учреждения, составляет
от 0 до 3 процентов.
По оценкам, полтора миллиона детей с инвалидностью,
занесенных в государственные реестры, посещают «специальные школы».
Вполне вероятно, что 1,2 миллиона зарегистрированных детей-инвалидов,
а также 3,6 миллиона незарегистрированных детей-инвалидов, составляют
бo'льшую часть детей, которые не посещают школу или подвержены риску
бросить школу.
Далее г-жа Пуарье сказала, что сами по себе статистические
данные не могут изменить мир, но они помогают определить потребности
и обеспечить доказательную базу для принятия действий, увеличения
инвестиций и повышения меры ответственности.
«Достоверные статистические данные – основной инструмент,
способствующий реализации прав детей. Это – одна из ключевых сфер
ответственности каждого правительства за создание и поддержание
системы хранения данных, которая должна быть прозрачной, прочной
и надежной, чтобы на основе собранных дезагрегированных данных мы
могли видеть, как далеко продвинулись в деле обеспечения соблюдения
прав ребенка и в каком направлении нам необходимо двигаться дальше.
ЮНИСЕФ оказывает поддержку правительствам стран региона в этой деятельности».
30 января 2014 года
http://www.unicef.org/ceecis/ru/media_25606.html
От себя добавим, что доклад содержит набор таблиц с
индикаторами, характеризующими положение детей и подростков в 14
областях, среди которых питание, здоровье, ВИЧ/СПИД, образование,
экономика, демография, защита прав детей и др. Наиболее важными
показателями детского благополучия, по мнению авторов, являются:
- Достаточный вес
- Использование противомоскитных сеток
- Распространенность разных форм насилия в отношении детей
- Доступ к чистой питьевой воде и санитарные условия
- Наличие системы регистрации рождений
- Охват профилактическими прививками
- Грудное вскармливание в первые 6 месяцев жизни
- Медицинская помощь при воспалении легких и диарее (самые распространенные
причины смерти детей)
- Знание подростками и молодежью путей передачи ВИЧ-инфекции
- Квалифицированная помощь женщине при родах
- Охват начальным и средним образованием
- Уровень грамотности населения
- Детский труд
- Роль СМИ в информировании детей
- Уровень подростковых беременностей.
По большому ряду показателей детского благополучия Россия
выглядит неплохо на мировом фоне (особенно при сравнении с развивающимися
странами). Согласно докладу, например, в нашей стране достигнут
100%-ный охват регистрацией рождений, подавляющему большинству детей
делаются основные прививки, 97% детей имеют доступ к чистой питьевой
воде, 96% детей получают начальное образование, свыше 90% подростков
получают среднее общее образование. Доля родившихся с недостаточным
весом в России невелика – 6%; для сравнения: в Австралии – 7%, в
Японии и США – 8%, в Болгарии и Венгрии - 9%. В среднем в мире 15%
новорожденных имеют недостаточный вес; в ряде развивающихся стран
этот показатель намного выше среднего, например, в Мавритании –
35%, в Пакистане – 32%, в Индии – 28%.
Надо отметить, однако, что в докладе по многим важным
показателям напротив России стоит прочерк, то есть данные отсутствуют
(или их поиск вызвал у авторов затруднения). Может быть, там как
раз и скрыты наши проблемные области.
Доклад на английском языке, а также таблицы в формате
excel можно найти по адресу: http://www.unicef.org/sowc2014/numbers/
|