Возникновение в России государственной статистики
относится ко времени образования министерств в 1802 г. После
воцарения Александра I на российский престол, была осуществлена
коренная реформа всей системы государственного управления
в стране. Главная цель этих преобразований состояла в организации
управления по аналогии с европейскими странами - реорганизация
петровских коллегий в министерства, подчиненные министрам,
которые назначались императором. С целью удобства системы
управления министерства планировалось разделить на департаменты
во главе с директорами и с канцеляриями при них. Все коллегии
и приравненные к ним учреждения должны были распределиться
по министерствам.
Стр. 7.
4 марта 1858 г. было принято решение об устройстве
Центрального статистического комитета (ЦСК) при Министерстве
внутренних дел. Это учреждение по существу было преобразованием
Статистического комитета. ЦСК стал состоять из двух отделов
- статистического и земского, причем задачей последнего объявлялось
"предварительное обсуждение и обработка всех дел по вопросам,
касающимся земско-хозяйственного устройства в Империи".
Председателем Статистического отдела являлся, по положению,
товарищ министра внутренних дел, а в целях обеспечения связи
и единства статистических работ в отдел должны были входить,
в качестве "совещательных членов с правом голоса",
представители других ведомств. Фактически это означало официальное
признание и утверждение, в качестве определяющих начал организации
правительственной статистики, принципов централизации и единства
всех проводимых ею статистических работ и поднятие их до уровня
общегосударственной статистики.
Стр. 38.
Особенностью пореформенной статистики в России
было развитие земской статистики, которая представляет собой
выдающееся явление в истории русской и мировой статистики.
Ее работы имели чрезвычайно большое значение для утверждения
статистики как орудия социального познания, для выработки
наиболее рациональных приемов статистической работы. Огромный
статистический материал, собиравшийся и разрабатывавшийся
земскими статистиками на протяжении трех-четырех десятилетий,
явился надежной фактической основой для глубоких исследований
экономики пореформенной России, в первую очередь русской деревни.
В ходе реформ 1860-х годов в 33 губерниях России были созданы
органы местного самоуправления, получившие наименование земских.
Они были призваны "к ближайшему участию в заведывании
делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой
губернии и каждого уезда". Земства должны были заниматься
народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью
и торговлей, материальной помощью народному образованию и
здравоохранению, почтой, страхованием и т. п. Органами земств
были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз
в год, и губернские и уездные земские управы, непосредственно
ведавшие делами земств, избиравшиеся на трехлетний срок. Деятельности
земств способствовал министр внутренних дел П. А. Валуев (1815-1890).
Стр. 59-60.
Высочайше утвержденная Комиссия для составления
устава об общей воинской повинности высказала, что самым надежным
средством для учета лиц, подлежащих воинской повинности, может
служить всеобщая народная перепись, основывающаяся на учреждении
территориальных волостей и на установлении для всех законной
оседлости. Специальным циркуляром от 5 июля 1873 г. министр
внутренних дел предписал составление посемейных списков для
лиц, внесенных и подлежащих внесению в ревизские сказки, и
циркуляром от 8 февраля 1874 г. эти списки необходимо было
составлять по строго определенной форме.
1 февраля 1874 г. была образована Комиссия под председательством
сенатора А. К. Гирса (1815-1880), на которую было возложено
"составить предположение о мерах, какие могут быть приняты
для ведения в будущее время правильного счета лиц, подлежащих
воинской повинности, и, если будет признано необходимым произвести
для сего общую поголовную перепись всего населения, то определить,
какими способами и каким порядком она должна быть поведена"
(Юбилейный сборник Центрального статистического комитета Министерства
внутренних дел, ч. II, с. 49). Эта комиссия выяснила, как
и кем ведется учет населения в целом, дворянства, духовенства,
городских сословий и сделала вывод о крайне неудовлетворительном
положении дел. Член этой Комиссии от МВД П. П. Семенов считал
единственным средством получить достаточно полные сведения
о населении страны только поведя всенародную перепись, приуроченную
к одному дню. Он представил в Комиссию "Проект положения
о переписи", заключавший в себе 25 статей. Перепись должна
была повторяться каждые 10 лет и производиться в зимние месяцы,
в годы, оканчивающиеся нулем. Инструкции по сбору материалов
должен был составить Статистический совет, а утверждалась
она Министерствами внутренних дел и финансов. Отметим, что
за отказ в предоставлении сведений, требуемых переписью, а
также за представление заведомо неправильной информации предусматривался
штраф от 5 до 30 руб. по приговору мирового судьи. Такой же
штраф налагался и на счетчиков за несоблюдение ими инструкций.
Стр. 64.
|