Rambler's Top100

№ 587 - 588
24 февраля - 9 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Куда перемещается центр роста глобального христианства

Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики

Социальная политика Ирана в исламском контексте

Нефть, рождаемость и эмиграция в арабском мире

Идентичность инокультурных меньшинств и будущее европейской политики

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Нефть, рождаемость и эмиграция в арабском мире

(http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-29325.html По материалам книги: Youssef Courbage, Emmanuel Todd. A Convergence of Civilizations: The Transformation of Muslim Societies Around the World. 2011).

Демографические изменения случились в арабском мире позже, чем в Азии и Латинской Америке. Традиционным, но не очень удовлетворительным объяснением является более медленные темпы распространения грамотности. В любом случае необходимо найти объяснение тому, почему арабский мир целиком, вне зависимости от уровня грамотности, вошел в период резких демографических изменений, которые произошли в рекордно короткий исторический срок.

Парадоксально, более продвинутые страны – Иордания и Сирия, пережили демографическую революцию несколько позже, чем менее продвинутые Тунис и Марокко. В реальности, две последние вступили в эпоху изменений в 1965 и в 1975 годах.

Арабские экономики, больше чем любые другие, основаны на добыче природных ресурсов. Не во всех арабских странах добывается нефть, но нефть “орошает” все арабские экономики – от богатейших до беднейших. И это богатство делает возможным растить любое количество детей – независимо от дохода, который приносит семье работа. Высокий уровень нефтяного богатства на первом этапе, нейтрализовал обычные силы, которые порождают демографический переход: уровень образования, снижение смертности, урбанизация, развитие индустриальной и сервисной экономики и упадок сельского хозяйства. На следующем этапе, резкое снижение нефтяных доходов подорвало ресурсы семьи по всему арабскому миру и привело к беспрецедентному снижению рождаемости.

Снижение рождаемости затронуло 2/3 арабских стран и распространялось с юга на север – от Аравийского полуострова. Всем известно, что Саудовская Аравия и нефтедобывающие эмираты посеяли семена религиозного консерватизма и мусульманского фундаментализма. Побочным продуктом этого стала демографическая модернизация, навязанная арабам тем, что с 70-х годов все они зависели от нефтяного дохода. Египет, демографический и культурный гигант региона, был оттеснен на второй план. От короля Фарука до Насера Египет был «арабской моделью».

Египет устанавливал моду. «Египетский» язык доминировал везде – даже в таких отдаленных местах, как Марокко. Через прессу, мыльные оперы и кино Египет распространял определенный образ современной арабской женщины, и она не была отягощена стадом детей. Исламизм был очень редок и ограничивался несколькими сектами. Первая египетская демографическая революция, однако, была прервана смертью Насера в 1970. Она канула в лету вместе с идеологией пан-арабизма и нассеризма, который и был «современной арабской идеологией».

После войны 1973 года и увеличения цен на нефть в 4 раза маргинальные страны – Саудовская Аравия и деспотии Залива превратились в региональные державы. Исламизм заменил арабизм в качестве идеологии. Несмотря на свой размер и значение Египет скатился в ряды второсортных государств, зависящих от нефтяного дохода Аравийского полуострова – через репатриацию доходов миллионами египетских иностранных рабочих, которые теперь гнут спины на арабских шейхов. Этот период нефтяного богатства сделал демографические приспособления в арабском мире «излишними».

Но. Между 1985 и 1989 годами объем доходов, получаемых ОАЭ и Бахрейном от нефтяного экспорта сократился наполовину, Кувейта – на 75% и Саудовской Аравией – на 87% (и именно в ней работало и работает наибольшее количество эмигрантов из других арабских государств). Снижение цен на нефть привело к коллапсу нефтяных экономик и трансформировало до того неизменную демографию. Соответственное снижение рождаемости в этот период выглядит так: в Саудовской Аравии с 8,3 детей на женщину до 6,5, Оман – с 8,7 до 6,65, Ирак – с 7,3 до 5,2.

Процесс прост, даже примитивен: Рождаемость остается высокой, пока цены на нефть достаточны, чтобы поддержать такой уровень, и она снижается, как только экономика перестает быть зависимой от нефти.

В некоторых странах падение нефтяного дохода по времени совпало с пересечением порога грамотности – то есть, грамотность среди женщин превысила 50%.В Египте это произошло в 1988, в Алжире в 1981, в Саудовской Аравии в 1975.

Весьма интересным примером представляется одна из наименее развитых арабских стран – Марокко. Странным образом, снижение рождаемости там также было связано с выходом из сырьевой экономики. Марокканская модель была основана на экспорте не нефти, а фосфатов. Несмотря на усилия короля Хассана II по введению демографического контроля, рождаемость увеличилась с 7,2 до 7,4 с 1966 по 1973. В этот же период цены на фосфаты утроились. Но в 1975 году государство утратило основной источник дохода – экспорт фосфатов, и , одновременно, начались боевые действия в Западной Сахаре. В результате рождаемость сократилась к 1977 до 5,9. На десять лет раньше чем в других арабских странах, в Марокко начался процесс вовлечения женщин на рынок труда. С 1960 по 1995 количество работающих женщин увеличилось в 4 раза (с 10% до 37%). Неизбежным следствием стало ослабление семейных и клановых связей и новые ограничения на уровень рождаемости.

В соседнем Тунисе уровень рождаемости идентичен (2,02) уровню рождаемости во Франции (2,01). Рождаемость в Марокко продолжает снижаться и достигнет уровня Туниса в течение ближайших 5 лет. Алжир никогда не был простой страной. В 2000 рождаемость там была 2,38 затем несколько поднялась – возможно, из-за улучшившейся ситуации в области безопасности, а также из-за роста цен на нефть.

Дополнительным и важным элементом, влияющим на демографическую картину в Магрибе, являются сильные культурные связи с Францией. Запад, несомненно, оставил сильный отпечаток на магрибском характере – его можно увидеть в прессе, в системе образования и в привилегированном положении европейских языков, в особенности французского. Магрибские диаспоры во Франции, Бельгии, Германии и Нидерландах являются прямыми европейскими культурными агентами, влияние которых ускоряет демографическое изменение в странах исхода.

Если первое поколение иммигрантов жило в мире неограниченной рождаемости, то уже следующее принесло в Магриб идеал атомизированной семьи. Небольшие расстояния, снижения цен на связь и транспорт имели стимулирующий эффект. По иронии судьбы, в то же время, когда Европа встревожена исламизацией, которую несут с собой мигранты, мало кто обращает внимание на тот культурный шок, который переживает Магриб, чья культура был трансформирована иммиграцией в Европу. В случае Алжира, где модернизация мышления привела к смертоносному исламистскому кризису, за историческую акселерацию, порожденную взаимодействием с Францией, пришлось заплатить очень высокую цену.

Эмиграция, таким образом, представляется капитальным элементом в понимании индикаторов рождаемости, которые не зависят исключительно от образовательных или экономических факторов. При этом не следует забывать о направлениях эмиграции. Египет – один из основных источников эмиграции в современно мире, но массовая эмиграция не привела к изменению паттернов мышления или акселерации демографического изменения. Египетские эмигранты, в массе своей, устремлялись на Аравийский полуостров. Это в свою очередь привело к «ваххабизации разума», от которой страдали и страдают возвращавшиеся в Египет из Саудовской Аравии искатели заработков. Между 1975 и 1985 Саудовская Аравия и другие страны Залива стали главными факторами, стоявшими за возрождением традиционализма в египетском обществе.

Практика перевода денег иммигрантами на родину характерна и для Магриба, и для Египта – но она имела в двух этих случаях противоположный эффект. Для Магриба контакт с эмигрантами способствовал ускорению демографического перехода, в случае Египта, он привел к его замедлению.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.