|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Нефть, рождаемость и эмиграция в арабском мире
(http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-29325.html
По материалам книги: Youssef Courbage, Emmanuel Todd. A Convergence
of Civilizations: The Transformation of Muslim Societies Around
the World. 2011).
Демографические изменения случились в арабском мире
позже, чем в Азии и Латинской Америке. Традиционным, но не очень
удовлетворительным объяснением является более медленные темпы распространения
грамотности. В любом случае необходимо найти объяснение тому, почему
арабский мир целиком, вне зависимости от уровня грамотности, вошел
в период резких демографических изменений, которые произошли в рекордно
короткий исторический срок.
Парадоксально, более продвинутые страны – Иордания и Сирия, пережили
демографическую революцию несколько позже, чем менее продвинутые
Тунис и Марокко. В реальности, две последние вступили в эпоху изменений
в 1965 и в 1975 годах.
Арабские экономики, больше чем любые другие, основаны на добыче
природных ресурсов. Не во всех арабских странах добывается нефть,
но нефть “орошает” все арабские экономики – от богатейших до беднейших.
И это богатство делает возможным растить любое количество детей
– независимо от дохода, который приносит семье работа. Высокий уровень
нефтяного богатства на первом этапе, нейтрализовал обычные силы,
которые порождают демографический переход: уровень образования,
снижение смертности, урбанизация, развитие индустриальной и сервисной
экономики и упадок сельского хозяйства. На следующем этапе, резкое
снижение нефтяных доходов подорвало ресурсы семьи по всему арабскому
миру и привело к беспрецедентному снижению рождаемости.
Снижение рождаемости затронуло 2/3 арабских стран и распространялось
с юга на север – от Аравийского полуострова. Всем известно, что
Саудовская Аравия и нефтедобывающие эмираты посеяли семена религиозного
консерватизма и мусульманского фундаментализма. Побочным продуктом
этого стала демографическая модернизация, навязанная арабам тем,
что с 70-х годов все они зависели от нефтяного дохода. Египет, демографический
и культурный гигант региона, был оттеснен на второй план. От короля
Фарука до Насера Египет был «арабской моделью».
Египет устанавливал моду. «Египетский» язык доминировал везде –
даже в таких отдаленных местах, как Марокко. Через прессу, мыльные
оперы и кино Египет распространял определенный образ современной
арабской женщины, и она не была отягощена стадом детей. Исламизм
был очень редок и ограничивался несколькими сектами. Первая египетская
демографическая революция, однако, была прервана смертью Насера
в 1970. Она канула в лету вместе с идеологией пан-арабизма и нассеризма,
который и был «современной арабской идеологией».
После войны 1973 года и увеличения цен на нефть в 4 раза маргинальные
страны – Саудовская Аравия и деспотии Залива превратились в региональные
державы. Исламизм заменил арабизм в качестве идеологии. Несмотря
на свой размер и значение Египет скатился в ряды второсортных государств,
зависящих от нефтяного дохода Аравийского полуострова – через репатриацию
доходов миллионами египетских иностранных рабочих, которые теперь
гнут спины на арабских шейхов. Этот период нефтяного богатства сделал
демографические приспособления в арабском мире «излишними».
Но. Между 1985 и 1989 годами объем доходов, получаемых ОАЭ и Бахрейном
от нефтяного экспорта сократился наполовину, Кувейта – на 75% и
Саудовской Аравией – на 87% (и именно в ней работало и работает
наибольшее количество эмигрантов из других арабских государств).
Снижение цен на нефть привело к коллапсу нефтяных экономик и трансформировало
до того неизменную демографию. Соответственное снижение рождаемости
в этот период выглядит так: в Саудовской Аравии с 8,3 детей на женщину
до 6,5, Оман – с 8,7 до 6,65, Ирак – с 7,3 до 5,2.
Процесс прост, даже примитивен: Рождаемость остается высокой, пока
цены на нефть достаточны, чтобы поддержать такой уровень, и она
снижается, как только экономика перестает быть зависимой от нефти.
В некоторых странах падение нефтяного дохода по времени совпало
с пересечением порога грамотности – то есть, грамотность среди женщин
превысила 50%.В Египте это произошло в 1988, в Алжире в 1981, в
Саудовской Аравии в 1975.
Весьма интересным примером представляется одна из наименее развитых
арабских стран – Марокко. Странным образом, снижение рождаемости
там также было связано с выходом из сырьевой экономики. Марокканская
модель была основана на экспорте не нефти, а фосфатов. Несмотря
на усилия короля Хассана II по введению демографического контроля,
рождаемость увеличилась с 7,2 до 7,4 с 1966 по 1973. В этот же период
цены на фосфаты утроились. Но в 1975 году государство утратило основной
источник дохода – экспорт фосфатов, и , одновременно, начались боевые
действия в Западной Сахаре. В результате рождаемость сократилась
к 1977 до 5,9. На десять лет раньше чем в других арабских странах,
в Марокко начался процесс вовлечения женщин на рынок труда. С 1960
по 1995 количество работающих женщин увеличилось в 4 раза (с 10%
до 37%). Неизбежным следствием стало ослабление семейных и клановых
связей и новые ограничения на уровень рождаемости.
В соседнем Тунисе уровень рождаемости идентичен (2,02) уровню рождаемости
во Франции (2,01). Рождаемость в Марокко продолжает снижаться и
достигнет уровня Туниса в течение ближайших 5 лет. Алжир никогда
не был простой страной. В 2000 рождаемость там была 2,38 затем несколько
поднялась – возможно, из-за улучшившейся ситуации в области безопасности,
а также из-за роста цен на нефть.
Дополнительным и важным элементом, влияющим на демографическую
картину в Магрибе, являются сильные культурные связи с Францией.
Запад, несомненно, оставил сильный отпечаток на магрибском характере
– его можно увидеть в прессе, в системе образования и в привилегированном
положении европейских языков, в особенности французского. Магрибские
диаспоры во Франции, Бельгии, Германии и Нидерландах являются прямыми
европейскими культурными агентами, влияние которых ускоряет демографическое
изменение в странах исхода.
Если первое поколение иммигрантов жило в мире неограниченной рождаемости,
то уже следующее принесло в Магриб идеал атомизированной семьи.
Небольшие расстояния, снижения цен на связь и транспорт имели стимулирующий
эффект. По иронии судьбы, в то же время, когда Европа встревожена
исламизацией, которую несут с собой мигранты, мало кто обращает
внимание на тот культурный шок, который переживает Магриб, чья культура
был трансформирована иммиграцией в Европу. В случае Алжира, где
модернизация мышления привела к смертоносному исламистскому кризису,
за историческую акселерацию, порожденную взаимодействием с Францией,
пришлось заплатить очень высокую цену.
Эмиграция, таким образом, представляется капитальным элементом
в понимании индикаторов рождаемости, которые не зависят исключительно
от образовательных или экономических факторов. При этом не следует
забывать о направлениях эмиграции. Египет – один из основных источников
эмиграции в современно мире, но массовая эмиграция не привела к
изменению паттернов мышления или акселерации демографического изменения.
Египетские эмигранты, в массе своей, устремлялись на Аравийский
полуостров. Это в свою очередь привело к «ваххабизации разума»,
от которой страдали и страдают возвращавшиеся в Египет из Саудовской
Аравии искатели заработков. Между 1975 и 1985 Саудовская Аравия
и другие страны Залива стали главными факторами, стоявшими за возрождением
традиционализма в египетском обществе.
Практика перевода денег иммигрантами на родину характерна и для
Магриба, и для Египта – но она имела в двух этих случаях противоположный
эффект. Для Магриба контакт с эмигрантами способствовал ускорению
демографического перехода, в случае Египта, он привел к его замедлению.
|