Rambler's Top100

№ 579 - 580
16 - 31 декабря 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

История переписей населения в России

Семья и человеческое развитие. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан

Казахстан. Обзор системы здравоохранения: время перемен

Demographic Yearbook 2012

Что такое этническая дискриминация и что с ней можно сделать

По страницам журналов «Социальные аспекты здоровья населения» и «Экономика и организация промышленного производства (ЭКО)»

Содержание журнала «Gender and Development»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Александр Кацага,
Максут Кульжанов,
Marina Karanikolos,
Bernd Rechel

КАЗАХСТАН

Обзор системы здравоохранения: время перемен

Том 14 № 4 2012

ВОЗ, 2012, 211 страниц

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/181579/e96451-Rus.pdf

Показатели продолжительности жизни и смертности от всех причин, 1990–2009 гг., выборочные годы (стр. 8)

 

1990

1995

2000

2005

2009

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины (лет)

63,8

59,7

60,2

60,3

63,6

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины (лет)

73,1

70,4

71,1

71,8

73,5

Смертность (стандартизованный коэффициент смертности), мужчины (на 100000 мужского населения)

1606

2103

2072

2058

1677

Смертность (стандартизованный коэффициент смертности), женщины (на 100000 мужского населения)

888

1107

1038

1086

929

В настоящий момент в стране представлены три основных типа медицинских организаций разного уровня самостоятельности:

  • государственные учреждения – государственные медицинские организации, полностью финансируемые за счет государственных средств. Они не могут самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами и предоставлять платные услуги. Государственными учреждениями являются, как правило, больницы, оказывающие лечение социально значимых заболеваний (например, ТБ), и психоневрологические диспансеры;
  • государственные предприятия – государственные медицинские организации, которые получают финансирование в соответствии с контрактами, заключенными с единым плательщиком, по объему предоставленных услуг (в случае больниц и амбулаторных организаций) или на основе подушевого норматива (для организаций ПМСП). Предприятия наделены некоторой самостоятельностью в управлении своими финансовыми ресурсами и имеют право оказывать платные услуги. Статус государственных предприятий имеют в основном больницы общего профиля, организации ПМСП и диагностические центры;
  • государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, как и государственные предприятия, получают финансирование в соответствии контрактами, заключенными с единым плательщиком, по объему предоставленных услуг (в случае больниц и специализированных амбулаторных клиник) или по подушевому нормативу (для организаций ПМСП). Однако в отличие от них, государственные предприятия на праве хозяйственного ведения имеют больше самостоятельности в распоряжении внутренними ресурсами, используют более гибкую схему оплаты труда персонала в пределах установленного максимального уровня, утверждаемого финансирующим органом (единым плательщиком).

Стр. 26.

Государственные расходы на здравоохранение, 2003–2010 гг. (стр. 57)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общие государственные расходы на здравоохранение (млрд тенге)

92,9

134,7

191,4

235,5

315,4

378,1

466,8

569,7

Расходы областных бюджетов (млрд тенге)

71,7

102,5

130,3

147,3

201,9

251,3

276,9

185,6

Доля областных расходов в общих государственных расходах, %

77,2

76,1

68,1

62,5

64,0

66,5

60,2

32,9

Расходы Республиканского бюджета (млрд тенге)

19,1

29,3

57,2

83,8

107,6

120,4

183,3

378,1

Доля расходов Республиканского бюджета в общих государственных расходах, %

20,6

21,8

29,9

35,6

34,1

31,8

39,8

67,1

Ведомственные системы здравоохранения (млрд тенге)

2,1

2,9

3,9

4,4

5,9

6,4

6,6

6,0

Доля расходов ведомственных систем здравоохранения в общих государственных расходах, %

2,3

2,2

2,0

1,9

1,9

1,7

1,4

1,1

Расходы на ГОБМП (Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи) (млрд тенге)

64,8

90,4

118,5

134,9

195,3

226,7

273,1

354,2

Доля ГОБМП в общих государственных расходах, %

69,7

67,1

61,9

57,3

61,9

60,0

59,5

62,2

Расходы населения на платное медицинское обслуживание, 2010 г., в расчете на душу населения (в тенге) (стр. 68)

Акмолинская

1929

Актюбинская

3957

Алматинская

2500

Атырауская

2261

Восточно-Казахстанская

2450

Жамбылская

1924

Западно-Казахстанская

2254

Карагандинская

3720

Костанайская

3179

Кызылординская

2295

Мангыстауская

6619

Павлодарская

3575

Северо-Казахстанская

2048

Южно-Казахстанская

1657

г. Алматы

6185

г. Астана

10424

Республика Казахстан

3154

Цели Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года в сфере здравоохранения (стр. 142)


К 2015 году

К 2020 году

Основные показатели здоровья

Ожидаемая продолжительность жизни населения увеличится

до 69 лет

до 72 лет

Материнская смертность снизится

в 1,5 раза

в 2 раза

Младенческая смертность снизится

в 1,5 раза

в 2 раза

Смертность снизится

на 15%

на 30%

Заболеваемость туберкулезом снизится

на 10%

на 20%

Финансирование и управление в здравоохранении

Внедрена система свободного выбора врача и медицинской организации

X


Созданы равные условия для граждан республики в получении медицинских услуг в рамках ГОБМП независимо от места проживания

X


Снижен уровень частных неформальных платежей населения

X


Внедрен механизм софинансирования

X


Разработана система оценки эффективности инвестиций в здравоохранение

X


Внедрена эффективная тарифная политика

X


Созданы эффективные системы финансирования здравоохранения и оплаты поставщиков медицинских услуг


X

Создана современная система управления здравоохранением


X

Внедрены новые механизмы повышения солидарной ответственности граждан за свое здоровье


X

Предоставление медицинских услуг

30% всех медицинских услуг амбулаторного сектора в рамках ПМСП предоставляются врачами общей практики

X


Стационарную помощь оказывают в основном многопрофильные больницы


X

Уровень расходов на ПМСП доведен до 40% от общего объема средств, выделяемых на ГОБМП

X


Основные показатели работы организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь (оборот койки, средняя продолжительность пребывания в стационаре и др.), соответствуют международным стандартам эффективности


X

Доступность и качество ЛС

Повышена доступность ЛС и изделий медицинского назначения, используемых для оказания ГОБМП, особенно в сельской местности

X


Внедрено государственное регулирование цен на ЛС, закупаемые государственными организациями здравоохранения

X


Внедрена эффективная система обеспечения ЛС и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП


X

Сфера здорового образа жизни

Охват граждан, занимающихся физической культурой и спортом, увеличен

до 25%

дo 30%

Охват детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, увеличен

до 12%

дo 15%

Табакокурение, наркомания и злоупотребление алкоголем среди населения снижены

на 15%


Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения: время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются, так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений и примеров. Этот формат периодически пересматривается.

Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:

  • подробно изучить различные методы организации, финансирования и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников систем здравоохранения;
  • описать организационную структуру, а также процессы подготовки и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
  • обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения, а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
  • предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена опытом по стратегии их реформ;
  • помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.

Составление обзоров сопряжено с рядом методологических трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой базы данных количественные показатели приходится получать из разных источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы статистики, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются между собой.

Наряду с преимуществами составление обзоров в едином формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать, как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры "Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать для сравнительного анализа систем здравоохранения.

Данный обзор посвящен Казахстану и характеризует ситуацию, сложившуюся в октябре 2011 года, если не оговаривается иное.

Содержание

Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц, рисунков и вставок
Аннотация
Основные положения

1. Введение

1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения

2. Организационная структура и управление

2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Планирование
2.6 Межсекторальный подход
2.7 Информационные системы управления
2.8 Регулирование
2.9 Права пациентов

3. Финансирование

3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.3 Источники финансирования и финансовые потоки
3.4 Консолидация финансовых средств
3.5 Закупка медицинских услуг и взаимоотношения между покупателями и поставщиками
3.6 Механизмы оплаты

4. Материальные и кадровые ресурсы

5. Предоставление медицинских услуг

5.1 Общественное здравоохранение
5.2 Первичная медико-санитарная/амбулаторная помощь
5.3 Специализированная амбулаторная/стационарная
5.4 Скорая медицинская помощь
5.5 Медикаментозная помощь
5.6 Реабилитационная и долговременная помощь
5.7 Паллиативная помощь
5.8 Охрана психического здоровья
5.9 Стоматологическая помощь
5.10 Альтернативная/дополнительная медицина

6. Основные реформы здравоохранения

6.1 Анализ последних реформ
6.2 Перспективы развития

7. Оценка системы здравоохранения

7.1 Задачи системы здравоохранения
7.2 Система финансовой защиты
7.4 Показатели здоровья населения
7.5 Справедливость в предоставлении медицинской помощи
7.6 Эффективность системы здравоохранения
7.7 Прозрачность и подотчетность

8. Заключение

9. Приложения

9.1 Библиография
9.2 Полезные веб-ресурсы
9.3 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
9.4 Проверка и рецензирование обзоров
9.5 Сведения об авторах

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.