21 октября исполняется ровно три года, как Москвой руководит Сергей Собянин. За это время столица сильно изменилась. Прекращены многомиллиардные офисные стройки — их место заняли дорогие инфраструктурные проекты. В городе проходят многотысячные акции оппозиции, а вместо политического назначенца Москвой с 8 сентября впервые за десять лет руководит избранный мэр. Сергей Собянин рассказал Александру Габуеву и Елизавете Сурначевой о результатах своей трехлетней работы и о том, как он намерен дальше решать проблемы города, в котором живет 8% населения РФ и производится 18% ВВП.
"Не вижу ни одной причины, зачем нам осаживать тут мигрантов" После убийства в Бирюлево в городе произошли самые масштабные за последние три года националистические погромы. Главной причиной вы называете обилие нелегальных мигрантов в некоторых районах города. По данным всех соцопросов, ту же проблему считают ключевой и сами москвичи. В чем вы видите решение?
Есть несколько направлений борьбы со всем этим. Первый вариант - это работа правоохранительных органов, ФМС. Второй касается региональных властей. Это создание соответствующей инфраструктуры. Чтобы вместо открытых рынков были нормальные магазины, вместо таких овощных баз, которые используют огромное количество ручного труда, - более автоматизированные предприятия. И расположенные не в черте города, а за городом. Что мы и делаем.
Проблема заключается не только в жесткости законов и наказаний - это одна сторона медали. Другая сторона в том, что мигранты экономически выгодны. Это самое главное. Они не платят страховых взносов, отчислений в Пенсионный фонд, медицинскую страховку. А это 35-40% фонда оплаты труда. Плюс сама заработная плата выплачивается вчерную, подоходный налог не платится. Плюс там ненормированный рабочий день. Нанимать мигрантов становится на порядок выгоднее, чем граждан России, и есть большой соблазн брать именно их. Кроме того, мы живем в уникальном пространстве под названием СНГ, где каждый гражданин может приехать в Россию на три месяца без всякой визы и делать здесь что хочет. Вы выступаете за введение визового режима со странами СНГ?
В принципе я считаю, что надо вводить визовый режим. Но я также отчетливо понимаю, что подобная мера разорвет пространство СНГ и в значительной степени разрушит экономические связи. Это непростые решения, связанные с международной политикой, экономикой. Есть минусы геополитического порядка. Но тем не менее я считаю, что надо двигаться в направлении более жесткого регулирования въезда-выезда. Принят закон о въезде по заграничным паспортам. Это правильное решение. Считаю, что пересечение границы должно фиксироваться в электронном виде. Должна быть единая информационная база пограничников, таможни, ФМС, чтобы они работали в более цивилизованном пространстве. Сегодня же получается, что каждый сам по себе. Потребуются ли тогда изменения нынешней системы привлечения мигрантов, в которой главным инструментом регулирования является выделение квот?
Сам принцип принятия на работу по квотам тоже должен меняться. Квотами и распределением между предприятиями должны заниматься не правительство и не Роструд, а регионы. Сейчас получается, что квоты мы отдаем федеральным органам, потом эти квоты получают предприятия, которые вообще на них не заявлялись. Механизм какой-то рыхлый. Мне кажется, его надо сделать жестче - и больше доверять регионам. Потому что мы заинтересованы в том, чтобы наводить порядок не в меньшей степени, чем федеральные власти, а может, и в большей. А вам, как мэру, хватает инструментов для регулирования миграционных потоков? Москва - это почти 20% ВВП, почти 10% населения, естественная точка притяжения мигрантов. Может, в столице нужен режим в отношениях с мигрантами, отличный от общефедерального?
Теоретически было бы неплохо иметь особый режим. Но в Москве проживает 500-600 тыс. мигрантов, а рядом, в Московской области, проживает около 2 млн. Как мы введем особый режим? Если же вводить особый режим для Москвы и Московской области - это вполне возможно. Но еще раз говорю: мы живем в едином экономическом пространстве и внутри страны, и в границах СНГ. Очень сложно рисовать какие-то границы внутри страны, да и по периметру очень сложно. Что делать с теми мигрантами, кто относительно долгое время пребывает на территории России? У них тут уже семьи, дети. Следует ли их интегрировать? И если да, то как?
Я против тотальной интеграции. Если кого-то интегрировать, то все-таки выходцев из стран более подходящего культурного ареала с точки зрения языка, истории. Это могут быть люди с Украины, из Белоруссии. А людей из Средней Азии адаптировать очень сложно. Многие из них, особенно молодежь, уже и по-русски не говорят толком. Я не вижу ни одной причины, зачем нам осаживать тут мигрантов. Значит ли это, что вы будете выдавливать мигрантов? Например, искусственно создавая условия, когда их доступ к образовательным и медицинским услугам будет ограничен?
Мы ничего такого искусственно не делаем, ничего не ограничиваем. Но и политику по привлечению мигрантов мы не проводим: не приглашаем их семьи, не пытаемся их расселить здесь, не пытаемся их трудоустроить, не пытаемся выделить им места в детских садах. Я считаю, что этого делать не нужно. Это опасная тенденция, которая ни к чему хорошему не приведет. Так мы точно половину Средней Азии здесь соберем. Зачем это Москве? У нас и так динамика роста населения ежегодно 60-70 тыс. человек. А рабочих рук хватит? Демографическая ситуация в целом по России неблагоприятная, производительность труда крайне низкая, а город растет. Кто работать-то будет?
Во-первых, производительность труда растет и должна и дальше расти. Во-вторых, у нас достаточно безработных внутри России. Надо создавать экономические стимулы, чтобы на работу принимали российских граждан. Не только москвичей - их, к сожалению, не хватит, чтобы восполнить дефицит рабочей силы. Но есть люди в других регионах - во Владимире, Ярославле, других регионах Центрального федерального округа. Надо создавать стимулы, чтобы в первую очередь шли на работу люди из этих регионов. И надо дестимулировать трудовую миграцию.
Вы уверены, что в российской глубинке есть свободные рабочие руки в достаточном количестве и нужного качества? Пока что был один эксперимент по замене мигрантов в городском хозяйстве гражданами РФ - в Кронштадте. Мы о нем писали: результаты там, мягко говоря, неоднозначные ("Власть" писала о кронштадтском эксперименте в материале "Много пили, дрались и философствовали" в №37 от 23 сентября).
Это непростые вещи, но мы тем не менее идем по этому пути. Начали создание государственного учреждения по эксплуатации дорог. Сегодня 60% магистральных дорог убирается этим ГУ, и там нет ни одного мигранта из Средней Азии. Это был тяжелый процесс - подобрать людей, создать коллектив, но мы это сделали в течение полутора лет. Аналогичные дорожные предприятия были созданы во всех административных округах. Там ситуация сложнее, но тем не менее они тоже выполняют 30-40% объема работ, и на них тоже нет мигрантов из-за рубежа. А в худшем случае если мигранты есть, то это белорусы, отчасти Украина. Сейчас мы начали создавать такие же учреждения по эксплуатации жилищного фонда, приняли постановление правительства о проведении эксперимента в девяти районах Москвы. В каждом административном округе взяли по одному району, и на базе ДЕЗов создаем государственные бюджетные учреждения. И также даем им установки, чтобы они не принимали мигрантов на работу. И эта практика позволит городскому хозяйству обойтись без мигрантов?
В первый период времени придется нанимать какое-то количество мигрантов. Но, во-первых, это будет небольшое количество, а во-вторых - легально. Проблема, которую вы назвали, действительно актуальна. Не все люди, которые приезжают из других регионов, являются самыми лучшими работниками. Попадаются люди, любящие алкоголь, периодически ворующие, грабящие технику. Проблем много. Но я считаю, что, если наладить эту ситуацию, эффект будет позитивным. Люди будут получать легальную зарплату, легально платить налоги, возникнет костяк профессионалов, которые занимаются эксплуатацией жилфонда. В этой сфере работает около 50 тыс. человек. Если создать 50 тыс. легальных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, подобрать профессиональных людей, в целом для города это хорошо - и с точки зрения качества эксплуатации жилья, и с точки зрения налогов, и с точки зрения правопорядка.
Снизят ли меры по выдавливанию зарубежных мигрантов этническую напряженность в Москве? Ведь многие москвичи не делают разницы между мигрантами и выходцами с Северного Кавказа, которые такие же граждане РФ и пользуются в столице тем же набором прав, что и все остальные россияне.
Это самый сложный вопрос. Мы живем в одной стране и имеем одинаковые права. Москва не закрытый город. Жители республик Северного Кавказа могут спокойно приезжать, уезжать, регистрироваться, покупать собственность. Поэтому решение вопросов, связанных с внутрироссийской миграцией, особенно миграцией с Кавказа, наиболее сложно. Когда граждане требуют навести порядок с миграцией, я думаю, что 60% подразумевают не иностранцев, а наших собственных граждан из южных республик. Часть этих людей полностью адаптированы и даже входят в элиту общества. А часть ведет себя по-хамски, многие из них занимаются преступным промыслом. Это вызывает крайнее раздражение. Как вы будете решать проблему?
Во-первых, как я уже сказал, мы будем менять инфраструктуру: закрывать или перепрофилировать рынки, палатки, торговые базы, где сейчас работают неквалифицированные выходцы с того же Кавказа. С другой стороны, считаю, что правоохранительные органы должны целевым образом заниматься этнической преступностью. Впервые за последние годы в ГУВД создано специальное подразделение по этнической преступности, сегодня раскрываются десятки преступных групп, возбуждаются уголовные дела. Это надо делать последовательно и жестко, другого варианта нет.
<…>
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)