Старшинов: Большей терпимости к мигрантам, чем в РФ, придумать нельзя
На этой неделе Владимир Путин подписал закон об ответственности глав муниципальных образований за межнациональные конфликты. О том, как нововведение отразится на жизни россиян, АиФ.ru рассказал один из разработчиков закона.
Впервые об ответственности глав муниципальных образований заговорили в 2012 году. Никто не знает, как долго принимался бы этот закон, если бы не события в Бирюлёво. Открытый протест граждан против заполонивших район мигрантов заставил власти действовать. 15 октября ГД сразу во втором и третьем чтении одобрила законопроект, Совет Федерации сработал тоже оперативно. Однако даст ли это нововведение ожидаемый эффект? Об этом и многом другом АиФ.ru рассказал первый заместитель председателя Комитета ГД по делам национальностей Михаил Старшинов.
Наталья Кожина: Михаил Евгеньевич, президент подписал закон, предусматривающий ответственность глав муниципальных образований за межнациональные конфликты. Как вы думаете, поможет ли он реально разрешать ситуации, подобные тем, что произошла в Бирюлёво? Михаил Евгеньевич: Насколько закон будет эффективен, сказать сложно, потому что эти проблемы очень многогранны. Не существует одного закона, которым можно было бы всё решить. Этот закон может звучать как «за всё хорошее против всего плохого», чего на самом деле выработать невозможно. Только соблюдение всех норм существующего права, как гражданского, так и уголовного, сможет привести к наведению порядка в сфере межнациональных отношений, в сфере гармонизации отношений граждан Российской Федерации как между собой, так и с приезжими. В основном это касается приезжих из Средней Азии, с которыми возникает огромное количество разногласий и трений не только по причине несоблюдения законодательства, но и по причине колоссальной разницы в общеобразовательном, культурном уровне, в совершенно разной ментальности. Если гости не изменят своё поведение, в том числе и по отношению к коренному населению Российской Федерации, то какие бы законы мы ни принимали, всё равно будет, как в той пословице: «Говорим мёд, но во рту слаще не становится». – То, что происходит сейчас, многие противопоставляют советскому периоду, говоря, что во времена СССР была более ответственная национальная и культурная политика, что мешает сегодня воспользоваться старыми приёмами?
– При советской власти всё было совсем по-другому. Тогда начальник отделения милиции не приезжал на работу на ВМW X5, хотя я не говорю, что при советской власти он деньги не брал. Конечно, брал, всё это было. Но были определённые критерии. И общество, в том числе партия, и КГБ, и партийный контроль всегда могли спросить: «А откуда у тебя три «Волги»?». Это один из примеров. При советской власти была совершенно иная законодательная база. Был закон о прописке, была уголовная ответственность за тунеядство. И никто не позволил бы, чтобы десятки тысяч людей, а то и миллионы иностранных граждан находились в стране непонятно по какой причине. У нас сегодня из 11 миллионов мигрантов, официально находящихся на территории Российской Федерации, только 2 миллиона находятся с разрешением на работу. А остальные 9 миллионов? Кто это такие? Одному богу известно, что они тут делают. Террористы? Экстремисты? Ваххабиты? Наркоторговцы? Кто эти люди? При советской власти были закрыты границы, и законы советские действовали не только в Москве, но и в Ташкенте. А теперь при открытых границах мы сталкиваемся с тем, что имеем дело с другим государством. Концептуально изменилось всё. Поэтому это сравнение, может быть, и желаемое, но совершенно неуместное. Сейчас совершенно другие условия и правила игры, поэтому действовать советскими способами, может быть, и хотелось бы, но для этого нет никакой возможности. – На фоне происходящих событий, не кажется ли вам естественным стремительное развитие националистических организаций, которые власть не сможет контролировать?
– Каждый такой случай будет поводом для того, чтобы такие организации могли лишний раз напомнить о себе. Это с одной стороны. С другой стороны, является ли это выходом из ситуации? На мой взгляд, если мы будем громить ларьки на рынке после каждого такого случая, то вряд ли это будет свидетельствовать о высокой культуре русского народа. Скорее, это будет реакцией на бездействие власти. Люди это делают не по своему желанию, а от некоей безысходности. Хотя там есть силы, которые на этой теме пытаются себе набрать политический капитал.
Я хотел бы сказать, что проблема русского народа не только в том, что нам чужую культуру пытаются навязывать, а в том, что мы собственную культуру забыли. Вот какая серьёзная история. Но на сегодняшний день я не вижу никакой серьёзной работы со стороны общественных и церковных институтов, которая бы проводилась по насаждению и повышению общекультурного уровня национального достоинства и многого другого. Мы и так даём им многое: возможность здесь жить, работать, кормить свои семьи. Ведь сюда никто не приехал из соображений благотворительности. Все приехали, чтобы заработать деньги и пользоваться тем качеством жизни, которое было создано руками российских граждан, а отнюдь не кем-то из приезжих – Михаил Евгеньевич, а как быть с разговорами о толерантности?
– В некоторых случаях они даже вредят. Об этом надо прямо говорить. Толерантность — это не вседозволенность. Мы видим печальный европейский опыт, где на уровне глав государств и правительств прямо заявлено о провале мультикультурной политики. Люди столкнулись с тем, что терпели-терпели, а им ушатами грязь на голову льётся. Если мы будем это всё терпеть, то это очень печально закончится. Судами Линча со стороны коренного населения по отношению к приезжим. Нам это надо? Толерантность? Да. Конечно. Мы должны уважительно относиться к нашим гостям. Мы и так даём им многое: возможность здесь жить, работать, кормить свои семьи. Ведь сюда никто не приехал из соображений благотворительности. Все приехали, чтобы заработать деньги и пользоваться тем качеством жизни, которое было создано руками российских граждан, а отнюдь не кем-то из приезжих. Они пересылают отсюда миллиарды долларов, на которых во многих странах базируется экономика государств. И это всё деньги, которые мы даём им зарабатывать. При этом мы можем как минимум потребовать от них соблюдения наших культурных норм, традиций и вообще уважительного поведения по отношению к гражданам Российской Федерации. Уж больше терпимости, чем мы проявляем, и придумать-то нельзя. Посмотрите опыт других стран. В некоторых драка иностранца с гражданином страны оборачивается выдворением иностранного гражданина, несмотря на то, кто в этом виноват. Я считаю, что мы прилично перебарщиваем с этой либеральностью.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)