|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН СНГ И БАЛТИИ: ПОТЕНЦИАЛ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ
Под редакцией К.А.Гаврилова, Е.Б.Яценко
М., Фонд "Наследие Евразии", 2012, 2010 страниц
|
http://www.fundeh.org/files/publications/175/um_iz_sng_i_baltii_dlya_rossii.pdf
Численность студентов
из стран СНГ, Грузии и Балтии в России на основании различных
источников информации в 1999-2010 гг., человек (стр. 23)
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Министерство внутренних дел
|
9740
|
8303
|
1504
|
4499
|
2301
|
2103
|
3236
|
3016
|
3369
|
3860
|
3122
|
9740
|
Министерство образования и науки*
|
32000
|
34400
|
…
|
21900
|
26545
|
31565
|
32949
|
34245
|
37763
|
40476
|
43860
|
32000
|
Расхождение, раз
|
3,3
|
4,1
|
…
|
…
|
11,5
|
15,0
|
10,2
|
11,4
|
11,2
|
10,5
|
14,0
|
3,3
|
Примечание: Данные по очной форме обучения.
Динамика численности
студентов из ННГ, обучавшихся в российских вузах в 2002-2010
гг. (данные Министерства образования и науки РФ), человек
(стр. 63)
|
2002/
2003
|
2003/
2004
|
2004/
2005
|
2005/
2006
|
2006/
2007
|
2007/
2008
|
2008/
2009
|
2009/
2010
|
Казахстан
|
7205
|
10244
|
13336
|
12856
|
12257
|
13462
|
13720
|
14294
|
Украина
|
3178
|
3120
|
3753
|
4182
|
4508
|
4349
|
4236
|
4067
|
Узбекистан
|
780
|
1805
|
2610
|
2740
|
3468
|
3477
|
3710
|
3289
|
Белоруссия
|
1583
|
1404
|
1841
|
2083
|
2270
|
2569
|
3542
|
3837
|
Азербайджан
|
878
|
1991
|
1525
|
2052
|
1819
|
2434
|
2810
|
3345
|
Армения
|
1246
|
1577
|
1554
|
1866
|
1904
|
1996
|
1871
|
1901
|
Грузия
|
917
|
1178
|
1341
|
1537
|
1508
|
1892
|
1905
|
1998
|
Таджикистан
|
666
|
707
|
973
|
1051
|
1399
|
1794
|
2226
|
2657
|
Туркменистан
|
1966
|
1665
|
1380
|
1359
|
1300
|
1372
|
2315
|
3783
|
Молдавия
|
844
|
804
|
1038
|
1118
|
1268
|
1355
|
1531
|
1753
|
Киргизия
|
1129
|
587
|
727
|
829
|
1304
|
1346
|
1394
|
1516
|
Литва
|
554
|
485
|
642
|
599
|
510
|
509
|
427
|
456
|
Латвия
|
361
|
397
|
499
|
367
|
408
|
485
|
517
|
626
|
Эстония
|
574
|
581
|
346
|
310
|
322
|
271
|
272
|
338
|
Всего
|
21881
|
26545
|
31565
|
32949
|
34245
|
37311
|
40476
|
43860
|
Примечания: В показатели Грузии включены сведения по Абхазии
и Южной Осетии, а в показатели Молдовы — Приднестровья.
Квоты, прием в российские
вузы и выпуск общеобразовательных учреждений ННГ (стр. 67)
|
Квоты
|
Прием в вузы России*, 2008/2009
|
Выпуск*** общеобраз. школ
|
2008/
2009
|
2009/
2010
|
2010/
2011
|
Всего
|
С ком-пенса-цией**
|
Бюджет
|
2009
|
2010
|
Абхазия
|
55
|
200
|
140
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Азербайджан
|
120
|
210
|
200
|
1329
|
1089
|
240
|
108613
|
98327
|
Армения
|
120
|
210
|
200
|
645
|
556
|
89
|
45700
|
40800
|
Беларусь
|
90
|
150
|
140
|
5565
|
4324
|
1241
|
105364
|
92301
|
Грузия
|
140
|
150
|
150
|
379
|
175
|
204
|
48125
|
56895
|
Казахстан
|
130
|
180
|
160
|
5435
|
3535
|
1900
|
134597
|
151502
|
Кыргызстан
|
180
|
220
|
215
|
310
|
78
|
232
|
63320
|
58860
|
Латвия
|
50
|
70
|
100
|
166
|
117
|
49
|
20030
|
18964
|
Литва
|
50
|
70
|
100
|
111
|
67
|
44
|
46527
|
45299
|
Молдавия
|
150
|
250
|
250
|
604
|
345
|
259
|
22673
|
21640
|
Приднестровье
|
100
|
150
|
185
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
4195
|
3755
|
Таджикистан
|
115
|
350
|
420
|
633
|
294
|
339
|
86731
|
86838
|
Туркменистан
|
150
|
240
|
290
|
656
|
551
|
105
|
н/д
|
н/д
|
Узбекистан
|
100
|
180
|
240
|
1315
|
1067
|
248
|
н/д
|
н/д
|
Украина
|
150
|
200
|
190
|
1787
|
1532
|
255
|
391257
|
363751
|
Эстония
|
50
|
70
|
80
|
94
|
77
|
17
|
11517
|
10413
|
Южная Осетия
|
55
|
200
|
140
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Всего
|
1805
|
3100
|
3200
|
19029
|
13807
|
5222
|
|
|
Примечания:
* Указана численность студентов, зачисленных как
на условиях общего приема, так и обучающихся по международным
соглашениям.
** С полным возмещением затрат на обучение.
*** Обычно - численность окончивших основную среднюю
школу или получивших свидетельство (сертификат) о среднем
образовании. По материалам национальных статистических комитетов,
а также базы данных «Статистика СНГ» (www.cisstat.org)
Данные по Грузии - численность обучающихся в 12 классе.
Предпочтения родителей
относительно страны получения образования своими детьми (стр.
115)
Страна
|
Доля родителей, %
|
Доля русских родителей, %
|
Проживания
|
32
|
24
|
ЕС
|
27
|
28
|
Россия
|
17
|
32
|
США
|
11
|
11
|
Турция
|
5
|
4
|
Другая
|
3
|
1
|
Нет планов давать высшее образование
|
3
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
10
|
Таблица 5.2 Общие проблемы
в действующем миграционном законодательстве, тормозящие развитие
российских образовательных услуг (стр. 143)
Проблема
|
Предлагаемое решение
|
Необходимость ежегодного продления визы (порождает
множество проблем, как для студентов, так и для вузов)
В вузах с большим количеством иностранных студентов
полномочия распределены между различными подразделениями,
нередки трения между службами, возникают живые очереди
на продление виз, порой приводящие к конфликтам
|
Создать специальную электронную базу данных, уйти от
волокиты с большим количеством бумажного документооборота
|
Невозможность продления учебной визы при решении иностранного
студента продолжить образование на другом уровне (при
переходе с подготовительного отделения университета
на следующий курс обучения, из бакалавриата – в магистратуру,
после окончания университета – в аспирантуру и проч.)
или смене программы без выезда из России
|
Определить четкую процедуру смены приглашающей стороны
(университета), которая позволит иностранным учащимся
продолжать обучение, не выезжая из страны и минуя получение
новой учебной визы
|
Риск перемещения иностранных студентов в нелегальный
сектор (и не всегда по их вине) в случае их проживания
в частном секторе Студенты зачастую полностью зависят
от законопослушности арендодателя
|
Увеличить количество мест в общежитиях (строительство
новых общежитий), внести изменения в действующее законодательство
в части продления срока регистрации
|
Проблемы вузов, связанные с пересылкой уведомления
о постановке на учет по месту пребывания иностранного
студента в случае его проживания в частном секторе.
Процедура уведомления должна проводиться арендодателем
каждый раз после пересечения квартиросъемщиком границы
РФ, что зачастую приводит к отказу от легальной сдачи
жилья в наем образовательным мигрантам*
|
Разработка соответствующих соглашений с ННГ и особенно
с приграничными государствами Вернуться к практике регистрации
студентов не по месту жительства, а по месту учебы (на
год или на весь срок обучения в соответствии с контрактом),
хотя бы в случаях с приграничными регионами
|
Примечание: Ситуация в Москве осложнилась после вступления
в силу распоряжения Правительства Москвы 25 ноября 2008
г. № 2774-РП «Об учетной регистрации договоров (соглашений)
найма, поднайма жилых помещений в городе Москве», в соответствии
с которым любому арендодателю, сдающему жилье внаем арендопользователю,
вне зависимости от его гражданства, не имеющему прописки
в г.Москве, необходимо регистрировать договор найма жилой
площади в Московском городском центре аренды жилья.
|
В публикации дается комплексная оценка сложившимся тенденциям
учебной миграции из новых независимых государств (стран СНГ и Балтии)
в Россию на протяжении 1990-2010-х гг., характеризуется динамика
и структура учебной миграции. По результатам проведенного эмпирического
исследования выявляются мотивы и наиболее распространенные способы
поступления иностранных студентов в российские вузы, роль русского
языка в формировании потоков учебных мигрантов из новых независимых
государств в Россию. Определяются ключевые проблемы социально-экономической
и социокультурной адаптации студентов из новых независимых государств
в России, а также проблемы вузов, которые возникают в связи с обучением
иностранных студентов и требуют приоритетного решения. Выявляются
особенности и перспективы миграционного поведения, миграционных
установок студентов из новых независимых государств.
По итогам реализации исследования даются рекомендации
по совершенствованию политики продвижения российских образовательных
услуг и привлечению учебных мигрантов в Россию.
Книга адресована специалистам сферы управления образованием, миграцией,
а также всем, интересующимся актуальными проблемами образовательной
миграции.
Содержание
Введение
О проекте
Раздел 1. Особенности учета учебной миграции в России
и за рубежом
Раздел 2. Предпосылки учебной миграции из ННГ в Россию
2.1. Демографические предпосылки
2.2. Социально-экономические предпосылки
Раздел 3. Тенденции учебной миграции из ННГ в Россию
3.1. Динамика потока учебных мигрантов
3.2. Распределение учебных мигрантов из ННГ по регионам и вузам
России
3.3. Социально-демографический состав учебных мигрантов из ННГ,
обучающихся в вузах Росси
Раздел 4. Каналы учебной миграции из ННГ в Россию
4.1. Информирование абитуриентов в странах происхождения: способы
и опыт
4.2. Роль русского языка в привлечении студентов из ННГ в Россию
4.3. Предпочтения абитуриентов и студентов из ННГ при выборе российских
вузов
4.4. Способы поступления граждан ННГ в российские вузы
Раздел 5. Работа вузов со студентами из ННГ: трудности
и проблемы
5.1. Регулирование въезда и пребывания в России студентов из
ННГ
5.2. Проживание и учеба в России студентов из ННГ
Раздел 6. Миграционные установки и перспективы натурализации
учебных мигрантов из ННГ в России
6.1. Образовательные траектории
6.2. Миграционные планы после окончания российских вузов
6.3. Натурализация и ориентация на получение российского гражданства
Заключение
Приложение
Основные сокращения
О Фонде "Наследие Евразии"
|