|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
"Верит - не верит": особенности российской
религиозности
О религиозности россиян и американцев
Госдума приняла закон о защите чувств верующих. Несмотря
на изменения, которые он претерпевал в ходе чтений, дискуссии о
его своевременности и содержании не утихают. В этих диспутах часто
строятся предположения о грядущих коллизиях, которые закон должен
урегулировать. Но чтобы прогнозировать такие коллизии, надо, видимо,
присмотреться к природе российской религиозности. Данные опроса
ФОМа позволяют поразмыслить над этим и в конечном счете взглянуть
на развернувшуюся полемику под новым углом.
Кто и сколько?
В ходе опроса (http://fom.ru/obshchestvo/10953),
проведенного в апреле 2013 года, 64% наших сограждан причислили
себя к православным, 6% - к мусульманам, по 1% - к другим христианским
конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим
религиям. 25% россиян верующими себя не считают.
Группа православных неоднородна. Попытки создать "общий
портрет" приведут к чрезмерному огрублению описания. Используя
методику В. Чесноковой, мы разделили всех причисляющих себя к православным
на 5 типов: воцерковленные, полувоцерковленные, немного воцерковленные,
слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Попробуем разобраться,
кто же это и каков численный состав этих групп.
Воцерковленные (12% от всех православных)
Представители этой группы посещают храм раз в месяц
и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют
утреннее и вечернее правило. Правда надо заметить, что четверть
из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты,
положенные к чтению. И только 14% принадлежащих к данной группе
читают эти тексты регулярно. Если говорить о социальной структуре,
то ядро воцерковленных в России составляют неработающие пенсионеры,
а точнее пенсионерки. Воцерковленные, отметим, чаще, чем население
в целом, считают, что Владимир Путин работает на своем посту хорошо.
Полувоцерковленные (33% от всех православных)
Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц,
знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько
месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда
не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь
выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих.
В этой группе тоже преобладают женщины.
Немного воцерковленные (31% от всех православных)
Отличительной чертой данной группы является то, что
эти люди посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше
половины - 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся
церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим
характеристикам представители этой группы практически не отличаются
от всего населения.
Слабо воцерковленные (16% от всех православных)
и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных)
очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство
из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими,
а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин,
чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа
можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских
жителей, молодежь, рабочих.
По сравнению с 2000-м годом количество воцерковленных
не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до
33% от всех верующих), в то время как число слабо воцерковленных
сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя
к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают
предписания, то есть происходит рост воцерковленности.
О природе национальной веры
Но гораздо интереснее и сложнее вопрос о смыслах, которые
сами верующие вкладывают в свою "личную религию". Чтобы
к этим смыслам подобраться, мы адаптировали для российских реалий
исследование, проведенное в США в 2005 году: специфика отечественной
религиозности виднее на фоне христианской религиозности иного типа.
Надо отметить, что в Америке людей, не верящих в Бога, значительно
меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%)
- протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) - католики.
Далее мы представим сравнительный анализ ответов верующих в США
и в России на вопросы о вере и религии.
Первый вопрос звучал следующим образом: "Как вы
думаете, что является самой важной целью молитвы?" В нашей
стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи
для себя, а уже потом - способ поблагодарить Бога, получить наставление
на путь истинный. В американском опросе ответ "попросить помощи
для себя" занимает последнее место. Получается, что цель молитвы
для россиян - в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос
"Когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?" как
американцы, так и россияне чаще всего отвечают: "Когда молюсь
один". На втором же месте в опросе жителей США оказывается
позиция "на природе". Что касается наших сограждан, то
только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей - 10%). А вот мусульмане
чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной
молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей
степени, чем христианство, религия "коллективистская".
Вообще не чувствуют связи с Богом практически пятая часть православных
(17%).
Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие
между нашими и американскими верующими, затрагивал субъективный
смысл религиозных переживаний ("Скажите, пожалуйста, что вам
в первую очередь даёт ваша вера?"). Выяснилось, что для россиян
чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо
большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же
вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом
(39%). В нашем опросе лишь 6% россиян выбрали эту позицию. Различие
- более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились
в разное время и по разной методике. Попробуем понять, чем оно может
быть вызвано, заранее признавая, что наши предположения - лишь гипотеза.
Для американцев, и в частности для протестантов, в том,
как они верят, есть аспект партнерства с Богом. Вера помогает установить
с ним личные отношения. А любые личные отношения подразумевают взаимную
ответственность. Кроме того, личные отношения невозможно установить
с чем-то абстрактным. Бог оказывается персонифицированным, пусть
и высшим существом. Если говорить о том, как интерпретируется коммуникация
с Богом верующими в нашей стране, то модель тут скорее патерналистская:
я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую
на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно
того, что он есть. Бог трансцендентен. А значит, такая коммуникация
требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.
Религиозность православных в современной России можно,
следуя за антропологом Брониславом Малиновским, назвать магической.
В своей работе "Магия. Наука. Религия" он проводит различия
между религией и магией. Под последней подразумеваются повседневные
практики, когда человек в собственных интересах использует, подчиняет
себе "ману" - безличную природную силу, способную исполнять
просьбы и желания. Религия же - гораздо более сложное образование,
основанное не на механически выполняемых обрядах, а на сложившемся
мировоззрении, догматах, социальном кодексе, выстраивании сложных
отношений с высшим существом.
Иначе говоря, религиозность значительной части православных
ограничивается обрядовой составляющей. И это лучше всего видно из
статистики чтения священных текстов (52% православных никогда их
не открывали). Ведь священный текст является основой религии: его
не просто читают, его чтят, к нему обращаются в поисках смыслов.
Кроме того, при чтении текста верующий взаимодействует с сакральным
знанием напрямую, без посредников. В отличие от многих других практик,
которые монополизированы церковью. Ему самому приходится прилагать
усилия для интерпретации прочитанного, сверки собственного опыта
с эталоном.
Интересно, что среди православных только 57% верят в
то, что Вселенная была создана Богом, а 43% - что душа после смерти
попадает в рай или ад. Четверть православных, следуя в данном случае
индуистской традиции, верят в реинкарнацию. В нашей анкете блок
вопросов про религиозность соседствовал с блоком вопросов о внеземных
цивилизациях. Когда мы сопоставили некоторые ответы, оказалось,
что именно воцерковленные чаще, чем остальные, верят в то, что на
Землю прилетали инопланетяне и контактировали с людьми. Можно предположить,
что значимую составляющую православной религиозности составляет
иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично:
вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического
свойства.
Катерина Кожевина, Координатор проектов ФОМ
ФОМ, 14 июня 2013
http://fom.ru/blogs/10955
|