|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Philipa Mladovsky, Divya Srivastava, Jonathan
Cylus, Marina Karanikolos, Tamás Evetovits, Sarah Thomson,
Martin McKee
МЕРЫ, ПРЕДУСМАТРИВАЕМЫЕ В ПОЛИТИКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В ЕВРОПЕ, В ОТВЕТ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
ВОЗ, 2012, 190 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/185056/e96643-final-Rus.pdf
Государственные расходы
на здравоохранение в процентах от общих государственных расходов,
Европейский регион ВОЗ (стр. 11-12)
Страна
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Разница между 2008 и 2009 гг.
|
Казахстан
|
8,3
|
11,3
|
3,0
|
Монако
|
15,8
|
18,5
|
2,7
|
Таджикистан
|
5,0
|
6,4
|
1,4
|
Азербайджан
|
2,5
|
3,7
|
1,2
|
Босния и Герцеговина
|
14,0
|
15,1
|
1,1
|
Республика Молдова
|
13,0
|
14,1
|
1,1
|
Узбекистан
|
8,6
|
9,6
|
1,0
|
Беларусь
|
8,2
|
8,8
|
0,6
|
Италия
|
13,6
|
14,2
|
0,6
|
Мальта
|
12,4
|
13,0
|
0,6
|
Албания
|
8,2
|
8,4
|
0,2
|
Грузия
|
7,3
|
7,5
|
0,2
|
Кыргызстан
|
11,5
|
11,7
|
0,2
|
Швейцария
|
19,9
|
20,0
|
0,1
|
Австрия
|
15,8
|
15,8
|
0,0
|
Андорра
|
21,3
|
21,3
|
0,0
|
Бельгия
|
14,8
|
14,8
|
0,0
|
Болгария
|
9,1
|
9,1
|
0,0
|
Венгрия
|
10,2
|
10,2
|
0,0
|
Германия
|
18,0
|
18,0
|
0,0
|
Греция
|
13,0
|
13,0
|
0,0
|
Дания
|
15,3
|
15,3
|
0,0
|
Израиль
|
10,0
|
10,0
|
0,0
|
Ирландия
|
16,0
|
16,0
|
0,0
|
Исландия
|
13,1
|
13,1
|
0,0
|
Испания
|
15,2
|
15,2
|
0,0
|
Кипр
|
5,8
|
5,8
|
0,0
|
Латвия
|
10,2
|
10,2
|
0,0
|
Литва
|
12,8
|
12,8
|
0,0
|
Люксембург
|
13,7
|
13,7
|
0,0
|
Нидерланды
|
16,2
|
16,2
|
0,0
|
Норвегия
|
16,7
|
16,7
|
0,0
|
Польша
|
10,9
|
10,9
|
0,0
|
Португалия
|
15,4
|
15,4
|
0,0
|
Румыния
|
11,8
|
11,8
|
0,0
|
Сан-Марино
|
13,6
|
13,6
|
0,0
|
Словения
|
12,9
|
12,9
|
0,0
|
Соединенное Королевство
|
15,1
|
15,1
|
0,0
|
Туркменистан
|
7,0
|
7,0
|
0,0
|
Турция
|
12,8
|
12,8
|
0,0
|
Украина
|
8,6
|
8,6
|
0,0
|
Финляндия
|
12,6
|
12,6
|
0,0
|
Франция
|
16,0
|
16,0
|
0,0
|
Хорватия
|
17,6
|
17,6
|
0,0
|
Черногория
|
13,6
|
13,6
|
0,0
|
Чешская Республика
|
13,3
|
13,3
|
0,0
|
Швеция
|
13,8
|
13,8
|
0,0
|
Сербия
|
14,1
|
13,9
|
-0,2
|
Эстония
|
11,9
|
11,7
|
-0,2
|
Армения
|
7,2
|
6,6
|
-0,6
|
Российская Федерация
|
9,2
|
8,5
|
-0,7
|
Словакия
|
15,4
|
14,0
|
-1,4
|
Бывшая югославская Республика Македония
|
13,6
|
12,1
|
-1,5
|
Данные ВОЗ показывают, что в период с 1998 по
2008 г. в большинстве европейских стран (в 35-ти из 53-х)
государственные расходы на здравоохранение в процентах от
ВВП выросли. В 2007-2008 гг. реальный ВВП на душу населения
сократился только в одной стране (Ирландии), но во всех остальных
странах увеличился в пределах от 2,8% во Франции до 21,1%
в Российской Федерации. В 2008-2009 гг. во всех странах, кроме
девяти*, произошел рост государственных расходов на здравоохранение
в расчете на душу населения. Это свидетельствует о том, что
немедленных бюджетных мер в секторе здравоохранения в ответ
на финансовый кризис принято не было. Однако рост ВВП в 2008-2009
гг. указывает на более мрачные перспективы: объем реальной
экономики сократился в разной степени в 38 странах (от -0,1%
в Португалии до -13,9% в Украине). В целом по Европейскому
региону реальный ВВП на душу населения сократился на 3,4%.
Прежде, чем снижение ВВП начнет влиять на политические решения,
касающиеся государственных расходов на здравоохранение, может
пройти некоторое время, поэтому более точную картину тенденций
должны дать данные за 2010-2011 гг., когда они появятся.
В период с 1998 по 2008 г. суммарные государственные
расходы в процентах от ВВП в Европейском регионе снизились
(в совокупном выражении с 42,4% до 40,9%); т.е. доля государственного
сектора в экономике (размер участия государства) уменьшилась.
За этот же период государственные расходы на здравоохранение
возросли и стали поглощать больший процент общих расходов
государства (с 11,6% в 1998 г. выросли до 12,8% в 2008 г.),
поскольку государства сохранили или увеличили долю здравоохранения
государственном бюджете (Европейское региональное бюро ВОЗ,
2011b). Однако с 2008 по 2009 г. рост государственных расходов
на здравоохранение в процентах от общих государственных расходов
был отмечен только в 14 странах (в пределах от 0,1% до 3%)
(таблица 1). Большинство из них составляли государства-члены,
которые остались в значительной степени незатронутыми финансовым
кризисом и в которых рост государственных расходов на здравоохранение
начинался с очень низкого исходного уровня. Это позволяет
сделать вывод о том, что в затронутых кризисом странах финансовый
кризис уже может оказывать свое негативное влияние на приоритет,
придаваемый правительствами бюджету здравоохранения.
* Снижение реальных государственных расходов на здравоохранение
в расчете на душу населения произошло на Кипре (-0,1%),
в бывшей югославской Республике Македония (-1,0%), Сербии
(-2,4%), Венгрии (-3,4%), Румынии (-8,0%), Украине (-12,9%),
Исландии (-13,1%), Литве (-16,8%) и Латвии (-16,9%).
Стр. 14-15.
Инструменты политики, которые ставят под угрозу
достижение целей системы здравоохранения:
- сокращение спектра основных услуг, обеспеченных системой
страхования;
- сокращение охвата населения;
- увеличение времени ожидания в очереди для получения необходимых
услуг;
- плата за пользование основными услугами;
- сокращение численности медицинских работников, обусловленное
более низкой заработной платой по сравнению с другими отраслями
народного хозяйства и, в соответствующих случаях, рынками
труда за границей.
Стр. 39.
|
Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2007 г.,
можно определить как шок для системы здравоохранения, т.е. неожиданное
явление, возникшее вне системы здравоохранения и оказывающее большое
отрицательное влияние на наличие ресурсов в системе здравоохранения
или большое положительное влияние на спрос на услуги здравоохранения.
В 2009 г. Европейский региональный комитет ВОЗ принял
резолюцию (EUR/RC59/R3), в которой призвал государства-члены добиваться
того, чтобы их системы здравоохранения в период экономического кризиса
продолжали защищать и поощрять всеобщий доступ к полноценным медико-санитарным
услугам. До выхода данной публикации не было выполнено ни одного
систематического сравнительного анализа мер реагирования систем
здравоохранения на финансовый кризис в разных странах Европы, хотя
и было опубликовано несколько обзоров ответных мер, которые принимаются
системами здравоохранения в связи с этим кризисом.
Предлагаемое "Краткое изложение принципов"
предназначено для того, чтобы восполнить пробел в литературе: в
нем представлена система анализа ответных мер политики здравоохранения
в связи с экономическими потрясениями, обобщаются результаты обследования
ответных мер политики здравоохранения в связи с финансовым кризисом
во всех 53-х государствах-членах Европейского региона ВОЗ и рассматриваются
возможные последствия этих мер для деятельности систем здравоохранения.
Результаты проведенного обследования показывают, что
страны Европейского региона ВОЗ в ответ на финансовый кризис применяли
разные инструменты политики. Некоторые страны, по-видимому, воспользовались
кризисом для повышения эффективности использования ресурсов, хотя
и мало что было сделано для увеличения отдачи за счет стратегий,
направленных на улучшение здоровья населения - это явно упущенная
возможность.
Содержание
Выражение благодарности
Реферат
Основные положения
1 Введение
2 Понимание мер, предусматриваемых в политике здравоохранения
в ответ на финансовый кризис
3 Методы
4 Результаты
5 Выводы
Библиография
Приложения
|