Rambler's Top100

№ 555 - 556
20 мая - 2 июня 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах

Практика использования патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации (результаты исследования)

World development report 2013: Jobs

Рекомендация cm/rec(2010)5 комитета министров Совета Европы государствам-участникам о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности

Избранные решения Европейского суда по правам человека. Вопросы сексуальной ориентации и гендерной идентичности

По страницам журналов «Медико-социальная экспертиза и реабилитация» и «Человек и труд»

Содержание журнала «Migrations Societe»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАТЕНТОВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

М., Бюро МОМ в Москве, 2012, 95 страниц

http://moscow.iom.int/russian/publications/Practica_patent.pdf

Распределение регионов России по доле патентов в разрешительных документах для граждан из безвизовых стран за 2010 г., % (стр. 14)

Значение

Регионы

Менее 10,0

Ямало-Ненецкий АО – 2,9; Астраханская обл. – 4,2; Чукотская обл. – 4,7; Свердловская обл. – 5,4; Калужская обл. – 5,8; Калининградская обл. – 6,1; Магаданская обл. – 6,9; Ханты-Мансийский АО – 7,3; Ленинградская обл. – 8,1; Санкт-Петербург – 8,1; Москва – 8,6; Приморский край – 10,0

От 10,1 до 20,0

Волгоградская обл. – 10,1; Тверская обл. – 10,3; Камчатская обл. – 10,9; Тульская обл. – 11,2; Вологодская обл.– 11,9; Псковская обл. – 12,6; Кировская обл. – 13,2; Сахалинская обл. – 13,3; Рязанская обл. – 13,4; Ненецкий АО – 13,4; Смоленская обл. - 14,4; Новгородская обл. – 14,7; Тюменская обл. – 14,7; Владимирская обл. – 15,3; Красноярский край – 15,4; Липецкая обл. – 16,1; Воронежская обл. – 16,7; Калмыкия – 17,2; Оренбургская обл. – 17,3; Мурманская обл. – 17,6; Коми – 17,9; Белгородская обл. – 19,3

От 20,1 до 30,0

Московская обл. – 20,2; Удмуртия – 20,4; Ивановская обл. – 20,6; Хабаровский край – 20,6; Ярославская обл. – 20,8; Тамбовская обл. – 22,2; Костромская обл. – 23,4; Самарская обл. – 23,4; Тыва – 23,7; Архангельская обл. – 24,1; Еврейская АО – 24,4; Башкортостан – 24,6; Саратовская обл. – 25,1; Иркутская обл. – 25,9; Новосибирская обл. – 26,7; Амурская обл. – 27,5; Ставропольский край – 28,8; Якутия – 29,4

От 30,1 до 60,0

Мордовия – 31,4; Пензенская обл. – 32,0; Северная Осетия – 32,8; Нижегородская обл. – 33,5; Адыгея – 33,8; Ростовская обл. – 34,6; Татарстан – 34,8; Алтай – 35,0; Орловская обл. – 37,4; Карелия – 37,9; Чувашия – 38,2; Брянская обл. – 40,9; Ульяновская обл. – 41,7; Омская обл. – 43,0; Хакасия – 43,8; Курская обл. – 44,4; Челябинская обл. – 45,4; Забайкальский край – 46,8; Ингушетия – 47,1; Марий Эл – 47,7; Кемеровская обл. – 50,8

60,1–100,0

Томская обл. – 60,3; Кабардино-Балкария – 64,3; Курганская обл. – 64,9; Алтайский край – 67,5; Карачаево-Черкесия – 80,7; Дагестан – 96,6; Бурятия – 96,7; Чеченская Республика – 100,0

Рейтинг каналов (способов), по которым трудовые мигранты получают информацию о патентах (стр. 41-42)

Канал

Частота упоминаний, % экспертов (ответов)

Плюсы

Минусы

Устная информация от соотечественников и знакомых («сарафанное радио»)

67,9% (19)

Быстрота, доступность, широкий охват, бесплатно

Объем информации ограничен, информация не всегда достоверна

Устные консультации юристов, правозащитников, горячие линии (НПО, международные организации)

32,1% (9)

Относительно доступно, бесплатно, квалифицированная помощь

Мигрант не всегда знает телефоны

Интернет-ресурсы (ФМС России, представительства МС стран происхождения мигрантов, НПО, фирмы)

25,0% (7)

Официальная информация из первоисточника или со ссылкой на него, простота нахождения (доступность) информации

Отсутствие доступа и навыков работы с Интернетом у мигрантов, иногда информация подается сложно и в большом объеме

Газеты для мигрантов (НПО, диаспоры)

25,0% (7)

Широко распространяются, на родном языке мигрантов, концентрированная полезная информация, бесплатно, регулярность

Мигранты мало читают, многие мигранты не понимают русский

Наглядная информация на стендах (ФМС России, посольства и представительства МС стран происхождения мигрантов)

21,4% (6)

Официальная информация из первоисточника

Отсутствие доступной возможности копирования, информация представлена только на русском языке

Брошюры, памятки (международные организации, НПО)

21,4% (6)

Относительно доступно, бесплатно, наглядно, подробная информация, информация со ссылкой на первоисточник

Мигранты мало читают, большой объем информации, низкий уровень образования мигрантов, не понимают русский язык, материалы недоступны всем мигрантам

Рекламная информация (фирмы)

17,9% (5)

Наглядно, ярко, хорошо запоминается

Не всегда достоверная информация

Семинары, тренинги (НПО)

10,7% (3)

Квалифицированные консультации, практические примеры

Охватывают незначительную часть мигрантов

Радио, телевидение

10,7% (3)

Наглядно

Незначительное количество информации

Устная информация от работодателей

7,1% (2)


Не всегда достоверная информация

Специальные выездные мероприятия, передвижные пункты (ФМС России, НПО)

3,6% (1)

Официальная информация из первоисточника, доступно

Разовые мероприятия, проводятся несистемно

Специальные фильмы и сюжеты (международные организации, НПО)

3,6% (1)

Наглядно, убедительные примеры, доступно

Невозможность видеть постоянно

Примечание: сумма ответов более 100%, поскольку респонденты могли упоминать несколько каналов получения информации о патенте мигрантами.

Сравнение патента с другими видами разрешительных документов на работу иностранных граждан из стран с безвизовым режимом (стр. 55-56)

Характеристика

Патент

Разрешение на работу

Разрешение на привлечение высококвалифицирован-ных специалистов

Наличие квоты

Нет

Есть

Нет

Срок рассмотрения заявления

10 рабочих дней со дня подачи заявления

10 рабочих дней со дня подачи заявления

14 рабочих дней со дня подачи ходатайства

Срок, на который выдается документ

От 1 до 3 месяцев

На срок действия трудового договора, но не более чем на 1 год со дня въезда в РФ

На срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года

Срок, на который можно продлить документ

Срок действия па­тента может неоднократно продлеваться на период не более 3 ме­сяцев. Общий срок действия патента не более 12 месяцев со дня выдачи

На срок действия нового договора или разрешения на временное проживание в РФ, но не более чем на 1 год со дня въезда в РФ

На срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года для каждого продления

География работы

В пределах субъекта РФ, где был выдан

В пределах субъектов РФ, которые прописаны в разрешении

В пределах субъектов РФ, которые прописаны в разрешении

Продление регистрации по месту пребывания

Автоматически после уплаты авансового платежа

На срок действия трудового договора

На срок действия трудового договора

Необходимость трудового договора

Необходим

Необходим

Необходим

Уведомление от работодателя о трудовом договоре

Не подается

Должно быть подано в течение 3 дней

Ежеквартально уведомлять о заработной плате, отпуске более 1 месяца

Уведомление о постановке на налоговый учет



В течение 30 дней со дня получения разрешения на работу

Медицинское освидетельство-вание

Нет необходимо-сти

В течение 30 суток после получения разрешения на работу необходимо представить справку об отсутствие заболеваний

Не требуется

Договор медицинского страхования

Не требуется

Не требуется

Должен быть застрахован по договору добровольного медицинского страхования

Получение документа на новый срок

По истечении 12 месяцев вправе обратиться в ФМС за новым патентом или покинуть пределы РФ

По окончании договора необходимо выехать за пределы РФ. Приехать снова и получить новое разрешение


Когда обязан покинуть РФ

Спустя 15 дней после окончания срока действия па­тента

Спустя 15 дней после окончания срока действия трудового договора

Спустя 30 дней после окончания действия трудового договора

На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что внедрение патента как формы разрешительного документа для осуществления трудовой деятельности для иностранных граждан можно считать прогрессивным шагом в развитии регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Созданная для иностранных граждан законодательная возможность трудиться на законных основаниях у физических лиц, а также простая и прозрачная процедура получения разрешительного документа поз¬волило значительному количеству трудовых мигрантов, ранее работавших фактически незаконно в качестве домашних работников и составлявших значимую долю от общей численности трудовых мигрантов, легализовать свой правовой статус. Благодаря патентам к началу 2012 г. удалось вывести из теневого сектора экономики около 1 млн трудовых мигрантов.

Помимо востребованности патентов как особой формы разрешительных документов для оформления занятости в секторе домашней экономики, не менее существенными факторами, влияющими на популярность патентов и быстрое распространение информации относительно данной возможности, являются простые и прозрачные процедуры его получения. В качестве самой существенной положительной стороны патента отмечается отсутствие ограничений на максимальное количество выдаваемых патентов (отсутствие квот). Также немаловажным преимуществом является технология получения патента, которая имеет минимальную дистанцию между трудовым мигрантом и ФМС. В качестве дополнительных положительных сторон патента отмечаются возможность его продления без выезда за пределы Российской Федерации, простота процедуры продления – без необходимости посещения территориального отделения ФМС, а также его дешевизна и возможность внесения оплаты постепенно в течение года.

Стр. 88.

В основу публикации положены результаты качественного исследования по вопросам практики использования патентов как особой формы разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности мигрантами из государств СНГ. Исследование было проведено в период с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. Цель исследования было выявление особенностей получения и использования патентов как новой формы разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами у частных лиц, а также особенностей занятости трудящихся-мигрантов на территории Российской Федерации. В ходе исследования были взяты 28 интервью у экспертов- сотрудников общественных неправительственных организаций, работающих с иностранными гражданами по вопросам информационной поддержки, юридического консультирования и предоставления правовой помощи, связанной с пребыванием и осуществлением трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Также в число опрошенных экспертов вошли юристы правозащитных организаций, занимающихся защитой прав трудовых мигрантов, консультанты частных фирм, оказывающих услуги в области оформления документов, представители миграционных служб государств происхождения мигрантов и международных организаций.

Публикация подготовлена в рамках деятельности региональной программы по трудовой миграции в государствах Центральной Азии и России, реализуемой совместно Офисом регионального координатора МОМ по Центральной Азии, миссиями МОМ в Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и России, Субрегиональным Офисом Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин для стран Восточной Европы и Центральной Азии и Всемирным Банком, при финансовой поддержке Правительства Великобритании. Основная цель реализуемой региональной программы - защита прав и улучшение социально-экономического положения трудящихся-мигрантов, а также их семей.

Материалы настоящего издания могут быть использованы только в информационных целях.

Содержание

Благодарность

Introduction

Введение

Раздел 1. Патент в системе разрешительных документов для работы иностранных граждан в Российской Федерации: общие сведения и географические особенности

Раздел 2. Информированность трудовых мигрантов о патентах: источники и каналы получения информации

Раздел 3. Оформление и продление срока действия патента трудовыми мигрантами

Раздел 4. Условия труда и жизни трудовых мигрантов, работающих по патентам у физических лиц

Раздел 5. Ключевые проблемы трудовых мигрантов, работающих по патентам у физических лиц

Раздел 6. Рекомендации по совершенствованию системы патентов для работы иностранных граждан у физических лиц

Раздел 7. Патенты на работу: мнения трудящихся-мигрантов

Основные выводы и заключение

Main Findings of the Report

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.