|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАТЕНТОВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)
М., Бюро МОМ в Москве, 2012, 95 страниц
|
http://moscow.iom.int/russian/publications/Practica_patent.pdf
Распределение регионов
России по доле патентов в разрешительных документах для граждан
из безвизовых стран за 2010 г., % (стр. 14)
Значение
|
Регионы
|
Менее 10,0
|
Ямало-Ненецкий АО – 2,9; Астраханская обл. – 4,2; Чукотская
обл. – 4,7; Свердловская обл. – 5,4; Калужская обл.
– 5,8; Калининградская обл. – 6,1; Магаданская обл.
– 6,9; Ханты-Мансийский АО – 7,3; Ленинградская обл.
– 8,1; Санкт-Петербург – 8,1; Москва – 8,6; Приморский
край – 10,0
|
От 10,1 до 20,0
|
Волгоградская обл. – 10,1; Тверская обл. – 10,3; Камчатская
обл. – 10,9; Тульская обл. – 11,2; Вологодская обл.–
11,9; Псковская обл. – 12,6; Кировская обл. – 13,2;
Сахалинская обл. – 13,3; Рязанская обл. – 13,4; Ненецкий
АО – 13,4; Смоленская обл. - 14,4; Новгородская обл.
– 14,7; Тюменская обл. – 14,7; Владимирская обл. – 15,3;
Красноярский край – 15,4; Липецкая обл. – 16,1; Воронежская
обл. – 16,7; Калмыкия – 17,2; Оренбургская обл. – 17,3;
Мурманская обл. – 17,6; Коми – 17,9; Белгородская обл.
– 19,3
|
От 20,1 до 30,0
|
Московская обл. – 20,2; Удмуртия – 20,4; Ивановская
обл. – 20,6; Хабаровский край – 20,6; Ярославская обл.
– 20,8; Тамбовская обл. – 22,2; Костромская обл. – 23,4;
Самарская обл. – 23,4; Тыва – 23,7; Архангельская обл.
– 24,1; Еврейская АО – 24,4; Башкортостан – 24,6; Саратовская
обл. – 25,1; Иркутская обл. – 25,9; Новосибирская обл.
– 26,7; Амурская обл. – 27,5; Ставропольский край –
28,8; Якутия – 29,4
|
От 30,1 до 60,0
|
Мордовия – 31,4; Пензенская обл. – 32,0; Северная Осетия
– 32,8; Нижегородская обл. – 33,5; Адыгея – 33,8; Ростовская
обл. – 34,6; Татарстан – 34,8; Алтай – 35,0; Орловская
обл. – 37,4; Карелия – 37,9; Чувашия – 38,2; Брянская
обл. – 40,9; Ульяновская обл. – 41,7; Омская обл. –
43,0; Хакасия – 43,8; Курская обл. – 44,4; Челябинская
обл. – 45,4; Забайкальский край – 46,8; Ингушетия –
47,1; Марий Эл – 47,7; Кемеровская обл. – 50,8
|
60,1–100,0
|
Томская обл. – 60,3; Кабардино-Балкария – 64,3; Курганская
обл. – 64,9; Алтайский край – 67,5; Карачаево-Черкесия
– 80,7; Дагестан – 96,6; Бурятия – 96,7; Чеченская Республика
– 100,0
|
Рейтинг каналов (способов),
по которым трудовые мигранты получают информацию о патентах
(стр. 41-42)
Канал
|
Частота упоминаний, % экспертов (ответов)
|
Плюсы
|
Минусы
|
Устная информация от соотечественников и знакомых («сарафанное
радио»)
|
67,9% (19)
|
Быстрота, доступность, широкий охват, бесплатно
|
Объем информации ограничен, информация не всегда достоверна
|
Устные консультации юристов, правозащитников, горячие
линии (НПО, международные организации)
|
32,1% (9)
|
Относительно доступно, бесплатно, квалифицированная
помощь
|
Мигрант не всегда знает телефоны
|
Интернет-ресурсы (ФМС России, представительства МС
стран происхождения мигрантов, НПО, фирмы)
|
25,0% (7)
|
Официальная информация из первоисточника или со ссылкой
на него, простота нахождения (доступность) информации
|
Отсутствие доступа и навыков работы с Интернетом у
мигрантов, иногда информация подается сложно и в большом
объеме
|
Газеты для мигрантов (НПО, диаспоры)
|
25,0% (7)
|
Широко распространяются, на родном языке мигрантов,
концентрированная полезная информация, бесплатно, регулярность
|
Мигранты мало читают, многие мигранты не понимают русский
|
Наглядная информация на стендах (ФМС России, посольства
и представительства МС стран происхождения мигрантов)
|
21,4% (6)
|
Официальная информация из первоисточника
|
Отсутствие доступной возможности копирования, информация
представлена только на русском языке
|
Брошюры, памятки (международные организации, НПО)
|
21,4% (6)
|
Относительно доступно, бесплатно, наглядно, подробная
информация, информация со ссылкой на первоисточник
|
Мигранты мало читают, большой объем информации, низкий
уровень образования мигрантов, не понимают русский язык,
материалы недоступны всем мигрантам
|
Рекламная информация (фирмы)
|
17,9% (5)
|
Наглядно, ярко, хорошо запоминается
|
Не всегда достоверная информация
|
Семинары, тренинги (НПО)
|
10,7% (3)
|
Квалифицированные консультации, практические примеры
|
Охватывают незначительную часть мигрантов
|
Радио, телевидение
|
10,7% (3)
|
Наглядно
|
Незначительное количество информации
|
Устная информация от работодателей
|
7,1% (2)
|
|
Не всегда достоверная информация
|
Специальные выездные мероприятия, передвижные пункты
(ФМС России, НПО)
|
3,6% (1)
|
Официальная информация из первоисточника, доступно
|
Разовые мероприятия, проводятся несистемно
|
Специальные фильмы и сюжеты (международные организации,
НПО)
|
3,6% (1)
|
Наглядно, убедительные примеры, доступно
|
Невозможность видеть постоянно
|
Примечание: сумма ответов более 100%, поскольку
респонденты могли упоминать несколько каналов получения
информации о патенте мигрантами.
Сравнение патента с
другими видами разрешительных документов на работу иностранных
граждан из стран с безвизовым режимом (стр. 55-56)
Характеристика
|
Патент
|
Разрешение на работу
|
Разрешение на привлечение высококвалифицирован-ных
специалистов
|
Наличие квоты
|
Нет
|
Есть
|
Нет
|
Срок рассмотрения заявления
|
10 рабочих дней со дня подачи заявления
|
10 рабочих дней со дня подачи заявления
|
14 рабочих дней со дня подачи ходатайства
|
Срок, на который выдается документ
|
От 1 до 3 месяцев
|
На срок действия трудового договора, но не более чем
на 1 год со дня въезда в РФ
|
На срок действия трудового договора, но не более чем
на 3 года
|
Срок, на который можно продлить документ
|
Срок действия патента может неоднократно продлеваться
на период не более 3 месяцев. Общий срок действия патента
не более 12 месяцев со дня выдачи
|
На срок действия нового договора или разрешения на
временное проживание в РФ, но не более чем на 1 год
со дня въезда в РФ
|
На срок действия трудового договора, но не более чем
на 3 года для каждого продления
|
География работы
|
В пределах субъекта РФ, где был выдан
|
В пределах субъектов РФ, которые прописаны в разрешении
|
В пределах субъектов РФ, которые прописаны в разрешении
|
Продление регистрации по месту пребывания
|
Автоматически после уплаты авансового платежа
|
На срок действия трудового договора
|
На срок действия трудового договора
|
Необходимость трудового договора
|
Необходим
|
Необходим
|
Необходим
|
Уведомление от работодателя о трудовом договоре
|
Не подается
|
Должно быть подано в течение 3 дней
|
Ежеквартально уведомлять о заработной плате, отпуске
более 1 месяца
|
Уведомление о постановке на налоговый учет
|
|
|
В течение 30 дней со дня получения разрешения на работу
|
Медицинское освидетельство-вание
|
Нет необходимо-сти
|
В течение 30 суток после получения разрешения на работу
необходимо представить справку об отсутствие заболеваний
|
Не требуется
|
Договор медицинского страхования
|
Не требуется
|
Не требуется
|
Должен быть застрахован по договору добровольного медицинского
страхования
|
Получение документа на новый срок
|
По истечении 12 месяцев вправе обратиться в ФМС за
новым патентом или покинуть пределы РФ
|
По окончании договора необходимо выехать за пределы
РФ. Приехать снова и получить новое разрешение
|
|
Когда обязан покинуть РФ
|
Спустя 15 дней после окончания срока действия патента
|
Спустя 15 дней после окончания срока действия трудового
договора
|
Спустя 30 дней после окончания действия трудового договора
|
На основании результатов исследования можно сделать
вывод о том, что внедрение патента как формы разрешительного
документа для осуществления трудовой деятельности для иностранных
граждан можно считать прогрессивным шагом в развитии регулирования
миграционных процессов в Российской Федерации. Созданная для
иностранных граждан законодательная возможность трудиться
на законных основаниях у физических лиц, а также простая и
прозрачная процедура получения разрешительного документа поз¬волило
значительному количеству трудовых мигрантов, ранее работавших
фактически незаконно в качестве домашних работников и составлявших
значимую долю от общей численности трудовых мигрантов, легализовать
свой правовой статус. Благодаря патентам к началу 2012 г.
удалось вывести из теневого сектора экономики около 1 млн
трудовых мигрантов.
Помимо востребованности патентов как особой формы
разрешительных документов для оформления занятости в секторе
домашней экономики, не менее существенными факторами, влияющими
на популярность патентов и быстрое распространение информации
относительно данной возможности, являются простые и прозрачные
процедуры его получения. В качестве самой существенной положительной
стороны патента отмечается отсутствие ограничений на максимальное
количество выдаваемых патентов (отсутствие квот). Также немаловажным
преимуществом является технология получения патента, которая
имеет минимальную дистанцию между трудовым мигрантом и ФМС.
В качестве дополнительных положительных сторон патента отмечаются
возможность его продления без выезда за пределы Российской
Федерации, простота процедуры продления – без необходимости
посещения территориального отделения ФМС, а также его дешевизна
и возможность внесения оплаты постепенно в течение года.
Стр. 88.
|
В основу публикации положены результаты качественного
исследования по вопросам практики использования патентов как особой
формы разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности
мигрантами из государств СНГ. Исследование было проведено в период
с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. Цель исследования было выявление
особенностей получения и использования патентов как новой формы
разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности
иностранными гражданами у частных лиц, а также особенностей занятости
трудящихся-мигрантов на территории Российской Федерации. В ходе
исследования были взяты 28 интервью у экспертов- сотрудников общественных
неправительственных организаций, работающих с иностранными гражданами
по вопросам информационной поддержки, юридического консультирования
и предоставления правовой помощи, связанной с пребыванием и осуществлением
трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Также
в число опрошенных экспертов вошли юристы правозащитных организаций,
занимающихся защитой прав трудовых мигрантов, консультанты частных
фирм, оказывающих услуги в области оформления документов, представители
миграционных служб государств происхождения мигрантов и международных
организаций.
Публикация подготовлена в рамках деятельности региональной
программы по трудовой миграции в государствах Центральной Азии и
России, реализуемой совместно Офисом регионального координатора
МОМ по Центральной Азии, миссиями МОМ в Казахстане, Таджикистане,
Кыргызстане и России, Субрегиональным Офисом Структуры ООН по вопросам
гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин для
стран Восточной Европы и Центральной Азии и Всемирным Банком, при
финансовой поддержке Правительства Великобритании. Основная цель
реализуемой региональной программы - защита прав и улучшение социально-экономического
положения трудящихся-мигрантов, а также их семей.
Материалы настоящего издания могут быть использованы
только в информационных целях.
Содержание
Благодарность
Introduction
Введение
Раздел 1. Патент в системе разрешительных документов для
работы иностранных граждан в Российской Федерации: общие сведения
и географические особенности
Раздел 2. Информированность трудовых мигрантов о патентах:
источники и каналы получения информации
Раздел 3. Оформление и продление срока действия патента
трудовыми мигрантами
Раздел 4. Условия труда и жизни трудовых мигрантов, работающих
по патентам у физических лиц
Раздел 5. Ключевые проблемы трудовых мигрантов, работающих
по патентам у физических лиц
Раздел 6. Рекомендации по совершенствованию системы патентов
для работы иностранных граждан у физических лиц
Раздел 7. Патенты на работу: мнения трудящихся-мигрантов
Основные выводы и заключение
Main Findings of the Report
|