Rambler's Top100

№ 535 - 536
10 - 31 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Студенческая страничка

Олимпиады для поступления в магистратуру и профориентационные Зимние школы

Избранные эссе. Путь разумной миграционной политики: опыт Филиппин


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

 

Избранные эссе

Путь разумной миграционной политики: опыт Филиппин

Елизавета Семенова - студентка 3 курса бакалавриата
Отделения востоковедения НИУ ВШЭ

Миграционные процессы в условиях глобализации

XX век стал периодом коренного обновления характера межгосударственных отношений, временем перестройки социально-экономических взаимосвязей мира. Постколониальный мир превратился в плацдарм для строительства взаимозависимой мировой экономики, эскизом для разграничения уже не страны на производственные сектора, а целой планеты, и как ни парадоксально, но некогда требовавшие освобождения колонии по сей день сохраняют тесные связи с былой метрополией, в том числе и в вопросе миграции.

В нашем постиндустриальном обществе абсолютно любая вещь имеет денежный эквивалент, каждый сегодня зарабатывает деньги, и поэтому, порой, без усилий стираются национальные, религиозные, гендерные противоречия. Богатство той или иной страны в большей степени определяют ресурсы: история не раз сталкивалась с фактами дефицита земель, лесов, морей, податного населения в стране, что приводило к войнам. После двух мировых войн человечество всеми силами старается предотвратить любые вооруженные конфликты, изобретает новые способы обогащения. Международная миграция – один из путей развития экономики, неотъемлемое явление глобализации и картины мира XX и начало XXI веков. Существует несколько определений и видов миграции, в самом примитивном и узком понятии - это перемещение населения из одной территории на другую, если мы говорим о движении людей между государствами, то в дело вступают 2 новых термина: эмиграция и иммиграция, которые трактуются как выезд из страны и въезд в страну, соответственно.

Миграция – естественный для человечества процесс, исторически обусловивший распределение народов, разнообразие культур и языков. В последние десятилетия человеческие ресурсы также становятся капиталом, который вкладывается в экономики стран1, и, как любой капитал, при правильном применении приносит прибыль. Прибыль выражается в «мигродолларах», посылаемых эмигрантами в родную страну.

Одним из факторов международной миграции является неравномерность демографического развития стран. Вне зависимости от желания, подавляющему большинству развитых стран уже необходимы иммигранты для выживания по причине того, что там сохраняется тенденция спада рождаемости, сокращение смертности и старения населения. Многим государствам пришлось встать на путь привлечения иностранных мигрантов, призванного компенсировать сокращение численности населения или его отдельных возрастных контингентов, что получило название «замещающей миграции»2.

Теоретически, возникновение миграционных потоков всегда обусловлено выталкивающими и притягивающими факторами. Очевидно, главный среди притягивающих факторов – это постоянная потребность в рабочей силе в странах приема, в то время как среди выталкивающих – безработица, желание обеспечить свою жизнь на несколько более высоком уровне.

Сегодня осуществляется несколько видов международной миграции: безвозвратная, временная, сезонная. Последнюю можно определить не только классически, как миграцию на 1-3 месяца (сезон), но и как потоки населения для работы за границей с последующим возвращением на родину. На комбинации этих типов миграции строится современный облик движения населения, трудового капитала, а, следовательно, и доход стран экспортеров.

Проблемы образования и безработицы как причины иммиграции из Филиппин

С начала семидесятых годов Филиппины переживали не самые лучшие времена: страна была погружена в долговые обязательства, социальная сфера испытывала недостаток государственного инвестирования, нерациональное и некомпетентное управление государственной экономикой, коррупция и безработица привели к массовым народным беспорядкам в 1972 году. Было введено военное положение и президент Филиппинской республики Фердинанд Маркес объявил о проведении политического курса «Новое общество». 1 мая 1974 года президентский декрет № 442 был включен в Трудовой кодекс Филиппин, в котором, с подачи Мирового банка и Международного валютного фонда, была сформулирована программа трудовой зарубежной миграции филиппинского народа под контролем государства3.

Что же из себя представляли Филиппины на 2011 год: площадь страны равна 300 тыс. кв. км., население страны 94,9 млн. человек, из которых около 59 млн. – трудоспособные, 9,45 млн. человек работали за границей суммарно в 210 государствах мира, примерно 47% от этого числа эмигрировали на постоянное место жительство, 45% - временно, остальные - граждане с неопределенным статусом4. Миграционная убыль этой страны составляет -1,7 на 1000 населения5.

Рост населения Филиппин - один из самых высоких в мире, составляет примерно 3,5% каждый год6, но население распределяется неравномерно, в столице сосредоточенна 1/6 всего населения страны. Ежегодный прирост трудоспособного населения составляет примерно 1 млн. человек, 90% иммигрируют в поисках работы за рубеж.

Как бы это парадоксально ни звучало, но проблемы, с которыми столкнулись Филиппины, исходят «от ума», и связаны не только с огромным для размеров страны приростом трудоспособного населения, которое государство не в силах обеспечить работой, но и с образованностью населения. Первый институт на территории Филиппин был построен испанцами в 1611 году, в итоге он (институт Святого Томаса) стал первым высшим учебным заведением в Азии7. С 1935 года в стране вводится всеобщее обязательное начальное образование. Государство с 1945 года старательно поддерживает высшее образование, спонсируя частное образование, и в период между 1945 и 1976 годами наблюдает значительное его преобладание.

Таблица 1. Доля частного высшего образования, %

 

1955

1965

1975

1985

1995

1999

Институты

93

94

83

72

79

81

Поступившие студенты

96

89

86

85

75

75

Источник: Neil G. Ruiz. Made foe export: Emigration and higher education in the Philippines. January 2, 2006. P.10.

С каждым годом доля частных высших учебных заведений возрастала, к 1991 году 80% обходилось без государственного обеспечения, и правительство уже не могло контролировать этот стихийный процесс.

Такое положение дел приводило к растущей безработице среди образованного населения, таблица 2 иллюстрирует возрастающую долю безработицы по мере повышения уровня образования, т.е. среди филиппинцев с дипломом о завершении среднего специального учебного заведения на 6,6% процентов больше безработных, чем граждан, закончивших лишь начальную школу.

Таблица 2. Распределение безработицы по уровню образования трудоспособного населения, %

Высшее

5,4

Незаконченнее образование

2,8

Начальная школа

2,7

Средняя школа

7,5

Среднее профессиональное образование

9,3

Всего

6,3

Источник: Neil G. Ruiz. Made foe export: Emigration and higher education in the Philippines. January 2, 2006. P.13.

В итоге, уже с 60-х годов набирает обороты такой процесс, как безработица высокообразованной части населения, и с последующим новым десятилетием ситуация усугубляется. «Азиатский Банк Развития предположил, что Филиппины могут спастись от такого количества колледжей и институтов, только путем организованного экспорта рабочей силы»8.

Перестройка экономики на «эмиграционные рельсы»

История филиппинской миграции берет начало с 1906 года9, когда филиппинские крестьяне организованно отправились на Гавайи. В 70-х годах роль выталкивающих факторов сыграли последствия нефтяного кризиса, в результате которых государство было вынуждено предоставить гражданам возможность найти работу за пределами родины, погруженной в условия тотальной безработицы.

В 1974 году была создана Организация развития зарубежной занятости. Контроль и управление международной миграции Филиппин осуществляется администрацией по трудоустройству филиппинцев за рубежом (POEA) и администрацией по обеспечению поддержки за рубежом (OWWA). Кроме того, было создана Комиссия по делам мигрировавших филиппинцев, призванная подготовить граждан к жизни в другой стране. Семинар этой комиссии должны пройти все потенциальные иммигранты без исключения. О масштабах деятельности этой организации может рассказать тот факт, что ежедневно проводится 3 семинара продолжительностью по 2 часа для аудитории в 50-60 человек. Семинары делятся на несколько видов: предвыездной семинар для филиппинских эмигрантов, консультация для филиппинской молодежи, предвыездной семинар для участников программ обмена, семинар-знакомство со страной пребывания для участников программы Au-pairs в Европе10.

Одним из важных качеств миграционной политики Филиппин является предоставление правовой защиты своим гражданам за рубежом, которая зиждется на двусторонней ответственности работодателя и государства. Помимо государственных организаций, к вопросу миграции также подключены и частные организации, и негосударственные структуры, функции между которыми строго разграничены. Кроме того, вся система поддерживается Филиппинским иммиграционным фондом, который существует за счет вступительных взносов самих мигрантов и работодателей. Также средства Фонда вкладываются в государственные казначейские бумаги, помимо этого, миграционные кампании спонсирует Банк развития Филиппин.

Министерство труда и занятости Филиппин контролирует работу всех вышеперечисленных организаций, а также предоставляет консультантов в странах приема, и даже материальную помощь в критических ситуациях. Благодаря такой разветвленной структуре практически каждый второй филиппинец в течение 6 месяцев находит работу.

Денежные переводы филиппинских трудовых иммигрантов в 2007 году составили 17 млрд. долларов США или 13% ВВП Филиппин. Филиппинцы сейчас уезжают в более чем в 100 стран по всему миру. С середины 80-х и 90-х годов возрастает доля временной и постоянной эмиграции, увеличиваются потоки в страны Западной Азии. Международные переводы до сих пор остаются важным вкладом в филиппинскую экономику. 6% стран мира построили свою экономику на экспорте рабочей силы, Филиппины – одно из наиболее успешных государств этой группы.

Основные направления миграционных связей

Важнейший коридор миграции Филиппины образуют с США, ежегодно США выделяет немалые средства для подготовки 200 тысяч филиппинских медсестер-эмигрантов. Вторая по значению страна приема – Япония, оттуда поставляют в Филиппины автомобильные двигатели для подготовки механиков, Германия предоставляет сварочное оборудование для обучения сварщиков. Несмотря на это, главным местом приема для Филиппин остается Западная Азия, в пропорции это представляет нижний широкий слой рынка труда. И только верхние тонкие прослойки приходятся на США, Японию, Германию и другие страны Европы.

Рисунок 1. Миграционные потоки по регионам приема филиппинских мигрантов

Источник: Aniceto Orbeta Jr. and Michael Abrigo. Philippine international labor migration in the past 30 years: trends and prospects / Philippine institute of development studies. № 2009-3. November 2009.

Для филиппинских мигрантов существует довольно специфическое разделение труда: в англоязычных источниках используют выражения «иммигранты на суше» и «иммигранты на море», обусловлено это тем, что внушительная доля филиппинских мужчин заняты в морской отрасли, это традиционный тип их занятости, и по факту они не проживают постоянно в той или иной стране приема. Такие понятия вводятся для дифференциации их с людьми, выехавшими для работы вне морской отрасли.

Каждый год число эмигрантов по временному найму, занятых в трудовой деятельности на суше, возрастает. Ежегодное число мигрантов, начиная с 1975 года, возросло с 50 тыс. до 1 млн. в 2005 году11. В декаду 1975-1985 гг. зарегистрирован самый резкий скачок – около 11,4% ежегодно, в последующие декады рост остановился на отметке 2%12.

Рисунок 2. Доля временных филиппинских мигрантов в общем потоке 1975-2007 годов

Источник: Kristel Acasio. Managing labor migration: Philippine state policy and international migration flows, 1969-2000/ Asia and Pacific migration journal. University of California, Berkeley, 2008. P.119.

В 1975 году филиппинцев, эмигрировавших на сушу, было около 12,5 тысяч, тогда как к 2007 году их число превысило более чем 800 тысяч. Бум эмиграции в 1975-1985 годах был обусловлен резко возросшими ценами на нефть в Западной Азии 1973-1974 годов. В тот период наблюдался чрезвычайно высокий отток в страны Западной Азии. Число рабочих, занятых в морском деле, ежегодно растет на 8%, в период 1985-1995 гг. их число возрастало на 11,5% ежегодно, но после показатель снизился до 4%, и сохраняется уже стабильно.

Доминирующую позицию специалистов в 1975 году сменил заметный всплеск миграции работников в сфере производства, инфраструктуры, также разнорабочих, сотрудников сервиса. Строительный бум в Западных странах стал причиной беспрецедентного роста временных мигрантов в период 1975-1985 годов. В течение этого времени наблюдается преобладание мужчин в миграционном контингенте Филиппин.

Если сравнивать с внутренним рынком труда, то зарубежные трудовые договоры заключаются с более квалифицированными специалистами. Очевидно, что в странах приема - Запада или восточной Азии широко представлены сервисный и индустриальный секторы, в то время как в Филиппинах обратная ситуация, аграрный сектор составляет львиную долю дохода страны.

Доминирующее большинство контингента эмиграции Филиппин составляют специалисты, работники в сфере сервиса, производства, инфраструктуры и разнорабочие. Первые места делят между собой инженеры, медицинские работники, архитекторы, артисты.

Говоря о заграничных трудовых потоках, существует совершенно противоположная ситуация востребованности людей по уровню образования в стране (табл. 3).

Таблица 3. Уровень образования среди рабочего населения внутри страны и за  рубежом, %

 

1988

1996

2006

Эмигранты за рубежом

Без образования

0,3

0,2

0,2

Начальная школа

10,9

7,2

4,4

Средняя школа

34,2

32,8

32,3

Профессиональное образование

54,6

59,8

63,1

Всего

100

100

100

Рабочая сила внутри страны

Без образования

4,0

3,2

2,0

Начальное образование

47,3

41,2

33,7

Среднее образование

29,6

32,7

37,7

Профессиональное образование

19,1

22,9

26,6

Всего

100

100

100

Источник: Kristel Acasio. Managing labor migration: Philippine state policy and international migration flows, 1969-2000/ Asia and Pacific migration journal. University of California, Berkeley, 2008. P.31.

Если в стране человеку с высшим образованием чрезвычайно сложно утроиться на работу, то за границей это сделать будет гораздо проще, нежели человеку, окончившему только среднюю школу.

Заключение

Филиппины – это один из успешных примеров страны, ответившей вызовам современного мира, пример того, как государство смогло распорядиться своими далеко не самыми с первого взгляда выгодными ресурсами настолько рационально, насколько это возможно. Государство использовало свой исторический шанс, а значение миграции для мирового рынка возрастает с каждым годом (это можно продемонстрировать тем фактом новейшей истории, что в 2000 году по рекомендации Экономического и Социального совета Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 18 декабря Международным днем мигрантов).

Проблема Филиппин может стать ее преимуществом – уже сегодня мы видим, как страна становится фабрикой по производству всевозможных трудовых кадров. Трудовая миграция имеет большое значение в сознании филиппинского народа, кроме того, полностью перестроена социальная политика страны, собственно, курс внутренней и внешней политики исходит из миграционного ориентира экономики.

Культуре миграции на Филиппинах более 30 лет, и филиппинцев уже можно назвать идеальными мигрантами, это определяет имидж страны, ее специализацию. Более того, можно наблюдать, что принимающие страны довольны филиппинскими мигрантами, так как нередки случаи повторного заключения договоров. Даже Россия, страна, которая и так привлекает большое количество миграционных трудовых ресурсов, собирается в ближайшее время заключить несколько договоров с филиппинскими организациями труда. Вполне вероятно, что российские условия труда не вполне устроят филиппинских граждан, так как стране-реципиенту также необходимо соответствовать требованиям привлекательности условий труда.

Итак, Филиппины – государство, расположенное на небольшом кусочке суши, на островах, бывшая колония США, сперва столкнулась с трудностями демографического и социально-экономического развития, единственным разрешением которых могло быть облегчение гражданам пути в другие страны, - и это, на первый взгляд, не самое приятное решение для любого государства. Защищая и поддерживая своих граждан, филиппинское правительство предприняло все возможные меры для того, чтобы процесс миграции был прозрачным и как можно менее стрессовым. Благодаря этому Филиппины сегодня - азиатский лидер в организованном экспорте человеческого капитала, государство, справедливо полагающее, что народ – это главное богатство страны, даже если большую часть времени многие проводят вне ее пределов.

Список использованной литературы

  1. Капур Д., Макхейл Д. Прибыльная миграция //Демоскоп Weekly, № 223-224, 21 ноября – 4 декабря 2005 года. http://demoscope.ru/weekly/2005/0223/analit01.php
  2. Рязанцев С.В. Мировой рынок труда и международная миграция: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2010.
  3. Analyzing overseas migration and Philippine rural development/ Harvest and hardships. Institute for Migration and Development issues. December, 2011.
  4. Aniceto Orbeta Jr. and Michael Abrigo. Philippine international labor migration in the past 30 years: trends and prospects/ Philippine institute of development studies. № 2009-3 November 2009.
  5. Charles B. Keely. Philippine migration: Internal movement and emigration to the United States/ International migration review, Vol.7, №2, 1973.
  6. IOM migrant tg. Предвыездная подготовка Филиппинских эмигрантов - http://www.iom.tj/csm/index.php/Пред_выездная_подготовка_эмигрантов_на_Филиппинах
  7. Kristel Acasio. Managing labor migration: Philippine state policy and international migration flows, 1969-2000/ Asia and Pacific migration journal. University of California, Berkeley, 2008.
  8. Neil G. Ruiz. Made foe export: Emigration and higher education in the Philippines. January 2, 2006.
  9. Rhacel Salazar Parrenas. Homeward bound: the circular migration of entertainers between Japan and the Philippines. - Global Networks-a Journal of Transnational Affairs - GLOB NETW , 2010.
  10. Robin Iredale. Migration research and migration policy making: a study of Australia, the Philippines, and Tailand. Blackwell publishing Ltd., 2004.

1 Капур Д., Макхейл Д. Прибыльная миграция// Демоскоп weekly. 2005. - июль-август. URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0223/analit01.php
2 Рязанцев С.В. Мировой рынок труда и международная миграция: Учебное пособие. М.: Экономика, 2010. С. 151.
3 Kristel Acasio. Managing labor migration: Philippine state policy and international migration flows, 1969-2000/ Asia and Pacific migration journal. University of California, Berkeley, 2008. С. 112.
4 IOM Philippines - https://www.iom.int/cms/philippines
5IOM migrant tg. Предвыездная подготовка Филиппинских эмигрантов. - http://www.iom.tj/csm/index.php/Предвыездная_подготовка_эмигрантов_на_Филиппинах
6 IOM Philippines - https://www.iom.int/cms/philippines
7 Neil G. Ruiz. Made foe export: Emigration and higher education in the Philippines. January 2, 2006. P.7.
8 Neil G. Ruiz. Made foe export: Emigration and higher education in the Philippines. January 2, 2006. P.21.
9IOM migrant tg. Предвыездная подготовка Филиппинских эмигрантов. - http://www.iom.tj/csm/index.php/Предвыездная_подготовка_эмигрантов_на_Филиппинах
10 IOM migrant tg. Предвыездная подготовка Филиппинских эмигрантов. - http://www.iom.tj/csm/index.php/Предвыездная_подготовка_эмигрантов_на_Филиппинах
11 Kristel Acasio. Managing labor migration: Philippine state policy and international migration flows, 1969-2000/ Asia and Pacific migration journal. University of California, Berkeley, 2008. P.119.
12 Kristel Acasio. Managing labor migration: Philippine state policy and international migration flows, 1969-2000/ Asia and Pacific migration journal. University of California, Berkeley, 2008. P.119.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.