|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Ограничение на продажу алкоголя: работает ли закон?
Россияне по-прежнему сталкиваются с нарушениями закона,
ограничивающего продажу и потребления алкоголя, а запрет на продажу
спиртных напитков в ночное время признают скорее недейственным.
Мнение общества поддерживают и пользователи социальных медиа, отмечающие
низкую эффективность предпринимаемых государством мер.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представил данные о том, сталкивались ли россияне с нарушениями
закона, ограничивающего оборот и потребление алкоголя, как оценивают
эффективность запрета на продажу алкоголя в ночное время.
Пресс-релиз также содержит результаты мониторинга социальных медиа
на тему отношения к действиям властей по ограничению продажи алкоголя,
проведенного агентством «Социальные Сети».
Итоги общероссийского опроса
Борьба с алкогольной угрозой, начатая Д.Медведевым в
2009 году, продолжает приносить свои плоды. Так, доля регулярно
(раз в месяц и чаще) выпивающих россиян сокращается (с 49 до 38%),
а тех, кто совсем не употребляет алкоголь, становится больше (с
24 до 33%). Чаще всего признаются, что употребляют алкоголь, мужчины
(77%), жители крупных городов (70%) и респонденты 24-44 лет (74-76%).
Совсем не употребляют алкоголь, как правило, женщины (44%) и пенсионеры
(58%).
В течение последнего месяца россиянам случалось встречаться
с фактами нарушения закона, регулирующего оборот и потребление алкоголя.
Так, чаще всего россияне свидетельствуют о случаях распития алкогольных
напитков в общественных местах (60%). Несоблюдение иных законов
в повседневной жизни встречается чуть реже: четверо из каждых десяти
россиян сталкивались со случаями продажи алкоголя в местах массового
скопления людей (41%) и треть - с продажей на территориях, прилегающих
к детским учреждениям (34). Еще 31% лично видел, как алкоголь продается
несовершеннолетним, 29% - рекламу на ТВ/радио/в кино, а 27% говорят
о случаях продажи алкоголя в нестационарных торговых точках. Реже
всего россияне сообщают о фактах продажи алкоголя с 23.00 до 8.00
(23%) и размещении рекламы в аудио/видео/печатной продукции для
несовершеннолетних (19%).
Практически каждый пятый (18%) россиянин сталкивался
с ситуацией, когда он не мог приобрести алкоголь по причине запрета
на его ночную продажу. При этом респонденты все же находили выходы
из такой ситуации: 21% все равно находил места,
где продают алкоголь, несмотря на запрет, 18% - полагались на свои
уже имеющиеся запасы, 7% - брали у знакомых, и 2% - шли пить алкогольные
напитки в бар. Тем не менее 26% утверждают, что в ситуации невозможности
покупки алкоголя они отказывались от его употребления в этот вечер,
10% - дожидались разрешенного для покупки времени, а 9% обходились
пивом.
Половина россиян (50%) склонны давать низкую оценку
действенности закона по запрету продажи алкоголя в ночное время. Чаще
всего так считают малообразованные (53-54%), россияне с низким уровнем
доходов (53%), жители средних городов и миллионников (по 56%) и
те, кто сам употребляет алкогольные напитки (51%). Более позитивно
настроены 43% опрошенных, как правило, это респонденты со средним
специальным и высшим образованнием (45-47%), с высокими доходами
(47%) и жители двух столиц (54%).
Результаты мониторинга социальных медиа
По данным мониторинга социальных медиа, проведенного
Агентством «Cоциальные Сети», из 516 релевантных сообщений на тему
борьбы с алкогольной угрозой, большая часть (54%) носила негативный
характер, и только в 11% постов зафиксирована поддержка политики
ограничения продажи алкоголя.
В содержательном аспекте, большая часть сообщений в
социальных медиа посвящена неэффективности принимаемых мер, с точки
зрения пользователей (88%). Значительная доля постов содержит
опасения, что ограничения на продажу алкоголя приведут к росту отравлений
суррогатами (30,8%). Немало и тех, кто высказывает предположение
о стремлении государства установить «сухой закон» (25,2%). В то
же время, 14% называют предпринимаемые меры необходимыми и адекватными.
Инициативный всероссийский
опрос ВЦИОМ проведён 17-18 ноября 2012 г. Опрошено 1600 человек
в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Мониторинг публикаций в социальных
сетях на тему ограничения продажи алкоголя проведен Агентством
«Социальные Cети» (Social Networks Agency) 1-21 ноября 2012г.
Мониторинг проведен с помощью открытых поисковых систем (Blogs.Yandex.ru,
Blogsearch.google.ru) и собственного поискового механизма. Всего
обнаружено 516 публикаций.
Итоги общероссийского опроса
Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то
как часто? (закрытый вопрос, один ответ)
|
1996 г.
|
Июль 2009 г.
|
Сентябрь 2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Несколько раз в неделю
|
5
|
8
|
8
|
6
|
7
|
5
|
Два-три раза в месяц
|
24
|
23
|
19
|
19
|
20
|
16
|
Примерно раз в месяц
|
19
|
18
|
19
|
19
|
16
|
17
|
Реже, чем раз в месяц
|
29
|
25
|
26
|
33
|
27
|
27
|
Никогда не употребляю алкогольных напитков
|
23
|
24
|
26
|
22
|
28
|
33
|
Затрудняюсь ответить
|
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
Приходилось ли Вам или Вашим близким сталкиваться в
течение последнего месяца со следующими ситуациями? (закрытый вопрос,
один ответ по каждой позиции)
|
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
|
Граждане распивают алкогольные напитки в общественных местах
(во дворах, на лестничных площадках, остановках, в парках
и т.д., кроме мест общественного питания)
|
60
|
37
|
3
|
Алкоголь продается в местах массового скопления людей
и там, где есть источники повышенной опасности (аэропорт,
вокзал, автозаправка, рынок и т.д.)
|
41
|
50
|
9
|
Алкоголь продается на территориях, прилегаю щихк детским,
образовательным и спортивным учреждениям
|
34
|
58
|
8
|
Алкогольная продукция продается
несовершеннолетним
|
31
|
64
|
4
|
Транслируется реклама алкоголя на телевиде нии/радио/ в кино
|
29
|
65
|
7
|
Алкоголь (кроме пива) в городах продается в нестационарных
торговых точках, небольших палатках, ларьках и т.д.
|
27
|
64
|
9
|
Алкоголь (свыше 5% этилового спирта) продается в магазинах
с 23.00 до 8.00
|
23
|
68
|
9
|
Реклама алкоголя встречается в аудио/видео/печатной продукции
для несовершеннолетних
|
19
|
71
|
9
|
В течение последнего года Вы, как и многие другие, наверно
уже сталкивались с ситуацией, когда поздно вечером или рано утром
необходимо было купить алкоголь, а его продажа в это время была
запрещена. Что Вы предпринимали в подобной ситуации? (открытый вопрос,
любое число ответов, % от тех, кто сталкивался с подобной ситуацией)
Не покупал, ничего не делал, отказывался от идеи алкоголя
|
26
|
Все равно находил места, где можно купить
|
21
|
Покупал заранее, были дома запасы
|
18
|
Ждал времени, когда можно купить
|
10
|
Покупал пиво
|
9
|
Брал у знакомых
|
7
|
Заказывал алкоголь в кафе, баре
|
2
|
Другое
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
Не покупал, ничего не делал, отказывался от идеи алкоголя
|
26
|
Как Вы считаете, помог ли запрет на продажу алкоголя
в ночное время (с 23.00 до 8.00) сократить потребление алкоголя
в нашем городе/селе или нет? (закрытый вопрос, один ответ)
|
Все опрошенные
|
Безусловно, помог
|
14
|
Скорее помог
|
29
|
Скорее не помог
|
31
|
Безусловно, не помог
|
19
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
Результаты мониторинга социальных медиа
Характер сообщений в социальных медиа на данную тему,
в %
Предпринимаемые меры не дадут эффекта, население найдет способы
обойти запреты
|
88
|
Ограничение на продажу алкоголя приведет к росту числа отравлений
суррогатами
|
30,8
|
Государство стремится установить «Сухой закон»
|
25,2
|
Наиболее популярные темы, затронутые в дискуссиях, в
%*
Предпринимаемые меры не дадут эффекта, население найдет способы
обойти запреты
|
88
|
Ограничение на продажу алкоголя приведет к росту числа отравлений
суррогатами
|
30,8
|
Государство стремится установить «Сухой закон»
|
25,2
|
Предпринимаемые меры необходимы и адекватны
|
14,0
|
Ограничение на продажу алкоголя приведет к росту наркомании
|
11,2
|
Несмотря на ограничения, алкоголь в вечернее время продолжает
продаваться
|
6,2
|
*Количество сообщений превышает 100%, так как в одном сообщении
могло подниматься сразу несколько тем.
Пресс-выпуск ВЦИОМ №2174, 26 ноября 2012 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113413
|