Установить характер долговременных сдвигов в ходе
основных демографических процессов, их соответствие тенденциям
модернизации, современным моделям рождаемости и смертности
можно только на основе сочетания количественной оценки этих
сдвигов с выявлением их качественных особенностей и детерминант,
оценкой того, насколько они являются следствием глубоких системных
общественно-экономических изменений, «вписываются» ли в общий
алгоритм социальной модернизации.
Если говорить о процессе рождаемости, то индикатором
его модернизации на нынешнем этапе является, по нашему мнению,
уже не только (и даже не столько) повышение «экономичности»
воспроизводства населения (что определяется соотношением уровня
рождаемости и смертности новорожденных), сколько качественные
характеристики воспроизводимых поколений (состояние здоровья
детей, их образованность и т.д.), а также те изменения в структурных
характеристиках рождаемости (в ее возрастном профиле, соотношении
между брачной и «внебрачной» составляющей и т.п.), которые
свидетельствуют о расширении свободы выбора в вопросах воспроизводства
потомства, о либерализации этой сферы.
Стр. 151.
Новая возрастная и брачная/внебрачная модель рождаемости
формируется под влиянием многих факторов и диктует необходимость
соответствующих изменений в социально-демографической политике.
Среди значимых факторов структурных изменений в рождаемости
- «подорожание» процессов содержания и воспитания детей и
подготовки их к труду, повышение производительности женской
занятости, социальное признание практик сочетания женщиной
экономической деятельности с генеративной, изменения системы
представлений относительно гендерного распределения социальных
и семейных ролей, традиций межпоколенной взаимодействия и
т.д.
Становление современной модели рождаемости выдвигает
новые требования к политике поддержки детородной активности
населения, выдвигая на передний план ту ее часть, которая
связана с созданием надлежащих условий для сочетания материнства
с профессиональной занятостью, а также различных инструментов
косвенной как финансовой, так и организационной поддержки
матерей/родителей на протяжении всего периода рождения и воспитания
их детей. Кроме того, отдавая должное определенным преимуществам
модели «поздней рождаемости» с точки зрения формирования экономической
основы для рождения и воспитания детей, становления ответственного
родительства и т.п., следует учитывать и определенные неблагоприятные
черты и риски, порождаемые ею, такие как: углубление ментально-психологического
разрыва между поколениями отцов и детей, медико-генетические
риски поздних беременностей и родов, возможные риски раннего
сиротства и т.д. Упомянутые риски и проблемы на Украине, учитывая
неудовлетворительное состояние здоровья населения и определенные
недостатки медицинского обслуживания, могут приобрести особо
острый характер, поэтому необходимость предотвратить их должна
быть заблаговременно учтена в социально-демографической политике.
Стр. 158.
Украинские граждане осознают ценность здоровья.
Так, в ходе опроса домохозяйств (2009 г.) первое место по
значимости среди главных социальных и личных ценностей основной
приоритет домохозяйства отдали здоровью (82%), второй - семье
и детям (65%) и третий - материальному благополучию (50%).
Когда же было предложено определить три приоритетных направления
использования возможных дополнительных средств, то 56% домохозяйств
сообщили, что в случае значительного увеличения доходов они
направили бы дополнительные средства, в первую очередь, на
лечение. Однако очень часто это остается декларацией, лишь
незначительная часть решается на реальные изменения, касающиеся
соблюдения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек,
инвестирования средств и времени в собственное оздоровление,
занятия спортом, рациональное питание и т.п..
Стр. 162.
Возможные положительные
и отрицательные влияния миграции на процессы модернизации
(стр. 193)
Позитивные
|
Негативные
|
Рост эффективности глобальной экономики
|
Потеря квалифицированных работников и, соответственно,
качества выполняемых ими работ
|
Противодействие бедности
|
Возможен рост имущественного неравенства
|
Сокращение давления на рынок труда
|
Торможение роста производительности труда вследствие
ухудшения качества трудовых ресурсов
|
Приток валюты
|
Риск инфляционного влияния переводов
|
Рост инвестиций в человеческий капитал
|
Потери расходов на образование и воспитание мигрантов
|
Получение новых знаний, технологий, деловых связей,
т.е. социального капитала из-за рубежа
|
Риск формирования зависимости от переводов, нежелание
получателей работать, формирование стереотипа, согласно
которому достичь достойного уровня благосостояния можно
только путем трудовой миграции
|
Развитие международной торговли
|
Потеря налоговых поступлений
|
Распространение ценностей и норм гражданского общества
(которые доминируют в большинстве стран-реципиентов
рабочей силы)
|
Негативные изменения психологии части мигрантов вследствие
длительного пребывания за границей на нелегальном или
полулегальном положении
|
На Украине расходы на социальную защиту росли
опережающими темпами по сравнению с ВВП, т.е. без учета реальных
возможностей экономики по их финансированию. При этом рост
таких расходов происходило не только в рамках уже существующих
пособий, но и за счет внедрения новых. Разнообразные льготы,
социальные выплаты и социальные услуги непосредственно предусмотрены
в 58 законах и более 120 подзаконных нормативно-правовых актах.
Не стоит обвинять наследие бывшего СССР, - большинство из
этих документов были приняты уже во времена независимости.
Сейчас насчитывается около 120 категорий льготников, из которых
лишь 45 категорий имеют право на льготы по социальному признаку,
а 57 – вследствие профессиональной принадлежности. Вместе
с тем есть более 130 категорий получателей различных видов
социальных выплат, из которых лишь 70 получают выплаты по
социальному признаку, и около 50 - вследствие профессиональной
принадлежности. Общая численность граждан, имеющих право на
те или иные льготы, составляет около 15 млн. человек (треть
всего населения)
Стр. 295, 297.
Структура расходов на
социальную защиту в Украине и ЕС,% (стр. 297)
Функции социальной защиты
|
Украина
|
ЕС-27
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2007
|
2008
|
2009
|
Болезнь/медицинское обслуживание
|
19,6
|
18,2
|
17,5
|
18,3
|
29,8
|
29,6
|
29,6
|
Инвалидность
|
1,7
|
1,4
|
1,3
|
1,2
|
8,4
|
8,2
|
8,0
|
Старость
|
65,5
|
68,5
|
68,0
|
66,6
|
38,9
|
39,7
|
39,0
|
Потеря кормильца
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
6,3
|
6,1
|
6,0
|
Семья/дети
|
6,9
|
6,9
|
8,0
|
9,0
|
8,2
|
8,0
|
8,0
|
Безработица
|
1,8
|
1,7
|
2,1
|
1,8
|
5,0
|
4,9
|
6,0
|
Жилье
|
3,1
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
2,1
|
2,0
|
2,0
|
Другие риски социального отторжения, не входящие в
вышеназванные
|
0,6
|
0,5
|
0,3
|
0,3
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
|