|
ДТП и смертность
в России |
|
Над темой номера работали
|
|
|
Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ
|
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
Место ДТП в структуре внешних причин смерти
Дорожно-транспортные происшествия - относительно молодая
причина смерти. Убийства, самоубийства, отравления, утопления и
т.д. существовали всегда, но о ДТП этого сказать нельзя, они – порождение
новой техногенной эпохи.
Правда, первые упоминания о безопасности на дорогах
относятся к временам Римской империи. У римлян существовали дороги
с односторонним движением, правила парковки, мощеные участки дорог,
тротуары, а возможно, и транспортные развязки. Встречаются упоминания
и о несчастных случаях1.
Но современные дорожно-транспортные проблемы возникли в девятнадцатом
веке, прежде всего, в быстро растущих городах Великобритании. В
1875 году здесь погибло 1589 человек, в основном с участием лошадей2.
Первый в мире автомобиль был создан в 1886 году, а первое
в мире дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля (наезд
на пешехода) случилось через 10 лет (в 1896 году). С 1899 года начался
отсчет дорожно-транспортных происшествий с участием автомобиля,
приведших к трагическому исходу.
С тех пор число дорожно-транспортных происшествий, к
сожалению, постоянно растет. В них разбиваются машины, получают
травмы и гибнут люди. В мире ДТП по числу жертв считаются одной
из наиболее опасных внешних причин смерти. Кроме того, это очень
важная причина инвалидизации населения, так как на один случай смерти
от ДТП приходится во много раз больше выживших, но получивших травмы
(рис. 6). Еще в 1974 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла
резолюцию WHA 27/59, в которой объявила дорожно-транспортные происшествия
одной из важнейших проблем здравоохранения.
Рисунок 6.Число погибших и раненых в ДТП, тысяч человек.
Россия, 1985-2011
Источник: ГИБДД.
В то же время в России в структуре внешних причин смерти
дорожно-транспортным происшествиям принадлежит хотя и важное, однако
все же не первостепенное место. В 2009 году на их долю приходилось
менее 10% смертей от этого класса причин, больше людей погибало
от самоубийств, убийств и случайных отравлений алкоголем (рис. 7).
Рисунок 7. Структура смертности от внешних причин в
2009 году
Источник: Росстат.
Тем не менее, недооценивать ДТП как причину смерти и
инвалидности в России не следует. По данным ГИБДД, за 27 лет – с
1985 по 2011 год было зарегистрировано около 5 миллионов ДТП, в
которых погибло свыше 800 тысяч человек и было ранено 5,7 миллиона.
Рисунок 8. Число погибших в ДТП с 1956 года
В «нулевые» годы XXI века число погибших от ДТП в России
снижалось, но это снижение было меньшим, чем в других странах. При
этом число самих ДТП и число раненых в России росло, тогда как в
большинстве других стран падало (рис. 9).
Рисунок 9. Прирост (сокращение) количества дорожно-транспортных
происшествий, числа убитых и раненых в ДТП в России и некоторых
развитых странах
Источники: Росстат, International
Road Traffic and Accident Database (IRTAD)
1 Gerald
Cummins. The History of Road Safety. 2003. Drive
and Stay Alive website, http://www.driveandstayalive.com/info%20section/history/history.htm
2 Ibid.
|