Небезызвестное издание Timpul выступило с призывом к своим читателям - ответить на ряд вопросов, связанных с «проблемой национальных меньшинств». «Нас очень интересует ваше мнение по этой проблеме, - как простых читателей, так и политических обозревателей», - пишет издание.
И предлагает ответить на следующие вопросы.
1. Существует ли «проблема национальных меньшинств» в Молдавии. Если да, то в чем она заключается?
2. Действующее законодательство Молдавии обеспечивает ли соблюдение основных прав национальных меньшинств?
3. Толерантна, или не толерантна доминирующая нация по отношению к национальным меньшинствам?
4. Толерантны, или не толерантны представители национальных меньшинств по отношению к доминирующей нации?
5. Существуют ли влияния извне на национальные меньшинства Молдавии?
6. Существует ли опасность этнических конфликтов в Молдавии?
7. Что нужно сделать, чтобы наладить этническую обстановку в стране?
И в качестве затравки Timpul публикует ответы на приведенные вопросы одного их своих постоянных авторов, историка Октавиана Цику.
- Нынешнее законодательство РМ обеспечивает ли соблюдение основных прав национальных меньшинств? - Существующее законодательство уважает права меньшинств, но проблема заключается в трудности восприятия. Украинцы, гагаузы, болгары, одни из основных меньшинств на территории Молдавии не действуют, как таковые национальные меньшинства, которые борются за сохранение своей культуры, языка, традиций, или политических прав. Они действуют (в основном на политическом уровне), как представители русскоязычной прослойки, у которых центром гравитации является Россия и это создает сложности в отношении к нашим меньшинствам в законодательном европейском и традиционном контексте. - Толерантна, или не толерантна основная часть населения по отношению к меньшинствам?
- На современной территории Молдавии, которая сформировалась после 1812 года, создался климат совместного проживания множества наций, которые пришли на эти земли жить рядом с румынской нацией. Если взять исторический период в 200 лет и внимательно приглядеться, то мы увидим довольно высокий уровень толерантности румын по отношению к этим прибывшим представителям меньшинств. Это же наблюдается и за 21 год независимости Молдавии. Единственный, наверное, пример дискриминации - это маленькое количество представителей нацменьшинств среди тех, кто имеет политическое влияние, но причина часто в незнании государственного языка, а его знание необходимо для того, чтобы достичь верхушек власти. - Толерантны ли национальные меньшинства по отношению к титулярной нации?
- Если брать в общем, у национальных меньшинств есть сложности в отношении лояльности к молдавскому государству и румыноязычной нации, потому что первые все еще ностальгируют по СССР. Но даже после распада СССР Молдавия осталась в составе СНГ и проводит интенсивную экономическую и военно-политическую евро-азиатскую интеграцию. Русскоязычное население продолжает радоваться сложившимся благодаря этому культурно-лингвистическим, экономическим, политическим и социальным привилегиям, которые были при Советском Союзе. А попытки Молдавии найти свой внутренний национальный курс воспринимаются, как «национализм», на который находятся иногда даже и военные методы решения вопроса, как было в Приднестровье, либо появление различных форм «автономий», как случилось с Гагаузией. - Существует ли влияние извне на национальные меньшинства Молдавии?
- Да, у них есть несколько источников внешнего влияния. Прежде всего это поддержка со стороны России, она даже выработала свою стратегию по отношению к своим так называемым «соотечетсвенников», которые считают Россию своей исторической родиной. Помимо России различные меры влияния оказывает и Украина, и Турция, и Болгария. Обычно это выражается в экономической и культурной поддержке, но у такой поддержки есть и дестабилизирующие молдавскую государственность свойства, в частности выдача гражданства тем представителям национальных меньшинств, которые считают вышеназванные страны своей исторической родиной. - Есть ли опасность межэтнического конфликта в Молдавии?
- Опасность есть, но она закамуфлирована под другие формы конфликтов, как то предвыборные кампании и политические акции, где нацменьшинства в основном голосуют за левые партии, а румыноязычное население - за правые. Еще одна форма конфликта заключатся в выборе приоритарного внешнеполитического влияния: меньшинства являются адептами евро-азиатской модели, а титулярная нация - европейской. - Какие действия можно предпринять для гармонизации межэтнических отношений в РМ?
- Национальные меньшинства должны понять, что жить в Молдавии уже давно не означает жить в Советском Союзе, где у них было доминантное положение в политике, экономике, обществе, или спорте, что жить в Молдавии означает не только защищать все русское, что жить в Молдавии означает уважать национальный язык и символику государства, что жить в Молдавии означает иметь реальный шанс встать на путь европейской модернизации, получить доступ к свободе и процветанию, к которым мы должны стремиться общими усилиями.
Moldova Nova предлагает своим читателям дать собственные ответы на столь животрепещущие вопросы, волнующие наших «титулярных» коллег.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)