|
|
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Сравнительный анализ систем охраны материнства
в трех европейских странах
МОТ/ПРООН, 2011, 101 страница
|
http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/
maternity_protection_thecontext_ru.pdf
В целом, за последние десятилетия можно выделить несколько
тенденций в области охраны материнства и мерах по урегулированию:
- Во всем мире за последние 15 лет законы об охране материнства
претерпели заметные изменения, сместившись в сторону увеличения
сроков отпуска при рождении ребенка, а также уйдя от системы
ответственности работодателя за финансирование отпуска по
беременности и родам. В свою очередь, в регионах ЦВЕ / СНГ,
отпуск по уходу за ребенком был введен во многих странах
как право на последующий период после отпуска по беременности
и родам. Отпуск по уходу за ребенком был введен как право
матерей и отцов, и часто его получают за счет увеличения
срока отпуска по беременности и родам, который ранее предоставляли
только матерям. Предоставление отпуска по уходу за ребенком
важный момент с точки зрения упрочения концепции, что, в
принципе, отпуск может взять не только мать (но на практике
пока только матери берут этот отпуск). В то же время, отпуск
по уходу за ребенком и льготы не обязательно такие же, что
и пособия и отпуск по беременности и родам, - в реальности
же, введение отпуска по уходу за ребенком и пособия привело
к тому, что многие женщины в регионе почувствовали ослабление
влияния системы охраны материнства.
- Во многих странах, особенно в Западной Европе, общие задачи
семейной политики расширились, а расходы на семейные пособия
увеличились. Страны по-разному осуществляют распределение
расходов на поддержку семьи, денежные пособия и налоговые
льготы. Но во всех системах наблюдается несоответствие при
распределении средств в поддержку семьи, например, в разные
моменты жизни ребенка, на некоторые категории семей, например,
семьи с одним родителем.
- Многие страны не всегда и не в полной мере гарантируют
уязвимым группам женщин возможность пользования системой
охраны материнства: женщины-маргиналы или не имеющие постоянной
работы, или женщины, работающие в таких местах или по таким
контрактам, которые ограничивают их доступ к системе социального
обеспечения: работающие неполный рабочий день, домашние
работники или рабочие-мигранты часто не охвачены сферой
охраны материнства, им также не положен отпуск, медицинские
льготы или денежные пособия. В связи с тем, что во многих
странах количество не трудоустроенных или пребывающих в
условиях ненадёжной занятости женщин увеличивается и не
только из?за экономического кризиса, предметом серьезной
озабоченности является то, что они не имеют возможности
воспользоваться системой охраны материнства*.
- Правительства и социальные партнеры все больше осознают,
что инициативы по совершенствованию сферы охраны материнства
и урегулированию трудовых и семейных отношений также необходимо
направлять на мужчин. Иногда это достигается благодаря объединению
сферы охраны материнства и мер, ориентированных на семью,
в целом, что позволяет решать проблемы урегулирования трудовых
и семейных отношений. Другие инициативы, непосредственно
направлены на повышение ответственности мужчин за семью
и на проявление заботы о семье.
- Во многих странах мира законы об охране материнства реализуются
не эффективно и не в полной мере. Это указывает на важность
социального диалога и необходимость действий с участием
трех сторон: правительства, работодателей и работников,
а также других организаций социальной защиты, например,
тех, которые занимаются вопросами гендерного равенства,
и организаций гражданского общества. Также подчеркивается
важность осуществления контроля и использования механизмов
правоприменения, а также необходимость сбора информации
о практической стороне сферы охраны материнства, чтобы убедиться,
что принципы и цели системы охраны материнства реализуются.
- Во многих европейских странах проблемы, связанные со сферой
услуг по уходу за детьми, стали вызывать общественное беспокойство.
Центром политического внимания стал вопрос организации доступных
и качественных услуг по уходу за детьми, потому что с их
помощью можно урегулировать трудовые и семейные отношения,
содействовать развитию рынка труда и решать вопросы гендерного
равенства. Учреждения по уходу за детьми также считаются
фактором снижения рождаемости, так как они снижают стоимость
деторождения с точки зрения рынка труда и возможностей карьерного
роста. И есть еще один ракурс, с которого можно посмотреть
на услуги по уходу за детьми - это ориентированная на ребёнка
и социально-педагогическая точка зрения. Услуги по уходу
за детьми оказывают положительное влияние на развитие ребенка
и социально-экономическую интеграцию.
* Совершенствование сферы охраны материнства, в том числе
в части социальных мер охраны здоровья людей, считается
важной составляющей Инициативы ООН по минимальному уровню
социальной защиты (http://www.ilo.org/gimi/gess/ShowWiki.do?wid=9).
Нацеленность МОТ на расширение доступа к сфере охраны
материнства путем расширения возможностей заниматься достойным
трудом отражена, например, в МОТ, 2007 г.
Стр. 19-20.
Результаты исследования трех стран показали более
заметную разницу в мерах, ориентированных на интересы семьи,
и в мерах, направленных на урегулирование трудовых и семейных
отношений в целях обеспечения гендерного равенства. Международные
тенденции в отношении мер оказания поддержки обоим родителям
в вопросах занятости и мер поощрения, направленных на равное
распределение обязанностей по уходу за ребенком, хорошо видны
на примере Исландии. В свою очередь, Франция предлагает серьезную
поддержку в сфере занятости женщин и их экономической независимости,
в частности, благодаря широкой сети дошкольных детских заведений
и внешкольных учреждений. Но политические изменения, произошедшие
в последние годы, кажется, переориентировали планы правительства
с организации государственных дошкольных детских заведений
на организацию ухода за малолетними детьми в домашних условиях
(с помощью родителей или профессиональных семейных воспитателей)
и на поддержку более длительного отпуска по уходу за ребенком.
Что касается Франции, то принимаемые в последние годы политические
меры, направленные на достижение гендерного равенства путем
равного распределения семейных обязанностей и ориентированные
исключительно на мужчин, оказались не очень эффективными с
политической точки зрения. Из трех стран Чехия (с политической
и общественной точек зрения) придерживается самой "старомодной"
модели урегулирования трудовых и семейных отношений: предоставляется
продолжительный отпуск, который в основном берут женщины.
Чаще всего пользуются услугами дошкольных учреждений семьи,
имеющие детей ясельного и детсадовского возраста, и очень
редко те, кто имеет детей до школьного возраста. Никаких специальных
политических мер, которые бы содействовали более широкому
участию мужчин в уходе за новорожденными, нет. Но в последние
годы в стране проводились реформы, в результате которых в
настоящее время действует гибкая система отпусков / льгот,
предоставляющая право на оплачиваемую работу одному родителю
(в реальности это, чаще всего, мать), который находится в
отпуске по уходу за ребенком.
Во всех трех странах отмечается смещение политического акцента
в Европе и отход от мер, ориентированных на матерей и их роль
воспитателя, к мерам, ориентированным на родителей, а также
к мерам, нацеленным на урегулирование трудовых и семейных
отношений в более широком смысле. Таким образом, вопрос гендерного
равенства постепенно переходит в разряд важных аспектов семейной
политики.
Стр. 62-63.
|
В работе предлагаются результаты сравнительного анализа
существующих законов и нормативных документов по охране материнства
и мер, ориентированных на семью в трех странах: Франция, Исландия
и Чехия. В законах и нормативных документах всех трех стран отмечается
разный подход к вопросам охраны материнства и детства. Исследование
имеет целью проиллюстрировать широкий спектр курсов политики, отражающей
различную степень внедрения принципов гендерного равенства в законы
и политику, проводимую в области охраны материнства в трех европейских
странах. Исследование также показало, как отсутствие комплексной,
всеобъемлющей и гендерно-чувствительной политики в области урегулирования
трудовых и семейных отношений может привести к дискриминации женщин
и негативно сказаться на социальном и экономическом положении семей,
предприятий и общества. Исследование предоставляет рекомендации
по разработке стратегий в области урегулирования трудовых и семейных
отношений и охраны материнства, основанные на гендерном равенстве
и занятости.
Публикация рассчитана на широкую аудиторию, включая
законодательные органы, социальных партнеров, гражданское общество
и научных деятелей. Исследование будет полезным в разработке социальных
политик, направленных на прогрессивное продвижение более сбалансированного
урегулирования трудовых и семейных отношений, как для мужчин, так
и для женщин посредством политики и законодательства в области охраны
материнства.
Содержание
Выражение признательности
Предисловие
Список сокращений
Перечень вставок и таблиц
Таблицы
Вставки
1. Введение
2. Обзор международных конвенций/рамочных концепций
по охране материнства и урегулированию трудовых и семейных отношений
Конвенции МОТ
Другие нормативно-правовой базы: законы ЕС и КЛДЖ
Новые тенденции в сфере охраны материнства в ЕС
КЛДЖ и материнство
Мировые тенденции в сфере охраны материнства и меры, ориентированные
на урегулирование
3. Обзор национальных законов, политических мер и программ,
связанных с охраной материнства и семейной политикой в Исландии,
Франции и Чехии
3.1. Социально-экономические и демографические характеристики
трех стран
3.2. Государственные расходы на оказание помощи семье и на финансирование
сферы охраны материнства
3.3. Охрана материнства и политика отпусков и пособий, ориентированная
на интересы семьи
Продолжительность отпуска
Сфера действия закона
Размеры пособий и финансирование
Положения в области охраны здоровья и труда
Защита трудовых прав в период отпуска по беременности и родам
Положения о кормящих матерях
Пособие на рождение ребёнка
Отпуск отцу (обязательный отпуск в связи с рождением ребенка)
Отпуск по уходу за ребенком и пособия
3.4. Службы по уходу за детьми как мера, ориентированная на интересы
семьи
4. Реализация мер по охране материнства и семейной политике
Расширение сферы действия законодательства в области охраны материнства
Осуществление контроля
Интерес отцов к получению льгот/пособий - по-прежнему остается
проблемой
Важная роль детских учреждений, доступных по цене и качеству обслуживания,
а также рабочих мест, где вопросам семьи уделяется большое внимание
5. Выводы по результатам сравнительного исследования
трех стран
6. Заключение
7. Ссылки
Источники в сети Интернет и базы данных
Список справочной литературы
Приложения
|