|
|
Эмиграция из России в
страны дальнего зарубежья
Над Канадой небо сине,
Меж берёз - дожди косые.
Хоть похоже на Россию,
Только всё же не Россия.
Александр Городницкий
|
Над темой номера работал
|
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
|
Если смотреть с другого берега ...
Рассмотрим более внимательно потоки иммигрантов из России
за последние два десятилетия через призму зарубежной статистики.
Отметим, что в 1990-х годах детальная информация о миграционных
потоках не разрабатывалась во многих европейских государствах, прежде
всего, в странах Южной и Восточной Европы и, что важно в российском
случае, в Великобритании. Но проведенные на рубеже веков в этих
странах переписи населения позволяют оценить численность мигрантов
из Российской Федерации за первые десять ее существования как независимого
государства. За последние годы источники информации о миграции в
странах ОСЭР стали более разнообразными, а ее качество заметно улучшилось.
Германия12
В конце ХХ века иммиграция с территории России играла
значительную роль в формировании населения Германии. Согласно немецким
данным, с 1992 по 2009 год в ФРГ из России прибыло около 1,2 млн.
человек13, что составляет
более 7% от общего числа прибывших за этот период. В обратном направлении
отправилось порядка 250 тысяч человек. Выше отмечалось, что немецкая
статистика включает в свои оценки международных миграционных потоков
как краткосрочные, так и долгосрочные перемещения. В частности,
к эмигрантам относятся все лица независимо от их гражданства, которые
выехали из страны с отказом от занимаемого ими жилья сроком на 3
месяца и более14.
С определенной степенью точности можно утверждать, что эмиграция
из Германии в Россию измеряет временную возвратную миграцию. В итоге,
предполагаем, что величину долгосрочной миграции в Германию из России
точнее измеряет сальдо миграционных потоков между этими странами,
которое составило за изучаемый период 970 тысяч человек. Более 70%
этого притока обеспечили Aussiedler (лица немецкого происхождения)
и члены их семей, остальное - другие российские граждане.
После стремительного роста с конца 1980-х годов и достижения
максимума в 1994-1995 годах приток мигрантов из России в Германию
неуклонно уменьшается, достигнув абсолютного минимума в 2008 году
(рис. 2). Несомненно, это уменьшение стало результатом сокращения
эмиграционного потенциала российский немцев, число которых в России
за двадцать лет сократилась более, чем в 2 раза: с 842 тысяч в 1989
до 394 тысяч в 2010 году. Но главным регулятором миграционной динамики
является немецкое государство и его миграционная политика.
Рисунок 2. Эмиграция из России в Германию по российским
и немецким данным, человек
Политика по отношению к репатриантам в стране неоднократно
менялась. Согласно Конституции и Закону об изгнанных и беженцах
1953 года (Bundesvertriebenen- und Flüchtlingsgesetz), ФРГ
обязывалась принимать на поселение и в гражданство всех лиц немецкой
национальности, проживавших до 8 мая 1945 года в бывших немецких
восточных землях или же в странах, ставших впоследствии часть социалистического
лагеря. В 1956 году действие закона было распространено фактически
на всех немцев, проживавших в Восточной Европе15.
Однако, по мере распада советского блока, поток немецких переселенцев
не только увеличивался, но и качественно менялся. Так, в 1993 году
немцы по происхождению составляли 75% среди всех переселенцев. В
2003 году их доля понизилась до 20%, а остальные 80% приходились
на членов их семей, не являющихся этническими немцами16.
Фактически в конце 1980-х годов в стране, в дополнение к турецкой
и другим мигрантским общинам, начинает формироваться новая многочисленная
группа лиц, не знающих немецкого языка, и у которых возникают проблемы
с интеграцией в немецкое общество. Для предупреждения негативных
последствий подобного развития 1 июля 1990 года был принят Закон
о приеме переселенцев «Aussiedleraufnahmegesetz», в рамках которого
было введено понятие «поздний переселенец» (Spätaussiedler).
Согласно этому Закону, с 1 января 1994 года переселенец определялся
не только по «крови» (немецкое происхождение) и принадлежностью
к немецкой культуре, но и по владению немецким языком. В итоге процедура
рассмотрения ходатайства на переезд в Германию, в частности, доказательство
соответствия всем критериям нового определения «переселенец», усложнялась.
Кроме того, вводилось тестирования на знание немецкого языка (Sprachtest),
сокращался объем государственных льгот переселенцу и членам его
семьи, появилось предписание к проживанию в назначенном правительством
месте жительства не менее 2 лет. С 1993 по 1999 год число Aussiedler
ограничивалась квотой в 225 тысяч, которая затем была снижена до
103 тысяч.
Усиление селективной компоненты в политике по отношению
к репатриантам отразилось на числе прибывающих в страну мигрантов.
Следует отметить также, что в течение 1990-х годов ФРГ радикально
пересмотрела свою щедрую политику по отношению к беженцам. Кроме
того, политика немецкого государства по отношению к трудовой миграции
носит явно выраженный ограничительный характер. Подавляющее большинство
из российских мигрантов-нерепатриантов переселялась в Германию по
каналам неэкономической миграции, таким, как воссоединение
семей, программы по приему еврейских переселенцев, учебная миграция.
В настоящее время объем и структура миграционного потока из России,
очевидно, соответствует интересам государства. Так, в 2009 году
общий прирост российских мигрантов составил 3 тысячи человек, в
том числе 1 тысяча российских немцев и 2 тысячи других мигрантов.
В отличие от российской, немецкая статистика говорит о том, что
эмиграция в Германию, пусть и в небольшом объеме, продолжается.
Как свидетельствуют данные опросов, российский эмиграционный потенциал
в Германию превышает эти цифры17.
Но в какой степени он реализуется в будущем – зависит от изменений
в государственной миграционной политике ФРГ.
Израиль18
В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно
важный процесс, с точки зрения экономического и демографического
развития, но и как один из ключевых элементов государственной идеологии.
Поэтому не приходится удивляться тому, иммиграционный поток в страну
подлежит тщательному статистическому наблюдению. С целью содействия
ускоренной и безболезненной адаптации иммигрантов в Израиле создано
Министерство абсорбции иммигрантов. Контроль над иммиграционными
процессами опирается на разработанную законодательную базу, основу
которой составляют Закон о возвращении или Закон о въезде в страну.
Согласно определению, иммигрантом в Израиле считается
человек – гражданин другого государства, который въезжает в Израиль
с целью постоянного проживания в соответствии с положениями Закона
о возвращении или Закона о въезде в страну. Кроме того, в статистике
международной миграции Израиля выделяется такая специфическая категория
как «потенциальные иммигранты». Согласно циркуляру Министерства
внутренних дел, с 1991 к этой категории относятся лица, которые
прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату в соответствии
с Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до
3 лет для выяснения условий поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные
иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год.
В целом, в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными
социально-демографическими характеристиками.
По данным, приведенным в израильских статистических
изданиях19, за период
с 1949 по 1989 год в Израиль прибыло 218 тысяч иммигрантов, родившихся
на территории СССР, или примерно 12% от общего числа иммигрантов
за этот период. С 1990 по 2011 год в Израиль прибыло более 998 тысяч
уроженцев бывших союзных республик или 79,3% от всех иммигрантов.
Большая часть иммигрантов прибыла из Российской Федерации и Украины
(примерно по 330 тысяч человек)20.
Иммиграция из России имеет ярко выраженные пики, один из которых
образовался сразу после либерализации выезда из СССР, второй - после
кризиса 1998 года (рис. 3) После этого иммиграционный приток резко
уменьшился из-за сокращения численности еврейского населения в России.
По переписи 1989 года в стране насчитывалось почти 540 тысяч евреев,
в 2010 году – только 157 тысяч. Поток иммигрантов из России в Израиль
в настоящее время сравнительно небольшой (2-4 тысячи человек в год)
и отражает эмиграционный потенциал российской общины. Но этот поток
все же заметно превышает российские оценки эмиграции: 973 человека,
переселившихся в Израиль в 2011 году.
Рисунок 3. Эмиграция из России в Израиль по российским
и израильским данным, человек
Примечание: оценки для Израиля до 2000 г. см. Тольц М.
Российская эмиграция в Израиль. Население и общество. № 71, Май
2003.
США21
На рубеже XIX-XX веков выходцы из Российской империи
играли заметную роль в формировании населения США. С 1890 по 1919
год более 3 млн. бывших российских подданных получили статус иммигранта
в этой стране22.
После закрытия внешних границ СССР в 1920-х годах статус иммигранта
за период с 1930 по 1969 год в общей сложности получили всего лишь
5,8 тысячи человек, которые до этого проживали в СССР. Иммиграция
в США стала медленно оживать с 1970-х годов. В 1970-1979 годах статус
иммигранта получили 28 тысяч, а в 1980-1989 годах – 33 тысячи выходцев
из СССР. Вслед за открытием границ и распадом Советского Союза иммиграция
в США резко увеличилась. Более того, в середине 1994 года по числу
иммигрантов (65 тысяч) бывшие союзные республики занимали второе
место после Мексики.
С 1992 по 2010 год в США вид на жительство получили
почти 267,5 тысячи человек, которые родились на территории Российской
Федерации, а с учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из
бывшего СССР – порядка 300 тысяч. Максимальное число иммигрантов
пришлось на 1996 год (рис. 4). При изучении иммиграционной динамики,
следует учитывать, что в настоящее время статус иммигранта можно
получить, в том числе, после нескольких лет проживания в США. Так,
из тех уроженцев Российской Федерации, кто получил статус иммигранта
в 1995-2002 годах, только 37% получили в год прибытия, остальные
63% приобрели его, находясь на территории США более одного года.
В начале и середине 1990-х годов среди лиц, изменивших свой
статус, преобладали беженцы. Так, в 1996 году их доля составляла
почти 65%. Со временем увеличилась доля тех, кто приехал в США по
временному контракту выполнять квалифицированную работу. В последние
годы наблюдается тенденция к сокращению иммиграционного потока из
России в США, но масштабы этого сокращения не столь значительны,
как в Германии и Израиле. Обращают на себя внимание сильные (более
чем в 3 раза) расхождения между российскими оценками числа эмигрантов
и американскими оценками числа иммигрантов из России. Потенциал
российской миграции в США также велик, как и в Германию. Но он сдерживается
правилами и процедурами отбора мигрантов в эту страну.
Рисунок 4. Эмиграция из России в США по российским и
американским данным, человек
Другие страны
Согласно российским данным, эмиграционный отток в другие
страны был и остается не столь значительным, как в Германию, Израиль
или США. Однако по зарубежным данным, число уехавших из России
в несколько раз превышает российские оценки. При этом на фоне уменьшающейся
эмиграции в Германию и Израиль роль других стран, прежде всего,
европейских, как центров притяжения мигрантов из России, возрастает.
Этому способствовали реформы миграционного законодательства, которые
были проведены в начале 2000-х годов в ряде стран Западной Европы
(Великобритания, Испания, Нидерланды и др.). Они упорядочили и облегчили
для ряда категорий мигрантов получение статуса постоянного жителя
и гражданства. Динамика оттока населения из России для 6 стран,
по которым имеется информация за сравнительно длительный период
времени, представлена на рис. 5. Обращает на себя внимание понижательный
тренд получивших статус иммигранта в Канаде. В то же время объем
потока мигрантов из России в европейские страны или колеблется,
или увеличивается. Зарубежная статистика также свидетельствует,
что с конца 1990-х годов российская миграция в другие страны, прежде
всего в Испанию и Великобританию, растет.
Эмиграция из России в страны классической иммиграции
Южного полушария - Австралию и Новую Зеландию – в силу их удаленности
не была столь значительной, как в США или Канаду. Так в Австралию
переселяется в среднем порядка 500 человек ежегодно. Одна из главных
черт последнего десятилетия - расширение поля российской эмиграции.
Помимо Европы и стран классической иммиграции, российские общины
появились в других странах, не служивших ранее центрами миграционного
притяжения россиян: Кипр, Турция, Южная Корея, Япония, Мексика и
др.
Рисунок 5. Эмиграция из России в некоторые развитые
страны, человек
Примечание: в основе оценок для Канады и Франция - количество
выданных видов на жительство, для остальных стран - миграционный
прирост.
Источники: национальные статистические службы Швейцарии,
Норвегии, Швеции и Финляндии, для Канады - Служба иммиграции и
гражданства; для Франции Statistiques des flux d’immigration en
France, INED, Paris (разные годы).
12 Статистическую
основу этого раздела составили: (1) Демографические ежегодники за
1993-2011 гг. Statistisches Bundesamt, Bevolkerung und Erwerbstatigkeit,
Fachserie1, Reihe , Gebiet und Bevolkerung. Metzler-Poeschel Stuttgart;
(2) Ежегодники по миграции за 2000-2010 гг. Statistisches Bundesamt,
Wanderungen Fachserie 1 / Reihe 1.2. Wiesbaden.
13 С учетом российской
доли мигрантов из СССР, не указавших точно республику своего проживания.
14 Билсбороу Р.Е.,
Хьюго Г., Обераи А.С., Злотник Х., Статистика международной миграции.
Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. С. 81-83;
OECD (SOPEMI) Trends in International Migration 2002. Annual Report.
Paris, 2003.
15 Полян П. Опыт
иммиграционной политики государства и положение иностранцев в Германии.
В кн.: Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие
тенденции./ Под ред. Г. Витковской. МОМ. Москва 2004. С. 41.
16 Veysel Oezcan.
Fewer Ethnic Germans Immigrating to Ancestral Homeland. Migration
Policy Institute. February 2004.
17 ВЦИОМ Россия,
Америка и Западная Европа - где лучше жить, работать и учиться?
Пресс-выпуск № 1793,6 июля 2011; Левада-Центр: многие россияне готовы
навсегда покинуть Родину. "Новая
газета", 12 июля 2011
18 В качестве исходных
статистических материалов этого раздела использовались издания разных
лет Immigration to Israel (Central Bureau of Statistics, Jerusalem),
Statistical Abstract of Israel (Central Bureau of Statistics, Jerusalem),
а также данные Министерства абсорбции иммигрантов (The Ministry
of Immigrant Absorption. Report of Deputy Minister of Immigrant
Absorption M.K. Yuli Edelstein On Immigration and Absorption, May
2002; The Ministry of Immigrant Absorption. Immigration Data. February
2004).
19 Central Bureau
of Statistics, Statistical Abstract of Israel 2010 No61. См.: http://www1.cbs.gov.il/reader/shnaton/shnatone_new.htm?CYear=2010&Vol=61&CSubject=2;
Central Bureau of Statistics Immigration to Israel in 2011. Press
Release.
20 Детальный анализ
социально-демографических характеристик российских эмигрантов в
Израиль см., например: Тольц М. Российская эмиграция в Израиль.
Население и общество. № 71, Май 2003; Константинов В. Еврейское
население бывшего СССР в ХХ веке. Иерусалим, 2007.
21 Статистические
материалы для данного раздела брались из изданий разных лет: U.S.
Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of
the Immigration and Naturalization Service. U.S. Government
Printing Office: Washington, D.C. (за 1995-2002); Department of
Homeland Security, Office of Immigration Statistics Yearbook for
Immigration Statistics, U.S. Government Printing Office: Washington,
D.C. (за 2003-2011); U.S. Bureau of the Census, Statistical Abstract
of the United States U.S., Government Printing Office: Washington,
D.C. (за 1990-1996).
22 К иммигрантам
в США относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение
на постоянное проживание в США. В американских статистических изданиях
большинство характеристик иммигрантов разрабатывается чаще не по
стране предыдущего места жительства, а по месту их рождения. Сопоставляя
данные по иммигрантам, выделенные по этим двум критериям, можно
обнаружить, что в 1990-х годах порядка 10% иммигрантов, родившихся
на территории СССР, прибыли в США из других государств.
|