Пенсионная реформа: нужна концепция социального контракта
поколений россиян для XXI века1
В.Д. Роик
(Опубликовано в журнале "ЭКО", 2012, №2, с. 58-71)
Объективное изменение демографической, экономической
и социальной ситуации в России порождает проблемы для пенсионной
системы, решение которых требует смены самой "матрицы"
организации и регулирования социальных, экономических отношений
в обществе по поводу пенсионного обеспечения.
Социальный контракт поколений предлагается оценивать
на микро- и макроуровнях. Для актуарных расчетов возможен набор
интегрированных, так называемых парных показателей, характеризующих
доходы и расходы, трудовой вклад и пенсионный доход.
Социальный контракт работающих и пенсионеров
Пенсионная тема снова в центре внимания политиков и
общественности. Российский бизнес добился снижения страхового тарифа
в Пенсионный фонд России с 26% до 22%. Теперь на повестке дня -
вопрос о финансовой стабилизации пенсионной системы и размерах пенсий
россиян.
Насколько обоснован существующий страховой тариф? К
чему приведет его снижение в средне- и долгосрочной перспективе?
Имеются ли альтернативы сохранения размеров пенсий и их повышения
без увеличения страхового тарифа? Ведь кроме страхового тарифа,
на величину пенсии влияют и другие факторы: размеры заработной платы,
продолжительность периодов внесения страховых взносов и выплат пенсий,
соотношение числа пенсионеров и работающих.
Поскольку все эти факторы тесно связаны, их изменение
требует соблюдения, по крайней мере, двух условий. Во-первых, применения
специальных актуарных методов, на базе которых возможно всестороннее
обоснование оптимальных вариантов развития пенсионной системы. Во-вторых,
речь идет о сути существующих межпоколенческих отношений в обществе.
В определенные исторические периоды время от времени необходимо
менять так называемый социальный контракт поколений, представляющий
собой законодательно установленный порядок приобретения и реализации
пенсионных прав, определяющий размеры взносов, периоды их внесения,
с одной стороны, и размеры выплачиваемых пенсий и периоды их получения
- с другой.
Но почему сегодня возникла необходимость изменения социального
контракта? Такая ситуация объясняется многочисленными переменами
в жизни общества.
Например, изменением социально-трудовых отношений с
точки зрения стабильной работы на протяжении всей трудовой жизни.
За последние два десятилетия в России доля наемных работников снизилась
с 85% от экономически активного населения до 60% и будет продолжать
снижаться в ближайшие десять лет. И если доля наемных работников
с постоянной и стабильной заработной платой упадет, то пенсионеров
ждут не лучшие времена.
Особенно обостряется проблема ненадежности пенсионного
обеспечения для самозанятых, для имеющих временную работу, а также
в тех отраслях, где заработная плата не превышает двух прожиточных
минимумов. Такие формы занятости сопряжены с риском, что на личных
пенсионных счетах миллионов трудящихся не будут накоплены необходимые
финансовые ресурсы.
Второй пласт проблем связан с быстрыми темпами старения
населения. Если еще 100 лет назад до пенсионного возраста доживало
не более 5% людей, то сейчас - не менее 60-80%. При этом период
получения пенсий также существенно увеличился.
Многие страны уделяют пристальное внимание продлению
трудовой жизни и повышению уровня занятости лиц экономически активного
возраста. Главная задача, связанная с преодолением последствий демографических
изменений, - это поддержание высоких темпов роста производительности
труда. Это требует постоянных инвестиций не только в промышленную
инфраструктуру, но и в образование (сегодня это - непрерывное обучение
на протяжении всей жизни), а также создания благоприятных условий
труда и принятия мер в области его безопасности и гигиены, что позволит
предупреждать преждевременное старение работников.
Это актуально для ряда европейских стран, включая Россию,
где серьезной проблемой является досрочный выход на пенсию значительных
категорий работающих и групп населения. Например, в Нидерландах
соотношение занятых лиц к общей численности населения в возрасте
от 55 до 64 лет в 1990 г. составляло всего 30%3.
В России за последние годы наблюдается устойчивая тенденция
роста численности получателей досрочных пенсий, они составляют 34%
всех пенсионеров по старости, и их доля растет4.
В большинстве экономически развитых стран в последние
два десятилетия были приняты решительные меры: отсрочка выхода на
пенсию путем либо повышения обычного пенсионного возраста, либо
введения стимулов к отсрочке выхода на пенсию, а также увязка размера
пенсии с пенсионным возрастом, продолжительностью жизни после выхода
на пенсию либо с обоими показателями. В 13 из 29 государств - членов
ОЭСР пенсионный возраст увеличивается, иногда превышая 65 лет (Дания,
Германия, Нидерланды, Великобритания и США)5.
Критерии оценки социального контракта
Критериями социального контракта работающих и пенсионеров
являются показатели, определяющие важнейшие характеристики пенсионной
системы: размеры пенсий, их покупательная способность и соотношение
с заработной платой, периоды трудовой деятельности и получения пенсий,
размеры страховых тарифов и величины страхуемой заработной платы,
численность наемных работников и пенсионеров. В каждом историческом
периоде эти критерии существенно различаются в зависимости от важнейших
факторов, определяющих условия функционирования и в конечном итоге
- обеспечивают баланс доходов и расходов пенсионной системы.
Наиболее полно характеристики социального контракта
поколений можно описать с помощью трех видов "парных показателей".
Это соотношения между:
1) размером пенсии и величиной страхуемой заработной
платы, которое еще называют "коэффициентом замещения";
2) периодом предстоящей жизни после выхода на пенсию
и продолжительностью трудового (страхового) стажа, то есть сколько
лет трудового стажа приходится на один год пребывания на пенсии;
3) численностью пенсионеров и работающими, которое принято
называть пенсионной нагрузкой.
Эти три группы парных показателей тесно связаны между
собой и выражают внутреннюю логику построения той или иной пенсионной
системы. Например, в СССР, при введении пенсионного обеспечения,
количественные выражения этих показателей соответствовали ситуации
начального этапа индустриализации. Скромная по размеру заработная
плата и приемлемая на ее фоне пенсия, коэффициент замещения которой
был около 50%, выплачивалась около 6 лет для мужчин и 10 лет - для
женщин. Во многом "легкость" финансовой пенсионной нагрузки
объяснялась и благоприятным соотношением работающих и пенсионеров
(2,5 работника на 1 пенсионера).
Таким образом, суть социального пенсионного контракта
поколений советского периода состояла в следующем: для получения
приемлемой по размеру пенсии, составляющей 50% от заработной платы
на протяжении средней продолжительности жизни пенсионера в 10 лет,
надо было трудиться примерно 34 года, а для получения пенсии на
протяжении одного года - 3,4 года. При этом финансовая страховая
нагрузка была достаточно умеренной - всего 15% от совокупной заработной
платы.
Сегодня ситуация по всему кругу ключевых показателей
кардинально иная:
- отношение пенсии к заработной плате существенно понизилось
и составляет около 36%;
- продолжительность среднего периода получения пенсии на конец
2010 г. увеличилась практически в два раза и составляет в среднем
около 20 лет. В итоге почти вдвое выросла пенсионная нагрузка
на работающих;
- соотношение между численностью работающих и пенсионеров уменьшилось
более чем в два раза.
В итоге пенсионная нагрузка возросла почти в 1,8 раза,
и страховой тариф составил 22% от величины заработной платы. Более
того, при сохранении существующих неблагоприятных демографических
и экономических тенденций страховой тариф придется время от времени
повышать. По оценкам актуариев, в 2030 г. для поддержания уровня
пенсий страховой тариф может достигать 30%.
Существуют ли альтернативы повышению страхового тарифа?
Реально возможны только два варианта: повышение фактического периода
внесения страховых платежей до 40 лет (в западных странах - 43-45
лет) и/или уменьшение размера пенсии.
Другими словами, надо принимать новые правила для пенсионной
системы, а потому новый социальный контракт поколений неизбежен.
Для этого требуется ответить на непростой вопрос: каким должен быть
размер пенсии при новых условиях занятости, продолжительности трудового
стажа и периода получения пенсий? Озабоченность экспертов этими
проблемами должна быть предельно ясно донесена до населения и найти
свое выражение в форме новой договоренности основных слоев общества
по правилам пенсионного обеспечения и их законодательного закрепления.
Демографические процессы и системы пенсионного и социального
обеспечения
Положительные изменения в условиях жизни населения,
начавшиеся во второй половине XIX - начале XX в. в индустриально
развитых странах, привели к увеличению продолжительности жизни,
улучшению состояния здоровья, получению доступа к образованию и
к трудовой деятельности на условиях постоянного найма, а также к
формированию новых форм социальной защиты населения, включая применение
разнообразных пенсионных систем. Кардинальное изменение условий
жизнедеятельности населения в индустриально развитых странах в XX
в. связывается с рядом факторов.
Во-первых, снижение смертности и уменьшение риска преждевременной
смерти привели, с одной стороны, к необходимости выстраивать долгосрочные
личные стратегии занятости, разрабатывать и осуществлять государственные
программы регулирования рынка труда. С другой - заметное увеличение
продолжительности жизни после выхода на пенсию заставило граждан
и правительства индустриально развитых стран задуматься об источниках
доходов населения после окончания периода трудовой деятельности.
Во-вторых, вместе со снижением смертности значительно
улучшилось состояние здоровья населения6,
произошло заметное увеличение периода трудоспособной жизни. Если
еще в середине XIX в. его продолжительность составляла примерно
30 лет, то к началу XX в. увеличилась почти на треть, приблизившись
для большинства наемных рабочих (кроме занятых тяжелым физическим
трудом и во вредных производственных условиях) к 40 годам.
В-третьих, с увеличением продолжительности жизни существенно
укрепляется финансовый и страховой потенциал пенсионных систем,
институты которых оказывают положительное влияние на развитие экономик
индустриально развитых стран и на стабилизацию их финансовых и бюджетных
систем.
В-четвертых, снижение рождаемости сократило время на
воспитание детей и предоставило женщинам возможность включиться
в трудовую деятельность, получить доступ к образованию и системам
социального страхования.
В-пятых, снижение смертности и рождаемости населения
в индустриально развитых странах Европы и Северной Америки на протяжении
последних 150 лет приводит к существенным изменениям возрастной
структуры населения. Так, снижение рождаемости само способствует
возрастанию доли пожилых граждан, а снижение смертности в средних
и старших возрастных группах ускоряет этот процесс, который получил
название "старения населения".
Результатом второго демографического перехода за последних
три столетия выступает существенное увеличение продолжительности
жизни на всех ее этапах в 1,5-2 раза (табл. 1).
Таблица 1. Влияние демографического перехода на увеличение
продолжительности жизни в странах Западной Европы
Исторический период
|
Продолжительность жизни на ее этапах, лет
|
дотрудовой
|
трудовой
|
послетрудовой
|
средняя
|
До XVIII в.
|
12
|
18
|
5
|
35
|
XVIII в.
|
14
|
23
|
7
|
44
|
XIX в.
|
15
|
25
|
8
|
48
|
XX в.
|
18
|
38
|
16
|
72
|
XXI в. (первая треть)
|
20
|
41
|
18
|
79
|
В европейских странах, при сохранении существующих уровней
рождаемости и смертности, в ближайшие 20 лет количество детей в
возрасте до 14 лет сократится до 25% от общей численности населения,
а численность 65-летних возрастет и к 2050 г. также составит 25%
от общей численности населения (рисунок).
Рисунок. Динамика старения населения в западноевропейских
странах
в 1940-2050 гг., %
Развитие феномена "седеющего населения" происходило
на протяжении последних двух столетий. За последние 50 лет на фоне
снижения рождаемости средняя продолжительность жизни в мире увеличилась
почти на 20 лет и достигла в настоящее время 66 лет7.
В результате резко возросла абсолютная численность пожилых людей,
повысилась их доля в общем количестве населения8.
Вплоть до XVII в. только 1% людей доживал до 65-летнего
возраста. К началу XIX в. этот показатель повысился до 4%9.
Сегодня, по оценкам демографов, около 70% населения Западной Европы
проживут более 65 лет, а 30 - 40% - более 80 лет10.
Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение
возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 г. 169
млн. иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока11.
По прогнозам, в ближайшие 50 лет возрастная структура
населения в европейских странах резко изменится в пользу средних
и старших возрастов. Вместе с тем ряду стран Северо-Западной Европы
удалось в 1990-е годы добиться заметного роста рождаемости благодаря
целенаправленным мерам. Однако общей тенденцией в экономически развитых
странах является необратимый процесс старения населения, последствия
которого многообразны и охватывают как экономические, так и социальные
аспекты: повышение расходов общества на поддержку пожилых, изменения
условий жизни и структуры семьи, а также отношений между поколениями.
Так, в результате увеличения доли пожилых в общей численности населения
возрастает коэффициент зависимости нетрудоспособных (детей и пожилых)
от трудоспособной группы населения. Пенсионное обеспечение
и забота о состоянии здоровья пожилых людей уже в среднесрочной
перспективе станут крупнейшей статьей общественных расходов в большинстве
экономически развитых стран.
Старение населения и "экономика пожилого общества"
Опыт ряда стран, столкнувшихся со старением населения
четверть века назад (Франция, Германия, Швеция и ряд других), свидетельствует
о необходимости применения набора соответствующих мер социальной
и экономической политики. Это связано с тем, что возрастает потребность
в государственных социальных программах, включающих оказание профилактических
услуг лицам предпенсионного возраста и геронтологической помощи.
Таким образом, крупный массив демографических, социальных,
экономических и медицинских задач по формированию благоприятных
условий жизнедеятельности пожилого населения можно решить лишь на
основе системного подхода, базирующегося на триединстве таких принципов,
как "личная ответственность", "взаимоподдержка"
и "социальная справедливость". Данные установки призваны
стать мощным рычагом активизации человеческого потенциала пожилых
людей и оказывать положительное воздействие на их образ жизни.
Многое зависит от социальной и экономической политики
государства и установок государства по созданию и использованию
возможностей "экономики пожилого населения" (табл. 2).
Таблица 2. Состояние и возможности "экономики пожилого
общества в России, % к ВВП
Располагаемые финансовые ресурсы (на протяжении предстоящей
жизни пенсионеров)
|
Потребности пожилых граждан, % к ВВП в год
|
Пенсионные накопления - 100-120
|
Материальное обеспечение - 11
|
Личные сбережения граждан - 40-60
|
Повышение квалификации - 2
|
Помощь детей и родственников - 10-15
|
Медицинская помощь - 3
|
Государственное соцобеспечение - 8-10
|
Социальный уход - 2
|
Государственная медпомощь - 8-10
|
Оздоровление - 3
|
|
Культурные программы - 3
|
Итого - 210%, или 10,5% ВВП в год
|
Итого - 24,0% ВВП в год
|
Итак, государственные ресурсы на пенсионное обеспечение,
медицинскую и социальную помощь составляют порядка 6% ВВП в год,
что в три раза меньше выделяемых средств в индустриально развитых
странах.
Процесс старения населения вызывает необходимость существенного
увеличения затрат на пенсионное обеспечение, здравоохранение и социальную
поддержку по уходу в старших возрастах, повышается финансовая нагрузка
на работающих. Это требует безотлагательной разработки новой государственной
политики в области пенсионного обеспечения и медицинской помощи
пожилым гражданам, а также их социальной поддержки.
В то же время государственная социальная политика должным
образом не учитывает устойчивой тенденции значительных темпов повышения
удельного веса пенсионеров в структуре населения, хотя решение данной
проблемы потребует существенных финансовых ресурсов и изыскания
дополнительных источников для этого.
По нашим оценкам, процесс старения населения и увеличение
доли пожилого населения в России в ближайшие 10-15 лет потребуют
привлечения дополнительных финансовых ресурсов на пенсионное обеспечение
и доведения их общей величины до 16-18% ВВП, что примерно в 1,5-1,6
раза больше, чем это предусмотрено программой правительства России,
направленной на совершенствование пенсионной системы в период до
2025 г.
Другими словами: процесс второго демографического перехода
в России еще продолжается. Об альтернативных вариантах демографического
состояния страны в средне- и долгосрочной перспективе можно вести
речь в случае принятия корректирующих мер государства, общества
и самих людей уже "сегодня" или, по крайней мере, "завтра",
но никак не "послезавтра".
Новая парадигма социальной политики в отношении пожилых
граждан
Высокая динамика старения населения в экономически развитых
странах и России с неизбежностью потребует в ближайшей перспективе
решения вопросов национальной и государственной идентичности, а
к середине XXI века определит принципиально другой экономический
и социальный облик стран Западной Европы, России, Китая и США.
Существующая пенсионная система и система социального
обеспечения только частично учитывают процесс старения. Механизмы
адаптации людей пожилого возраста к трудовой деятельности пока не
созданы. Продуманную государственную политику в этой сфере предстоит
ещё только разработать.
Кроме того, старение населения приводит к возрастанию
в старших возрастных группах рисков заболеваний с тяжелыми и катастрофическими
последствиями, предупреждение которых выступает задачей номер один
социальной политики государства для этой группы населения. Расходы
на медицинскую помощь и помощь по уходу неподъемны для подавляющего
большинства пенсионеров, а потому пожилые остаются беззащитными
перед рисками старости.
Качество жизни престарелых людей зависит от понимания
"рисков старости" и поддержания здоровья на приемлемом
уровне. Для этого в промышленно развитых странах в последнее время
все большее внимание уделяется программам подготовки к выходу на
пенсию. С этой целью проводят соответствующие учебные курсы, включая
знания по "поддержанию здоровья".
От состояния здоровья зависит выстраивание жизненных
стратегий в пожилом возрасте: ориентация на трудовую и общественную
деятельность или на заслуженный отдых, позволяющий поддерживать
угасающие силы; выбор образа жизни (в семье или одиноко), включая
определение необходимости в социальной поддержке со стороны социальных
учреждений или родственной помощи.
Основными направлениями государственной политики
по регулированию вопросов занятости пожилых целесообразно определить:
- стимулирование работодателей и работников к продлению трудовой
жизни пожилых работников с помощью системы преференций;
- создание благоприятных условий труда для пожилых работников
путем сокращения дневного или недельного рабочего времени, включая
работу с неполной занятостью, увеличением отпуска, приспособления
характера выполняемой работы к условиям максимального сохранения
здоровья работников и обеспечения регулярного наблюдения за состоянием
их здоровья;
- совершенствование трудового законодательства и законодательства
о занятости пожилого населения, его гармонизация с международными
нормами, направленными на создание благоприятных возможностей
занятия трудовой деятельностью в пожилом возрасте;
- стимулирование работодателей по созданию учебных центров подготовки
пожилых работников к жизнедеятельности в пожилом возрасте.
Еще одним направлением государственной политики в этой
сфере могла бы стать разработка и реализация государственной программы
занятости пожилых работников, включающая следующие меры:
- введение в функции служб занятости деятельности, направленной
на уравнивание шансов лиц, претендующих на получение работы, формирование
информационной базы о занятости пожилых работников;
- проведение занятий с работодателями и другими заинтересованными
лицами по обеспечению непрерывной занятости пожилых работников;
- организация работы учебных центров по профессиональному обучению
пожилых работников, повышению квалификации и получению новых специальностей.
Вопросы социальной поддержки пожилых граждан можно успешно
решить только совместными усилиями семьи, общества и государства.
Семья несет основной груз заботы о пожилых родственниках: от элементарной
помощи в быту до медицинской и социальной помощи. В этой связи вторым
важным направлением государственной политики является разработка
и реализация государственной программы по оказанию помощи семье
в вопросах социальной поддержки пожилых граждан, нуждающихся в длительном
уходе.
Слабость существующей пенсионной системы состоит не
только "в отдельных недостатках её механизмов", но и в
незавершенности формирования страховых пенсионных институтов, в
слабой увязке систем заработной платы и пенсионного страхования,
следствием чего является отсутствие должной мотивации к финансированию
обязательного и добровольного пенсионного страхования со стороны
работодателей и работников.
Институт обязательного социального пенсионного страхования
- основной институт пенсионного обеспечения индустриального этапа
экономического развития - не получил должного развития и находится
только на этапе становления.
Старение населения вызывает необходимость применения
различных институтов для повышения доходов пенсионеров и усиления
их социальной поддержки. Важнейшими из них могут стать следующие
институты:
- обязательного социального пенсионного страхования, в финансировании
которого должны принимать участие не только работодатели, но и
сами работающие;
- обязательного социального страхования по уходу (долгосрочный
уход после тяжелых болезней) (работодатели, государство и сами
работающие);
- завещаний и покупки аннуитета за счёт сбережений и имущества
граждан; контролируется как государственными органами, так и общественными
организациями пенсионеров.
Важнейшей задачей формирования новой модели социального
страхования является перераспределение ответственности основных
субъектов социального страхования: работодателей, государства и
работников.
Непременным условием для этого должны послужить нормативные
(законодательные) и договорные формы повышения заработной платы
у работников с низкими ее уровнями, а также выравнивание ее размеров
у крайних децильных групп, по возможности до соотношения 1:10. Государство
должно научиться решать задачи борьбы с бедностью путем формирования
налоговых (нестраховых) механизмов, позволяющих обеспечивать базовый
уровень социальной защиты (социальные пенсии, пособия и медицинская
помощь) и предохраняющих население от крайней бедности (нищеты),
а также проводить активную государственную политику на рынке труда
(повышение занятости).
Пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинская
помощь в стареющих обществах становится крупнейшей статьей публичных
расходов и требует около 1% ВВП на каждый процент пенсионеров. В
этой связи предлагается ввести страхование по уходу за одинокими
пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися
в регулярной и систематической помощи на дому, а также осуществлять
государственную программу диспансеризации пожилого населения и создать
социальную инфраструктуру их реабилитации после тяжелых болезней.
1 Исследование выполнено
при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского
проекта РГНФ "Концептуальные основы формирования рыночных институтов
обязательного социального страхования в России - пенсионного, медицинского,
социального, в связи с безработицей, от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний", проект N 10 - 02 - 00249а.
2 В.Д. РОИК, доктор
экономических наук, заместитель генерального директора Института
труда и социального страхования
3 См.: Минимальные
нормы социальной защиты в целях социальной справедливости и справедливой
глобализации. Международная конференция труда, 101-я сессия, Международное
бюро труда. - Женева. 2011. -С. 40.
4 См.: Доклад "Итоги
пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной
системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового
кризиса". Министерство здравоохранения и социального развития
России. - М., 2010. - С. 21.
5 См.: Минимальные
нормы социальной защиты в целях социальной справедливости и справедливой
глобализации. - С. 41.
6 В качестве критериев
улучшения состояния здоровья населения и укрепления физических сил
людей демографы используют показатели увеличения человеческого роста,
которые на протяжении последних двух столетий демонстрируют тенденцию
устойчивого увеличения, а также статистику среднего возраста установления
инвалидности населения, также перемещающуюся верх по возрастной
шкале. - В. Р.
7 См.: Организация
Объединенных Наций: основные факты. - М.: Весь мир, 2000. - С. 39.
8 Феномен существенного
увеличения удельного веса в возрастной структуре населения пожилых
людей в промышленно развитых странах получил ряд названий: "демографического
старения", "старения или постарения населения", "седого
общества".
9 См.: Cowgill
D. The demography of aging. In A.M. Hoffman. The Daily Needs
and Interests of Older People. Springfield, Illinois: C.C. Thomas.
1977. - P. 187.
10 См.: Brody
J.A. Changing health needs of the ageing population. Reseach
and The Ageing Population. Ciba Foundaion Symposium, 134, Chichester:
Wiley, 1988. P. 65.
11 См.: Бьюкенен
П. Дж. Смерть Запада / Пер. с англ. А. Башкирова. - М.: Из-во
ACT, 2003. - С. 40.
|