Rambler's Top100

№ 493 - 494
1 - 22 января 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Богатые и бедные

Тревожная осень на рынке труда

Каждый шестой россиянин хотел бы жить вечно

Россияне о своем здоровье

О запрете на продажу табачных изделий

Россияне об отношениях с людьми других национальностей

Межнациональные отношения глазами москвичей и петербуржцев

Россияне об обстановке на Северном Кавказе




Google
Web demoscope.ru

Богатые и бедные

Проблема неравенства занимает одно из ключевых мест в теориях наилучшего общественного устройства. Считать ли максимально равномерное распределение ресурсов справедливым? Отражает ли имущественное расслоение фактическую разницу между усилиями людей для достижения социального положения? От ответов на эти и другие вопросы зависит благополучие всего общества. Однако для начала нужно понять, как россияне оценивают свой статус. Чтобы узнать, что россияне думают о своем социальном положении, мы задали им вопрос:

"Как Вы могли бы описать социальное положение вашей семьи? Можете ли Вы сказать, что Ваша семья относится к..." (% от числа опрошенных, n=800)

Теория гласит, что если большинство населения принадлежит к среднему классу, то общество стабильно и благополучно. В 2011 году в России почти половина населения страны (45,5%) относит себя к среднему классу. При этом треть россиян (34,2%) считают себя представителями рабочего класса. Еще около 15% россиян называет себя низшим классом или бедными. К богатым относит себя незначительное число россиян (около 1%).

По сравнению с аналогичным исследованием год назад (октябрь 2010) динамика незначительная: на пару процентов сократилось число людей, относящих себя к среднему классу; примерно настолько же выросло число представителей рабочего класса. Привлекает внимание сокращение числа бедных почти вдвое (с 10,2% до 5,5%). Но это не означает принципиальных улучшений: возможно, часть респондентов стала считать себя низшим классом. Кроме того, теперь больше людей затрудняется отнести себя к какой-либо определенной категории.

Также из графика видно, что в России очень мало граждан считает себя богатыми (около 1%). Однако надо учитывать два аспекта. Во-первых, эти данные отражают субъективное восприятие гражданами своего положения, а не измерения по формальным критериям. Возможно, многие не решаются прямо назвать себя богатыми или искренне так не считают, хотя фактически вполне могут относить себя к таковым. Причем эта поправка работает и в обратную сторону - не все готовы признать свою бедность. Во-вторых, имеет значение не только величина страты, но и разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, в конечном счете, во многом определяющий общее самочувствие общества.

Исследование проводилось в октябре 2011г. по всероссийской репрезентативной выборке (18+). Личное интервью по месту жительства. Всего 800 респондентов, 8 федеральных округов, 46 субъектов РФ, 128 населенных пунктов, 140 точек опроса. Погрешность выборки составляет 3,5%.

Компания "Башкирова и партнеры" 29 декабря 2011 г.
http://www.bashkirova-partners.ru/news/realize/1521/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.