|
|
Айнура Ибраимова, Бактыгуль Акказиева, Айбек
Ибраимов, Элина Манжиева, Бернд Речел
КЫРГЫЗСТАН
Обзор системы здравоохранения: время перемен
Том 13 № 3 2011
ВОЗ, 2011, 201 страница
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/151248/e95045R.pdf
Тремя основными источниками финансирования системы
здравоохранения Кыргызской Республики являются: государственные
средства (бюджет и обязательное медицинское страхование),
частные расходы домохозяйств (главным образом в форме личных
платежей) и внешние средства, поступающие от международных
организаций по развитию. В 2008 г. на частные расходы приходилась
наибольшая доля расходов на здравоохранение (53,8%), за которыми
следовало финансирование из государственного бюджета (32,7%),
внешнее финансирование (9,5%) и обязательное медицинское страхование
(4%). В 2008 г. общие расходы на здравоохранение составили
6,4% валового внутреннего продукта (ВВП). Уровень подушевого
финансирования составлял в 2007 г. 46,6 долл. США. Реформирование
системы финансирования здравоохранения предусматривало разделение
функций поставщика и покупателя и создание Фонда обязательного
медицинского страхования, выполняющего роль "единого
плательщика" за медицинские услуги, оказываемые в рамках
ПГГ. Ответственность за закупку медицинских услуг закреплена
за ФОМС, который выступает в качестве единого плательщика
в государственной системе здравоохранения и объединяет как
бюджетные средства, так и средства ОМС. С 2006 г. финансовые
средства аккумулируются на национальном уровне, взамен ранее
действовавшего объединения средств на областном уровне. Переход
аккумулирования средств с областного на национальный уровень
позволил ФОМС более справедливо распределять средства между
ПГГ и программой дополнительного лекарственного обеспечения.
В 2001 г. Программа государственных гарантий предоставления
медицинской помощи была внедрена в пилотных областях, позже
она была распространена на всю страну. Введение определенного
бюджета выполнения ПГГ вместе с ФОМС позволило улучшить доступ
к медицинским услугам для наиболее уязвимых категорий населения
и повысить эффективность и прозрачность оказания медицинской
помощи. Была изменена система оплаты медицинских учреждений
и осуществлен переход от их финансирования в зависимости от
имеющихся ресурсов к финансированию по результатам деятельности.
Для амбулаторных учреждений была введена подушевая оплата,
для стационарных - оплата по пролеченному больному.
Стр. xvi- xvii.
Показатели смертности (оценочные показатели Всемирного
банка), 1980-2009 гг. (отдельные годы) (стр. 8)
|
1980
|
1990
|
2000
|
2008
|
2009
|
Продолжительность жизни при рождении, всего
|
65
|
68
|
69
|
67
|
|
Продолжительность жизни при рождении, женщины
|
70
|
73
|
72
|
72
|
|
Продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
61
|
64
|
65
|
63
|
|
Показатель смертности, взрослые, женщины (на 1000 взрослых
женщин)
|
131
|
143
|
137
|
125
|
|
Показатель смертности, взрослые, мужчины (на 1000 взрослых
мужчин)
|
296
|
291
|
288
|
262
|
|
Показатель младенческой смертности
|
89
|
63
|
44
|
33
|
32
|
Показатель смертности детей до пяти лет
|
109
|
75
|
51
|
38
|
37
|
Основные причины смерти,
стандартизированные показатели смертности всех возрастных
категорий на 100 000 населения, 1990–2009 гг. (отдельные годы)
(стр. 11)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Заболевания системы кровообращения
|
537
|
675
|
673
|
733
|
720
|
706
|
693
|
Заболевания респираторной системы
|
160
|
187
|
152
|
133
|
116
|
110
|
97
|
Злокачественные новообразования (рак)
|
142
|
120
|
117
|
114
|
108
|
109
|
120
|
Заболевания пищеварительной системы
|
49
|
69
|
69
|
86
|
85
|
82
|
78
|
Внешние причины, травмы и отравления
|
112
|
132
|
91
|
94
|
89
|
88
|
81
|
Инфекционные и паразитарные заболевания
|
25
|
37
|
41
|
29
|
26
|
23
|
22
|
Психические расстройства и заболевания нервной системы
и органов чувств
|
11
|
20
|
16
|
15
|
15
|
15
|
14
|
Общие расходы на здравоохранение,
2000–2008 гг. (отдельные годы) (стр. 47)
|
2000
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
В номинальном выражении
|
Общие расходы здравоохранения (млн сом.)
|
Бюджет
|
1248,2
|
1809,0
|
2147,6
|
2421,0
|
2966,9
|
3873,0
|
ФОМС
|
105,1
|
338,2
|
254,5
|
466,9
|
704,5
|
476,8
|
Частные
|
1521,4
|
3090,6
|
3490,7
|
3921,9
|
4695,9
|
6373,6
|
Внешнее совместное фин-е
|
|
|
|
252,6
|
529,7
|
409,1
|
Внешнее параллельное фин-е
|
Н/Д
|
Н/Д
|
Н/Д
|
Н/Д
|
519,8
|
709,0
|
Всего
|
2874,7
|
5237,8
|
5892,8
|
7062,4
|
9416,8
|
11841,6
|
Подушевые расходы на здравоохранение (в сомах)
|
Бюджет
|
255,0
|
353,3
|
419,4
|
472,8
|
579,4
|
756,3
|
ФОМС
|
21,5
|
66,0
|
49,7
|
91,2
|
137,6
|
93,1
|
Частные
|
310,8
|
603,6
|
681,7
|
765,9
|
917,0
|
1244,7
|
Внешнее совместное фин-е
|
|
|
|
49,3
|
103,4
|
79,9
|
Внешнее параллельное фин-е
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
101,5
|
138,5
|
Всего
|
587,3
|
1022,9
|
1150,8
|
1379,2
|
1839,0
|
2312,5
|
Структура общих расходов здравоохранения по источникам
(в %)
|
Бюджет
|
43,4
|
34,5
|
36,4
|
34,3
|
31,5
|
32,7
|
ФОМС
|
3,7
|
6,5
|
4,3
|
6,6
|
7,5
|
4,0
|
Частные
|
52,9
|
59,0
|
59,2
|
55,5
|
49,9
|
53.8
|
Внешнее совместное фин-е
|
|
|
|
3,6
|
5,6
|
3,5
|
Внешнее параллельное фин-е
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
5,5
|
6,0
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Общие расходы здравоохранения (% ВВП)
|
Бюджет
|
1,9
|
1,9
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
ФОМС
|
0,2
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,3
|
Частные
|
2,3
|
3,3
|
3,5
|
3,5
|
3,4
|
3,4
|
Внешнее совместное фин-е
|
|
|
|
0,2
|
0,4
|
0,2
|
Внешнее параллельное фин-е
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
0,4
|
0,4
|
Всего
|
4,4
|
5,6
|
5,9
|
6,2
|
6,7
|
6,4
|
В реальном выражении (в ценах 2000 г.)
|
Общие расходы здравоохранения (млн сом.)
|
Бюджет
|
1248,2
|
1544,3
|
17577
|
1876,5
|
2086,7
|
21879
|
ФОМС
|
105,1
|
288,7
|
208,3
|
361,9
|
495,5
|
269,3
|
Частные
|
1521,4
|
2638,3
|
2857,0
|
3039,7
|
3302,8
|
3600,6
|
Внешнее совместное фин-е
|
|
|
|
195,8
|
372,6
|
231,1
|
Внешнее параллельное фин-е
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
365,6
|
400,6
|
Всего
|
2874,7
|
4471,4
|
4823,1
|
5473,8
|
6623,1
|
6689,6
|
Подушевые расходы на здравоохранение (в сомах)
|
Бюджет
|
255,0
|
301,6
|
342,0
|
361,6
|
399,4
|
414,7
|
ФОМС
|
21,5
|
56,4
|
40,5
|
69,7
|
94,8
|
51,0
|
Частные
|
310,8
|
515,2
|
556,0
|
585,7
|
632,2
|
682,4
|
Внешнее совместное фин-е
|
|
|
|
37,7
|
71,3
|
43,8
|
Внешнее параллельное фин-е
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
70,0
|
75,9
|
Всего
|
587,3
|
873,2
|
938,5
|
1054,7
|
1197,8
|
1192,0
|
Примечание: 1. Для расчета расходов на здравоохранение
в реальном выражении был использован индекс потребительских
цен (2000 = 100). 2. Частные расходы на здравоохранение
за 2007–2008 гг. экстраполированы на основе существующих
тенденций. Очередное обследование частных расходов на здравоохранение
планируется провести в 2010 г. , и это позволит уточнить
данные за 2007–2008 гг.
Уровень удовлетворенности
пациентов при получении стационарной помощи, 2004 и 2006
гг. (% пациентов, оценивших уровень удовлетворенности
в 3 или 4 балла) (стр. 153)
Вопросы:
|
2004
|
2006
|
Как часто медицинский персонал относился к вам с заботой
и уважением (никогда, иногда, обычно, всегда)
|
95,19
|
92,38
|
Как часто вам предоставляли соответствующую информацию
о вашем диагнозе, лечении и анализе (никогда, иногда,
обычно, всегда)
|
92,19
|
89,22
|
Как часто врачи находят время, чтобы отвечать на ваши
вопросы о вашем здоровье (никогда, иногда, обычно, всегда)
|
92,13
|
87,98
|
Как часто вы принимаете участие в принятии решений
об оказании помощи (никогда, иногда, обычно, всегда)
|
76,77
|
71,57
|
Как вы оцениваете чистоту в больнице (очень плохо,
плохо, хорошо, очень хорошо)
|
95,61
|
92,68
|
Как вы оцениваете результат вашего лечения (стало хуже,
осталось так же, стало лучше, стало хорошо)
|
91,61
|
90,68
|
Составной показатель отзывчивости
|
90,58
|
87,42
|
Примечание: Оценка проводилась по 4-х бальной шкале
от 1 - неудовлетворительно, до 4 - хорошо.
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные
специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками
Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения.
Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый
формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений
и примеров. Этот формат периодически пересматривается.
Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения
и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования
систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения
дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, а также процессы подготовки
и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для
всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы
статистики, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк
и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными.
И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько
отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются
между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор подготовлен на основе предыдущих обзоров
по Кыргызстану (2005 г.) и национальной программы реформирования
здравоохранения "Манас Таалими".
Содержание
Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения
1. Введение
1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья
2. Организация и управление
2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Планирование
2.6 Медицинские информационные системы
2.7 Регулирование
2.8 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения
3. Финансирование
3.1 Потоки денежных средств
3.2 Расходы на здравоохранение
3.3 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.4 Сбор и источники финансовых средств
3.5 Объединение финансовых средств
3.6 Закупки медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями
и поставщиками
3.7 Механизмы оплаты
4. Материальные и трудовые ресурсы
4.1 Материальные ресурсы
4.2 Трудовые ресурсы
5. Предоставление медицинских услуг
5.1 Общественное здравоохранение
5.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
5.3 Первичная/амбулаторная помощь
5.4 Вторичная и третичная помощь
5.5 Скорая медицинская помощь
5.6 Лекарственная помощь
5.7 Паллиативная помощь
5.8 Охрана психического здоровья
5.9 Стоматологическая помощь
5.10 Народная медицина
5.11 Медицинское обслуживание особых групп населения
6. Основные реформы в области здравоохранения
6.1 Анализ последних реформ
6.2 Перспективы развития
7. Оценка системы здравоохранения
7.1 Финансовая защита
7.2 Доступность и равенство в потреблении медицинских услуг
7.3 Эффективность распределения ресурсов в здравоохранении
7.4 Прозрачность и отзывчивость
7.5 Качество медицинской помощи
8. Заключение
9. Приложения
9.1 Библиография
9.2 Принципиальное законодательство
9.3 Полезные интернет-ссылки
9.4 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения:
время перемен"
9.5 Сведения об авторах
|