|
Аристотель. Фрагменты из "Политики"
Аристотель
ПОЛИТИКА
Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль,
1983. - С.376 - 644.
|
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1
%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Книга первая (А)
II (1254b)
<…> 11. Согласно нашему утверждению, во всяком
живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и
политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над
вашими стремлениями – как государственный1
муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении
у души, а для подверженной аффектам части души – быть в подчинении
у разума и рассудочного элемента души и, наоборот, какой всегда
получается вред при равном или обратном соотношении.
12. То же самое положение остается в силе и в отношении
человека и остальных живых существ. Так, домашние животные по своей
природе стоят выше, чем дикие, и для всех домашних животных предпочтительнее
находиться в подчинении у человека: так они приобщаются к своему
благу. Так же и мужчина по отношению к женщине: первый по своей
природе выше, вторая – ниже, и вот первый властвует, вторая находится
в подчинении. Тот же самый принцип неминуемо должен господствовать
и во всем человечестве. <…>
V (1259b)
<…> 2. Власть мужа над женой можно сравнить
с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью
царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные
отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек
старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.
<…>
V (1260b)
<…> 12.Так как всякая семья составляет часть государства,
а все указанные выше люди являются частями семьи и так как добродетели
отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то
необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее
отношение к государственному строю; и если это не безразлично для
государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь
также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться,
потому что женщины составляют половину всего свободного населения,
а из детей потом вырастают участники политической жизни. <…>
Книга вторая (В)
III (1265а)
<…> 3. Все рассуждения Сократа остроумны, отличаются
тонкостью, новшествами, заставляют задумываться, но, пожалуй, трудно
было бы признать, что все в них совершенно правильно: так, едва
ли возможно не считаться с тем, что для указанной массы населения
потребуется территория Вавилонии или какая-нибудь другая огромных
размеров; только при таком условии пять тысяч ничего не делающих
людей да, сверх того, относящаяся к ним во много раз большая толпа
женщин и прислуги могли бы получить пропитание. Конечно, можно
строить предположения по своему желанию, но при этом не должно быть
ничего заведомо неисполнимого. <…>
<…> 6. Нелепо и то, что, уравнивая собственность,
он не упорядочивает количество граждан, а, наоборот, допускает возможность
неограниченного деторождения, предполагая, что оно будет уравновешено
и не увеличит количества граждан, так как некоторое число граждан
будут бездетными, раз это и теперь наблюдается в государствах2.
Но здесь не может быть полного сходства в государствах – тогда и
теперь: теперь никто не испытывает нужды, так как собственность
делится между любым количеством, а тогда, когда собственность не
будет подлежать разделу, весь избыток населения, меньше ли его будет
или больше, очевидно, не будет иметь ничего.
7. Пожалуй, кто-нибудь подумает, что должно поставить
предел скорее для деторождения, нежели для собственности, так чтобы
не рождалось детей сверх какого-либо определенного числа. Это число
можно было бы определить, считаясь со всякого рода случайностями,
например с тем, что некоторые из новорожденных умрут или некоторые
браки окажутся бездетными. Если же оставить этот вопрос без внимания,
что и бывает в большей части государств, то это неизбежно поведет
к обеднению граждан, а бедность – источник возмущений и преступлений.
Вот почему коринфянин Фидон, один из древнейших законодателей3,
полагал, что количество семейных наделов всегда должно оставаться
равным числу граждан, хотя бы первоначально все имели неравные по
размеру наделы. В “Законах” же дело обстоит совершенно иначе, но
о том, как, по нашему мнению, все это должно быть устроено наилучшим
образом, мы скажем впоследствии4.<…>
VI (1270a)
<…> 11. Женщины владеют почти двумя пятыми всей
земли, так как есть значительное число дочерей-наследниц5,
да и за дочерьми дают большое приданое. Было бы лучше установить,
чтобы за дочерьми не давалось никакого приданого либо давалось приданое
незначительное или умеренное…6
Теперь отец волен выдать замуж дочь-наследницу за кого хочет. И
если он умрет, не оставив завещания, то оставшийся после вето наследник
тоже может выдать приданое тому, кому пожелает. Вышло то, что; хотя
государство в состоянии прокормить тысячу пятьсот всадников и тридцать
тысяч тяжеловооруженных воинов, их не набралось и тысячи.
12. Сама факты свидетельствуют о том, как плохо были
устроены в Лакедемоне все эти порядки: одного вражеского удара государство
не могло вынести и погибло именно из-за малолюдства7.
При первых царях, говорят, права гражданства давались и негражданам,
так что в то время, несмотря на продолжительные войны, малолюдства
не было, а у спартиатов некогда было до десяти тысяч человек; так
ли это или не так, но лучше, когда государство благодаря равномерно
распределенной собственности изобилует людьми.
(40) 13. Законоположения, касающиеся деторождения, также
имеют целью противодействовать малолюдству; законодатель, стремясь
к тому, чтобы спартиатов было как можно больше, побуждает граждан
к возможно большему деторождению. У них существует даже закон, что
отец трех сыновей освобождается от военной службы, а отец четырех
сыновей свободен от всех повинностей. И тем не менее ясно, что даже
при возрастании населения существующий порядок распределения земельной
собственности неизбежно должен увеличивать число бедняков. <…>
VII (1272a)
<…> 5. Законодатель придумал много мер к тому,
чтобы критяне для своей же пользы ели мало; также в целях отделения
женщин от мужчин, чтобы не рожали много детей, он ввел сожительство
мужчин с мужчинами; дурное ли это дело или не дурное – обсудить
это представится другой подходящий случай. <…>
Книга третья (Г)
III (1278a)
<…>4. <…>Во многих государствах закон допускает
в число граждан и иноземцев; так, в некоторых демократиях гражданин
и тот, у кого только мать – гражданка; тот же самый порядок наблюдается
у многих по отношению к незаконнорожденным.
5. Тем не менее, хотя вследствие недостатка в законных
гражданах делают гражданами таких людей (закон дозволяет делать
это по причине малонаселенности государства), с увеличением народонаселения
все-таки постепенно устраняются сначала родившиеся от раба или рабыни,
затем родившиеся от женщин-гражданок, так что в конце концов гражданами
становятся лишь родившиеся от обоих родителей-граждан.
6. Итак, из сказанного ясно, что существует несколько
разновидностей гражданина; ясно также и то, что гражданином по преимуществу
является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав; и у Гомера
сказано: “Как будто бы был я скиталец презренный”8,
ибо тот, кто не обладает совокупностью гражданских прав9,
подобен метеку. Где такого рода отношения затушеваны, там это делается
с целью ввести в заблуждение тех, кто имеет в государстве свое местожительство.
<…>
Книга седьмая (Н)
IV (1326a)
<…> 3. Большинство полагает, что счастливое государство
должно быть большим по своим размерам. Но если даже это мнение справедливо,
все же они не понимают того, какое государство является большим
и какое небольшим. Величину государства они измеряют количеством
его населения; но скорее нужно обращать внимание не на количество,
а на возможности. Ведь и у государства есть свои задачи, а потому
величайшим государством следует признать такое, которое в состоянии
выполнить эти задачи наилучшим образом. Так, Гиппократа можно назвать
большим как врача, а не как человека по сравнению с другим, отличающимся
от него более высоким ростом.
4. Но если даже мерилом должно считаться количество,
все же нельзя руководиться при этом случайным количеством (ведь
в государствах неизбежно имеется большое число рабов, также метеков
и иноземцев), но следует принимать в расчет только то население,
которое составляет часть государства и является его существенной
принадлежностью. Избыток такого рода населения действительно служит
признаком большого государства, а то государство, в котором много
ремесленников, но мало тяжеловооруженных, нельзя считать государством
большим: ведь не одно и то же – большое государство и многонаселенное.
5. Опыт подсказывает, однако, как трудно, чтобы не сказать
невозможно, слишком многонаселенному государству управляться хорошими
законами; по крайней мере мы видим, что все те государства, чье
устройство слывет прекрасным, не допускают чрезмерного увеличения
своего народонаселения. Это ясно и на основании логических соображений:
ведь закон есть некий порядок; благозаконие, несомненно, есть хороший
порядок; а чрезмерно большое количество не допускает порядка. Это
было бы делом божественной силы, которая скрепляет единство и этой
вселенной (oikoymenen).
6. Прекрасное обыкновенно находит свое воплощение в
количестве и величине; поэтому и то государство, в котором объединяются
величина и указанный выше предел10,
неизбежно является прекраснейшим. Однако же и для величины государства,
как и всего прочего – животных, растений, орудий, существует известная
мера. В самом деле, каждое из них, будучи чрезвычайно малым или
выдаваясь своей величиной, не будет в состоянии осуществлять присущие
ему возможности, но в одном случае совершенно утратит свои естественные
свойства, в другом – придет в плохое состояние. Так, например, судно
в одну и пядь не будет вообще судном, равно как и судно в два стадия11;
судно, доведенное до определенных размеров, будет совершать плохое
плавание в одном случае из-за малых размеров, в другом – из-за чрезмерных.
7. Равным образом и государство с крайне малочисленным
населением не может довлеть себе (а государство есть нечто самодовлеющее).
Государство с чрезмерно большим населением, правда, является самодовлеющим
в отношении удовлетворения насущных потребностей, однако же оно
скорее племенная единица, нежели государственная, так как ему нелегко
иметь какое-либо правильное устройство. Действительно, кто станет
военачальником такого до чрезвычайных размеров возросшего множества,
кто будет глашатаем, если он не обладает голосом Стентора?12
Отсюда следует, что в своем первоначальном виде государство должно
заключать в себе такое количество населения, какое было бы прежде
всего самодовлеющим для устройства благой жизни на началах политического
общения. Возможно и такое государство, которое, превосходя первое
по количеству населения, будет больше его; но, как мы уже указали,
это увеличение населения не должно быть безграничным. А какова граница
избытка населения, легко усмотреть, исходя из действительного положения
дел. Деятельность государства распределяется между властвующими
и подчиненными; задача первых – давать распоряжения и выносить судебные
решения. Для того чтобы выносить решения на основе справедливости
и для того чтобы распределять должности по достоинству, граждане
непременно должны знать друг друга – какими качествами они обладают;
где этого не бывает, там и с замещением должностей, и с судебными
разбирательствами дело неизбежно обстоит плохо. Ведь и в том и в
другом случае действовать необдуманно – несправедливо, а это явно
имеет место при многолюдстве. 8. Сверх того, и иноземцам и метекам
легко присваивать себе права гражданства, так как нетрудно проделать
это незаметно именно вследствие избытка населения. Таким образом,
ясно, что наилучшим пределом для государства является следующий:
возможно большее количество населения в целях самодовлеющего его
существования, притом легко обозримое. Вот как мы определяем величину
государства. <…>
X (1330b)
<…> 3. Так как следует заботиться о здоровье жителей,
а это связано с соответствующим местоположением города, то на втором
плане будет задача устроить в городе здоровое водоснабжение; выполнение
этой задачи заслуживает серьезного внимания. Ведь то, что мы употребляем
для наших физических потребностей в очень большом количестве и весьма
часто, оказывает огромное влияние на наше здоровье, а вода и состояние
воздуха относятся именно к этому. Поэтому если в городах, которые
проявляют предусмотрительность, окажется, что не вся вода, протекающая
в них, одинакового для здоровья качества или если источников в них
будет мало, нужно отделять питьевую воду от воды, служащей для остальных
потребностей. <…>
XIV (1334b)
<…> 1. Так как законодателю с самого начала надлежит
обращать внимание на то, чтобы физические силы воспитываемых достигли
высшего совершенства, то прежде всего ему следует позаботиться о
брачном соединении – именно когда и обладая какими свойствами люди
должны вступать в брачное сожительство. Следует устанавливать законы
относительно этого соединения, имея в виду самих вступающих в брак
и их возраст; они должны подходить друг другу по возрасту, и их
потенция должна быть одинаковой; иначе выйдет так, что муж в состоянии
производить детей, жена же не в состоянии или, наоборот, жена в
состоянии, а муж – нет. Из-за этого бывают раздоры и недоразумения.
2. Затем – то время, когда дети должны заступать место
родителей: не следует допускать слишком большой разницы в годах
между детьми и отцами (ведь в таком случае для стариков оказывается
бесполезной признательность со стороны детей, а для детей – помощь
со стороны отцов). Но не должно быть и слишком большой близости
по возрасту: эта близость возрастов представляет большое неудобство,
потому что, с одной стороны, дети, как почти сверстники своих отцов,
питают к последним чувство почтения в меньшей степени, а с другой
стороны, и в домашнем обиходе возникает тогда много поводов ко всякого
рода распрям. Наконец, то, с чего мы начали: следует постоянно помнить
о том, чтобы физические свойства рождаемых детей соответствовали
предначертаниям законодателя.
3. Почти все это достигается благодаря одной предосторожности:
крайний предел способности производить потомство ограничен для мужчин,
круглым счетом, семидесятилетним возрастом, для женщин – пятидесятилетним;
поэтому и начало брачного сожития должно соответствовать обоим указанным
срокам.
4. Соединение молодых неблагоприятно в смысле деторождения.
И у всех живых существ приплод от молодых производителей бывает
слабый, рождаются по большей части самки, и притом низкорослые.
То же самое, разумеется, неизбежно случается и у людей. Доказательство:
в тех государствах, где распространены ранние браки, люди слабы
и низкорослы. Сверх того, во время родов молодые женщины страдают
сильнее и очень многие из них погибают. Оттого некоторые связывают
с этим данное трезенцам предсказание оракула, которое нужно относить
именно к тому, что у них много молодых женщин погибало вследствие
их раннего замужества, а не к собиранию плодов13.
5. В целях выработки воздержности полезно выдавать замуж
девушек постарше, так как, по-видимому, вступив в половые сношения
в ранней молодости, они проявляют большую страстность. К тому же
физическое развитие молодых людей задерживается, если они совершают
половой акт в период созревания семени, так как и для этого есть
определенное время, по истечении которого это созревание прекращается.
6. Поэтому девушкам подходит более всего вступать в
брак в восемнадцатилетнем возрасте, а мужчинам в тридцать семь лет
или немногим раньше. При заключении браков в этом возрасте физические
силы брачащихся будут в расцвете и такой расчет будет в полном соответствии
с тем периодом, когда прекращается способность к деторождению. Сверх
того, и то время, когда дети вступают в самостоятельную жизнь, как
раз придется на эту пору, так как тогда дети окажутся именно в периоде
их расцвета (при том предположении, что рождение, как и следует
ожидать, последует сразу), между тем как отцы начнут в то время,
к семидесяти годам их жизни, уже слабеть.
7. Итак, о времени заключения брачного соединения мы
сказали. Что же касается наиболее подходящего для этого времени
года, то тут можно следовать установившемуся у большинства обыкновению:
они признали зиму наиболее подходящим временем для вступления в
брачное сожительство. Впрочем, супругам следует в вопросах деторождения
считаться с наставлениями врачей и знатоков природы, так как врачи
могут дать надлежащие советы по части благоприятных условий развития
тела, а знатоки природы – относительно ветров (северные одобряются
ими больше, чем южные).
8. Что касается того, какие физические свойства родителей
могли бы оказаться наиболее полезными для производимого ими потомства,
то подробное обсуждение этого вопроса должно относиться скорее к
области педономии14;
но общие указания на этот счет полезно дать и здесь.
Для нормального физического состояния гражданина, для
его здоровья, для его способности к деторождению вовсе не требуется
физическая мощь атлетов; с другой стороны, подходит тут не слишком
нежное и слабосильное телосложение, но среднее между обеими крайностями.
Тело должно быть развито, но не посредством изнурительных упражнений
и не только в одну сторону, как это бывает у атлетов, но чтобы быть
пригодным для деятельности свободнорожденных людей. Это относится
одинаково как к мужчинам, так и к женщинам.
9. Беременные женщины также должны заботиться о своем
теле, они не должны предаваться безделью, не должны питаться скудной
пищей. Этого легко достигнуть законодателю, если он предпишет им
ходить ежедневно на поклонение божествам, в чьем ведении находятся
роды. Духовная их жизнь в противоположность физической должна быть
обставлена более спокойно: ведь ясно, что плод, который они носят
в себе, питается от женщины так же, как растения питаются от почвы,
из которой они произрастают.
10. Относительно выращивания новорожденных детей и
отказа от их выращивания пусть будет закон: ни одного калеку выращивать
не следует. Что же касается числа детей, то, в том случае если установившиеся
обычаи15 воспрещают
отказ от выращивания кого-либо из новорожденных (а ведь количество
деторождений строго определено), он и не должен иметь место. Если
же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх
этого положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде
чем у зародыша появится чувствительность и жизнь; граница между
дозволенным и недозволенным будет зависеть от наличия чувствительности
и жизни.
11. После того как установлен тот начальный возраст
для мужчины и женщины, с которого им следует вступать в брачное
сожительство, должно определить и тот предельный срок, до которого
им подобает в интересах государства производить потомство. Дети
перезрелых родителей, так же как и слишком молодых, рождаются
и в физическом и в умственном отношении несовершенными, а дети престарелых
родителей – слабыми. Поэтому предел следует определить, сообразуясь
с порой расцвета умственных сил. Этой поры большинство людей, по
указанию некоторых поэтов, измеряющих человеческую жизнь по семилетиям,
достигает в возрасте около пятидесяти лет.
12. Таким образом, кто переступит этот возраст на четыре-пять
лет, тот должен отказаться от явного деторождения и может продолжать
в остальное время жизни вступать в половую связь лишь ради здоровья
или по какой-либо подобной причине. Что же касается посторонних
связей мужа или жены, то такие связи нигде и никоим образом вообще
не должны считаться благопристойными, пока люди являются и называются
законными супругами. И если кто-нибудь будет изобличен в том, что
он так поступает в течение периода деторождения, то он должен подвергнуться
бесчестью в качестве кары, соответствующей его проступку.
XV 1. После того как дети родились, следует, нужно полагать,
произвести большой отбор пищи в смысле ее качества в целях укрепления
их телесных сил. Наблюдения над другими живыми существами, равно
как и над племенами, ставящими своей главной заботой развитие воинственных
наклонностей, показывают, что питание, богатое молоком, является
наиболее благоприятным для такого рода развития, а исключение вина
предотвращает появление болезней.
2. Полезны также движения, поскольку они вообще совместимы
с таким ранним возрастом. Чтобы избежать возможных при этом вывихов
нежных членов тела, некоторые племена пользуются и в настоящее время
механическими приспособлениями, предохраняющими тела малышей от
повреждений. Полезно тотчас же, с малых лет, приучать детей к холоду:
это самое подходящее средство и для поддержания здоровья, и для
подготовки к перенесению воинских трудов. Поэтому у многих варваров
существует обычай окунать новорожденных детей в холодную реку; другие
племена, например кельты, завертывают детей в холодные16
одеяла.
3. Вообще ко всему, к чему возможно приучить ребенка,
лучше приучать его сразу же, с самого начала, но приучать постепенно.
Детский организм благодаря имеющейся в нем теплоте вполне способен
закаляться и хорошо переносить холод. Итак, вот какие и подобные
им заботы полезно прилагать к детям в начальный период.
4. В следующем затем возрасте, до пяти лет, когда не
годится еще ни начинать обучать ребенка чему-нибудь, ни обременять
его какой-либо работой, чтобы все это не могло помешать его росту,
следует дозволять ему столько движения, сколько потребно для того,
чтобы тело не оставалось в бездействии; для этой цели следует пользоваться
как другими средствами, так и играми; однако эти игры должны соответствовать
достоинству свободнорожденного человека, не слишком утомлять ребенка
и не быть разнузданными.
5. Что касается рассказов и мифов, которые уместно слушать
в таком возрасте, то об этом надлежит заботиться тем должностным
лицам, которые зовутся педономами. Все это должно служить как бы
преддверием для последующих занятий; поэтому и игры должны подражать
будущим серьезным занятиям.
6. Совершенно неосновательно некоторые законодатели17
запрещают детям громкий крик и плач – то и другое содействует их
росту, так как является для тела своего рода гимнастикой: задерживание
дыхания развивает силу у работающих, а это бывает и с детьми, когда
они надрываются криком. Педономам следует наблюдать вообще за тем,
чтобы дети как можно меньше оставались в обществе рабов; в этом
возрасте и до семи лет дети должны воспитываться в домашней обстановке.
7. Разумно отстранять18
от ушей и глаз детей, даже в таком возрасте, все то, что не соответствует
достоинству свободнонорожденного человека.<…>
XIV (1336b)
<…> 10 <…> По истечении пятилетнего
возраста следующие два года, до семи лет, дети должны уже присутствовать
на уроках по тем предметам, которые им потом самим придется изучать.
11. Воспитание должно быть разделено в соответствии
с двумя возрастами: от семилетнего возраста до наступления половой
зрелости и от наступления половой зрелости до двадцати одного года.
Те, кто делит возрасты по семилетиям, рассуждают по большей части
не плохо, но все же и при этом делении следует сообразовываться
с природой. Ведь всякое искусство и воспитание имеет целью восполнить
то, чего недостает от природы. <…>
Подготовила Инга КУЗНЕЦОВА
1
С.А. Жебелев, следуя Онкену, исключает из текста слова “и царственный” 2
См. Pl. Legg. 740b. 3
Время деятельности Фидона Коринфского относится, вероятно,
к первой половине VII в. до н.э. 4
См. кн. VII. 5
Гражданское право греков лишало женщин возможности быть наследницами
имущества. В известных случаях (при отсутствии у них братьев) они
могли лишь беречь имущество покойного отца и должны были передать
его своим детям от брака с ближайшим родственником. Такие девушки
носили название дочерей-наследниц. 6
Пропуск в тексте. 7
Имеется в виду поражение лакедемонян при Левктрах. Ксенофонт (Lac.
I) причисляет Спарту к числу самых малонаселенных городов. 8
II. IX 646–648.
Сердце мое раздымается гневом, лишь вспомню о том я,
Как обесчестил меня перед целым народом ахейским
Царь Агамемнон, как будто бы был я скиталец презренный!
(пер. Н.И. Гнедича). 9
Совокупность гражданских прав составляла честь (time) гражданина.
Афинские граждане пользовались следующими почетными правами (привилегиями
гражданской чести): правом занимать должности, быть судьями, принимать
участие в выборах должностных лиц; правом вступать в брак с афинянками;
правом владения недвижимой собственностью; правом совершать общественные
жертвоприношения. 10
В смысле количества населения. 11
Стадий – около 189 м (по Геродоту). 12
Стентор – глашатай в “Илиаде”, о котором сказано: …Стентора, мощного, медноголосого мужа, Так вопиющего, как пятьдесят совокупно другие… (V 785 сл., пер. Н.И. Гнедича). 13
На полях некоторых рукописей приписан подлинный текст оракула: “Не
срезывай молодую ниву”. 14
Т.е. к области воспитания детей. 15
С.А. Жебелев принимает рукописное чтение ethon вместо предлагаемого
Иммишем eton (годы). Речь идет не о годах (возрасте), а об установившихся
обычаях. 16
С.А. Жебелев принимает чтение psykhron; в некоторых рукописях –
mikron (маленькие). 17
См., напр., Pl. Legg. 792b. 18
С.А. Жебелев принимает рукописное чтение apelaynein. При чтении
apolayein (усваивать), которого придерживается Иммиш (его также
одобряет Зуземиль), получается смысл: “естественно, что они даже
в таком возрасте усваивают то, что недостойно свободного человека,
– от слышанного и виденного”.
|