Rambler's Top100

№ 467 - 468
23 мая - 5 июня 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики

Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах

Ксенофобия бьет по своим

Опыт и практики интеграции мигрантов из Армении и Грузии в московский мегаполис

Армяне-россияне сквозь призму этносоциологии

Международный опыт интеграции женщин-мигрантов

Плоть гражданственности. Мультикультурный Нью-Йорк

Народ Франции глазами французского географа

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Армяне-россияне сквозь призму этносоциологии1

Арутюнян Ю.В.2
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2010, №3, с. 58-65)

Армяне принадлежат к числу рассредоточенных в мире этносов. Не менее половины их живет за пределами Армении в странах Европы, Азии и Америки. Они отражают потенциал активно модернизирующегося в разных средах этноса, меру его устойчивости и интенсивности адаптации в разнообразном пространстве. В этом смысле анализ процессов этносоциального развития армян в контрастных специфических условиях России представляет большой интерес.

И понятно почему. В России армян намного больше, чем в любой другой стране за пределами Армении. Между последними переписями (1989, 2002 гг.) армянское население в РФ более чем удвоилось, составив в 2002 г. 1 млн. 130 тыс. человек. А если учесть армян, временно проживающих в России, то, по распространенным сведениям, общее число превысит 2 млн., что равно чуть ли не 2/3 населения Армении3. Эти количественные показатели весьма значимы, но еще важнее качественные - "глубинные", связанные с органической многопоколенной общностью армян "у себя" в Армении и в России. Можно считать, что границы расселения армян между этими государствами, отражая наследуемую общность, обозначены не сплошной линией, они несколько условны, пунктирны. Исторические судьбы армян в Армении и в России тесным образом сопряжены во времени и пространстве. Ведь на протяжении многих поколений армяне жили в одном государстве (России, СССР) в значительной мере общей жизнью. Как этот потенциал взаимоотношений, взаимодействия будет сказываться в судьбах армян, как и в чем он проявляется в наше время? Ответы на эти вопросы, основанные на анализе конкретных материалов, могут отражать степень сохранности этноса при его непрерывной аккультурации, модернизации.

По существу, встает принципиальный вопрос о живучести, направленности и трансформации этноса в разных средах. По мнению ведущего армянского социолога Г.А. Погосяна, за пределами армянского этнического ядра - собственно Армении - может формироваться "сетевой потенциал" путем активизации армянской диаспоры. Со своей стороны диаспора призвана расширить культурный диапазон этноса, оптимизировать процессы его модернизации, активно осваивая ресурсы иноэтнической среды. "Век глобализации может стать для армян периодом активного интегрирования в новый миропорядок"4.

Попытаемся в общих чертах отразить, каковы посылки такого интегрирования в относительно благоприятной для этого среде - России, куда особенно активно устремлялись армяне после землетрясений, войн и других бедствий, постигших на рубеже веков Армению. В наше время "капельные" вкрапления армян рассеялись в России повсеместно - от Калининграда до Приамурья (см. табл. 1).

Таблица 1. Расселение армян по регионам РФ (в %)

Регионы

Тыс. чел.

От числа армян России

От численности населения данного региона

Центральный ФО

249,2

21,88

0,53

В том числе:

 

 

 

Москва

124,4

10,92

1,19

Московская обл.

39,7

3,48

0,60

Северо-Западный ФО

46,3

4,06

0,33

В том числе:

 

 

 

Санкт-Петербург

19,2

1,68

0,41

Южный ФО*

615,1

53,99

2,69

В том числе:

 

 

 

Республика Адыгея

15,3

1,34

3,41

Республика Северная Осетия - Алания

17,2

1,51

2,41

Краснодарский край

274,6

24,10

5,36

Ставропольский край

149,3

13,10

5,46

Волгоградская обл.

28,0

2,36

1,00

Ростовская обл.

110,0

9,66

2,50

Приволжский ФО

105,1

9,23

0,34

В том числе:

 

 

 

Оренбургская обл.

10,6

0,93

0,49

Самарская обл.

21,6

1,89

0,67

Саратовская обл.

25,0

2,19

0,94

Уральский ФО

44,6

0,04

0,31

В том числе:

 

 

 

Свердловская обл.

11,1

0,97

0,25

Тюменская обл.

14,8

1,30

0,45

Челябинская обл.

8,6

0,76

0,24

Сибирский ФО

60,9

5,34

0,30

В том числе:

 

 

 

Алтайский край

8,1

0,71

0,31

Красноярский край

10,8

0,95

0,36

Кемеровская обл.

10,1

0,89

0,35

Омская обл.

6,6

0,58

0,32

Дальневосточный ФО

 

1,57

0,27

В том числе:

 

 

 

Республика Саха (Якутия)

2,8

0,24

0,30

Амурская обл.

4,1

0,36

0,45

Приморский край

5,6

0,50

0,27

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2004. Т. 1, кн. 1. С. 8, 25 - 122.

* Вхождение регионов в состав Южного ФО приводится на момент исследования.

Как показали материалы переписи 2002 г., 68% армян России сосредоточились практически в двух основных европейских регионах страны: Центральный федеральный округ (ЦФО) - Москва и Московская область (15%) - и особенно Южный федеральный округ - ЮФО - (54%). Количественно в наибольшей степени российские армяне представлены в ЦФО - в Москве, а в ЮФО - в Краснодарском крае, ставших основными регионами исследования. Самый стремительный рост численности армян произошел в столице, где количество их в период 1989 - 2002 г. выросло не в два, как по РФ в целом, а в три раза (с 44 тыс. чел. до 124 тыс. чел).

В Москве как бы происходила селекция социально активной части этноса. Столичные армяне отличаются высоким социальным статусом и уровнем образования. Они выделяются не только среди своих соотечественников из других мест России, но и среди русских. До половины наших респондентов принадлежали к числу специалистов, руководителей, предпринимателей, больше 40% имели высшее образование. В других городах России, например, в Краснодаре, образованных и социально мобильных групп - специалистов, руководителей, предпринимателей среди респондентов намного меньше, чем в столице. Но и там армяне по сравнению с русскими в группах квалифицированного труда были в достаточных пропорциях (см. табл. 2).

Таблица 2. Социально-профессиональные группы (физического и умственного труда) русских и армян в Москве и Краснодаре в 2000-е г. (% от численности каждой этногруппы)

Города

Население, занятое

физическим трудом

квалиф. умств. трудом

русские

армяне

русские

армяне

Москва

32

15

41

69

Краснодар

32

32

14

27

Источник: Материалы социологических исследований в Москве и Краснодаре (2005, 2007 гг.). Опрошено 1300 - русских и армян, выделенных примерно в равных пропорциях. О выборках и методике исследований см.: Арутюнян Ю.В. Москвичи. Этносоциологическое исследование. М., 2007; методология и инструментарий отвечали ранее разработанной программе (см.: Арутюнян Ю. В. Россияне: столичное население. М., 1994. с. 13-20).

Контрастно на фоне своих сородичей выглядели армяне-респонденты временно проживающие в России. В столице более половины их занимались физическим трудом, который был менее привычен для армян, имеющих российское гражданство. Временно проживающие армяне, что уже отражалось в наших публикациях5, в большинстве своем нелегко приобщались к российской среде и склонны были к ремиграции. Начиная с 2005 г., они стали чаще возвращаться на родину.

В данной статье концентрируется внимание на положении уже утвердившихся в России армян, т.е. армян-россиян. Как показали исследования, об ущемленности этой категории армян в России говорить не приходится, что подтверждается сравнительной характеристикой их в разных регионах страны, включая Краснодарский край, где межнациональные отношения были сравнительно напряженными. Главный результирующий итог - практически повсеместно в РФ по социально-культурным параметрам армяне-россияне были представлены не хуже русских. В этом плане не последнюю роль играет тот факт, что в Россию, особенно в столицу, устремлялись достаточно конкурентоспособные группы армянского населения, нередко опережающие в какой-то мере, в частности по образованию, не только многих соотечественников в Армении, но и русских в России. Например, 23,6% армян 20 лет и старше имели высшее образование, среди русских - 22,1%6.

Активная включенность армян в общую российскую среду связана с трансформацией здесь их этнического потенциала. Между общей социальной активностью их в новой среде и выраженностью собственной этничности наблюдалась, в известной мере, обратная зависимость. Это заметно фиксировалось таким индикатором, как длительность пребывания армян в России (см. рис. 1). Обнаруживается тесная зависимость между длительностью проживания армян в России, следовательно, освоением ими российской среды, с одной стороны, и выраженностью "кровной этничности" в их ориентациях и поведении - с другой. По существу, чем сильнее, активнее включенность респондентов в социально-культурную российскую среду, тем ограниченнее проявляется у них наследуемая этничность, в частности, в языке, культуре, общении.

Рисунок 1. Взаимосвязь социально-культурных и этнических характеристик армян-россиян Москвы

1 - длительность проживания в Москве; 2 - возраст; 3 - пол; 4 - занятия; 5 - образование; 6 - распределение семейных обязанностей; 7 - количество полезной площади на одного члена семьи; 8 - изменения в положении на работе за последние 5 лет; 9 - изменения в положении на работе за последние 10 лет; 10 - частота посещения Армении; 11 - родной язык; 12 - знание армянского языка; 13 - национальность ближайшего друга; 14 - место проживания взрослых детей.

Можно проиллюстрировать изображенные на рисунке графические индикаторы данными о знании "своего" языка российскими армянами. Их языковая компетенция (см. пункт 12) находится в самой тесной связи с длительностью пребывания армян в российской среде (пункт 1). Если среди новоприбывших респондентов многие свободно владеют армянским языком, то значительная часть старожилов, а тем более уроженцев, не говоря об их детях, "своего" языка не знает или почти не знает (см. табл. 3). Перемены в культуре, в данном случае отраженные языком, органически связаны с интенсивностью других проявлений этничности в различных сферах жизни. Наиболее устойчиво и значимо в совокупности этнических признаков оказывается то, что принято именовать национальным или этническим самосознанием, на обыденном языке - ощущением принадлежности к своей национальности.

Таблица 3. Знание армянского языка армянами-россиянами (в % ко всему населению и к каждой группе)

Знание языка

Взрослое население (18 лет и старше)

В том числе:

Новоприбывшие (живущ. в городе до 10 лет)

старожилы (живущ. в городе 20 лет и более)

уроженцы

москвичи/ краснодарцы*

москвичи/ краснодарцы

москвичи/ краснодарцы

москвичи/ краснодарцы

Свободно владеют

48/36

73/46

55/36

17/18

Не владеют

21/15

4/4

14/7

53/29

Источник: Арутюнян Ю.В. Москвичи. Этносоциологическое исследование. М., 2007. с. 161; материаль исследования по Краснодару 2007 г.

* В данных по Краснодару не владеющие армянским языком или почти им не владеющие (ответ - "очень слабо говорю") объединены в одну группу.

Это преимущественно - чувство, но оно имеет разные опосредования. В здоровом обществе при нормальной жизни национальное самосознание может быть и не выражено. Люди мало фиксируют внимание на своей национальности, не особенно вдаваясь в смысл собственной этнической принадлежности. Это, так сказать, сыновье-дочернее чувство, и оно присуще от природы почти каждому и при отсутствии испытаний как бы остается "в себе". Было бы правильно именовать такое первичное, скорее неосознанное проявление самосознания - самоидентификацией, оценивать ее как посылку действительно выраженного самосознания. Формируемое на этой основе действительное "полнометражное" самосознание - в известном смысле атрибутика социальных интересов и культуры - может иметь множественные "выходы". В отличие от заранее заданного первичного самосознания - самоидентификации - оно во многом зависит от места, времени и конкретной ситуации. В инонациональной среде у армян, как и у людей других национальностей, проявления этнического самосознания в неблагоприятной ситуации могут обостряться, а в благоприятной, напротив, ослабевать.

Наше исследование армян-москвичей еще в 1990-е гг. довольно четко зафиксировало это обстоятельство в двух проявлениях этнического самосознания - естественном, первичном и как бы производном, в его конкретных проявлениях в разных ситуациях. Обусловленное во многом превходящими факторами, такое самосознание уже не столь всеобще в разных сферах жизни. Его выраженность зависит от включенности (приобщенности) армян к российской среде. Поэтому, например, среди армян-россиян старожилов, и тем более - уроженцев, которые органически включены в российскую жизнь, этническое самосознание менее интенсивно (см. табл. 4). Из приведенных в таблице данных видно, что "свою этничность" ("самоидентификацию") ощущают почти все столичные армяне (91%), т.е. независимо от меры приобщенности к этнической культуре они чувствуют общность со своим народом. Иногда "чем меньше золото, тем больше дорожат им". Известны имена многих армян западной культуры с выраженным национальным самосознанием, к примеру, Шарль Азнавур, Уильям Сароян, Майкл Орлен. "Любой армянин в мире, - считает Майкл Орлен, - пишет как армянин, на каком бы языке он ни записывал свои мысли. Вы ведь говорите - семья армянских писателей, а не семья пишущих на армянском. Языковые барьеры обусловлены судьбой каждого из нас, а семейные узы уже - кровные"7. Этот пример впечатляющий, но он далеко не абсолютен. По нашим (достаточно массовым) данным, почти все, для кого родной язык армянский, им в той или иной мере владеют.

Таблица 4. Самосознание армян-москвичей (в % ко всему взрослому населению и к каждой группе)

Интенсивность самосознания

Взрослое население(18 лет и старше)

В том числе группы:

новоприбывших

старожилов

уроженцев

Самоидентификация*

91

97

90

88

Самосознание в конкретных проявлениях:

 

 

 

 

- за фиксацию национальности в документах

58

66

57

39

- признают родным языком армянский

49

80

52

13

- Армению считают родиной

30

67

20

30

- разделяют представление о преимуществах своего народа

30

63

25

25

Результирующий индикатор самосознания - приоритет выборов:

 

 

 

 

- этнической принадлежности

28

40

31

26

- российского гражданства

40

34

47

45

* Определяется по проценту положительно ответивших на вопрос "Роднит ли Вас что-либо со своим народом (национальностью)", без учета "затруднившихся ответить". О методике см.: Советская этнография. 1991. N2. С. 15-16.

** Приоритет определялся ответом на вопрос: "Кем Вы себя больше чувствуете (армянином, россиянином, европейцем, гражданином мира)?". В таблице приводится процент выбравших, как приоритетную "этническую принадлежность" или "российское гражданство". Данные об индикаторах самосознания см.: Арутюнян Ю. В. Москвичи. Этносоциологическое исследование. М., 2007. С. 150.

Можно считать, что выраженность национального самосознания при всех опосредованиях и условностях органически связана с включенностью в свою этносреду. Чем "плотнее" своя среда, глубже и однороднее этнические связи, тем, естественно, органичнее не только сохранность этнической культуры, но и выраженность национального самосознания. Эта зависимость очевидна среди мигрантов, причем во всех сферах жизни, включая, естественно, и межнациональные отношения. К примеру, армяне из Армении гораздо сдержаннее оценивают возможность улучшения отношений с Турцией и Азербайджаном, чем выходцы из других мест8. Чем крупнее и разбросаннее среда расселения армян, тем слабее их внутренние контакты и активнее потребность вовлеченности в межэтнические интегративные процессы. Это заметно при сравнении таких крупных центров, как Москва и Краснодар. У армян-краснодарцев выраженнее сохранность этнической атрибутики, чем у москвичей. Они хотя и не лучше знают армянский язык, чаще считают его родным, больше ориентированы на обучение детей в армянских школах, реже вступают в этнически смешанные браки и т.п. (см. табл. 5).

Таблица 5. Этничность армян-москвичей и краснодарцев (в % от численности каждой группы)

Выраженность этничности

Армяне-москвичи

Армяне-краснодарцы

Супруги армянской национальности

44

74

Родной язык - армянский

32

62

Дети могут свободно говорить по-армянски

29

48

Имеют контакты с армянскими общественными организациями

15

25

Источник: Арутюнян Ю. В. Москвичи... с. 151, 153, 162, 163, 164; данные по исследованию армян-краснодарцев 2007 г.

Таким образом, армянская диаспора в инонациональной, в данном случае российской среде, далеко не одинакова (не однозначна). Вообще безусловность ее этничности в устойчивом первично заданном состоянии в иноэтничной среде маловероятна. Какая-то часть диаспоры, особенно группы, находящиеся в национально смешанных браках, могут в поколениях потомков даже этнически теряться, другие самовоспроизводятся или трансформируются в новые полиэтнические, надэтнические образования. На направленность изменений, их динамику влияет общая среда и социально-этническая ситуация. В России, в условиях острых этносоциальных перемен и нахлынувшего мирового кризиса, эта динамика далеко не простая. Ведь люди не избавлены от чувства социальной ревности, в той или иной мере способной приобретать этнический колорит. Не случайно в России к мигрантам "своей" и "иной" национальности относятся не просто по-разному, а весьма контрастно9. Здесь есть, конечно, объективные основания - "свой" действительно ближе к собственной, российской среде. Но в этих выборах весьма ощутимо, что отрицательная ориентация на миграцию в Россию "чужих" диктуется в первую очередь этнонациональными отношениями. Их обострение ощущается армянами из разных мест весьма неодинаково. Судя по материалам исследований в Краснодаре, для армян-россиян, а также мигрантов из других мест РФ напряженные межнациональные отношения реально почти исключены (только 6% среди них считают их напряженными), тогда как среди выходцев из Армении гораздо больше тех (21%), кто их так воспринимает.

Но, несмотря на неизбежные сложности в этнонациональных процессах, очевидно, что на определенном этапе цивилизационного развития, если оно реально, неизбежно преобладание исторически заданных интегративных тенденций. В перспективе это предполагает формирование новых межэтнических, а точнее "надэтнических" общностей со сходными и даже единообразными чертами в культуре, образе жизни, в конечном счете, даже в самосознании. Армянский этнос в России во взаимодействии с другими, особенно русским, воссоздает, в известном смысле, производную интегративную межэтническую общность, оптимальную для своего поступательного развития. Это соответствует логике перспективной трансформации этносов в современном мире. Практически теперь уже почти никто, включая горячих сторонников "обеспечения самобытного этнонационального развития каждого народа", не отрицает "мегауровневый... этап формирования суперэтничности или многонационального народа" 10.

Симптомы качественных результатов таких интегративных процессов характерны для некоторых стран, в которых уже может идти речь о формировании собирательных надэтнических образований типа американского. Это внешне сходно с принятым у нас в прошлом надэтническим образом "советского человека", не выдержавшего, однако, испытания во времени. Чтобы эти интегративные тенденции были действенны, они должны выходить за границы просто настроений, иметь жизненные проявления и безусловную устойчивость. Важной посылкой такой адаптации армянского этноса в российской среде может служить осмысление пройденного пути и сложившейся этнокультурной ситуации. Именно этому могут служить этносоциологические исследования. Разнообразие этнических сред, народов, с которыми связаны судьбы этносов разных континентов, говорят о широком поле и больших перспективах таких исследований.


1 В основу статьи положен доклад, сделанный в апреле 2009 г. на общем собрании Национальной академии наук Армении в связи с избранием иностранным членом Академии.
2 Арутюнян Юрик Вартанович - член-корреспондент РАН, советник РАН
3 Еркрамас. 2008,10 октября
4 Погосян Г. А. Армянское общество в трансформации. Ереван, 2004. С. 454.
5 Арутюнян Ю. В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования) // Социол. исслед. 2001. N4. с. 13-21.
6 Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2004. Т. 4, кн. 2. С. 1052, 1058.
7 Возрожденная Армения, 1989. N 4. С. 2 - 4.
8 Согласно исследованию в Краснодаре, 63% армян из Грузии и Азербайджана считали, что "с Турцией Армении надо строить отношения, как с любым другим государством". Среди выходцев из Армении многие отмечали, что "забыть о прошлом невозможно и поэтому на такие отношения рассчитывать трудно". Так же по-разному оценивается возможность улучшения отношений с Азербайджаном. Большинство армян из Грузии и даже Азербайджана, в отличие от выходцев из Армении, считает, что "надо искать пути нормализации отношений с Азербайджаном".
9 Арутюнян Ю. В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе // Социол. исслед. 2007. N7. С. 21.
10 Абдулатипов Р. Г. Этнополитология и этнополитика Кавказа: методика и практика // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала, 2005. С. 11.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.