Rambler's Top100

№ 453 - 454
7 - 20 февраля 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Эволюция семьи в Европе: восток-запад

Факторы семейного неблагополучия и механизмы профилактики социального сиротства: результаты анализа и рекомендации

Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010

Национальная политика в Российской Федерации. Реалии. Проблемы. Прогноз

Здоровье России

По страницам журналов «Миграция XXI век» и «Журнал исследований социальной политики»

Содержание журнала «International Perspectives on Sexual and Reproductive Health»


Google
Web demoscope.ru

И.И. Корчагина, А.И. Пишняк,
М.А. Малкова

ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И РЕКОМЕНДАЦИИ

Под редакцией Л.Н. Овчаровой,
Е.Р. Ярской-Смирновой

М., Независимый институт социальной политики, 2010, 192 страницы


Регионы с самым низким и самым высоким удельным весом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, в % (стр. 31)

Регионы с самым низким удельным весом детей-сирот, воспитывающихся вне семьи

Регионы с самым высоким удельным весом детей-сирот, воспитывающихся вне семьи

Регион

Доля детей-сирот, %

Регион

Доля детей-сирот, %

Чеченская Республика

0,99

Республика Тыва

9,98

Республика Ингушетия

1,03

Чукотский АО

5,71

Республика Дагестан

1,09

Псковская область

5,23

Москва

1,11

Республика Хакасия

5,05

Белгородская область

1,51

Иркутская область
(с Усть-Ордынским АО)

4,89

Кабардино-Балкарская Республика

1,6

Амурская область

4,79

Республика Калмыкия

1,73

Еврейская АО

4,78

Республика Татарстан

1,76

Магаданская область

4,6

Карачаево-Черкесская Республика

1,98

Кемеровская область

4,56

Источник: Данные Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 2008 г.

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи в зависимости от возраста детей, 2009 г. (стр. 50)

Наименование

Всего

В том числе

в возрасте

детей-инвалидов

до 1 года

от 1 года до 3 лет

От 3 до 7 лет

старше 7 лет

Численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) на конец года

58923

3356

7426

14971

33170

957

из них посторонним гражданам

13293

1755

2542

3103

5893

117

Численность детей, переданных на возмездную форму опеки (попечительства) на конец года

18963

812

2349

4832

10970

428

из них:
    по договору о приемной семье

15233

691

2068

4117

8357

367

    по договору о патронатной семье

1106

0

14

164

928

15

Численность усыновленных детей на конец года

12753

5357

4139

2245

1012

224

в том числе: гражданами РФ

8938

5146

2046

1136

610

33

иностранными гражданами

3815

211

2093

1109

402

191

Источник: Данные формы № 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей" за 2009 г.

Регионы с самым низким и самым высоким удельным весом детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в общей численности детей-сирот (стр. 61)

Регионы с самым низким удельным весом детей-сирот, воспитывающихся вне семьи

Регионы с самым высоким удельным весом детей-сирот, воспитывающихся вне семьи

Регион

Доля детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, %

Регион

Доля детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, %

Чеченская Республика

0,05

Республика Тыва

43,91

Республика Ингушетия

0,11

Еврейская АО

37,06

Республика Дагестан

1,25

Хабаровский край

36,94

Карачаево-Черкесская Республика

3,34

Архангельская область (с Ненецким АО)

35,01

Пензенская область

8,26

Амурская область

33,69

Республика Северная Осетия - Алания

8,81

Орловская область

30,76

Республика Адыгея

9,12

Республика Коми

29,63

Республика Калмыкия

9,72

Иркутская область (с Усть-Ордынским АО)

29,61

Ханты-Мансийский АО

9,8

Вологодская область

28,53

Пермский край (с Коми-Пермяцким АО)

10,14

Тверская область

27,3

Республика Татарстан

10,57

Сахалинская область

26,82

Краснодарский край

11,27

Удмуртская Республика

26,49

Республика Саха (Якутия)

11,29

Курская область

26,4

Владимирская область

11,35

Липецкая область

26,4

Республика Хакасия

11,62

Кемеровская область

25,76

Республика Башкортостан

12,37

г. Москва

25,44

Республика Бурятия

12,4

Чукотский АО

25,04

Ставропольский край

12,51

Псковская область

24,87

Источник: Данные Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2009 г.

Доля получающих различные виды пособий, в % (стр. 75)

Получатели

Респонденты

Домохозяйства

Домохозяйства с детьми до 14 лет

Компенсационные выплаты вместо льгот

16

20,2

10

Пособие по безработице

0,9

1,9

2,1

Пособие по беременности и родам

0,6

3,8

12,7

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет

1,5

 

 

Ежемесячное пособие на детей из бедных семей

7

13,3

38,1

Единовременное пособие при рождении детей

0,8

1,7

5,9

Какие-либо другие виды социальных пособий

2,9

3,4

3,9

Хотя бы один вид пособий

 

37,8

54,6

Особенности "опекунской" и "профессиональной" моделей СВГ (семейно-воспитательная группа) (стр. 116)

Модель СВГ

Для ребенка

Для кровной семьи

Для приемной семьи

Для учреждения

«Опекунская»

Более быстрая адаптация в условиях приемной семьи. Ощущение стабильности новых отношении.

Моральное воздействие факта помещения ребенка в семью.

Более быстрая адаптация к новому члену семьи. Ощущение стабильности новых отношении.

Меньше усилий по оказанию профес-
сиональной помощи. Возможность не работать с кровной семьей.

Риск полного разрыва с кровной семьей

Ограничение возможностей общения и налаживания отношении с ребенком.

Меньшая потребность в профес-
сиональной помощи.

Большая уверенность в том, что ребенок не вернется в учреждение, а попадет в семью.

 

Риск полного разрыва с ребенком

Нежелание общаться с кровной семьей ребенка.

 

Риск утраты профессиональной помощи при оформлении нового статуса

«Профес-
сиональная»

Медленнее адаптация в условиях приемной семьи. Ощущение временного характера новых отношений. Возможность восстановления отношении с кровной семьей.

Моральное воздействие факта помещения ребенка в семью.

Медленнее адаптация к новому члену семьи. Ощущение временного характера новых отношении. Большая потребность в профессиональной помощи.

Больше усилий по оказанию профес-
сиональной помощи. Необходимость работать с кровной семьей. Возможность решить проблемы неблагополучной семьи.

Риск возвращения в учреждение по окончании договора об СВГ

Отсутствие препятствий к общению и восстановлению связей с ребенком со стороны приемных родителей.

Дополнительные усилия по налаживанию отношений с кровной семьей ребенка

Риск того, что ребенок останется вне семьи и вернется в учреждение, - показатель неэффективной работы

 

Получение профес-
сиональной помощи от специалистов в решении своих проблем и восстановлении связей с ребенком

 

 

Стадии развития внутрисемейного кризиса и их основные характеристики (стр. 121-122)

Типы семей

Проблемная семья

Кризис ранней стадии

Кризис поздней стадии

Хронический кризис

Функции семьи:

Временные нарушения одной из функций:

Нарушена одна или несколько функций:

Нарушены все функции:

Нарушены все функции и невоз­можно их восстановление:

(экономическая;

- временно не работает один или оба родителя,

- один из родителей не работает долгое время (более года);

- долго не работают оба родителя (3 года);

- длительное время (более 3 лет) не работают оба родителя;

- нет жилья;

межличностные отношения;

- спиртными напитками не злоупотребляют;

- периодически употребляют спиртные напитки;

- злоупотребление алкоголем (один или оба родителя);

систематическое злоупотребление алкоголем;

- снижены жизненные устремления;

- утрачены жизненные стремления

воспитательная;

- ссора между учителем и ребенком(родителем и ребенком, сверстниками и ребенком);

- затяжной конфликт между: ребенком и учителем, родителями и сверстниками;

- непосещение детьми учебных заведений (более 2 месяцев);

- равнодушное (или жесткое) отношение к детям;

- ребенок стал пропускать уроки (низкая успеваемость, плохое поведение);

- частые пропуски уроков ребенком;

- длительное непосещение деть ми учебных заведений;

содержание и уход за ребенком;

- вовремя не оформлены документы (в течение года)

- побеги ребенка из дома;

- периодический уход детей из дома

 

- документы не оформлены более года

забота о доме;

 

 

- антисанитарные условия в доме;

- бродяжничество;

Шкала оценки

Разовое, единичное проявление (возникающее в определенных ситуациях)

Периодическое проявление нарушений в одной и той же ситуации (день выдачи заработной платы и т.д.)

Системные нарушения

 

Потенциал и мотивация

Наличие потенциала семьи, и она способна им пользоваться

Наличие потенциала, но семья не способна им пользоваться

Наличие потенциала семьи, но она не способна им пользоваться

Нет потенциала

Есть мотивация

Есть мотивация

Нет мотивации

Нет мотивации

Услуги и мероприятия

Меры профилактики

Активизировать потенциал и показать, как использовать

Привлечение внешних специалистов (межведомственных структур)

Сведения о семье передаются в органы опеки и попечительства

Глубинное консультирование

Работа специалистов службы

Кратковременная помощь

Долговременное сопровождение семьи

Книга посвящена рассмотрению наиболее значимых современных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях межведомственного характера мер их социальной адаптации, семейного и институционального устройства возникают трудности и противоречия при определении общей численности таких детей, поэтому методологическим и содержательным аспектам оценки масштаба сиротства в современной России уделено особое внимание. Результаты исследования показали, что основные проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства связаны с социально-экономическим положением семей, трансформацией семейных отношений, несбалансированностью родительских функций, неразвитостью сектора услуг по уходу за детьми и их воспитанию, конфликтностью внутрисемейных отношений. В книге показано, что среди практик устройства детей-сирот преобладают семейные формы, однако почти четверть всех детей-сирот находится на институциональных формах устройства. На законодательном уровне определены основные правила, регулирующие институциональное и семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Масштабность семейного неблагополучия и социального сиротства указывает на то, что их профилактика должна стать приоритетной задачей в области социального обслуживания семьи и детей. Систему семейных пособий и поддержку со стороны родителей, живущих отдельно от детей, следует рассматривать как потенциал для расширения мер профилактики сиротства. Анализ мер государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил сформулировать рекомендации по направлениям и механизмам профилактики сиротства. Публикация адресована специалистам, занимающимся разработкой региональных и федеральных программ противодействия социальному сиротству, беспризорности и безнадзорности.

Содержание

Введение

1. Сиротство в современной России: масштаб проблем и задачи профилактики

1.1. Оценка общей численности детей, оставшихся без попечения родителей: методологический и содержательный аспекты
1.2. Динамика численности и состава детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3. Задачи и проблемы профилактики сиротства

2. Современная государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее влияние на состояние проблемы, основные позитивные и негативные тенденции

2.1. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Несемейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и эффекты деинституционализации

3. Система семейных пособий и поддержка со стороны живущих отдельно родителей как инструменты противодействия социальному сиротству

3.1. Семейные пособия - есть ли потенциал для первичной профилактики сиротства?
3.2. Проблема воспитания детей со стороны родителя, который не живет с ними

4. Система профилактики социального сиротства: агенты и проблемы их взаимодействия

4.1. Взаимодействие агентов системы на уровне муниципального образования
4.2. Место социально-реабилитационного центра в системе профилактики социального сиротства
4.3. Социальные педагоги и психологи как агенты профилактики (на примере Саратовской области)

5. Практики первичной профилактики социального сиротства

5.1. Ранняя профилактика социального сиротства
5.2. Особенности профилактики социального сиротства в условиях села
5.3. Семейная воспитательная группа как профилактика первичной и вторичной депривации

6. Семейное воспитание детей: зоны риска социального сиротства

6.1. Механизмы возникновения семейного неблагополучия и длительность пребывания семьи в кризисной ситуации.
6.2. Внутрисемейные конфликты: масштабы и структура

7. Концентрация проблем в семьях с детьми: кому грозит социальное сиротство?

8. Решение проблем сиротства на основе опыта реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

8.1. Профилактика семейного неблагополучия и сиротства
8.2. Профилактика отказов от новорожденных детей
8.3. Семейные формы устройства
8.4. Межведомственное взаимодействие
8.5. Кадровый потенциал
8.6. Инновационные технологии

9. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства: рекомендации по модернизации мер социальной политики

Приложение 1. Этапы профилактики отказа от новорожденных детей в родильных домах
Приложение 2. Статистические данные по проблемам сиротства

Литература

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.