|
|
И.И. Корчагина, А.И. Пишняк,
М.А. Малкова
ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И РЕКОМЕНДАЦИИ
Под редакцией Л.Н. Овчаровой,
Е.Р. Ярской-Смирновой
М., Независимый институт социальной политики, 2010, 192
страницы
|
Регионы с самым низким и самым высоким удельным
весом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в общей численности детского населения, в % (стр. 31)
Регионы с самым низким удельным весом детей-сирот,
воспитывающихся вне семьи
|
Регионы с самым высоким удельным весом детей-сирот,
воспитывающихся вне семьи
|
Регион
|
Доля детей-сирот, %
|
Регион
|
Доля детей-сирот, %
|
Чеченская Республика
|
0,99
|
Республика Тыва
|
9,98
|
Республика Ингушетия
|
1,03
|
Чукотский АО
|
5,71
|
Республика Дагестан
|
1,09
|
Псковская область
|
5,23
|
Москва
|
1,11
|
Республика Хакасия
|
5,05
|
Белгородская область
|
1,51
|
Иркутская область
(с Усть-Ордынским АО)
|
4,89
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
1,6
|
Амурская область
|
4,79
|
Республика Калмыкия
|
1,73
|
Еврейская АО
|
4,78
|
Республика Татарстан
|
1,76
|
Магаданская область
|
4,6
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
1,98
|
Кемеровская область
|
4,56
|
Источник: Данные Фонда поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации 2008 г.
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в семьи в зависимости от возраста детей,
2009 г. (стр. 50)
Наименование
|
Всего
|
В том числе
|
в возрасте
|
детей-инвалидов
|
до 1 года
|
от 1 года до 3 лет
|
От 3 до 7 лет
|
старше 7 лет
|
Численность детей, переданных на безвозмездную форму
опеки (попечительства) на конец года
|
58923
|
3356
|
7426
|
14971
|
33170
|
957
|
из них посторонним гражданам
|
13293
|
1755
|
2542
|
3103
|
5893
|
117
|
Численность детей, переданных на возмездную форму опеки
(попечительства) на конец года
|
18963
|
812
|
2349
|
4832
|
10970
|
428
|
из них:
по договору о приемной семье
|
15233
|
691
|
2068
|
4117
|
8357
|
367
|
по договору о патронатной семье
|
1106
|
0
|
14
|
164
|
928
|
15
|
Численность усыновленных детей на конец года
|
12753
|
5357
|
4139
|
2245
|
1012
|
224
|
в том числе: гражданами РФ
|
8938
|
5146
|
2046
|
1136
|
610
|
33
|
иностранными гражданами
|
3815
|
211
|
2093
|
1109
|
402
|
191
|
Источник: Данные формы № 103-РИК "Сведения
о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся
без попечения родителей" за 2009 г.
Регионы с самым низким и самым высоким удельным
весом детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в общей численности
детей-сирот (стр. 61)
Регионы с самым низким удельным весом детей-сирот,
воспитывающихся вне семьи
|
Регионы с самым высоким удельным весом детей-сирот,
воспитывающихся вне семьи
|
Регион
|
Доля детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, %
|
Регион
|
Доля детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, %
|
Чеченская Республика
|
0,05
|
Республика Тыва
|
43,91
|
Республика Ингушетия
|
0,11
|
Еврейская АО
|
37,06
|
Республика Дагестан
|
1,25
|
Хабаровский край
|
36,94
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
3,34
|
Архангельская область (с Ненецким АО)
|
35,01
|
Пензенская область
|
8,26
|
Амурская область
|
33,69
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
8,81
|
Орловская область
|
30,76
|
Республика Адыгея
|
9,12
|
Республика Коми
|
29,63
|
Республика Калмыкия
|
9,72
|
Иркутская область (с Усть-Ордынским АО)
|
29,61
|
Ханты-Мансийский АО
|
9,8
|
Вологодская область
|
28,53
|
Пермский край (с Коми-Пермяцким АО)
|
10,14
|
Тверская область
|
27,3
|
Республика Татарстан
|
10,57
|
Сахалинская область
|
26,82
|
Краснодарский край
|
11,27
|
Удмуртская Республика
|
26,49
|
Республика Саха (Якутия)
|
11,29
|
Курская область
|
26,4
|
Владимирская область
|
11,35
|
Липецкая область
|
26,4
|
Республика Хакасия
|
11,62
|
Кемеровская область
|
25,76
|
Республика Башкортостан
|
12,37
|
г. Москва
|
25,44
|
Республика Бурятия
|
12,4
|
Чукотский АО
|
25,04
|
Ставропольский край
|
12,51
|
Псковская область
|
24,87
|
Источник: Данные Фонда поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, 2009 г.
Доля получающих различные виды пособий, в % (стр.
75)
Получатели
|
Респонденты
|
Домохозяйства
|
Домохозяйства с детьми до 14 лет
|
Компенсационные выплаты вместо льгот
|
16
|
20,2
|
10
|
Пособие по безработице
|
0,9
|
1,9
|
2,1
|
Пособие по беременности и родам
|
0,6
|
3,8
|
12,7
|
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте
до 1,5 лет
|
1,5
|
|
|
Ежемесячное пособие на детей из бедных семей
|
7
|
13,3
|
38,1
|
Единовременное пособие при рождении детей
|
0,8
|
1,7
|
5,9
|
Какие-либо другие виды социальных пособий
|
2,9
|
3,4
|
3,9
|
Хотя бы один вид пособий
|
|
37,8
|
54,6
|
Особенности "опекунской" и "профессиональной"
моделей СВГ (семейно-воспитательная группа) (стр. 116)
Модель СВГ
|
Для ребенка
|
Для кровной семьи
|
Для приемной семьи
|
Для учреждения
|
«Опекунская»
|
Более быстрая адаптация в условиях приемной семьи.
Ощущение стабильности новых отношении.
|
Моральное воздействие факта помещения ребенка в семью.
|
Более быстрая адаптация к новому члену семьи. Ощущение
стабильности новых отношении.
|
Меньше усилий по оказанию профес-
сиональной помощи. Возможность не работать с кровной
семьей.
|
Риск полного разрыва с кровной семьей
|
Ограничение возможностей общения и налаживания отношении
с ребенком.
|
Меньшая потребность в профес-
сиональной помощи.
|
Большая уверенность в том, что ребенок не вернется
в учреждение, а попадет в семью.
|
|
Риск полного разрыва с ребенком
|
Нежелание общаться с кровной семьей ребенка.
|
|
Риск утраты профессиональной помощи при оформлении
нового статуса
|
«Профес-
сиональная»
|
Медленнее адаптация в условиях приемной семьи. Ощущение
временного характера новых отношений. Возможность восстановления
отношении с кровной семьей.
|
Моральное воздействие факта помещения ребенка в семью.
|
Медленнее адаптация к новому члену семьи. Ощущение
временного характера новых отношении. Большая потребность
в профессиональной помощи.
|
Больше усилий по оказанию профес-
сиональной помощи. Необходимость работать с кровной
семьей. Возможность решить проблемы неблагополучной
семьи.
|
Риск возвращения в учреждение по окончании договора
об СВГ
|
Отсутствие препятствий к общению и восстановлению связей
с ребенком со стороны приемных родителей.
|
Дополнительные усилия по налаживанию отношений с кровной
семьей ребенка
|
Риск того, что ребенок останется вне семьи и вернется
в учреждение, - показатель неэффективной работы
|
|
Получение профес-
сиональной помощи от специалистов в решении своих проблем
и восстановлении связей с ребенком
|
|
|
Стадии развития внутрисемейного кризиса и их основные
характеристики (стр. 121-122)
Типы семей
|
Проблемная семья
|
Кризис ранней стадии
|
Кризис поздней стадии
|
Хронический кризис
|
Функции семьи:
|
Временные нарушения одной из функций:
|
Нарушена одна или несколько функций:
|
Нарушены все функции:
|
Нарушены все функции и невозможно их восстановление:
|
(экономическая;
|
- временно не работает один или оба родителя,
|
- один из родителей не работает долгое время (более
года);
|
- долго не работают оба родителя (3 года);
|
- длительное время (более 3 лет) не работают оба родителя;
|
- нет жилья;
|
межличностные отношения;
|
- спиртными напитками не злоупотребляют;
|
- периодически употребляют спиртные напитки;
|
- злоупотребление алкоголем (один или оба родителя);
|
систематическое злоупотребление алкоголем;
|
- снижены жизненные устремления;
|
- утрачены жизненные стремления
|
воспитательная;
|
- ссора между учителем и ребенком(родителем и ребенком,
сверстниками и ребенком);
|
- затяжной конфликт между: ребенком и учителем, родителями
и сверстниками;
|
- непосещение детьми учебных заведений (более 2 месяцев);
|
- равнодушное (или жесткое) отношение к детям;
|
- ребенок стал пропускать уроки (низкая успеваемость,
плохое поведение);
|
- частые пропуски уроков ребенком;
|
- длительное непосещение деть ми учебных заведений;
|
содержание и уход за ребенком;
|
- вовремя не оформлены документы (в течение года)
|
- побеги ребенка из дома;
|
- периодический уход детей из дома
|
|
- документы не оформлены более года
|
забота о доме;
|
|
|
- антисанитарные условия в доме;
|
- бродяжничество;
|
Шкала оценки
|
Разовое, единичное проявление (возникающее в определенных
ситуациях)
|
Периодическое проявление нарушений в одной и той же
ситуации (день выдачи заработной платы и т.д.)
|
Системные нарушения
|
|
Потенциал и мотивация
|
Наличие потенциала семьи, и она способна им пользоваться
|
Наличие потенциала, но семья не способна им пользоваться
|
Наличие потенциала семьи, но она не способна им пользоваться
|
Нет потенциала
|
Есть мотивация
|
Есть мотивация
|
Нет мотивации
|
Нет мотивации
|
Услуги и мероприятия
|
Меры профилактики
|
Активизировать потенциал и показать, как использовать
|
Привлечение внешних специалистов (межведомственных
структур)
|
Сведения о семье передаются в органы опеки и попечительства
|
Глубинное консультирование
|
Работа специалистов службы
|
Кратковременная помощь
|
Долговременное сопровождение семьи
|
|
Книга посвящена рассмотрению наиболее значимых современных
проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В условиях межведомственного характера мер их социальной адаптации,
семейного и институционального устройства возникают трудности и
противоречия при определении общей численности таких детей, поэтому
методологическим и содержательным аспектам оценки масштаба сиротства
в современной России уделено особое внимание. Результаты исследования
показали, что основные проблемы семейного неблагополучия и социального
сиротства связаны с социально-экономическим положением семей, трансформацией
семейных отношений, несбалансированностью родительских функций,
неразвитостью сектора услуг по уходу за детьми и их воспитанию,
конфликтностью внутрисемейных отношений. В книге показано, что среди
практик устройства детей-сирот преобладают семейные формы, однако
почти четверть всех детей-сирот находится на институциональных формах
устройства. На законодательном уровне определены основные правила,
регулирующие институциональное и семейное устройство детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Масштабность семейного
неблагополучия и социального сиротства указывает на то, что их профилактика
должна стать приоритетной задачей в области социального обслуживания
семьи и детей. Систему семейных пособий и поддержку со стороны родителей,
живущих отдельно от детей, следует рассматривать как потенциал для
расширения мер профилактики сиротства. Анализ мер государственной
политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, позволил сформулировать рекомендации по направлениям
и механизмам профилактики сиротства. Публикация адресована специалистам,
занимающимся разработкой региональных и федеральных программ противодействия
социальному сиротству, беспризорности и безнадзорности.
Содержание
Введение
1. Сиротство в современной России: масштаб проблем и
задачи профилактики
1.1. Оценка общей численности детей, оставшихся без попечения
родителей: методологический и содержательный аспекты
1.2. Динамика численности и состава детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
1.3. Задачи и проблемы профилактики сиротства
2. Современная государственная политика в отношении
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее влияние
на состояние проблемы, основные позитивные и негативные тенденции
2.1. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся
без попечения родителей
2.2. Несемейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей,
и эффекты деинституционализации
3. Система семейных пособий и поддержка со стороны живущих
отдельно родителей как инструменты противодействия социальному сиротству
3.1. Семейные пособия - есть ли потенциал для первичной профилактики
сиротства?
3.2. Проблема воспитания детей со стороны родителя, который не
живет с ними
4. Система профилактики социального сиротства: агенты
и проблемы их взаимодействия
4.1. Взаимодействие агентов системы на уровне муниципального
образования
4.2. Место социально-реабилитационного центра в системе профилактики
социального сиротства
4.3. Социальные педагоги и психологи как агенты профилактики (на
примере Саратовской области)
5. Практики первичной профилактики социального сиротства
5.1. Ранняя профилактика социального сиротства
5.2. Особенности профилактики социального сиротства в условиях
села
5.3. Семейная воспитательная группа как профилактика первичной
и вторичной депривации
6. Семейное воспитание детей: зоны риска социального
сиротства
6.1. Механизмы возникновения семейного неблагополучия и длительность
пребывания семьи в кризисной ситуации.
6.2. Внутрисемейные конфликты: масштабы и структура
7. Концентрация проблем в семьях с детьми: кому грозит
социальное сиротство?
8. Решение проблем сиротства на основе опыта реализации
программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации
8.1. Профилактика семейного неблагополучия и сиротства
8.2. Профилактика отказов от новорожденных детей
8.3. Семейные формы устройства
8.4. Межведомственное взаимодействие
8.5. Кадровый потенциал
8.6. Инновационные технологии
9. Профилактика семейного неблагополучия и социального
сиротства: рекомендации по модернизации мер социальной политики
Приложение 1. Этапы профилактики отказа от новорожденных детей
в родильных домах
Приложение 2. Статистические данные по проблемам сиротства
Литература
|