|
|
Потребление
алкоголя и здоровье россиян |
Над темой номера работали
|
|
|
Ирина ДЕНИСОВА
|
Марина КАРЦЕВА
|
|
Антиалкогольная политика - ценовые меры
Опыт стран Северной Европы в стимулировании переключения
населения с потребления преимущественно крепких спиртных напитков
на более легкие (пиво и вино) говорит об активном использовании
мер акцизной политики. Табл. 2 содержит информацию о ставках акцизов
на спирт, промежуточные продукты, вино и пиво в странах Европы в
2000 г. Как следует из таблицы, ставки акцизов в северных европейских
странах значительно выше ставок в других странах, а ставки акцизов
на крепкие спиртные напитки в 2-3 раза выше акцизов на пиво (в пересчете
на литр чистого алкоголя). В некоторых других странах Европы разрыв
в акцизах на спирт и пиво достигает шести раз, хотя в абсолютном
выражении акцизы в них намного ниже североевропейских.
Аналогичные расчеты соотношений ставок акцизов на разные
типы алкогольных напитков по России приведены в последней строке
табл. 2 и рис. 15. Как видно из таблицы, ставки акцизов на крепкие
алкогольные напитки в России в несколько раз меньше по сравнению
со странами Европы. Кроме того, соотношение акцизов на напитки разной
крепости в России кардинально отличается от соотношения акцизов
в Европе: в России очень низкая ставка акцизов на крепкие спиртные
напитки – 5,25 евро против 49,21 евро в Швеции (и еще выше в Норвегии)
и 10 евро в Австрии. Ставка акциза на вино в России близка к ставкам
винопотребляющих стран южной Европы – всего 80 евроцентов. Ставка
акцизного налога на пиво, значительно возросшая в 2010 году, в абсолютном
выражении намного ниже ставок в северной Европе, Великобритании
и Ирландии, но сопоставима – и даже превышает, с поправкой на различия
в доходах, – со ставками акциза в пивопотребляющих странах. Ставка
акциза на пиво достигает 26 евро в Финляндии, 19,87 евро в Ирландии,
18,08 евро в Великобритании, 17,07 евро в Швеции, но равна 1,73
евро в Германии, 4,4 евро в Австрии, 4,9 евро в Нидерландах и 4,5
евро в России. В то же время, в России, в отличие от Европы,
распространено крепкое пиво (выше 8,6%), ставка акциза на которое
– в пересчете на литр чистого алкоголя – ниже и составляет 4,06
евро.
Таблица 2. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр
чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010
Источник: Alcohol in Postwar Europe. Consumption, Drinking
Patterns, Consequences and policy responses in 15 European countries
(2001) Thor Norstrom (editor). National Institute of Public Health,
Sweden, Таблица 2.1 для Европы и Федеральный закон №171-ФЗ для
России (пересчет по обменному курсу 40 рублей за 1 евро).
Рисунок 15. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр
чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010
Источник: Alcohol in Postwar Europe. Consumption, Drinking
Patterns, Consequences and policy responses in 15 European countries
(2001) Thor Norstrom (editor). National Institute of Public Health,
Sweden, Таблица 2.1 для Европы и Федеральный закон №171-ФЗ для
России (пересчет по обменному курсу 40 рублей за 1 евро).
В целом, ставки акцизов на алкоголь в России невысоки,
особенно на крепкие спиртные напитки, даже учитывая различия в покупательной
способности населения Европы и России. Особенно сильно отличаются
акцизы на крепкие спиртные напитки в России от акцизов в странах
с проблемно высоким потреблением алкоголя, и высокой долей потребления
крепких напитков. Более того, соотношения ставок акцизов на крепкие
спиртные напитки и пиво кардинально отличаются от европейских. Ставка
акциза на вино сопоставима с винопотребляющими странами Европы.
Политика снижения потребления алкоголя требует повышения акцизов
на все алкогольные продукты, с кардинально опережающим повышением
акцизов на крепкие напитки. Только в этом случае можно надеяться
на переключение потребления россиян на менее крепкие напитки с одновременным
снижением совокупного потребления алкоголя.
Эффективность использования ценовых механизмов ограничения
потребления алкоголя зависит от того, насколько эластичен спрос
на алкогольные напитки по цене. Оценки эластичности спроса на алкоголные
напитки в странах Европы и в России приведены в табл. 3.
Таблица 3. Эластичность спроса на алкогольные напитки
в странах Европы и в России
Источник: Leppanen, K., Sullstrom, R. & Suoniemi,
I. (2001) “The Consumption of Alcohol in Fourteen European
Countries. A Comparative Econometric Analysis” (Helsinki,
Stakes) для стран Европы, Andrienko, Yuri, and Alexander Nemtsov
(2005). “Estimation of Individual Alcohol Demand,” Economics
Education and Research Consortium, Working Paper series, 05/10.
для России
Как видно из таблицы, оценка эластичности спроса на
водку, пиво и вино по цене в России намного выше показателей стран
Европы и сопоставима с эластичностью потребления в Нидерландах.
Это дает основание полагать, что ценовые меры влияния на потребление
алкоголя – повышение акцизов на крепкие спиртные напитки с целью
перехода к более щадящем здоровье типу потребления алкоголя – способны
достичь цели. В России же опыт последних десятилетий состоит в относительном
удешевлении водки. Так, в конце 80-х соотношение цен водки и пива
были таковы, что за одну бутылку водки можно было приобрести девять
бутылок пива. В настоящее время – в среднем 3-4 бутылки пива за
бутылку водки (а есть и более дешевая водка).
Наряду с ценовыми мерами, эффективная антиалкогольная
политика должна включать меры иного характера: система контроля
над производством и продажей алкоголя, ограничение продажи алкоголя
вне ресторанов, баров и т.п., ограничения минимального возраста
приобретения алкоголя, ограничения на рекламу алкоголя, на спонсорство
спортивных и молодежных мероприятий, на потребление алкогольных
напитков в общественных местах. Заметим, что все европейские страны,
не только северные, значительно усилили меры антиалкогольной политики
за последние 50 лет.
|