Rambler's Top100

№ 443 - 444
15 - 28 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Потребление алкоголя и здоровье россиян

Мало живем, потому что много пьем

Потребление алкоголя в России и Европе

Тип потребления

Влияние потребления алкоголя на здоровье и риск смерти

Антиалкогольная политика – ценовые меры

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Вячеслав Калинин. Кружка пива. Viacheslav Kalinin. Glass of beer (1987). Потребление алкоголя и здоровье россиян

Над темой номера работали

Ирина ДЕНИСОВА Марина КАРЦЕВА

Ирина ДЕНИСОВА

Марина КАРЦЕВА

Антиалкогольная политика - ценовые меры

Опыт стран Северной Европы в стимулировании переключения населения с потребления преимущественно крепких спиртных напитков на более легкие (пиво и вино) говорит об активном использовании мер акцизной политики. Табл. 2 содержит информацию о ставках акцизов на спирт, промежуточные продукты, вино и пиво в странах Европы в 2000 г. Как следует из таблицы, ставки акцизов в северных европейских странах значительно выше ставок в других странах, а ставки акцизов на крепкие спиртные напитки в 2-3 раза выше акцизов на пиво (в пересчете на литр чистого алкоголя). В некоторых других странах Европы разрыв в акцизах на спирт и пиво достигает шести раз, хотя в абсолютном выражении акцизы в них намного ниже североевропейских.

Аналогичные расчеты соотношений ставок акцизов на разные типы алкогольных напитков по России приведены в последней строке табл. 2 и рис. 15. Как видно из таблицы, ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки в России в несколько раз меньше по сравнению со странами Европы. Кроме того, соотношение акцизов на напитки разной крепости в России кардинально отличается от соотношения акцизов в Европе: в России очень низкая ставка акцизов на крепкие спиртные напитки – 5,25 евро против 49,21 евро в Швеции (и еще выше в Норвегии) и 10 евро в Австрии. Ставка акциза на вино в России близка к ставкам винопотребляющих стран южной Европы – всего 80 евроцентов. Ставка акцизного налога на пиво, значительно возросшая в 2010 году, в абсолютном выражении намного ниже ставок в северной Европе, Великобритании и Ирландии, но сопоставима – и даже превышает, с поправкой на различия в доходах, – со ставками акциза в пивопотребляющих странах. Ставка акциза на пиво достигает 26 евро в Финляндии, 19,87 евро в Ирландии, 18,08 евро в Великобритании, 17,07 евро в Швеции, но равна 1,73 евро в Германии, 4,4 евро в Австрии, 4,9 евро в Нидерландах и 4,5 евро в России. В то же время, в России,  в отличие от Европы, распространено крепкое пиво (выше 8,6%), ставка акциза на которое – в пересчете на литр чистого алкоголя – ниже и составляет 4,06 евро.  

Таблица 2. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010

Источник: Alcohol in Postwar Europe. Consumption, Drinking Patterns, Consequences and policy responses in 15 European countries (2001) Thor Norstrom (editor). National Institute of Public Health, Sweden, Таблица 2.1 для Европы и Федеральный закон №171-ФЗ для России (пересчет по обменному курсу 40 рублей за 1 евро).

Рисунок 15. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010

Источник: Alcohol in Postwar Europe. Consumption, Drinking Patterns, Consequences and policy responses in 15 European countries (2001) Thor Norstrom (editor). National Institute of Public Health, Sweden, Таблица 2.1 для Европы и Федеральный закон №171-ФЗ для России (пересчет по обменному курсу 40 рублей за 1 евро).

В целом, ставки акцизов на алкоголь в России невысоки, особенно на крепкие спиртные напитки, даже учитывая различия в покупательной способности населения Европы и России. Особенно сильно отличаются акцизы на крепкие спиртные напитки в России от акцизов в странах с проблемно высоким потреблением алкоголя, и высокой долей потребления крепких напитков. Более того, соотношения ставок акцизов на крепкие спиртные напитки и пиво кардинально отличаются от европейских. Ставка акциза на вино сопоставима с винопотребляющими странами Европы. Политика снижения потребления алкоголя требует повышения акцизов на все алкогольные продукты, с кардинально опережающим повышением акцизов на крепкие напитки. Только в этом случае можно надеяться на переключение потребления россиян на менее крепкие напитки с одновременным снижением совокупного потребления алкоголя.

Эффективность использования ценовых механизмов ограничения потребления алкоголя зависит от того, насколько эластичен спрос на алкогольные напитки по цене. Оценки эластичности спроса на алкоголные напитки в странах Европы и в России приведены в табл. 3.

Таблица 3. Эластичность спроса на алкогольные напитки в странах Европы и в России

Источник: Leppanen, K., Sullstrom, R. & Suoniemi, I. (2001) “The Consumption of Alcohol in Fourteen European Countries. A Comparative Econometric Analysis” (Helsinki, Stakes) для стран Европы, Andrienko, Yuri, and Alexander Nemtsov (2005). “Estimation of Individual Alcohol Demand,” Economics Education and Research Consortium, Working Paper series, 05/10. для России

Как видно из таблицы, оценка эластичности спроса на водку, пиво и вино по цене в России намного выше показателей стран Европы и сопоставима с эластичностью потребления в Нидерландах. Это дает основание полагать, что ценовые меры влияния на потребление алкоголя – повышение акцизов на крепкие спиртные напитки с целью перехода к более щадящем здоровье типу потребления алкоголя – способны достичь цели. В России же опыт последних десятилетий состоит в относительном удешевлении водки. Так, в конце 80-х соотношение цен водки и пива были таковы, что за одну бутылку водки можно было приобрести девять бутылок пива. В настоящее время – в среднем 3-4 бутылки пива за бутылку водки (а есть и более дешевая водка).

Наряду с ценовыми мерами, эффективная антиалкогольная политика должна включать меры иного характера: система контроля над производством и продажей алкоголя, ограничение продажи алкоголя вне ресторанов, баров и т.п., ограничения минимального возраста приобретения алкоголя, ограничения на рекламу алкоголя, на спонсорство спортивных и молодежных мероприятий, на потребление алкогольных напитков в общественных местах. Заметим, что все европейские страны, не только северные, значительно усилили меры антиалкогольной политики за последние 50 лет.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.