|
|
Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА
Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха
Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"
Над этим выпуском работали
Ирина Костерина и Ольга Исупова
|
Социальная политика в гендерном контексте
В словосочетании «социальная политика», безусловно,
ключевое слово все же «политика», каждая партия претендует на то,
чтобы «помогать людям», пусть и в том же самом, немного иначе, чем
все остальные.
Социальная политика вся целиком и полностью «пронизана» гендером
– поскольку, как было неоднократно показано в предыдущих выпусках
рубрики, мужчины и женщины и в молодости, и в старости имеют во
многом разные социальные проблемы.
Соответственно и характер социальной политики определяется «гендерной
идеологией» ее проводников. Этим объясняется очень многое в той
части социальной политики, которая более всего связана с социальными
последствиями и традициями в области «основного» отличия женщин
от мужчин – их способности рожать детей. При более или менее сходных
взглядах на демографические цели, расхождение в мерах, выбираемых
для достижения этих целей, могут быть очень значительными, причем
корни этих расхождений часто уходят в различия в «гендерном мировоззрении».
Консервативно ориентированные государства с низкой рождаемостью
стремятся всячески мотивировать женщин как можно дольше находиться
вдали от рынка труда и растить детей дома. В этих целях применяются
разные средства – и пособия, иногда довольно большие, и довольно
долго, в размере полного заработка, матерям, сидящим дома с детьми
(например, с 2007 по 2009 год в Литве отпуск по уходу за ребенком
с такими выплатами давался каждой рожающей ребенка работающей женщине
на 2 года!), и общая направленность, например, налоговой политики
на семью в целом (которая получает значительные налоговые льготы,
при этом доход обоих работников складывается, и дополнительные льготы
полагаются в том случае, если в семье только один доход, или доход
второго работника намного ниже – например, в Германии), и многие
другие способы (в частности, отдаленность легального статуса законного
брака от незарегистрированного).
Если же государство управляется партией демократической, считающей
себя сторонницей гендерного равенства, то и налоги (как и льготы
по ним) индивидуальны, и фактический брак почти приравнен к зарегистрированному
(например, появляется третья, промежуточная разновидность брака
– «зарегистрированное» сожительство, так сказать, «зарегистрированный
незарегистрированный брак» – например, во Франции).
Но главное, что государство, озабочено ли оно повышением рождаемости
или нет, не стремится поставить женщину фертильного возраста в жесткие
рамки. Если она рожает, то это не связано, как в странах первого,
консервативного, типа, с некими строго определенными обстоятельствами
жизни (причем, с некоторой точки зрения, не важно, насколько эти
обстоятельства благоприятны) – нет, у нее есть ВЫБОР. Хотя бы даже
чисто теоретический – поскольку противники такого политического
подхода часто утверждают, что в реальной жизни каждой отдельной
женщины никакого выбора нет – отдать ребенка в доступное по цене
и приемлемое по качеству воспитательное детское учреждение, причем
с достаточно раннего возраста, или сидеть с ним дома хоть до школы.
Выбора в реальности нет очень у многих во всех («подверженных»
социальной политике) регионах мира, поскольку практически почти
везде пособия меньше (чаще намного) реальной заработной платы, у
кого-то муж зарабатывает совершенно недостаточно для содержания
семьи даже всего лишь с одним ребенком, даже с учетом пособий, а
у кого-то и вовсе мужа нет - и это тоже бывает, и нередко, во всех
вышеозначенных регионах, поскольку одинокие матери с маленькими
детьми – это не только матери-одиночки, но и разведенные, получающие
недостаточное (или никакое) содержание от бывшего мужа, и вдовы.
Поэтому, кстати, непонятно, как озабоченное именно демографическим
ростом государство скорее может повысить хотя бы на сотые доли коэффициент
суммарной рождаемости (именно о таком повышении, как о максимально
возможном, говорит большая часть расчетов ученых-демографов, пытающихся
оценить эффект социальной политики) – выплачивая пособия и «заставляя»
женщину сидеть дома, или создавая для нее условия работать и зарабатывать,
независимо от ее семейного статуса. Скорее, все-таки второе, как
показывает пример Франции и Скандинавских стран, где созданы такие
условия для матерей (хотя ситуация с выбором лучше всего во Франции,
где и рождаемость самая высокая среди европейских стран).
Примеры Германии или, например, Норвегии, демонстрируют, что тут
могут играть роль еще и национально-культурные, «исторически сложившиеся»
традиции. Например, в Германии (Западной прежде всего, у Восточной
была несколько другая история) многие женщины сами искренне убеждены,
что важна индивидуальная ответственность и в реальности надо выбирать
между тем, чтобы иметь детей – и тогда забыть о профессиональной
карьере и на достаточно долгие годы посвятить детям «всю себя»,
ведь ребенку лучше всего именно с матерью – и тем, чтобы иметь все
остальное в жизни. В результате, доля бездетных среди женщин с высшим
образованием как раз в Германии максимальна и составляет около 40%.
А в Норвегии, как показывает недавнее исследование1,
рост количества яслей и детских садов во многих округах был вызван
именно общественной потребностью, к этому стремились сами люди,
и на каждые 10% прироста доступности детских садов и яслей, с точки
зрения авторов исследования, приходится рост коэффициента суммарной
рождаемости чуть более чем на 0,1. Это влияние больше для тех, у
кого уже есть дети, по сравнению с бездетными, поскольку вторые
пока не знают, насколько много времени и сил занимает уход за детьми.
То есть возникает воздействие как раз на тех, кто задумывается о
рождении не первого, а второго и последующих детей, заметим пока
в скобках.
Что же, в этом отношении, происходит в настоящее время
в России?
1
Rindfuss, R. R., Guilkey, D.K., Morgan, S.P.,
Kravdal, O., Child care availability and fertility. Доклад на Европейской
конференции по народонаселению (EPC-2010) в сентябре 2010 года
|