 | Основные цели в области образования ЕС направлены на повышение качества, доступности и открытости сферы образования
|
 | Охват детей и молодежи образовательными программами растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается
|
 | Доля молодежи 20-24 лет, получившей образование не ниже среднего, возросла до 78%, а доля молодых людей, преждевременно завершающих образование, снизилась до 15%
|
 | В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%
|
 | Более высокий уровень образования снижает риск безработицы, повышает уровень доходов и продолжительность жизни
|
 | Участие взрослых в обучении растет, но недостаточно – в 2008 году образовательными программами было охвачено менее 10% населения 25-64 лет
|
 | См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Охват детей и молодежи образовательными программами
растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается
Охват образовательными программами детей в возрасте
4 лет7 в Европейском Союзе возрос к 2008 году до 90%, увеличившись
за десятилетие на 10 процентных пунктов (рис. 1).
Дошкольное образование и воспитание детей младшего возраста
приобретает все большую приоритетность во многих странах. Они обеспечивают,
с одной стороны, подготовку ребенка к обучению в начальной школе,
а с другой стороны - решение задач широкого социального, экономического
и образовательного спектра (в том числе сочетания семейных функций
по воспитанию и присмотру за детьми, экономической занятости и обучения).
Охват детей 4 лет программами дошкольного образования
в Японии уже на протяжении многих лет превышает 90%, а в 2007-2008
годы превысил 95%. До такого же уровня возрос охват детей 4 лет
программами дошкольного образования в Норвегии. В США он заметно
ниже - около 58% в 2008 году, хотя в 2005 году достигал 65%.
В странах ЕС возраст начала обучения по программам обязательного
школьного образования составляет 4 года в Ирландии, 5 лет в Великобритании,
Нидерландах и на Мальте, в 15 других странах ЕС - 6, а еще в 8 -
7 лет (для сравнения отметим, что в США, Японии и Норвегии он составляет
6 лет).
Охват программами дошкольного образования детей в возрасте
от 4 лет до возраста начала обучения по программам обязательного
общего начального образования возрос в ЕС-27 от 85,6% в 2000 году
до 90,7% в 2007 году, в Японии - с 95,5 до 96,4%, в Норвегии - с
79,7 до 94,3%, а в США практически не изменился, составив 69,6%
в 2007 году против 69,9% в 2000 году (однако в 2002 году его значение
повышалось до 75%).

Рисунок 1. Охват детей в возрасте 4 лет образовательными
программами в ЕС-27, Норвегии, США и Японии, 1998-2008 годы, % от
общей численности детей данного возраста
В некоторых странах ЕС - Бельгии, Испании, Италии, Нидерландах,
Франции, Швеции и на Мальте - охват программами дошкольного образования
детей в возрасте от 4 лет до возраста начала обучения по программам
обязательного общего начального образования уже на протяжении ряда
лет близок к полному (100%). В 14 из 26 стран (отсутствуют данные
по Ирландии) он превышает 90%. Самый низкий охват детей дошкольным
образованием отмечается в Польше (66,8% в 2007 году против 58,3%
в 2000 году), Греции (68,2% и 69,3%) и Финляндии (69,8% против 55,2%).
Охват детей 4 лет программами дошкольного образования
варьировался в 2008 году от 44% в Ирландии (неполные данные) и 48%
в Польше до 100% во Франции (рис. 2). Во всех странах ЕС, за исключением
стран с практически полным охватом детей 4 лет дошкольным образованием,
а также Греции и Ирландии, данные по которой неполны, его уровень
увеличился за 2000-2008 годы. Особенно значительное увеличение -
на 15-20 процентных пунктов -произошло на Кипре (75,3% в 2008 году
против 55,7% в 2000 году), в Румынии (79% против 59%), Швеции (91,8
против 72,8%), Латвии (78,6% против 60,6%), Словении (83,2% против
67,7%), Польше (48,1 против 33,3%).
Охват программами дошкольного образования детей в возрасте
3 лет в 2008 году варьировался по странам ЕС от 36,1% в Польше (в
Греции, Нидерландах и Ирландии он практически нулевой) до почти
100% во Франции, Бельгии и Испании. В целом по ЕС-27 он составил
76,7%, в Японии - 75,4%, в США - 36,3%.

Рисунок 2. Охват детей в возрасте 4 лет образовательными
программами в странах ЕС-27*, 2000** и 2008 годы, % от общей численности
детей данного возраста
* Ирландия - неполные данные
** Словакия - 2001 год
Продолжительность обязательного школьного образования
в большинстве стран ЕС составляет 9-10 лет, больше - только в Великобритании,
Венгрии, Нидерландах. Таким образом, к 18 годам молодые люди, как
правило, завершают курс обязательного среднего образования. Однако
в современных условиях большинство из них продолжают обучение по
тем или иным образовательным программам.
Охват молодежи 18 лет образовательными программами всех
уровней растет, составив в 2008 году 77% против 67,9% в 1998 году
(рис. 3). В последние годы он оставался относительно стабильным,
наибольшее значение было зафиксировано в 2005 году - 77,8%.
Более высокие значения показателя отмечаются в скандинавских
странах и, в частности, в Норвегии (около 90%). А в США, несмотря
на колебательное повышение, остается ниже, чем в ЕС-27 (65% в 2008
году против 62% в 1998 году).
В Турции, стране-кандидате на вступление в ЕС, охват
молодежи 18 лет образовательными программами пока существенно ниже
- не превышает 40%, хотя и существенно увеличился за последнее десятилетие
(на 20 процентных пунктов).

Рисунок 3. Охват образовательными программами молодежи
в возрасте 18 лет в ЕС-27, Норвегии, США и Турции, 1998-2008 годы,
%
Среди стран ЕС-27 охват молодежи 18 лет образовательными
программами всех уровней варьировался в 2008 году от 36,2% на Кипре
до 95,4% в Швеции (рис. 4). Во всех странах, кроме Кипра, не менее
половины молодых людей в возрасте 18 лет продолжали обучение, в
том числе в 15 странах - более 80%, в 5 - более 90%.
По сравнению с 2000 годом, охват молодежи 18 лет образовательными
программами всех уровней увеличился во всех странах ЕС, кроме Швеции,
Бельгии, Франции, Греции и Великобритании. Наиболее значительный
прирост доли учащихся среди 18-летних произошел в Болгарии (76,4%
в 2008 году против 46,2% в 2000 году), Румынии (75,4% против 48,6%),
Словакии (81,9% против 56,6% в 2001 году).

Рисунок 4. Охват образовательными программами молодежи
в возрасте 18 лет по странам ЕС-27, 2000* и 2008 годы, %
* Словакия - 2001 год
Поскольку все большая часть молодежи продолжает обучение,
получив обязательное среднее образование, ожидаемая продолжительность
образования понемногу растет. Она рассчитывается путем сложения
однолетних коэффициентов охвата образовательными программами для
всех возрастов8 и показывает, сколько в среднем лет на протяжении
всей жизни предстоит посвятить обучению при сохранении данных значений
коэффициентов охвата образованием.
В 2008 году ожидаемая продолжительность образования
всех уровней составила в целом по ЕС-27 17,3 года против 16,6 года
в 1999 году (рис. 5). Подобная же тенденция складывается и в США,
где она увеличилась с 16,4 года в 1998 году до 17,2 года в 2008
году. В скандинавских странах ожидаемая продолжительность образования
выше (18,3 года в Норвегии). В Турции же, несмотря на быстрый рост,
она пока не достигла 14 лет. В Японии она также ниже, чем в ЕС-27
и США, - в 2008 году она составляла 15 лет.

Рисунок 5. Ожидаемая продолжительность образования в
ЕС-27, Норвегии, США и Турции, 1998-2008 годы, лет
Среди стран ЕС-27 ожидаемая продолжительность образования
составляла в 2008 году от 13,5 года на Мальте до 20,5 года в Финляндии
(рис. 6). По сравнению с 2000 годом, ожидаемая продолжительность
образования возросла во всех странах ЕС, кроме Великобритании, Швеции
и Франции, особенно значительно - на 3 года - в Греции (18 лет в
2008 году против 15 лет 2000 году).

Рисунок 6. Ожидаемая продолжительность образования по
странам ЕС-27*, 2000** и 2008 годы, лет
* Кипр и Люксембург - большая часть обучающихся по программам
высшего образования обучаются за рубежом; Германия - без учета
обучающихся по программам уровня 6
** Словакия - 2001 год
Ожидаемая продолжительность обучения по программам высшего
образования составила в 2008 году в целом по ЕС-27 2,9 года, в США
- 4,2, Норвегии - 3,4, Японии - 1,7, Турции - 2,1 года. Среди стран
ЕС-27 значение данного показателя варьировалось от 1,6 года на Мальте
до 4,5 года в Греции и Финляндии.
7 - Данный показатель рассчитывается как отношение
числа детей, посещающих образовательные дошкольные учреждения (за
исключением яслей одного дня, игровых групп, центров дневного пребывания,
от персонала которых не требуется специальной педагогической подготовки),
к общему числу детей данного возраста.
8 - Если, например, в возрасте 10 лет обучаются
все, соответствующий коэффициент - слагаемое составит 1 год, если
обучается только половина - то 0,5.
|