|
|
Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА
Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха
Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"
Над этим выпуском работали
Ирина Костерина и Ольга Исупова
|
Мужская и женская молодость - чего больше, общего или
отличий?
Анализ гендерных особенностей молодежных культур - не
самый популярный сюжет, так как долгое время молодежь изучалась
как однородная социальная группа, основными членами которой являются
мужчины. Все работы, посвященные молодежным культурам и субкультурам,
в первую очередь освещали мужской опыт. Одной из первых подняла
вопрос о мужском доминировании в молодежных исследованиях А. МакРобби
(McRobbie 1984). Она критиковала ученых за "гендерную слепоту"
в изучении субкультур, и говорила о феномене "невидимых девочек",
которые исключаются как объект исследования из внимания ученых (McRobbe
and Garber 1976). Исследование, которое было призвано восполнить
этот пробел, было проведено A. Кэмпбел (Campbell 1981) и касалось
участия девушек в бандах, в нем делалась попытка описать женский
опыт в мужских практиках. Другое направление исследований, привлекающее
гораздо большее количество ученых, было связано с изучением гендерной
социализации, того, как девушки учатся становиться женщинами (Sharpe
1976, 1990). Более поздние исследования касаются женского стиля,
моды, потребления, и они призваны сбалансировать преобладание в
исследовательском внимании тем мужского досуга, музыки и манеры
одеваться (Wulff 1995). Но недостатком всех этих исследований является
искусственное разделение и даже изолирование мужского и женского
опыта и по-прежнему преобладание исследований мужчин в публичной
сфере и женщин - в приватной. Лонгитюдное исследование К. Гиллиган
ввело в научный оборот дискурс заботы, в котором рассматривался
женский опыт (Gilligan 1995). Этика заботы, по ее мнению, является
единственной возможностью для девушек осуществлять отношения с окружающими,
и при этом делать это "женским" способом, но в то же время
их серьезно ограничивает. По контрасту, "мужской" способ
взросления подразумевает отделение от окружающих, сепаратизм и индивидуализацию.
С конца 1980-х годов начинается новая волна этнографических
исследований молодежных субкультур и поиск оснований субкультурной
идентичности (Baron 1989; Sardiello 1998). Были выработаны понятия
"ядра" и маргинальных, периферийных членов субкультуры,
а также критериев, которые определяли статус и позицию индивида
в этой структуре. Например, исследование панков, сделанное С. Бароном,
поднимает важные вопросы в русле марксовой концепции отчуждения
(прежде всего от семьи) и "сопротивления" (общественным
институтам и давлению норм). И Барон делает вывод, что для изучаемой
группы характерно мужское господство, как в силу численного доминирования
мужчин, так и благодаря тому, что именно они являются теми, кто
оказывает дискурсивное и физическое сопротивление, кто подрывает
нормы и устанавливает новые правила (Baron 1989).
Наравне с критикой гендерной слепоты молодежных исследований,
А. МакРобби переопределяет традиционные представления о доминировании
мальчиков в молодежных группах. В частности, она пишет, что в контексте
межпоколенческих отношений, мальчики могут быть в большей степени
бессильными, чем девочки. И одна из задач молодежных исследований
гендерных отношений - то, что они могут пролить много света на многогранную
природу мужественности, проблематику, которой часто пренебрегают
феминистки, которые в некоторых случаях упрощенно "списывают"
все проблемы на "дурную природу" мужчин, то есть формируют
именно такие эссенциальные представления о мужественности, существование
которых они сами полностью отрицают в области женственности (McRobbie
1984).
Важной вехой в изучении связи гендера и молодежной культуры
стали работы Х. Пилкингтон. В частности, в работе "'Youth culture'
in contemporary Russia: gender, consumption and identity" автор
исследует молодежные российские культуры в трех аспектах: гендера,
потребления и идентичности, сосредотачиваясь на анализе дискурса
о молодежном потреблении и его влиянии на формирование идентичности
в контексте гендера, как он был представлен в медиа, академических
исследованиях и деятельности государственных институтов на Западе,
в советской и постсоветской России. На основании ряда эмпирических
исследований (в том числе, двух кейс-стади: молодежной культурной
сцены в Москве (1988-1991 и 1994 годы), автор определяет параметры
современных молодежных групп и гендерных стратегий в них. Изучаются
возникновение "мифа о красоте", рост секс-индустрии и
возрастание сексуального насилия, женский взгляд на брак и воспитание
детей, молодежная культура и роль девочек в ней, обучение, карьерные
ожидания и новых стратегии поведения молодежи на рынке труда.
Итак, основными темами исследований гендерных особенностей молодежных
культур являются:
- процесс социализации и школа, т.к. школа является одним из ключевых
агентов гендерной социализации, здесь "учатся" быть
юношами и девушками. Однако, школа проблематизируется исследователями,
поскольку это место дисциплинирования, арена для "буллинга",
соревновательности, пространство жестких требований, предъявляемых
юношам и девушкам, со стороны как педагогов, так и сверстников;
- выход молодежи на рынок труда, проблемы занятости и гендерные
риски: несмотря на то, что девушки, как правило, получают лучшее
образование (по данным исследований, среди девушек выше процент
тех, кто получает высшее образование, и их оценки при окончании
вуза лучше, чем у юношей), при выходе на рынки труда преимущества
получают юноши. И сами девушки, и работодатели имеют заниженные
представления о женщинах-работницах и их конкурентных преимуществах
(мотивируя это как поведенческими особенностями женщин, так и
возможностью ухода в декретный отпуск). Поэтому молодые девушки
оказываются одной из весьма уязвимых групп на рынке труда;
- досуг молодежи и потребление (в том числе деструктивное, например,
алкоголь и наркотики): большое количество публикаций посвящено
рисковому потреблению юношей, а также уличным молодежным группам,
чей досуг воспринимается как особая социальная проблема. Свободное
времяпровождение молодежи вне контроля взрослых порождает большое
количество мифов и фобий, связанных с "неправильным"
потреблением и поведением юношей и девушек;
- сексуальность, гомо- и гетеросексуальность, гомофобия, здоровье,
проблемы СПИДа и других заболеваний: в контексте этих тем юноши
проблематизируются с точки зрения их сексуальной активности и
нормативной ориентации, невнимательности к собственному здоровью;
девушки проблематизируются с точки зрения сексуальных рисков,
связанных с беременностью, инфекциями, абортами, бесплодием, а
также в связи с чрезмерной "порнографизацией" визуальной
культуры современности, где молодое женское тело выступает главным
сексуальным объектом;
- спорт, правонарушения, преступления, насилие: многие исследователи
пишут о юношах в связи с большим количеством преступлений и правонарушений,
совершаемых ими. Образ юноши-хулигана - один из наиболее тиражируемых
СМИ образов молодежи. Девушка чаще конструируются как жертва,
объект мужского насилия (хотя бывает по-разному, о женских бандах
тоже периодически пишут);
- мужские и женские культурные и субкультурные практики: хотя,
как уже говорилось, исследования субкультур чаще изучали мужской
опыт, в последнее время все больше ученых обращается к миру девичества
и женской повседневности. Девушки начинают изучаться не только
в домашней сфере, но и как полноправные члены субкультур, в том
числе и чисто "девических".
В Британских исследованиях молодежи последних лет появилась
новая концепция "underachievement debate" - связанная
с представлением о том, что мальчики сознательно занижают свои способности
и учатся плохо, или в целом ориентированы на "недостижительскую"
стратегию. Вот, например, они чаще, чем девочки, бросают даже среднюю
школу, не окончив ее. В 2007-м в Евросоюзе было 15% людей в возрасте
18-24 года, не окончивших среднюю школу, и не продолжающих образование
в настоящий момент. Причем (естественно) 17% из них - юноши и лишь
13% - девушки.
А ведь раньше (в 1960-е годы, когда женщины в развитых
Западных странах впервые начали соревноваться с мужчинами на "арене
жизненных достижений" - как же быстро изменилась ситуация!)
буквально то же самое писали как раз о девочках. Как отмечает К.
Гриффин, дискуссия о "нерадивых мальчиках" приобрела форму
новой моральной паники как часть (или показатель) представления
о кризисе маскулинности (Griffin 1993). И как большинство моральных
паник, отражающих "проблемы молодежи", этот феномен конструирует
молодых мужчин (особенно представителей рабочего класса или черных)
как девиантов, сопротивляющихся и мятежных. В то время как девушки
чаще конструируются в терминах риска, в контексте пассивной гетеросексуальности.
Это новое развитие любопытным образом "переворачивает"
феминистский дискурс, касающийся гендера и молодежи, к восприятию
мальчиков как жертв, а девочек как относительно привилегированной
группы. К выводу, что мальчики становятся жертвой маскулинных ожиданий,
приходят многие ученые (прежде всего Р.Коннелл, "Мальчики и
мужчины" (2000), И. Кон, "Мальчик - отец мужчины"
(2009), и М.Киммелла "Страна парней" (2008)).
Многие исследователи отмечают, что гендерные режимы
современной культуры все больше тяготеют к эгалитаризму, и, несмотря
на все "дивиденды патриархата", именно в молодежной среде
ярче всего проявляется тенденция к гендерному равенству.
|