|
|
МИГРАЦИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
Под редакцией Ж.А.Зайончковской, Е.В.Тюрюкановой
Серия: Миграционный барометр в Российской Федерации
М., МАКС Пресс, 2010, 112 страниц
|
http://www.neweurasia.ru/media/Migration2.pdf
Стратегии трудовых
мигрантов по продолжительности миграции, % (стр.38)
|
Доля ответов
|
Приезжаю на короткий срок, немного зарабатываю, и уезжаю
|
5
|
Приезжаю работать на сезон (до 6 месяцев)
|
14
|
Приезжаю на определенную работу, когда она заканчивается,
уезжаю
|
11
|
Большую часть года провожу в России, домой уезжаю на
1-2-3 месяца
|
40
|
Практически постоянно живу в России, на родину почти
не езжу
|
25
|
Нет ответа
|
5
|
Зарплата мигрантов
и российских работников по отдельным видам деятельности (стр.
43)
|
Средняя заработная плата мигрантов в месяц, сентябрь
2008 г. (данные опроса), рублей
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная
плата в расчете на одного работника, 2008, рублей (Росстат)
|
Отношение зарплаты мигрантов к зарплате российских
работников, %
|
1. Строительство и ремонт жилья
|
16689
|
18282
|
91
|
2. Торговля
|
14319
|
13355
|
107
|
3. Обрабатывающие производства
|
11463
|
15222
|
75
|
4. ЖКХ, бытовое обслуживание населения, персональные
услуги
|
13987
|
13117
|
107
|
5. Транспорт
|
18707
|
19931
|
94
|
6. Сельское хозяйство
|
11247
|
8354
|
135
|
Всего
|
15113
|
17739
|
85
|
Ответы мигрантов
на вопрос: «Каковы Ваши планы на будущее?», % (стр. 58)
Варианты ответов
|
%
|
Другое
|
0,6
|
Нет ответа
|
2,0
|
Вообще больше не буду приезжать в Россию
|
2,3
|
Остаться в России на постоянное жительство, получить
гражданство РФ
|
26,9
|
Приезжать на короткое время зарабатывать деньги и возвращаться
на родину
|
29,3
|
Год (неск. лет) жить и работать в РФ, потом вернуться
на родину
|
38,8
|
Западный дрейф
в 1991-2007 гг. по федеральным округам, тыс. человек (стр.
73)
Годы
|
Миграционный прирост (убыль)
|
Округов Европейской части* в обмене с округами Азиатской
части**
|
Уральского в обмене с округами Европейской части
|
Уральского в обмене с округами Азиатской части
|
Сибирского в обмене с округами Европейской части
и Уралом
|
Сибирского в обмене с Дальне
восточным
|
Дальне-
восточного в обмене с округами
|
1991-1995
|
514,2
|
-94,6
|
30,1
|
-130,4
|
63,8
|
-383,1
|
1996-2000
|
415,2
|
-47,5
|
38,2
|
-164,2
|
45
|
-286,6
|
2001-2005
|
274,1
|
-37,1
|
23,9
|
-139,9
|
6,3
|
-127,3
|
2006
|
57,8
|
-8,9
|
4,5
|
-31,4
|
1,6
|
-23,5
|
2007
|
57,3
|
-7,1
|
5,6
|
-34,3
|
2,0
|
-23,5
|
2008
|
59,3
|
-10,9
|
4,2
|
-29,5
|
3,1
|
-26,2
|
* Округа Европейской части: Центральный, Северо-Западный,
Южный, Приволжский
** Округа Азиатской части: Уральский, Сибирский, Дальневосточный
Нетто-миграция
по категориям поселений, 2005-2008 гг., Россия, тыс. человек
(стр. 77)
|
Нетто-миграция
|
Вся миграция, на 1000
|
Внутрире-гиональная
|
Межре-гиональная
|
Междуна-родная
|
Москва и Санкт-Петербург
|
0,0
|
251,5
|
49,0
|
5,0
|
Другие города -миллионеры
|
48,6
|
26,8
|
50,4
|
2,7
|
Региональные столицы
|
122,4
|
-130,5
|
107,7
|
1,0
|
Стотысячники-нестолицы
|
18,1
|
11,9
|
101,0
|
1,8
|
Малые и средние города, ПГТ
|
27,0
|
-65,9
|
202,3
|
1,2
|
Сельская местность
|
-214,0
|
-93,5
|
211,8
|
-0,6
|
Приложение 4.
Основные предложения по совершенствованию режима легализации
трудовых мигрантов (стр. 107-109)
Миграционный учет и регистрация
|
Снять зависимость мигранта от принимающей стороны,
введя самостоятельную постановку на учет/регистрацию
мигрантов, полностью возложив на них самих ответственность
за свое правовое оформление
|
Увеличить срок постановки на учет с 3-х до 10 рабочих
дней
|
Разработать простой порядок учета/регистрации членов
семьи мигранта в соответствии с идеей и принципами воссоединения
семьи
|
В целях переориентации приоритетов миграционной политики
с краткосрочной миграции на среднесрочную и долгосрочную
облегчить процедуру продления срока временного пребывания,
рассмотреть вопрос об увеличении срока временного пребывания
с 90 дней до полугода, а при продлении - с 1 года до
2 лет
|
Оформление разрешения на работу и трудовых отношений
|
Сохранить упрощенный порядок получения разрешения на
работу для мигрантов, приезжающих в порядке, не требующем
получения визы
|
Чтобы сохранить конкурентный рынок мигрантского труда,
отказаться от жесткой привязки разрешения на работу
к конкретному работодателю
|
Рассмотреть возможность отмены квотирования разрешений
на работу, либо частичной отмены в отдельных субъектах,
для определенных видов деятельности либо профессий,
для отдельных стран исхода, и т.п.
|
Разработать альтернативный квотированию механизм регулирования
численности привлекаемой ИР С, основанный, на оперативном
рассмотрении заявлений на получение разрешения на работу
в службе занятости и получение заключения по установленной
процедуре
|
Рассмотреть возможность замены разрешительного порядка
занятости на уведомительный для отдельных категорий
работников, например, для высококвалифицированных специалистов,
представителей особо дефицитных профессий, отдельных
стран исхода (по примеру Беларуси)
|
В целях переориентации приоритетов миграционной политики
с краткосрочной миграции на среднесрочную и долгосрочную
продлить срок действия разрешений на работу до 3-х лет.
Разрешить выезд из страны на короткое время в пределах
срока действия разрешения на работу без переоформления
документов
|
В целях снятия барьеров, препятствующих полноценному
использованию труда мигрантов, упразднить ограничения
по передвижению мигрантов между субъектами федерации
|
Разработать форму документа (справки, карточки и т.п.),
подтверждающего срок и место работы, вид деятельности
и заработок мигранта и согласовать его введение в практику
(например, расчета пенсионных начислений) с основными
странами-донорами
|
Снизить подоходный налог на мигрантов (налоговых нерезидентов)
в первые полгода их работы РФ с 30% до 18-20%
|
Ввести для мигрантов ИНН с возможностью использования
его при повторных приездах. На этой основе разработать
и согласовать механизм пенсионных отчислений и их трансферта
от страны назначения странам происхождения мигрантов.
Кроме того, присвоение ИНН предполагает занесение мигранта
в налоговый банк данных, а, следовательно, возможность
контроля за поступающими от него и его работодателя
налогами
|
В связи с тем, что культурная дистанция между российским
населением и приезжающими мигрантами растет, нужно выстраивать
системы адаптации и интеграции мигрантов, включая языковые,
правовые и т.п. сервисы
|
Стратегическая задача миграционной политики состоит
в том, чтобы не только ориентироваться на доступное
для России миграционное предложение со стороны стран-доноров,
но разрабатывать собственные приоритеты и селективные
программы высококвалифицированной и учебной миграции,
расширять возможности переобучения и повышения квалификации
для мигрантов
|
Необходимо расширять инфраструктуру миграции. Только
надежные официальные сервисы (правовые, информационные
и т.п.) могут вытеснить с рынка теневые услуги. Необходимо
создать правовое поле деятельности ЧАЗов и регламентировать
(то есть создать правовые рамки) использование новых
кадровых технологий, таких как лизинг рабочей силы,
аутстаффинг, аутсорсинг и т.п.
|
В целях мониторинга миграционной ситуации и отслеживания
эффектов принимаемых решений необходимо ввести практику
ежегодных докладов по миграции и миграционной политике,
подготавливаемых для государства и общества независимыми
экспертами. Такой мониторинг может основываться на ежегодных
материалах оценки эффективности использования ИРС в
субъектах Федерации
|
|
Эта книга посвящена анализу миграции и миграционной
политики России в последние годы и написана на основе исследования
"Управление миграцией в условиях демографического кризиса",
проведенного Центром миграционных исследований в 2008-2010 гг. при
поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и Института народнохозяйственного
прогнозирования РАН.
В данной публикации использованы также материалы исследования
"Оценка новой миграционной политики России в сфере трудовой
миграции из стран СНГ", проведенного Центром в 2009 г.
Издание представляет интерес для исследователей, преподавателей
вузов, аспирантов, студентов, а также лиц, принимающих решения.
Оглавление
Введение
1. Методология исследования
1.1. Цели и направления исследования
1.2. Выборочный опрос иностранных работников из стран СНГ
1.3. Фокус-группы с работодателями, нанимающими мигрантов
1.4. Экспертные интервью
2. Предпосылки перехода к новой миграционной политике
3. Трудовая миграция в Россию из стран СНГ (по результатам
опроса мигрантов)
3.1. Легализация трудовых мигрантов; новые барьеры
3.1.1. Миграционная карта
3.1.2. Миграционный учет трудовых мигрантов из стран СНГ
3.1.3. Разрешение на работу
3.1.4. Медицинские документы
3.2. Продолжительность и периодичность трудовой миграции
3.3. Мигранты на российском рынке труда
3.3.1. Тип занятости
3.3.2. Теневая и официальная занятость
3.3.3. Разделение труда и сегментация рынка
3.3.4. Доходы мигрантов
3.3.5. Условия труда
3.4. Основные расходы: жилье и трансферты
3.4.1. Проблема жилья
3.4.2. Трансферты на родину
3.5. Знание языка и интеграция мигрантов
3.6. Мигранты, приезжающие с детьми
3.7. Права мигрантов
3.8. Планы на будущее
4. Современные практики использования иностранной рабочей
силы (по результатам фокус-групп с работодателями)
4.1. Состав фокус-групп
4.2. Мотивы привлечения мигрантов
4.3. Рекрутерские практики, оформление трудовых отношений
4.4. Процедуры оформления иностранных работников
4.5. Отношение местного населения. Ксенофобия начальников
5. Внутренняя мобильность населения России
5.1. Общая ситуация
5.2. Центры притяжения мигрантов
5.3. Готовы ли безработные ехать за работой в другие регионы?
6. Проблемы в области управления трудовой миграцией
в Россию и пути их устранения: выводы и рекомендации исследования
6.1. Стратегия управления трудовой миграцией.
6.2. Легализация пребывания - миграционный учет
6.3. Легализация занятости - разрешение на работу
6.4. Оформление трудовых отношений и теневая занятость
6.5. Квотирование
6.6. Медицина и жилье
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
|