|
Официальная статистика для решения проблем моногородов
России в условиях кризиса
Н.И. Пашинцева1,
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2009,
№12, с. 3-7)
Разразившийся глобальный финансовый кризис, начавшийся
в США в 2007 г. из-за необоснованно массового ипотечного кредитования,
приведшего к падению цен на недвижимость и невозврату кредитов,
расстроил всю финансовую сферу западных стран: неплатежи, увольнения
и снижение платежеспособного спроса привели к затовариванию и снижению
производства в автомобильной, фармацевтической, мебельной промышленности,
что по цепочке отразилось на смежных подотраслях машиностроения,
а затем и на металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности,
а также распространилось на инфраструктурные отрасли (транспорт,
туризм, гостиничные услуги и розничную торговлю).
Стагнация производства привела к падению цен на нефть
на мировом рынке, что соответственно отразилось и на финансовой
системе нашей страны. Кризисные явления проявились не только в финансовой
сфере, но и в машиностроении, химии, лесной и деревообрабатывающей,
горнодобывающей промышленности, на транспорте, в торговле, потреблении
электроэнергии.
Масштаб кризиса и большие суммы, выделенные из федерального
бюджета на антикризисные меры, потребовали проведения регулярного
мониторинга ситуации на территории страны.
Федеральной службой государственной статистики, начиная
с ноября 2008 г., была организована работа по проведению в оперативном
режиме ряда новых статистических разработок, направленных на
расширение статистической информационной базы данных о социально-экономических
процессах, происходящих в Российской Федерации в условиях кризиса,
позволяющих осуществить анализ текущих проблем государства и общества
на современном этапе и необходимых для информационного обеспечения
органов государственной власти.
В целях оперативного получения информации о ситуации
на рынке труда Росстатом организовано дополнительное статистическое
наблюдение за просроченной задолженностью по заработной плате по
состоянию на 11-е и 21-е числа каждого месяца на основе вновь утвержденной
формы № 3-Ф (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по
заработной плате», введенной в действие с отчета по состоянию на
21 ноября 2008 г.
Сведения по указанной форме предоставляются при наличии
просроченной задолженности организациями (кроме относящихся к субъектам
малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится
к следующим группам по ОКВЭД: сельское хозяйство, охота и лесозаготовки,
рыболовство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие
производства, производство и распределение электроэнергии, газа
и воды, строительство, транспорт, управление недвижимым имуществом,
научные исследования и разработки, удаление сточных вод, отходов
и аналогичная деятельность. В отличие от сбора сведений, собираемых
с месячной периодичностью по состоянию на 1-е число каждого месяца,
не охватываются организации образования, здравоохранения, деятельности
в области культуры.
Начиная с отчета за третью декаду ноября 2008 г., организовано
дополнительное федеральное статистическое наблюдение за производством
и ценами на отдельные виды продукции по форме № П-1 (декадная) «Сведения
о производстве и ценах на отдельные виды продукции». Сведения по
указанной форме с декадной периодичностью представляют крупные предприятия
- производители следующих видов продукции: электроэнергия; прокат
черных металлов готовый, включая заготовку на экспорт; прокат цветных
металлов; автомобили грузовые; автомобили легковые; автобусы; цемент.
Начиная с отчета за третью декаду (с 21-го по 31-е)
декабря 2008 г. на основе формы № П-1 (декадная) дополнительно установлено
наблюдение за производством следующих видов продукции: уголь для
коксования, трубы стальные, электродвигатели переменного тока с
высотой оси вращения 63-355 мм, минеральные удобрения (в пересчете
на 100% питательных веществ), целлюлоза товарная. Начиная с отчета
за первую декаду декабря 2008 г. организовано оперативное статистическое
наблюдение за состоянием расчетов за отгруженную продукцию, выполненные
работы (услуги) по форме федерального статистического наблюдения
№ 1-РП (декадная) «Сведения о состоянии расчетов за отгруженную
продукцию, выполненные работы (услуги)». Сведения по указанной форме
предоставляют юридические лица, являющиеся субъектами естественных
монополий на основании реестра хозяйствующих субъектов Федеральной
антимонопольной службы Российской Федерации, имеющих долю на рынке
определенного товара в размере более чем 35%.
Во исполнение решения совещания у Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова по мониторингу ситуации
на рынке труда (протокол от 16 декабря 2008 г. № АЖ-П12-54пр, п.
10) в целях оперативного получения информации о неполной занятости
работников, высвобождении работников по собственному желанию, начиная
с отчета за декабрь 2008 г., для организаций отдельных видов экономической
деятельности введено ежемесячное статистическое наблюдение о неполной
занятости и движении работников по форме федерального статистического
наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении
работников». Указанную форму заполняют юридические лица - коммерческие
и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства),
средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая
работающих по совместительству и договорам гражданско-правового
характера, основной вид деятельности которых относится к следующим
разделам ОКВЭД: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство;
транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
финансовая деятельность.
На основе описанных вышеутвержденных форм федерального
статистического наблюдения, получаемых в оперативном режиме, Росстатом
осуществляется формирование официальной статистической информации
как в целом по России, так и по федеральным округам и субъектам
Российской Федерации, которая размещается на официальном Интернет-сайте
в свободном доступе.
Следует отметить, что самый высокий уровень безработицы,
по прогнозам Минрегиона России, в 2009 г. ожидался в монопрофильных
городах.
Если не помочь моногородам пережить кризис, они станут
территорией социальной катастрофы, говорится в опубликованном 24
декабря 2008 г. докладе Института региональной политики (ИРП) «Моногорода
России: как пережить кризис?».
Так что же включает в себя понятие «моногород»?
- На сайте Правительства Российской Федерации 8 июля
2009 г. была размещена информация о проведении Заместителем Председателя
Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым в г. Вологде совещания
по вопросу мониторинга состояния рынка труда в Северо-Западном
федеральном округе, где был затронут вопрос о поддержке моногородов,
испытывающих наибольшие трудности из-за последствий экономического
кризиса. В частности, было отмечено, что среди всех населенных
пунктов наибольшее опасение вызывают моногорода, где работает
единственное профильное предприятие.
- В Постановлении Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
2000-2001 годы» «моногорода» определяются как города, образованные
градообразующими предприятиями.
- Минрегионом России определены следующие критерии
«моногорода»:
- доля крупнейшего или нескольких предприятий одной и той
же отрасли либо группы взаимосвязанных (или работающих на
один и тот же рынок) превышает 25% численности занятых в
данном населенном пункте;
- доля одной отрасли составляет более 50% общего производства
в населенном пункте;
- наличие в поселке городского типа предприятий определенного
отраслевого профиля, как правило, создающих ситуацию экономической
монопрофильности (сахарные или молочные заводы, леспромхозы
и т.д.).
Особенности монопрофильных городов как поселений
Монопрофильность - доминирование какой-либо отрасли
промышленности или сферы хозяйства в экономической базе города.
Определение монопрофильности применяется к городам и поселкам городского
типа, в которых 1-2 основных градообразующих предприятия относятся
к одной отрасли промышленности или иной хозяйственной сферы, и с
этими же предприятиями связаны основная занятость, доходы населения
и местных бюджетов. Сущность феномена монопрофильности состоит в
жесткой зависимости между развитием всех сфер жизнедеятельности
города и финансовым положением градообразующего предприятия.
Типы моногородов
По характеру экономической базы выделяются моногорода,
специализирующиеся на легкой, угледобывающей, лесоперерабатывающей
и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроении,
черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов,
нефтегазодобычи и пищевой промышленности. Особую категорию непромышленных
моногородов составляют города-наукограды, ЗАТО, транспортные узлы
и курорты.
Ниже приведено количество монопрофильных городов и поселков
городского типа по субъектам Российской Федерации:
Субъекты Российской Федерации
|
Количество
|
городов
|
поселков городского типа
|
Российская Федерация
|
467
|
332
|
Центральный федеральный округ
|
112
|
79
|
Белгородская область
|
4
|
8
|
Брянская область
|
9
|
7
|
Владимирская область
|
12
|
10
|
Воронежская область
|
8
|
3
|
Ивановская область
|
12
|
2
|
Калужская область
|
7
|
4
|
Костромская область
|
5
|
-
|
Курская область
|
2
|
5
|
Липецкая область
|
2
|
2
|
Московская область
|
II
|
1
|
Орловская область
|
2
|
6
|
Рязанская область
|
6
|
2
|
Смоленская область
|
5
|
5
|
Тамбовская область
|
4
|
8
|
Тверская область
|
8
|
7
|
Тульская область
|
II
|
6
|
Ярославская область
|
4
|
3
|
Северо-Западный федеральный округ
|
67
|
29
|
Республика Карелия
|
10
|
2
|
Республика Коми
|
6
|
10
|
Архангельская область
|
6
|
7
|
Вологодская область
|
6
|
-
|
Калининградская область
|
10
|
-
|
Ленинградская область
|
16
|
-
|
Мурманская область
|
7
|
5
|
Новгородская область
|
4
|
4
|
Псковская область
|
2
|
1
|
Южный федеральный округ
|
42
|
26
|
Республика Адыгея
|
-
|
1
|
Республика Дагестан
|
4
|
3
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
4
|
_
|
Республика Калмыкия
|
1
|
-
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
1
|
_
|
Республика Северная Осетия- Алания
|
2
|
_
|
Краснодарский край
|
3
|
2
|
Ставропольский край
|
9
|
2
|
Астраханская область
|
1
|
4
|
Волгоградская область
|
9
|
10
|
Ростовская область
|
8
|
4
|
Приволжский федеральный округ
|
85
|
56
|
Республика Башкортостан
|
9
|
3
|
Республика Марий Эл
|
1
|
2
|
Республика Мордовия
|
1
|
5
|
Республика Татарстан
|
6
|
-
|
Удмуртская Республика
|
2
|
3
|
Чувашская Республика
|
2
|
1
|
Пермский край
|
16
|
13
|
Кировская область
|
10
|
14
|
Нижегородская область
|
17
|
6
|
Оренбургская область
|
7
|
-
|
Пензенская область
|
4
|
5
|
Самарская область
|
5
|
2
|
Саратовская область
|
2
|
1
|
Ульяновская область
|
3
|
1
|
Уральский федеральный округ
|
71
|
26
|
Курганская область
|
4
|
-
|
Свердловская область
|
32
|
11
|
Тюменская область
|
19
|
8
|
Челябинская область
|
16
|
7
|
Сибирский федеральный округ
|
63
|
63
|
Республика Бурятия
|
2
|
8
|
Республика Хакасия
|
4
|
2
|
Алтайский край
|
8
|
2
|
Забайкальский край
|
5
|
10
|
Красноярский край
|
14
|
10
|
Иркутская область
|
10
|
16
|
Кемеровская область
|
14
|
5
|
Новосибирская область
|
4
|
3
|
Омская область
|
-
|
7
|
Томская область
|
2
|
-
|
Дальневосточный федеральный округ
|
27
|
53
|
Республика Саха (Якутия)
|
4
|
14
|
Камчатский край
|
1
|
-
|
Приморский край
|
4
|
14
|
Хабаровский край
|
-
|
10
|
Амурская область
|
3
|
5
|
Магаданская область
|
1
|
6
|
Сахалинская область
|
10
|
3
|
Еврейская автономная область
|
1
|
-
|
Чукотский автономный округ
|
3
|
1
|
Всего в России в соответствии с указанными выше критериями
467 монопрофильных городов и 332 монопрофильных поселка городского
типа, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации,
за исключением семи (Ненецкий АО, Республика Ингушетия, Чеченская
Республика, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Алтай,
Республика Тыва). Численность населения, проживающего в монопрофильных
городах, составляет порядка 15 млн. человек.
Экономическая основа моногородов
Экономическая основа моногородов в течение девяностых
годов подверглась многочисленным изменениям. Их градообразующие
предприятия, как правило, выпускали ограниченный ассортимент изделий,
не являвшихся конечной продукцией. Многие предприятия в советский
период были филиалами. После приватизации они стали самостоятельными,
несколько раз сменили хозяев, многие обанкротились и были закрыты.
Сохранившиеся же градообразующие предприятия, как правило, сократили
численность работающих и объем производства, многие вошли снова
в объединения, в том числе с потерей самостоятельности. При этом
практически не произошло модернизации производства, за исключением
ряда деревообрабатывающих производств, перекупленных иностранными
компаниями.
Трансформации, пережитые кризисными монопрофильными
городами в девяностые годы, когда доходы местных бюджетов во многом
зависели от дееспособности собственной экономической базы, привели
к тому, что проблемы градообразующих предприятий отразились на всех
сферах жизнедеятельности городов:
- произошло снижение уровня обеспеченности социальной инфраструктурой
при передаче социальных объектов от промышленных предприятий муниципалитетам,
часть объектов утратили социальные функции и были распроданы
предприятиями как объекты недвижимости. Так, были закрыты часть
детских садов, стадионов, бассейнов, спортивных площадок; кинотеатры
преобразованы в торговые рынки, а пионерские лагеря - в корпоративные
базы отдыха;
- из-за дефицита местных бюджетов до 70% и более повысился износ
жилищно-коммунального хозяйства;
- низкий уровень жизни привел к переходу городских домохозяйств
на полунатуральное существование, снижению спроса на бытовые услуги,
что ограничило возможности развития малого бизнеса;
- распространились настроения бесперспективности жизни в этих
местах, что привело к оттоку молодежи и наиболее активной части
трудоспособного населения в другие, более крупные (полиструктурные
города) и изменениям половозрастной структуры населения.
Начиная с 2000 г. ситуация постепенно начала выправляться:
муниципалитеты и региональные власти стали оказывать поддержку градообразующим
предприятиям, попавшим в трудную ситуацию, помогали им остаться
на плаву. Однако диверсификации производства не произошло, хватило
сил лишь на сохранение градообразующего предприятия.
Принятие в 2003 г. нового Федерального закона «Об общих
принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ
практически лишило муниципалитеты возможности оказывать финансовую
помощь (как прямую, так и косвенную) градообразующим предприятиям.
Какая статистика формируется Росстатом по моногородам?
Органами государственной статистики статистическая информация
по основным экономическим показателям в разрезе городов, в том числе
и по моногородам, формируется на основании форм федерального статистического
наблюдения только по кругу крупных и средних организаций.
Ограничение обусловлено действующими нормативными актами
в отношении получения информации по субъектам малого предпринимательства
(Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»; постановление Правительства
Российской Федерации от 16.02.2008 № 79 «О порядке проведения выборочных
статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего
предпринимательства», Федеральный план статистических работ (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р в редакции
от 14.02.2009 № 203-р), согласно которым текущее наблюдение осуществляется
на основе выборочного метода, не позволяющего сформировать данные
на муниципальном уровне.
Представление информации по «моногородам» пользователям
может осуществляться только с соблюдением норм Федерального закона
от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете
и системе государственной статистики в Российской Федерации» по
обеспечению конфиденциальности первичных данных, представленных
респондентами. Данные являются информацией ограниченного доступа,
не подлежат разглашению или распространению и используются только
в целях формирования официальной статистической информации.
В рамках Федерального плана статистических работ данные
по городам Российской Федерации ежегодно разрабатываются по схеме
№ 1-ПГ на основании годовых форм федерального статистического наблюдения
(по кругу крупных и средних организаций), представляемых территориальными
органами статистики, которая включает 486 показателей и разрабатывается
по 1059 городам; срок разработки схемы - декабрь, следующий за отчетным
периодом. В общий список городов вошли все 467 монопрофильных городов.
Информация по поселкам городского типа
В настоящее время в качестве основного источника информации
по поселкам городского типа могут быть использованы отдельные показатели,
загружаемые в базу данных по муниципальным образованиям (БД ПМО),
включающей около 500 показателей (размещена на официальном Интернет-сайте
Росстата в свободном доступе), только при условии, если границы
поселков городского типа в соответствии с ОКАТО совпадают с границами
соответствующего муниципального образования по ОКТМО в соответствии
с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Предоставление пользователям информации по «моногородам»
ограничено обязанностью соблюдения органами государственной статистики
конфиденциальности сведений, полученных от респондентов в ходе статистического
наблюдения.
В связи с тем что официальную статистику по моногородам
фактически представляют данные о хозяйственной деятельности единственного
предприятия, органы государственной статистики обязаны обеспечивать
выполнение требований статьи 9 (пункт 1) Федерального закона «Об
официальном статистическом учете и системе государственной статистики
в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ, согласно которой
первичные статистические данные являются информацией ограниченного
доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются
только в целях формирования официальной статистической информации.
При этом следует отметить, что в отличие от официального
статистического учета бухгалтерский учет и соответственно бухгалтерская
отчетность являются публичными. Данные бухгалтерской отчетности
предназначены для формирования полной и достоверной информации о
деятельности организации, контроля и предотвращения отрицательных
результатов хозяйственной деятельности организации, выявления резервов,
обеспечения ее финансовой устойчивости. В связи с этим руководствуясь
статьей 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996
№ 129-ФЗ, информацию о деятельности конкретных хозяйствующих субъектов,
в том числе расположенных на территории моногорода, можно получить
на основе данных годовой бухгалтерской отчетности.
Анализ социально-экономического положения моногородов
целесообразно рассматривать на фоне ситуации в регионе и стране
в целом. Оценка социально- экономической ситуации в моногородах
должна включать: общую характеристику состояния экономики, демографическую
ситуацию и занятость населения, а также описание основных проблем
развития моногорода, привнесенных кризисом или унаследованных от
предыдущего периода.
Состояние и тенденции развития занятости на градообразующих
предприятиях и организациях должны сопоставляться с положением в
соответствующих отраслях экономики.
С целью выделения локальных рынков труда целесообразно
проводить оценку традиционных трудовых межселенных связей (связей
с близлежащими населенными пунктами).
Оценка состояния и тенденций безработицы и характеристика
состава безработных важны с точки зрения возможностей трудоустройства
при реализации различных направлений развития города.
Мониторинг ситуации по моногородам целесообразно проводить
прежде всего на уровне субъекта Российской Федерации в рамках реализации
дополнительных программ поддержки занятости населения.
В регионах, где по оценке мониторинга Минэкономразвития
России, ситуация в отраслях промышленности складывается наихудшим
образом, необходимо выборочное обследование моногородов градообразующих
предприятий.
1 Федеральная служба
государственной статистики
|