|
|
ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЕВРОПЕ,
2009 Г. ЗДОРОВЬЕ И СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВОЗ, 2010, 218 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/117186/E93103R.pdf
Утраченные годы ожидаемой
продолжительности жизни из-за смертности в возрасте до 65
лет, Европейский регион ВОЗ, 1990 и 2006 гг. (стр. 11)
Группы стран
|
1990 г.
|
2006 г.
|
Индекс в 2006 г. (%) (1990 г. = 100%)
|
Европейский регион
|
7,8
|
6,7
|
86
|
ЕС-15
|
5,6
|
4,2
|
75
|
ЕС-12
|
8,7
|
6,9
|
79
|
СНГ
|
10,3
|
11,3
|
110
|
ЦАРК
|
11,5
|
10,0*
|
87
|
ЦАРК - Республики Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан) и Казахстан
* Данные за 2005 г.
Географические и гендерные
неравенства в СКС (на 100 000 населения) по широким группам
причин смерти в отдельных странах, Европейский регион ВОЗ,
2006 г. или последний год с наличием данных (стр. 29)
Страны
|
Характеристики смертности по группам
причин смерти
|
Заболевания системы кровообращения
|
Новообразования
|
Внешние причины
|
Инфекционные и паразитарные болезни
|
В целом по стране (СКС)
|
Соотно-шение самых высоких и самых
низких региона-льных показа-телей смерт-ности
|
Соотно-шение показа-телей смертно-сти
среди мужчин и женщин
|
В целом по стране (СКС)
|
Соотно-шение самых высоких и самых
низких региона-льных показа-телей смерт-ности
|
Соотно-шение показа-телей смертно-сти
среди мужчин и женщин
|
В целом по стране (СКС)
|
Соотно-шение самых высоких и самых
низких региона-льных показа-телей смерт-ности
|
Соотно-шение показа-телей смертно-сти
среди мужчин и женщин
|
В целом по стране (СКС)
|
Соотно-шение самых высоких и самых
низких региона-льных показа-телей смерт-ности
|
Соотно-шение показа-телей смертно-сти
среди мужчин и женщин
|
Австрия
|
223,9
|
1,32
|
1,47
|
162,8
|
1,22
|
1,60
|
40,2
|
1,31
|
2,87
|
4,7
|
2,78
|
1,54
|
Болгария
|
685,4
|
1,26
|
1,50
|
157,4
|
1,23
|
1,81
|
45,0
|
1,23
|
3,69
|
7,2
|
2,34
|
2,29
|
Венгрия
|
502,4
|
1,27
|
1,60
|
248,2
|
1,10
|
1,92
|
80,0
|
1,36
|
3,17
|
4,1
|
1,91
|
2,42
|
Ирландия
|
207,5
|
1,01
|
1,66
|
184,6
|
1,01
|
1,40
|
29,4
|
1,20
|
2,24
|
3,5
|
1,10
|
1,28
|
Испания
|
173,5
|
1,59
|
1,50
|
169,3
|
1,19
|
2,25
|
32,9
|
1,59
|
2,98
|
12,1
|
4,31
|
1,98
|
Нидерланды
|
175,3
|
1,18
|
1,60
|
191,0
|
1,17
|
1,51
|
26,6
|
1,16
|
1,94
|
7,9
|
1,96
|
1,45
|
Российская Федерация
|
807,0
|
3,24
|
1,69
|
190,7
|
2,45
|
2,06
|
224,1
|
15,27
|
4,40
|
24,3
|
9,76
|
5,04
|
Соединенное Королевство
|
224,0
|
1,56
|
1,58
|
187,1
|
1,41
|
1,42
|
28,7
|
2,67
|
2,32
|
6,6
|
2,80
|
1,22
|
Узбекистан
|
754,2
|
1,91
|
1,30
|
77,9
|
3,27
|
1,23
|
28,2
|
3,59
|
3,49
|
21,3
|
5,57
|
2,10
|
Финляндия
|
231,1
|
1,39
|
1,86
|
141,1
|
1,22
|
1,55
|
67,6
|
2,24
|
3,13
|
5,6
|
1,46
|
1,54
|
Франция
|
145,4
|
1,62
|
1,71
|
183,7
|
1,42
|
2,05
|
48,8
|
2,08
|
2,33
|
10,6
|
1,60
|
1,76
|
Чешская Республика
|
370,7
|
1,36
|
1,48
|
206,7
|
1,29
|
1,77
|
51,7
|
1,30
|
2,99
|
5,1
|
2,71
|
1,36
|
Европейский регион
|
430,2
|
-
|
1,55
|
171,6
|
-
|
1,80
|
76,0
|
-
|
3,66
|
14,5
|
-
|
2,57
|
Хотя общая ситуация со здоровьем населения в Европейском
регионе в последние десятилетия продолжала улучшаться, в странах
наблюдаются значительные демографические, эпидемиологические
и связанные с предоставлением медицинской помощи изменения,
которые будут определять нарушения здоровья и проблемы, с
которыми столкнутся системы здравоохранения Региона в будущем.
Контроль инфекционных болезней, отсрочка развития
хронических неинфекционных заболеваний и соответствующее снижение
преждевременной смертности положительно сказалось на здоровье
населения и привело к увеличению продолжительности жизни.
Однако несмотря на внедрение новых, более эффективных медицинских
технологий и методов лечения, ограничивающих острые состояния
и смертность, частота и распространенность снизились в отношении
только некоторых неинфекционных заболеваний, но не в целом,
что отражается в росте частоты случаев инвалидности. В связи
с этим и наряду с необходимостью более длительного лечения
и растущей стоимостью услуг, к системам здравоохранения могут
предъявляться дополнительные требования, требующие адаптации.
Если эти тенденции будут продолжаться или ухудшаться, давление
на системы здравоохранения приведет к сложной ситуации, которую
будет трудно преодолеть. В противоположность этому, существуют
альтернативные, более оптимистические сценарии. Они заключаются
в том, что улучшение качества долгосрочного ухода и изменения
в направлении более здорового образа жизни и поведения, начиная
с ранних лет жизни, возможно, снизят реальную нагрузку на
системы здравоохранения.
Стр. 57-58.
Общие расходы на здравоохранение
как процент ВВП и расходы государственного сектора как процент
от общих расходов на здравоохранение в разбивке по группам
стран, Европейский регион ВОЗ, 1998–2005 гг. (расчетные показатели)
(стр. 81)
Группы стран и типы расходов
|
1998 г.
|
2000 г.
|
2002 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
Индекс, 2005 г. (%) (1998 г. = 100%)
|
Изменение процентного пункта (1998-2005 гг.)
|
Европейский регион ВОЗ
|
Общие расходы на здравоохранение (%)
|
7,43
|
7,15
|
7,56
|
7,61
|
7,74
|
104,2
|
0,31
|
Государственные расходы на здравоохранение (%)
|
68,07
|
66,86
|
67,36
|
67,89
|
68,48
|
100,6
|
0,41
|
ЕС
|
Общие расходы на здравоохранение (%)
|
7,87
|
8,07
|
8,42
|
8,78
|
8,92
|
113,3
|
1,05
|
Государственные расходы на здравоохранение (%)
|
74,45
|
74,91
|
75,47
|
75,25
|
75,54
|
101,5
|
1,09
|
ЕС-15
|
Общие расходы на здравоохранение (%)
|
8,47
|
8,66
|
9,00
|
9,42
|
9,57
|
113,0
|
1,10
|
Государственные расходы на здравоохранение (%)
|
75,66
|
75,53
|
76,20
|
76,43
|
76,78
|
101,5
|
1,12
|
ЕС-12
|
Общие расходы на здравоохранение (%)
|
5,75
|
5,70
|
6,33
|
6,40
|
6,49
|
112,9
|
0,74
|
Государственные расходы на здравоохранение (%)
|
70,15
|
72,68
|
72,81
|
70,88
|
70,92
|
101,1
|
0,77
|
СНГ
|
Общие расходы на здравоохранение (%)
|
6,55
|
5,51
|
5,88
|
5,38
|
5,51
|
84,1
|
-1,04
|
Государственные расходы на здравоохранение (%)
|
57,47
|
53,13
|
53,31
|
55,04
|
56,18
|
97,8
|
-1,29
|
Примеры действий по
контролю потребления алкоголя в разбивке по функциям системы
здравоохранения (стр. 93)
Функции
|
Действия
|
Предоставление услуг
|
Рекомендации в отношении потребления алкоголя, предоставляемые
врачами общей практики
Наличие услуг, предоставляемых специалистами по консультированию
для людей, испытывающих проблемы,
связанные с потреблением алкоголя
Мероприятия в школах против употребления алкоголя, вредящего
здоровью
Места досуга, приспособленные для семейного отдыха
|
Финансирование
|
Специальное финансирование услуг, связанных с контролем
потребления алкоголя, в службах
по оказанию первичной медико-санитарной помощи
Зарезервированные фонды для проведения мероприятий по
укреплению здоровья в школах
|
Формирование ресурсов
|
Обеспечение того, что соответствующие опыт и знания
имеются у врачей общей практики и на уровне служб вторичной
медико-санитарной помощи для использования любых возможностей
по определению проблем, связанных с алкоголем
Обеспечение того, что соответствующие опыт и знания
имеются у соответствующих профессионалов,
в том числе сотрудников полиции, учителей и т.д.
Финансирование, предоставляемое местным властям для
проведения мероприятий на уровне общины
|
Стратегическое управление
|
Политика в области налогов и сборов, повышение акцизов
на алкогольную продукцию для снижения потребления
Лицензирование и другие ограничения торговли
Ограничение рекламы
Межотраслевая координация для пропаганды ограничения
употребления алкоголя во благо здоровья в различных
условиях
|
Отличительные черты первичной помощи,
ориентированной на человека, в сравнении с традиционными разновидностями
оказания помощи (стр. 141)
Традиционное оказание помощи в амбулаторно-поликлинических
учреждениях
|
Программы борьбы с болезнями
|
Первичная помощь, ориентированная на человека
|
Первоочередное внимание уделяется болезни и ее лечению
|
Акцент на приоритетную болезнь
|
Акцент на нужды в отношении здоровья
|
Взаимоотношения ограничиваются моментом посещения
|
Взаимоотношения ограничиваются рамками реализации программы
|
Длительные индивидуальные взаимоотношения
|
Эпизодическое оказание лечебной помощи
|
Предусмотренные программой меры по борьбе с заболеванием
|
Комплексное и непрерывное оказание помощи в соответствии
с индивидуальными нуждами
|
Ответственность ограничивается предоставлением эффективных
и безопасных медицинских назначений и рекомендаций во
время посещения
|
Ответственность за достижение целевых показателей по
контролю болезни в целевой группе населения
|
Ответственность за состояние здоровья всех членов сообщества
на протяжении жизни; ответственность за воздействие
на детерминанты нарушений здоровья
|
Пациенты выступают в качестве потребителей приобретаемых
ими услуг
|
Группы населения являются целевым объектом, на который
направлены меры по борьбе с болезнью
|
Люди участвуют на правах партнеров в решении вопросов
здоровья – как собственного, так и здоровья местного
сообщества.
|
|
Инвестирование в здоровье населения и в системы здравоохранения
приобретает особую важность в критические периоды, например связанные
с серьезным экономическим кризисом и пандемическим гриппом (H1N1)
- 2009. Для эффективного решения проблем здравоохранения правительствам
и лицам, формирующим политику, нужна своевременная, точная, сопоставимая
и удобная для пользования информация.
Какую тенденцию имели показатели здоровья населения
в последние четыре года? Какие факторы влияют на здоровье и какими
будут будущие проблемы и задачи в области здравоохранения? Какой
вклад могут внести системы здравоохранения в улучшение здоровья
жителей Европейского региона ВОЗ?
В докладе рассматриваются все эти вопросы, которые,
в частности, отражают широкомасштабные реформы, предпринятые странами
в целях совершенствования четырех основных функций систем здравоохранения:
предоставление медицинских услуг, формирование ресурсов, финансирование
и стратегическое управление.
Проведенный анализ прогресса как в масштабе Региона,
так и на уровне стран Европейского союза, показал, что резолюция
EUR/RC55/R9 Европейского регионального комитета ВОЗ и Рекомендации
Европейского совета по предупреждению травматизма и содействию безопасности
во многом способствовали позитивным сдвигам в 75% стран.
Доклад содержит ключевую информацию по вопросам общественного
здравоохранения, которая может помочь странам определить наиболее
рациональные механизмы инвестирования в здоровье. Важнейшая цель
доклада - способствовать успешному осуществлению необходимых реформ
систем здравоохранения, а также помочь странам улучшить деятельность
этих систем в целях оказания населению эффективной, ориентированной
на пациента и высококачественной медицинской помощи. В приложении
к докладу приводятся некоторые из данных, использованных в проведенном
анализе.
СОДЕРЖАНИЕ
Составители
Cокращения
Технические термины
Группы стран
Предисловие
Часть 1. Введение
Цели доклада
Структура доклада
Библиография
Часть 2. Здоровье населения Европейского региона
Ключевые показатели здоровья населения - средние значения и тенденции
Продолжительность жизни
Смертность
Бремя болезней
Будущие проблемы и задачи
Факторы, влияющие на здоровье
Окружающая среда и здоровье
Образ жизни и поведение
Социальные детерминанты здоровья
Современные и будущие проблемы
Изменение демографической ситуации в Европейском регионе
Снижение бремени инфекционных болезней
Продолжающийся рост числа хронических болезней
Рост затрат на здравоохранение
Роль систем здравоохранения в улучшении здоровья населения
Улучшение конечных показателей здоровья
Расширение охвата и усиление финансовой защиты
Сокращение неравенств в отношении здоровья и доступа к услугам
здравоохранения
Вклад в здоровье и социальное благополучие
Библиография
Часть 3. Укрепление систем здравоохранения
Инвестирование в системы здравоохранения
Предоставление интегрированных и экономически эффективных услуг
Инвестирование в развитие кадровых и капитальных ресурсов
Обновление принципа первичной медико-санитарной помощи в Европе
- развитие служб, ориентированных на человека
В центре внимания интересы людей: что означает помощь, ориентированная
на человека
Разнообразие форм первичной медико-санитарной помощи в Европейском
регионе ВОЗ
Развитие помощи, ориентированной на человека, в Европейском регионе
ВОЗ
Преодоление препятствий в оказании помощи, ориентированной на
человека: примеры из европейских стран
Обеспечение устойчивости показателей деятельности с помощью политики
финансирования здравоохранения
Направление государственных средств на нужды здравоохранения,
несмотря на усиливающиеся финансовые ограничения
Стратегические закупки услуг здравоохранения: ресурсы, выделяемые
поставщикам на основе показателей их деятельности или потребностей
населения
Заключение
Осуществление стратегического управления для обеспечения учета
интересов здоровья во всех направлениях государственной политики
Стратегическое управление и системы здравоохранения
Примеры стратегического управления для развития политики укрепления
здоровья населения на практике
Учет интересов здоровья в политике всех секторов: инструменты
и актуальные задачи
Заключение
Оценка показателей деятельности системы здравоохранения как инструмент
подотчетности
Подотчетность для улучшения показателей здоровья населения и стратегического
управления системой здравоохранения
Оценка деятельности систем здравоохранения в европейских странах
Международные тенденции, основные задачи и направления дальнейших
действий
Библиография
Часть 4. Приложения
Таблица 1 Население Европейского региона ВОЗ, 2007 г (или последний
год с наличием данных) и 2020 г (прогноз)
Таблица 2 Основные социально-экономические показатели в странах
Европейского региона ВОЗ, 2007 г или последний год с наличием
данных
Таблица 3 Улучшение показателей здоровья населения в Европейском
регионе ВОЗ
Таблица 4 Факторы, влияющие на здоровье - окружающая среда, образ
жизни и поведение - в странах Европейского региона ВОЗ, 2007 г
или последний год с наличием данных
Таблица 5 Финансирование системы здравоохранения, иммунизация
и реализация стратегии "Остановить ТБ" в Европейском
регионе ВОЗ
Таблица 6 Кадровые ресурсы здравоохранения в Европейском регионе
ВОЗ, 2007 г или последний год с наличием данных
Таблица 7 Предоставление услуг здравоохранения в Европейском регионе
ВОЗ, 2007 г или последний год с наличием данных
Определения показателей, приведенных в таблицах
|