|
Миф №40. Внутренняя миграция не имеет прямого отношения
к экономическому развитию. И заниматься ее проблемами не стоит:
Те, кому надо переехать, и так это сделают
Сергей Гуриев
(Опубликовано в книге: Гуриев С. Мифы экономики: заблуждения
и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. 3-е издание,
переработанное. -М.: ООО "Юнайтед Пресс", 2010. с. 242-246).
Для России важна не столько внешняя, сколько внутренняя,
межрегиональная миграция. И в период экономического роста, и во
время кризиса безработица в крупных городах всегда гораздо ниже
средней по стране. По разным оценкам, в российских регионах есть
резерв 2-3 млн. человек, которые ищут, но не могут найти работу
— и которые нашли бы ее, переехав в более благополучные регионы.
Не менее важно, что внутренняя миграция позволит решить одну из
ключевых задач, поставленных перед правительством, — сгладить существенные
межрегиональные различия в уровне и качестве жизни.
В ставшей уже классической работе американские экономисты Оливье
Бланшар и Ларри Кац1
рассмотрели послевоенные циклы деловой активности в отдельных штатах
и показали, как устроено сглаживание региональных различий. Как
и регионы в других странах, американские штаты время от времени
проходят через серьезные рецессии. Например, в 1987 г. безработица
в штате Массачусетс была на три процентных пункта ниже средней по
США, а всего через четыре года уже превышала средний уровень на
2%. Как же экономики штатов справляются с такими испытаниями? Оказывается,
что региональный спад сводится на нет за счет оттока трудовых ресурсов,
при этом уровень безработицы возвращается к норме уже через семь
лет. Высокая мобильность приводит и к тому, что уровень зарплаты
почти не реагирует на рецессию, а межрегиональные различия в зарплатах
со временем неуклонно сокращаются.
В Европе дела обстоят совсем не так. В 1995 г. Йорг Декрессен и
Антонио Фатас воспроизвели расчеты Бланшара и Каца для европейских
стран2. Для обеспечения
сопоставимости авторы выделили 51 регион в 15 странах Евросоюза,
так что количество, размер регионов и даже амплитуда региональных
циклов деловой активности были похожи на американские показатели.
Оказалось, что в Европе мобильность населения гораздо ниже (как
между странами, так и внутри стран). Поэтому спад региональной экономики
преодолевается, во-первых, за счет других механизмов, а во-вторых,
не полностью, в результате каждая рецессия оставляет после себя
долгосрочные последствия. Вместо миграции рабочие вытесняются из
экономически активного населения: женщины уходят с рынка труда и
становятся домохозяйками, а работники старшего возраста «выталкиваются»
на преждевременную пенсию.
Другие исследователи отмечают, что различия между Европой и США
объясняются в первую очередь зарегулированностью рынка труда и высокой
степенью социальной защиты в странах Евросоюза.
В какой степени опыт развитых стран применим к переходным экономикам
и в частности к России? В 2004 г. появились две работы, в которых
анализ по методу Бланшара и Каца проводился для посткоммунистических
стран. В первом исследовании экономисты ЕБРР Фабиан Борнхорст и
Саймон Коммандер рассмотрели экономики отдельных регионов в нескольких
странах (Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Румыния и Россия)3.
Во втором — экономисты МВФ Гухун Квон и Антонио Спилимберго ограничились
анализом только российских регионов4.
К их результатам стоит относиться осторожно: временные ряды в странах
с переходной экономикой гораздо короче, а качество данных — ниже,
чем в развитых странах. Тем не менее выводы вполне соответствуют
общепринятым представлениям о нашей экономике. Основной отличительной
чертой России является сам уровень региональных различий. Он существенно
превышает и европейский, и американский, и тенденции к сближению
пока не наблюдается. В остальном механизм реакции на региональный
спад в переходных экономиках больше похож на европейский: миграция
находится на низком уровне, зарплата почти не меняется, а работники
просто уходят из экономически активного населения. При этом российский
рынок труда — наименее динамичный из всех восточноевропейских. Впрочем,
Квон и Спилимберго указывают еще на одну проблему: если в Европе
государственные расходы в депрессивных регионах увеличиваются, чтобы
сгладить негативные эффекты спада, в России расходы регионов во
время рецессии, наоборот, сокращаются. В результате региональный
спад становится еще более болезненным для населения.
Итак, межрегиональная мобильность населения могла бы помочь преодолеть
межрегиональные различия в России. Почему же этого не происходит?
Самым исчерпывающим определением для нынешней российской экономики
является, пожалуй, «индустриальный феодализм». Этот термин придумали
— по-видимому, независимо друг от друга — известная российская журналистка
Юлия Латынина и американский экономист Ричард Эриксон.
Феодальная власть, по определению, основана на прикреплении к доменам.
Как же происходит прикрепление к территории в индустриализованной
экономике, где рабство и крепостное право запрещены законом? Многие
предполагают, что все дело в административных и психологических
барьерах. Впрочем, на фоне коррупции административные барьеры автоматически
превращаются в экономические, т.е. стоимость переезда обычно увеличивается
всего лишь на сумму не очень большой взятки. Ссылка на «советский
менталитет», подразумевающий привычку к пожизненному найму, также
не отражает реальность. Оказывается, россияне достаточно часто меняют
работу или находят подработку в своем городе. Другое дело, что производство
географически концентрировано и спад на градообразующем предприятии
означает общегородскую депрессию, так что лишь отъезд из города
поможет увеличить зарплату.
Объяснение низкой мобильности следует искать скорее в экономической
сфере. В 2004 г. были опубликованы работы российских экономистов
Юрия Андриенко и Сергея Гуриева, словацкого экономиста Яна Фидрмука,
а также американского социолога Теда Гербера5,
посвященные причинам низкой географической мобильности в России.
Оказалось, что россияне, как и следовало ожидать, действительно
стремятся переехать из регионов с высоким уровнем безработицы, плохими
общественными благами и низкими доходами туда, где эти проблемы
решены. Однако — и это особенно существенно для самых депрессивных
регионов — они не всегда могут найти деньги на переезд. Неразвитый
рынок жилья и недоступность кредитов делают переезд невозможным
как раз для самых уязвимых слоев населения из самых бедных областей
и республик. Они попадают в своего рода «ловушку бедности», когда
все так плохо, что надо уезжать, но ехать не на что. Поэтому нередки
случаи, когда зарплаты и уровни безработицы даже в соседних регионах
отличаются на десятки процентов и даже в разы. Скорее всего, мешают
и административные ограничения миграции, преодоление которых требует
еще больших средств. Эти искусственные барьеры настолько высоки,
что - согласно нашим с Юрием Андриенко расчетам - в «ловушке бедности»
оказались около трети российских регионов, в которых проживает почти
30% населения России.
Возникает парадокс: рабочий хочет уехать из города, где ему платят
низкую зарплату, но не может этого сделать именно потому, что зарплата
низка. Это и объясняет устойчивость феодальной системы — во многих
городах на местном рынке труда практически нет конкуренции. А это
приводит к низкой зарплате, что, в свою очередь, фактически прикрепляет
работников к земле, так что унаследованная от советской экономики
структура промышленности самовоспроизводится. Такое положение дел
вполне устраивает предприятия: конкурировать с работодателями из
других регионов не нужно и, следовательно, можно платить очень низкую
зарплату.
Как показал опыт 1990-х гг., федеральные миграционные программы
вряд ли способны на то, чтобы физически перевезти миллионы людей.
Кроме того, чиновникам не всегда удавалось правильно предсказать
динамику регионального развития и программы ориентировались на вывоз
людей из регионов, в которых впоследствии имел место экономический
бум и, соответственно, нулевая безработица. Поэтому разумная миграционная
политика должна быть направлена в первую очередь на уничтожение
барьеров для миграции. Гражданин должен обладать одинаковыми правами
и возможностями, независимо от места рождения и прописки. Нужны
также меры по выводу из тени, а также снижению транзакционных издержек
и рисков на рынке покупки и аренды жилья. А главное, нужно сделать
все возможное для развития финансовой системы, чтобы россиянин,
как и американец, имел возможность получить кредит по разумной ставке,
чтобы профинансировать свой переезд в другой город и поиск новой
работы.
1
Blanchard О., Katz L. Regional
Evolutions // Brookings Papers on Economic Activity, 1992(1), 1-75. 2
Decressin J., Fatas A. Regional
Labor Market Dynamics in Europe // European Economic Review, 1995,
Vol. 38 (December), 1627-1655. 3
Bornhorst F., Commander S.
Regional Unemployment and its Persistence in Transition Countries
// Economics of Transition, 2006, 14(2), 269-288. 4
Kwon G., Spilimbergo A. Regional
Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia// Economics
of Transition, 2009, 17(1), 97-119. 5
Andrienko Y., Guriev S. Determinants
of Interregional Labor Mobility in Russia // Economics of Transition,
2004, 12(1), 1-27. Fidrmuc
J. Migration and Regional Adjustment to Assymetric Shocks in Transition
Economies // Journal of Comprative Economics, 2004, 32, 230-247.
Gerber T.P. Individual and Contextual Determinants of Internal Migration
in Russia, 1985-2001, Universty of Wisconsin, Mimeo, 2005.
|