|
Современная демографическая ситуация в Индии и история
ее демографической политики
Мария Грачёва
Факультет прикладной политологии ГУ - ВШЭ, 3-й курс
Индия была первой страной в мире, где правительство
стало целенаправленно проводить демографическую политику. Начиная
с первой половины ХХ века интенсивность роста численности
населения Индии возросла до такой степени, что поставило под вопрос
дальнейшее развитие страны1.
Согласно существующим прогнозам, к 2050 году Индия будет самой многолюдной
страной мира. Так были ли действенны предпринятые меры? Рассмотрение
опыта индийской демографической политики может помочь оценить шансы
успешности ее реализации в развивающихся странах, проанализировать
недочеты и сложности, которые могут возникать в ходе проведения
демографической политики.
Цель данной статьи – понять насколько может быть эффективна
демографическая политика, какие сложности могут возникать при ее
реализации, какие меры по стабилизации роста численности населения
являются наиболее действенными. Понимание настоящего порождает необходимость
заглянуть в прошлое, выявить динамику развития событий, существующие
тренды.
Изменение демографической ситуации и демографическая
политика Индии на протяжении ХХ века
Вплоть до начала 1920 года для Индии был характерен
медленный рост численности населения, сбалансированный высокими
коэффициентами смертности и рождаемости. К 1920 году ее население
составляло около 284500 тыс. человек2.
После постепенного перехода к индустриальному способу производства
в Индии началось резкое падение смертности при сохранении того же
уровня рождаемости. Начиная с 1961 года, в котором население страны
составило 439,23 млн. человек3,
наблюдается постепенное снижение в ежегодном приросте населения4,
главным образом за счет снижения рождаемости.
Демографическая политика Индии берет свое начало еще
в 1938 году, когда Временным правительством в рамках Национального
Планирующего Комитета был создан подкомитет по народонаселению.
В 1940 году Национальным Планирующим Комитетом была принята резолюция,
утверждавшая необходимость семейного планирования, подчеркивающая
необходимость ограничения числа детей в семье5.
В 1947 году, в год обретения независимости, общий коэффициент
рождаемости, то есть число рожденных на 1000 человек, составлял
в Индии 45‰. Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий
среднее число детей, которое должна родить женщина условного поколения
за всю свою жизнь6,
был равен 6. После обретения независимости Индия все больше начинала
воспринимать возрастающее быстрыми темпами население как главное
препятствие на пути дальнейшего развития страны, улучшения социально-экономических
показателей, достижений в правовой и политической сферах. Правительством
была поставлена цель снизить общий коэффициент рождаемости до 27‰
к 1990г. и до 21‰ к 2000, а также зафиксировать к данному времени
суммарный коэффициент рождаемости на уровне 2,1 ребенка на женщину,
то есть перейти к режиму простого воспроизводства населения7.
Демографическая политика периода 1951-1991 годов
Улучшение жизненных стандартов, которое могло бы способствовать
снижению роста население могло занять долгие годы, в то время как
последний сам по себе снижал душевой доход и отсрочивал социально-экономическое
развитие. В результате было принято решение о введении первого пятилетнего
плана демографической политики, который начал действовать в 1951
г. Семейное планирование рассматривалось в нем как мера, подразумевающая
улучшение здоровья матери и ребенка, и составляло часть плана действий
по программе здравоохранения8.
При этом правительство полагало, что население без каких-либо дополнительных
мероприятий начнет посещать медицинские центры, заниматься семейным
планированием.
Важной мерой в данный пятилетний период стало принятие
серии законов о браке, разводе и правах детей. Среди них закон 1954
г., позволявший межрелигиозные и межкастовые браки и повышавший
легальный возраст вступления в брак до 18 лет для девушек
и до 21 года – для юношей.9
Вступление в брак до указанного возраста стало наказуемо по закону.
Индийский закон о браке 1955 г. запрещал многоженство и наделял
супругов равными правами при разводе. Закон о наследовании 1956
г. определял равные права на наследование родительской собственности
для детей обоих полов10.
Кроме того, в 1953 г. был создан департамент социального обеспечения,
способствующий благополучию женщин, детей и малообеспеченных слоев
населения11.
План предусматривал создание возможностей для стерилизации
и предоставления услуг контрацепции в существующих центрах здравоохранения,
а также спонсирование изучения демографической ситуации в Индии.
Всего на первый пятилетний план было выделено 6,5 млн. рупий,
но реально было потрачено всего лишь 1,4 млн. рупий.
Несмотря на ожидания разработчиков плана, люди не стремились
в клиники для получения консультаций по семейному планированию или
рождаемости12. Финансирование
второго пятилетнего плана увеличилось до 49,7 млн. рупий.
Таблица 1. Затраты на Программы семейного благосостояния
в Индии, 1951-1990 гг.
Номер плана и годы его реализации
|
Выделено средств, млн. рупий
|
Израсходовано средств, млн. рупий
|
Израсходованные средства в % к выделенным
|
Первый пятилетний план (1951-56)
|
6,5
|
1,45
|
26,85
|
Второй пятилетний план (1956-61)
|
50,0
|
22,0
|
44,00
|
Третий пятилетний план (1961-66)
|
270,0
|
249,0
|
92,22
|
Ежегодные планы (1966-69)
|
829,0
|
705,0
|
85,04
|
Четвертый пятилетний план (1969-74)
|
2858,0
|
2844,0
|
99,51
|
Пятый пятилетний план (1974-1978)
|
2856,0
|
4090,0
|
143,21
|
Шестой пятилетний план (только первые 2 года: 1978-79 и 1979-1980)
|
2280,0
|
2261,0
|
99,17
|
Шестой пятилетний план (1980-85)
|
13090,0
|
14292,9
|
109,19
|
Седьмой пятилетний план (1985-90)
|
32560,0
|
Нет данных
|
Нет данных
|
Источник: Mahinder D. Chaudhry (1989) “Population policy
in India”, Population & Environment, Vol. 11, No 2, pp. 106.
Среди важных законодательных актов данного периода стоит
отметить закон 1961 года, запрещавший дарование, требование и принятие
приданного от невесты женихом13,
а также закон 1961 г., закреплявший за работающими женщинами право
на декретный отпуск14.
При этом сохранение преимущественно клинического подхода
к проблеме, надежда на активную позицию по данному вопросу со стороны
полуграмотного, консервативного населения не дали сколько-нибудь
успешных результатов. Неадекватность выбранной стратегии продемонстрировала
перепись 1961 года: за десятилетие население выросло на 21,64% или
на 78140 тыс. человек, что приблизительно в 2,5 больше, чем за предыдущее
десятилетие, в течение которого население увеличилось, по разным
оценкам, лишь на 11-14%15.
Исследования, проведенные учрежденными в Индии демографическими
институтами, в частности, крупное исследование в городе Майрус,
показали, что проводимая демографическая политика не дала ожидаемых
результатов в силу того, что не учитывала ряда важных факторов,
влияющих на рождаемость. К таковым можно было отнести социальный,
экономический, религиозный, культурный факторы, а также образование
и здравоохранение.
Полученные в ходе исследований данные привели к некоторым
изменениям в демографической политике. Третий пятилетний план (1961-1966)
характеризовался гораздо более активной информационной политикой
в области семейного планирования, осуществляемой через сеть медицинский
центров. Но с другой стороны стали более активно и жестко применяться
и старые клинические меры, то есть медицинские способы в борьбе
с ростом рождаемости. Паника, вызванная результатами переписи 1961
года, а также убеждения нового министра здравоохранения, активного
сторонника массовой стерилизации привели к проведению демографической
политики, использующей преимущественно медицинские способы для предотвращения
рождаемости и не учитывающей интересов и нужд населения:16
Главными инструментами новой политики стали стерилизация и введение
внутриматочных спиралей, предотвращающих рождение, проводимые в
специально созданных «лагерях стерилизации». В 1966 году министр
поставил следующие цели: введение 6 млн. женщин внутриматочных спиралей
(20 на 1000 населения в городах и 10 на 1000 населения в сельской
местности) и проведение 1,23 млн. стерилизаций (2,5 на 1000 населения).
При этом акцент делался не на качество предоставляемых услуг, а
на выполнение плана по числу процедур, в результате чего они иногда
проводились без информированного согласия17.
Четвертый пятилетний план, воплощаемый в период с 1969
по 1974 год, проводился в обозначенном в несколько предшествующих
лет тренде. Разница заключалась лишь в увеличении количества стерилизаций:
за пятилетний период планировалось провести 14,9 млн. стерилизаций
и снизить общий коэффициент рождаемости с 39‰ до 25‰ в течение
10-12 лет18. Однако,
очевидно, что столь значительное снижение не могло быть обеспечено
за счет предложенных мер: к 1984 году общий коэффициент рождаемости
составил 33,9‰19
против ожидаемых 25. Кроме стерилизаций женщинам теперь стали доступны
аборты: закон 1971 года позволял прерывать беременность, не превышающую
12 недель20.
Таблица 2. Цели в области народонаселения, провозглашаемые
различными пятилетними планами в области народонаселения 1951-1990
гг. в Индии
Дата и агентство/план, где декларировались указанные цели
|
Дата утвер-
ждения плана
|
Общий коэффициент рождаемости в год принятия плана, ‰
|
Цель и срок, к которому планировалось ее достичь
|
1950-е гг.; Комиссия по планированию
|
1951-61
|
41,7
|
Не ограниченная конкретны сроком цель
|
Департамент семейного планирования
|
1961
|
41,7
|
ОКР21 = 25
к 1973
|
Ежегожные планы (1966-69)
|
1966
|
39,0
|
ОКР= 23 к 1978-79
|
Четвертый пятилетний план (1969-1974)
|
1969
|
39,0
|
ОКР = 25 в течение 10-12 лет (к 1978-81гг.)
|
Пятый пятилетний план (1974-1979)
|
1974
|
35,0
|
ОКР = 30 к 1979
|
Национальная Комиссия по народонаселению – I, апрель 1976
|
1976
|
35,0
|
ОКР= 25 к 1984
|
Национальная Комиссия по народонаселению – I, апрель 1977
|
1977
|
35,0
|
ОКР= 30 к 1978-79
|
Шестой пятилетний план (1978-1983)
|
1978
|
35,0
|
ОКР= 25 к 1983-84
|
Шестой пятилетний план (1980-1985)
|
1978
|
33,0
|
Нетто-коэффициент воспроизводства NRR = 30 к 1982-1983
|
Национальная политика в области здравоохранения
|
1982
|
35,0
|
ОКР = 31 к 1985 ОКР = 27 к 1990 ОКР = 21 к 2000
|
Седьмой пятилетний план (1985-1990)
|
1984-85
|
32,6
|
ОКР= 29 к 1990
|
Источник: Mahinder D. Chaudhry (1989) “Population policy
in India”, Population & Environment, Vol. 11, No 2, pp. 109.
Несмотря на критику принудительных мер, направленных
на снижение рождаемости, на прошедшей в 1974 году в Бухаресте международной
конференции по народонаселению и развитию и провозглашение развития
лучшим средством в борьбе за снижение рождаемости, несколько последующих
лет были отмечены максимальным количеством стерилизаций. За 1976-1977
годы было проведено 8,26 млн. стерилизаций, затронувших как женское,
так и мужское население22.
Бывали случаи нападения на обитателей трущобных районов и их принудительной
стерилизации. Однако теперь за нее были ответственны штаты, а не
федеральное правительство: вопрос о стерилизациях передавался на
региональный уровень. Штатам настоятельно рекомендовалось ограничиться
ее проведением исключительно после рождения женщиной трех детей.
Тем не менее, было очевидно, что идея продолжала находить активную
поддержку центрального правительства, а потому активно воплощалась
на региональном уровне23.
Контрастным на фоне указанных мер по борьбе за снижение
рождаемости кажется закон 1976 г. о равенстве оплаты труда мужчин
и женщин, направленный на предотвращение трудовой дискриминации
женщин24.
Шестой (1980-1985) и седьмой (1985-1990) пятилетние
планы характеризовались постепенным переходом к добровольным мерам
по сокращению рождаемости и продвижением идеи добровольного семейного
планирования в качестве национальной25.
Демографическая политика в 1951-1991 гг.
Если посмотреть на цели, провозглашаемые пятилетними
планами в те или иные годы, то можно увидеть, что по мере проведения
демографической политики они становились менее амбициозными по сравнению
с предшествующими периодами. Первоначальные амбиции были во многом
обусловлены отсутствием какого-либо опыта проведения демографической
политики и знаний в области демографического планирования. Важнейшим
недочетом в постановке целей был, очевидно, недоучет половозрастной
структуры населения. Как видно из таблицы 3, резкое сокращение рождаемости
было невозможно в силу сохранения в составе населения значительного
процента женщин репродуктивного возраста на протяжении исследуемого
периода:
Таблица 3. Некоторые характеристики населения Индии26
Годы
|
1950
|
1955
|
1960
|
1965
|
1970
|
1975
|
1980
|
1985
|
1990
|
1995
|
2000
|
Численность населения, млн. человек
|
371,9
|
405,5
|
446,0
|
493,9
|
549,3
|
613,8
|
688,6
|
771,1
|
860,2
|
954,3
|
1046,2
|
% населения в возрасте 15-24 лет
|
19,4
|
18,8
|
17,9
|
17,3
|
18,6
|
19,7
|
19,6
|
19,3
|
19,1
|
19,1
|
19,2
|
% женщин репродуктивного возраста (15-49 лет)
|
50,0
|
49,3
|
47,7
|
46,7
|
47,2
|
47,8
|
48,2
|
48,5
|
48,9
|
49,9
|
51,0
|
Средний возраст, лет
|
21,3
|
20,7
|
20,2
|
19,6
|
19,3
|
19,7
|
20,1
|
20,8
|
21,2
|
21,6
|
22,7
|
Серьезным просчетом оказалась низкая активность информационной
политики. Изменение демографического поведения связано с изменением
в сознании людей, принятием новых образцов и стандартов жизни. Доказано,
что распространение тех или иных культурных инноваций, в частности
нового типа демографического поведения, происходит «каскадно-иерархическим»
образом. То есть они распространяются от крупных городов к средним,
далее к малым и самым мелким провинциальным сельским поселениям.
При этом, несмотря на то, что технические средства, транслирующие
информации о подобных культурных инновациях, ускоряют распространение
последних, основным каналом их передачи остается непосредственное
общение с местной референтной группой, то есть группой пользующейся
авторитетом и санкционирующей введение или отвержение инноваций.27
Если посмотреть на статистику, то легко обнаружить,
что на 1951 г. доля городского населения в Индии составляла лишь
17,3%, а на 2001 г. – 27,8%28,
то есть на протяжении всего периода проведения демографической политики
оставалась крайне низкой. Более того распространенность таких средств
связи, как радио или телевидение было очень незначительным, а интернет
вошел в массовое пользование лишь в середине 1990-х годов. Таким
образом, информированность населения о демографической политике
была крайне низкой, в первое десятилетие – почти нулевой. У населения
был серьезный недостаток знания о преимуществах семейного планирования
и демографического контроля, как на микро, так и на макроуровне.29
Многие религиозные и консервативно настроенные группы населения
выступали против любого вмешательства в естественных ход вещей.
Клинический подход был не способен изменить сознание людей, их установки
на определенный тип демографического поведения. Его действие распространяется
лишь на тех, к кому непосредственно применялись процедуры: с 1956
по 1976 год было проведено 20 млн. стерилизаций.30
Однако и такое количество процедур не могло переломить тенденцию
быстрого роста населения, особенно учитывая то, что делали ее преимущественно
тем мужчинам и женщинам, которые часто уже имели более чем трех
детей. Имеющиеся данные подтверждают это (табл. 4).
Таблица 4. Важнейшие демографические показатели Индии,
1951-2000 гг.
Год
|
Числен-
ность населения, тыс. человек
|
Общий коэф-
фициент рожда-
емости, ‰
|
Общий коэф-
фициент смертности, ‰
|
Суммарный коэф-
фициент рожда-
емости
|
Ожидаемая продол-
жительность жизни, лет
|
Средне-
годовое число рождений (в тысячах)
|
Средне-
годовое число смертей (в тысячах)
|
1950
|
357561
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1955
|
395096
|
45,41
|
25,43
|
5,97
|
38,7
|
17066
|
9559
|
1960
|
442344
|
44,84
|
22,24
|
5,92
|
42,6
|
18746
|
9296
|
1965
|
495157
|
42,43
|
19,83
|
5,81
|
45,5
|
19861
|
9281
|
1970
|
554911
|
40,62
|
17,72
|
5,69
|
48,0
|
21303
|
9293
|
1975
|
620701
|
38,39
|
15,91
|
5,43
|
50,3
|
22548
|
9346
|
1980
|
688856
|
34,81
|
13,90
|
4,83
|
52,9
|
22786
|
9101
|
1985
|
766053
|
34,23
|
12,92
|
4,48
|
54,8
|
24903
|
9396
|
1990
|
849415
|
32,40
|
11,63
|
4,15
|
57,2
|
26180
|
9402
|
1995
|
935572
|
30,02
|
10,43
|
3,81
|
59,5
|
26835
|
9322
|
2000
|
1021084
|
27,10
|
9,38
|
3,43
|
61,5
|
26588
|
9206
|
Источник: Fifty Years of World Population Growth 1950-2000.
- iegindia.org/dispap/dis107.pdf
Значение общего коэффициента рождаемости к 1980 г. резко
понизилось по сравнению с предшествующими годами, а к 1985 г. изменилось
незначительно, меньше, чем за любой другой представленный в таблице
пятилетний период. Резкие перепады в указанные годы взаимосвязаны
между собой. Падение коэффициента за пятилетний период с 1975 по
1980 гг. связано с рекордным числом стерилизаций, проведенных с
апреля по октябрь 1976 г.: их число составило 7 млн. против 22 млн.
проведенных за два предшествующих десятилетия31.
Стабилизация коэффициента на отметке, близкой к 1980 г., в следующем
пятилетии связано со значительным снижением числа стерилизаций.
Подобные факты ясно демонстрируют ограниченность одностороннего
клинического подхода: его результаты оказываются напрямую зависимыми
от прямого воздействия, а потому крайне неустойчивыми, в то время
как изменение демографических установок приводит к саморегулированию
людьми своего поведения и гораздо более стабильным результатам.
Более того, страх принудительной стерилизации удерживал
мужчин и женщин от посещения медицинских центров даже в случае необходимости
их услуг, то есть действия правительства имели даже обратный эффект.
Важной позитивной мерой представляется принятие в течение
указанного периода законодательных актов, направленных на увеличение
прав женщин и преодоление традиционной кастовой общественной системы.
Разрушение привычных границ способствовало повышению социальной
мобильности, изменению сознания людей, их демографического поведения.
Уже в 1960-х годах была доказана необходимость системного
подхода при проведении демографической политики: улучшение жизни
населения, развитие образования и здравоохранения.
Увеличение числа детей в семьях стимулировалось высокой
младенческой и детской смертностью, которые были связаны с плохим
качеством медицинских услуг, бедностью, необходимостью детской занятости.
Анализ демографической политики, проводимой в Индии, свидетельствует
о том, что борьба за здоровье матери и ребенка в разные периоды
либо не велась достаточно активно, либо не входила в приоритетные
цели, достижение которых могло бы значительно снизить рождаемость.
В 1950-1955 гг. коэффициент младенческой смертности, то есть количество
детей, умерших в возрасте до 1 года в расчете на тысячу рожденных,
был равен 166‰ и до 1980 года снижался каждые пять лет на 11-13
пунктов, с 1980 по 1990 год – на 9 пунктов каждые пять лет.
Таблица 5. Коэффициент младенческой смертности
в Индии, 1950-2005 гг. 32
|
1950-1955
|
1955-1960
|
1960-1965
|
1965-1970
|
1970-1975
|
1975-1980
|
1980-1985
|
1985-1990
|
1990-1995
|
1995-2000
|
2000-2005
|
Коэффициент младенческой смертности
|
166
|
153
|
140
|
128
|
117
|
104
|
95
|
86
|
77
|
69
|
62
|
Демографическая политика 1990-2000 гг.
В 1991 году в докладе Национального комитета по развитию
было предложено перейти к Национальной демографической политике,
в которой были бы обозначены долгосрочные цели и предложен системный
подход к урегулированию численности населения, социально-экономического
развития и экологической политики33.
Десятилетие было ознаменовано включением демографической
политики в более широкий ряд социально-экономических мер, способствующих
снижению рождаемости, наиболее важными из которых стали защита и
развитие прав женщин и образовательной системы.
31 января 1992 г. была учреждена Национальная комиссия
для женщин, задачей которой было принятие жалоб женщин о нарушении
их прав и жестоком обращении и восстановление справедливости34.
30 марта 1993 г. был учрежден Национальный Кредитный Фонд для женщин,
способствовавший финансовой поддержке бедных и нуждающихся женщин.
В 1994 году на международной конференции по народонаселению
и развитию в Каире многочисленным международным женским организациям
удалось сделать важнейшим пунктом в повестке дня важность материнского
и детского здоровья, отодвинув на второй план вопросы снижения численности
населения. Последнее рассматривалось ими как результат политики
в области здравоохранения, ориентированной в первую очередь на нужды
и интересы самих людей. Кроме того, на конференции была принята
добровольная программа женского образования как дополнительного
средства доступа к контрацепции35.
Рекомендации, озвученные на конференции, были зафиксированы в соответствующих
документах, которые были подписаны всеми участниками, включая Индию.
По итогам конференции в Индии в октябре 1997 г. в рамках
Программы сохранения жизни ребенка и безопасного материнства и Программы
по оказанию услуг семейного планирования была запущена Программа
здорового воспроизводства и здоровья детей (The Reproductive And
Child Health Programme - RCH)36,
применявшая новый подход к вопросам контроля народонаселения и общественного
развития. Он заключался в обеспечении высококачественного сервиса,
помощи и поддержки на всех стадиях жизненного цикла и осуществлялся
с учетом социально-экономических и демографических условий каждого
штата. Прежние программы подобного рода страдали отсутствием
системности при оказании помощи, были ориентированы на помощь матери
и ребенку лишь на определенных стадиях жизни37.
В течение десятилетия, как государством, так и неправительственными
организациями, было запущено множество проектов, направленных на
развитие прав женщин, повышение уровня их образования и активного
включения в производственную деятельность38.
Многие проекты, имели своей целью уменьшение диспропорции в численности
мальчиков и девочек. Из-за традиционных предпочтений мальчики всегда
считались более желанными, в результате чего с появлением технологий,
позволяющих до рождения определять пол ребенка, число селективных
абортов достигло угрожающих масштабов, что могло еще больше увеличить
имеющуюся диспропорцию в численности мужского и женского населения.
Для наглядности стоит привести несколько примеров реализуемых
проектов. В октябре 1997 г. был запущен проект (The Balika Samriddhi
Yojana), который был призван помочь девочкам, родившимся в семьях,
имеющих доход ниже прожиточного минимума: для них в банке открывался
счет на 500 рупий, которые могли быть использованы по достижению
18 лет для образовательных или брачных целей. Для этих девочек предусматривались
образовательные стипендии для обучения вплоть до 10 класса школы39.
В октябре 1998 г. при поддержке мирового банка и международного
фонда по развитию сельскохозяйственной деятельности стартовал проект,
направленный на финансовую помощь женщинам, решившим заняться производственной
деятельностью (Swa – Shakti Project)40.
В 2000 г. в результате конференции в Каире, а также
усилий, предпринятых внутри страны, после долгих согласований специалистами
в области здравоохранения, демографами, социологами и представителями
от женщин был принят проект Национальной демографической политики41.
Этот проект, предусматривающий конкретные цели и стратегию их достижения,
аккумулировал отдельные правительственные проекты в единую систему,
во многом продолжив курс, взятый в 1990-х гг.
Среди мер, предусматривающихся Национальной демографической
политикой42 такие,
как:
- Поощрение местных правительств, которые наилучшим образом справляются
с задачей снижения рождаемости, распространения нормы малой семьи,
снижения младенческой смертности и общего коэффициента рождаемости,
а также с задачей распространения грамотности.
- Денежное вознаграждение родителям в размере 500 рупий за рождение
девочки, при условии, что это первый или второй ребенок (программа
The Balika Samridhi Yojana).
- Денежное вознаграждение в размере 500 рупий за первого и второго
ребенка тем матерям, которые имели первое рождение после 19 лет
(Maternity Benefit Scheme).
- Предоставление медицинской страховки, покрывающей расходы,
не превышающие 5000 рупий, семьям, находящимся за чертой бедности,
один из супругов которой проходит процедуру стерилизации, при
условии того, что в семье не более двух детей.
- Вознаграждение супружеских пар, находящихся за чертой бедности,
которые вступили в брак по достижению законного возраста, завели
первого ребенка после исполнения матери 21 года и провели стерилизацию
одного из супругов после рождения второго ребенка.
Программа предусматривала также открытие новых детских
центров, увеличение доступности средств контрацепции и безопасных
абортов, расширение доступа к профессиональному образованию женщин,
проведение в жизнь законов, положительно сказывающихся на сокращении
рождаемости (напр., о минимальном возрасте вступления в брак)43.
С началом ее проведения меры по планированию семьи стали частью
более масштабной программы по улучшению здравоохранения44.
Меры, основанные на санкциях, остались за пределами
программы, но продолжали реализовываться правительством. Среди них
такие, как закон, в соответствии с которым третий и последующие
дети в семье не имеют доступа к бесплатному образованию45.
Или закон, действующий на территории штатов Раджастан, Пенджаб и
Харьяна, который предусматривает дисквалификацию избранных в местные
представительные советы женщин, родивших третьего ребенка46.
Не остались забытыми и старые методы: в некоторых штатах
по сей день сохранились внушительные целевые цифры по числу стерилизаций47.
Демографическая политика за период с 1990 по 2009 гг.
Многие демографические меры, особенно
включенные в более широкий круг социально-экономических мероприятий,
дают результаты не сразу. Успешность или неадекватность избранной
политики видится лишь со временем. Однако, наличие определенной
статистической информации за несколько десятилетий дает некоторую
возможность оценки выбранного Индией в 1990-х гг. курса.
Падение прироста населения с 1990 по 2000 годы было
самым высоким со времени обретения независимости: за данное десятилетие
население увеличилось лишь на 21,34% , в то время как за предшествующее
десятилетие – на 23,86%48.
Демографическая политика Индии в указанный период характеризовалась
постепенным переходом от одностороннего клинического подхода с использованием
принудительных мер ко все более системной, продуманной политике
с четко зафиксированными целями и стратегиями их достижения.
Демократичность индийского политического режима, обязывающая
правительство применять в демографической политике добровольные
меры и использовать позитивные стимулы, которые часто требуют
больших затрат, неоднозначно повлияла на демографическую ситуацию.
С одной стороны, используемые в Индии методы, не позволяли
достигнуть желаемых результатов так быстро, как они были
достигнуты в авторитарном Китае49.
Так, в начале 1950-х годов суммарный коэффициент рождаемости в обеих
странах был равен приблизительно одинаковым: 5,81 – в Китае (1950
г.) и 5,97 – в Индии. Однако, в первой стране снижение происходило
куда более стремительно, чем во второй: к 2005 г. в Китае этот показатель
уже был равен 1,8150,
в то время как в Индии – 2,7851.
С другой стороны, избранная Индией политика должна благоприятно
повлиять на качественный состав населения, позитивно отразиться
на жизни отдельного человека и общества в целом.
Важнейшие демографические показатели снижались в период
проведения демографической политики в конце ХХ начале XXI в. постепенно.
Так, за десятилетие с 1980 по 1990 гг., суммарный коэффициент рождаемости
упал на 0,68%, с 1990 по 2000 гг. - на 0,72%52,
с 2003 по 2009 гг. - на 0,19%53.
В 2007 г. коэффициент набрал 0,08%, но затем снова начал снижаться.
Аналогичным образом вел себя общий коэффициент рождаемости.
В период с 1980 по 1990 г. коэффициент упал лишь на 2,41%, в то
время как 1990 по 2000 гг. – на 5,3%. В начале следующего десятилетия
тренд на снижение продолжался: с 2003 по 2009 гг. коэффициент
упал на 1,52%, увеличив свое значение в 2007 г., но затем снова
пойдя на понижение.
Исходя из формул расчетов коэффициентов, можно
сказать, что их увеличение в 2007 г. связано с большим
по сравнению с предшествующими и последующими годами приростом численности
населения (в процентах)54.
Интерпретация скачка 2007 г. требует дополнительных данных, однако,
в силу того, что он был небольшим и за ним последовало продолжение
тренда на снижение, на нем не будет заостряться особое внимание.
Таблица 6. Общий и суммарный коэффициенты рождаемости
и коэффициент младенческой смертности в Индии, 2003-2009 гг.
Год
|
Общий коэффициент рождаемости, родившихся на 1000 человек
|
Суммарный коэффициент рождаемости, детей на женщину
|
Коэффициент младенческой смертности, умерших в возрасте
до 1 года на 1000 родившихся живыми
|
2003
|
23,28
|
2,91
|
59,59
|
2004
|
22,32
|
2,78
|
56,29
|
2005
|
22,32
|
2,78
|
56,29
|
2006
|
22,01
|
2,73
|
54,63
|
2007
|
22,69
|
2,81
|
34,61
|
2008
|
22,22
|
2,76
|
32,31
|
2009
|
21,76
|
2,72
|
30,15
|
Среднее по стране значение младенческой смертности снижалось
достаточно медленно: усилия по улучшению данного показателя были
сосредоточены, главным образом, на сельской местности, где он в
силу многих, прежде всего, экономических причин всегда был хуже.
С 1981 по 1991 г. показатель опустился на 25 пунктов, с 1992 г.
по 2001 г. – лишь на 9 пунктов, достигнув отметки 6655,
к 2009 г. - еще на 35,85, достигнув отметки 30,15 пунктов56,
резко понизившись в 2007 г. Быстрое снижение показателя в 1980-е
годы и резкое замедление его падения в 1990-е может быть связано
с тем, что первый период характеризовался акцентом именно на клинические
меры в демографической политике, на рост качества и доступности
медицинских услуг, благодаря чему были устранены наиболее вопиющие
случаи смерти, связанные с халатностью, недостатком медперсонала
и больниц, в то время как в 90-е акцент был смещен на более широкие
социально-экономические и правовые аспекты демографической политики,
что и привело к временному замедлению падения данного показателя.
В 2007 г. мог быть накоплен необходимый потенциал, достигнут определенный
качественный и количественный уровень медицинских услуг, позволивший
резко снизить младенческую смертность.
Показатель грамотности населения очень важен при анализе
демографической политики. Данные переписи 2001 г. ясно свидетельствуют
в пользу того, что количество детей отрицательно коррелирует с уровнем
образованности женщины.
Таблица 7. Суммарный коэффициент рождаемости у
женщин с разным уровнем образования в Индии, по данным переписи
2001 г.
|
Все население
|
Сельское население
|
Городское население
|
Неграмотные
|
4,0
|
4,1
|
3,1
|
Грамотные
|
2,4
|
2,6
|
2,0
|
Без какого-либо официального образования57
|
3,8
|
3,8
|
3,8
|
Неполное начальное образование
|
3,2
|
3,3
|
2,8
|
Начальное образование
|
2,4
|
2,5
|
2,1
|
Среднее образование (9 классов)
|
2,1
|
2,2
|
2,0
|
Окончившие 10 классов
|
1,9
|
2
|
1,7
|
Окончившие 12 классов
|
1,5
|
1,6
|
1,4
|
Высшее образование и более высокие уровни образования
|
1,8
|
2
|
1,6
|
Источник: Census of India. Figures at a Glance, India
2003. - http://censusindia.gov.in/vital_statistics/Vital_Rates/Vital_rates.aspx
Ускоренный рост грамотности в 1990-е гг. может служить
подтверждением предположения о смещении акцентов в демографической
политике, приведших к изменению динамики показателей, связанных
с рождаемостью. В период с 1980 по 1990 г. уровень грамотности в
Индии повысился лишь на 8,63% (на 7,72% - среди мужского населения
и на 9,54% – среди женского), в то время как с 1990 по 2000 гг.
грамотность выросла на 13,18% (на 11,75% - среди мужского населения,
на 14,86% - среди женского).
Таблица 8. Доля грамотного населения (процент людей
старше 7 лет, обладающих навыками письма и чтения)58
Год
|
Мужское население
|
Женское население
|
Все население
|
1950-51
|
27,16
|
8,86
|
18,33
|
1960-61
|
40,4
|
15,35
|
28,3
|
1970-71
|
45,96
|
21,97
|
34,45
|
1980-81
|
56,38
|
29,76
|
43,57
|
1990-91
|
64,1
|
39,3
|
52,2
|
2000-01
|
75,85
|
54,16
|
65,38
|
Рисунок 1. Доля грамотного населения. Индия, 1950-2000,
%
Если проследить динамику роста населения в возрасте
от 0 до 4 лет, то можно увидеть, что с 1980 по 1985 г. численность
данной возрастной группы снизилась на 0,4%, с 1985 по 1990 и с 1990
по 1995 гг. – на 0,6%, а с 1995 по 2000 – на 1,1%.
Таблица 9. Доля младших возрастных групп в населении
Индии, %
Возраст
|
1950
|
1955
|
1960
|
1965
|
1970
|
1975
|
1980
|
1985
|
1990
|
1995
|
2000
|
0 - 4 лет
|
14,4
|
16,4
|
16,3
|
16,0
|
15,5
|
15,2
|
14,9
|
14,5
|
13,9
|
13,3
|
12,2
|
5 - 14 лет
|
23,1
|
22,4
|
24,1
|
25,5
|
25,3
|
24,9
|
24,5
|
24,2
|
23,9
|
23,3
|
22,8
|
15 - 24 лет
|
19,4
|
18,8
|
17,9
|
17,3
|
18,6
|
19,7
|
19,6
|
19,3
|
19,1
|
19,1
|
19,2
|
Важнейшую роль в снижении рождаемости играли достижение
определенного уровня здравоохранения, что в частности отразилось
на продолжении снижения рождаемости, более общие социально-экономические
и правовые меры, борьба за права женщин и повышения уровня образованности
среди женского населения.
Необходимо обратить внимание, что процентная численность
детей в возрасте до 4 лет продолжала падать, несмотря на увеличение
когорты женщин репродуктивного возраста, при этом минимум падения
одного показатели пришелся на пик роста другого в период с 1995
по 2000 г. Верно ли будет утверждать, что данная ситуация была связана
исключительно с успехами демографической политики индийского правительства?
Не совсем.
Пополнение когорты женщин репродуктивного возраста,
начиная с 1970 г., происходило за счет ранее накопленного потенциала.
Поколение 1950-1970-х годов, значительно увеличившее данную когорту,
к концу столетия все еще оставалось в ней, однако возраст женщин
данного поколения был уже значительно выше того, на который приходится
пик рождаемости59.
Рисунок 2. Возрастные коэффициенты рождаемости, Индия,
2003 60
Следовательно, снижение роста числа детей до 4 лет на
фоне увеличения когорты женщин репродуктивного периода было обусловлено,
наряду с успехами демографической политики данного периода, старением
значительной части составляющих ее женщин. Уменьшение доли молодых
женщин репродуктивного периода в когорте в свою очередь было связано
с демографической политикой более раннего периода.
Важную роль в снижении рождаемости продолжало играть
повышение благосостояния людей и сокращение уровня бедности, которое
было особенно заметным в последнее пятилетие ХХ в.
Уровень бедности отражает число людей
с низкой покупательной способностью и отсутствием доступа к таким
базовым благам, как питьевая вода, здравоохранение, образование
и т.п. Согласно опросу, на 2005 год около 27% граждан Индии находились
за чертой бедности, то есть жили менее чем на $1 в день.
Современная демографическая ситуация в индийских штатах
и объединенных территориях
На самом деле, не только в экономической, но и любой
другой области говорить о единых для Индии показателях можно лишь
весьма условно. Индия является федеративным государством, в состав
которого входят 28 штатов и 7 территорий. Вопросы экономического
и социального планирования находятся в совместной компетенции штатов
и федерального центра, а такие важные для демографической политики
сферы, как образование и медицина относятся к компетенции штатов.
Поэтому социально-экономическая ситуация и демографические показатели
варьируются от штата к штату и от территории к территории, и чтобы
лучше понимать демографическую ситуацию в Индии, необходимо опуститься
на уровень штатов.
Необходимо отметить, что территория Индии заселена неравномерно.
На 2001 г. подавляющее большинство населения Индии было сконцентрировано
на территории 15 наиболее крупных штатов.
Рисунок 3. Карта заселенности Индии по штатам. Данные
переписи 2001 г.61
Необходимо обратить внимание на то, что штаты с наиболее
высоким суммарным коэффициентом рождаемости (рис. 4) сосредоточены
в одном регионе, преимущественно центральной и восточной частях
Индии. Его объединяет единая культурная традиция и язык: это регион,
говорящий на хинди. Регион характеризуется укорененной патриархальной
системой ценностей, экономической неразвитостью, высокой долей влияния
традиционной элиты брахманов и недоступностью образования для женщин.62
Рисунок 4. Суммарный коэффициент рождаемости. Индия,
2005-2006
Штаты, характеризующиеся низким коэффициентом рождаемости,
не столь однородны в культурном плане, несмотря на то, что многие
из них к 2007 г. также были сосредоточены преимущественно в одном,
южном, регионе. Однако, их демографические установки не столь постоянны:
переход к низким коэффициентам осуществлялся в разные периоды, был
скорее обусловлен вмешательством правительства и социально-экономическими
условиями, нежели традициями.
Анализ демографической ситуации по штатам приводит к
выводу о том, что наиболее низкие и стабильные показатели рождаемости
наблюдаются в штатах с развитой системой здравоохранения, высокой
долей грамотного населения – в особенности женского – серьезными
достижениями в правовой и политической сферах, достаточно высоким
уровнем доходов населения. При этом акцент на том или ином факторе,
сыгравшем ключевую роль в успехе в сфере демографической политики,
в каждом штате свой.63
Последнее подтверждается данными, приведенными ниже
в таблице 1064.
В подавляющем большинстве штатов с низким суммарным коэффициентом
рождаемости (в данном случае имеются в виду самые последние данные
за 2005-2006 год) низки коэффициенты младенческой смертности. Исключение
составляет Андхра-Прадеш. В то время как средний показатель среди
лидеров составляет приблизительно 36, в Андхра-Прадеш он равен 53,5.
Штаты с наиболее высоким суммарным коэффициентом рождаемости
также подтверждают теорию. Лишь в Нагаланд и Мегхалая из 7 приведенных
до этого штатов этот показатель представляется слишком низким для
их уровня: 38,4 и 44,6 соответственно, в то время как в остальных
штатах из их группы он превышает 60.
Чтобы разобраться с выявленными несоответствиями, необходимо
продолжить анализ, рассмотрев другие показатели. В число таковых
входят те, что отражают положение женщин в семье и обществе, степень
реализации их прав. Существуют различные способы определения указанных
характеристик. В таблице 10 приведены данные, отражающие экономическую
самостоятельность женщин в семье.
Представляется, что наиболее полно отражает положение
женщин шестой столбец, значения которого в наибольшей степени отражают
положение женщин в семье, то, насколько патриархально, традиционно
общество: если женщина имеет право голоса в семье, то степень традиционности
низкая, интересы и права женщины учитываются, следовательно, общество
более прогрессивно, показатели рождаемости в нем низки, они ближе
к тем, что характерны для конца демографического перехода. Наиболее
высокие показатели шестого столбца свидетельствуют об учете прав
и интересов женщин. Такова ситуация в большинстве штатов с низким
суммарным коэффициентом рождаемости за исключением Андхра-Прадеш,
Карнатака, и в какой-то степени Махараштра. Более чем 90% женщин
самостоятельно или совместно с мужем принимают решения относительно
судьбы собственного заработка также в некоторых штатах, на данный
момент не входящих в группу штатов с низким суммарным коэффициентом
рождаемости: в Уттаракханд, Манипур и Нагаланд. Причем для последнего
штата, как и для Уттар-Прадеш и Джакханд, учет мнения женщин, при
очень высокой рождаемости в данных штатах, кажется чрезмерным: если
общество прогрессивно и в нем отсутствуют традиционные ценности,
то почему рождаемость продолжает оставаться на высоком уровне?
В поиске ответа на этот вопрос обратимся к следующему
показателю: уровню грамотности. В таблице приведены данные о грамотности
по переписи 2001 года, при которой грамотным считался каждый человек
старше семи лет, обладающий навыками чтения и письма на любом языке.
Хорошие показатели в сфере грамотности показывают
такие лидеры по низкому суммарному коэффициенту рождаемости, как
Керала, Гоа, Дейли и Махараштра, немного отстают от них Химачал
Прадеш, Тамил Наду. Свыше 60% грамотных женщин также проживают в
штатах Мизорам, Трипура и Уттаракханд. Слишком низким для существующего
уровня рождаемости представляется процент грамотных женщин в штатах
Андхра-Прадеш, Пенджаб и Сикким. В случае со штатами с высокой рождаемостью,
в каждом из которых крайне низкий уровень грамотности, снова есть
исключения: Нагаланд и Мегхолая.
Если просмотреть все исключения по штатам с низкой и
высокой рождаемостью по другим проанализированным показателям, то
окажется, что в каждом случае штаты их составляющие совпадают, и
противоречия, следовательно, пока не разрешаются.
Таблица 10. Некоторые демографические и социальные характеристики
населения отдельных штатов Индии
Территория
|
1992-1993
|
1998-1999
|
2005-2006
|
2005-2006
|
2005-2006
|
2001
|
Суммарный коэффициент рождаемости
|
Младенческая смертность
|
Доля замужних женщин, ответивших, что они:
|
Процент грамотного населения
|
самостоятельно или совместно с мужем решают
как будут потрачены деньги, заработанные
|
зарабатывают приблизительно столько же или
больше, чем их муж
|
супругой
|
супругом
|
Всего
|
Муж-
чины
|
Жен-
щины
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Индия
|
2,68
|
2,85
|
3,39
|
57,0
|
80,9
|
68,2
|
21,0
|
|
|
|
Север
|
Дели
|
2,13
|
2,40
|
3,02
|
39,8
|
93,0
|
83,8
|
28,5
|
81,82
|
87,37
|
75,00
|
Джамму и Кашмир
|
2,38
|
2,71
|
Н.д.
|
44,7
|
84,4
|
59,7
|
18,3
|
54,46
|
65,75
|
41,82
|
Пенджаб
|
1,99
|
2,21
|
2,92
|
41,7
|
90,7
|
70,2
|
22,0
|
69,95
|
75,63
|
63,55
|
Раджастхан
|
3,21
|
3,78
|
3,63
|
65,3
|
75,3
|
58,9
|
18,0
|
61,03
|
76,46
|
44,34
|
Уттаракханд
|
2,55
|
2,61
|
Н.д.
|
41,9
|
86,4
|
66,9
|
26,3
|
72,28
|
84,01
|
60,26
|
Харьяна
|
2,69
|
2,88
|
3,99
|
41,7
|
82,3
|
72,1
|
19,5
|
68,59
|
79,25
|
56,31
|
Химачал-Прадеш
|
1,94
|
2,14
|
2,97
|
36,1
|
86,0
|
79,0
|
22,6
|
77,13
|
86,02
|
68,08
|
Центр
|
Мадхья-Прадеш
|
3,12
|
3,43
|
Н.д.
|
69,5
|
77,1
|
70,6
|
16,4
|
64,11
|
76,80
|
50,28
|
Уттар-Прадеш
|
3,82
|
4,06
|
Н.д.
|
72,7
|
90,1
|
71,3
|
21,3
|
57,36
|
70,23
|
42,98
|
Чхаттисгарх
|
2,62
|
2,79
|
Н.д.
|
70,8
|
84,6
|
77,2
|
25,1
|
65,18
|
77,86
|
52,40
|
Восток
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бихар
|
4,00
|
3,70
|
Н.д.
|
61,7
|
84,0
|
63,7
|
18,7
|
47,53
|
60,32
|
33,57
|
Западная Бенгалия
|
2,27
|
2,29
|
2,92
|
48,0
|
84,5
|
57,0
|
14,0
|
69,22
|
77,58
|
60,22
|
Джаркханд
|
3,31
|
2,76
|
Н.д.
|
68,7
|
88,1
|
78,2
|
23,6
|
54,13
|
67,94
|
39,38
|
Орисса
|
2,37
|
2,46
|
2,92
|
64,7
|
82,7
|
68,0
|
17,3
|
63,61
|
75,95
|
50,97
|
Северо-восток
|
Аруначал-Прадеш
|
3,03
|
2,52
|
4,25
|
60,7
|
91,7
|
85,3
|
32,7
|
54,74
|
64,07
|
44,24
|
Ассам
|
2,42
|
2,31
|
3,53
|
66,1
|
90,3
|
74,7
|
32,6
|
64,28
|
71,93
|
56,03
|
Манипур
|
2,83
|
3,04
|
2,76
|
29,7
|
95,7
|
91,6
|
25,5
|
68,87
|
77,87
|
59,70
|
Мегхолая
|
3,80
|
4,57
|
3,73
|
44,6
|
87,9
|
80,0
|
27,7
|
63,31
|
66,14
|
60,41
|
Мизорам
|
2,86
|
2,89
|
2,30
|
34,1
|
91,5
|
89,1
|
46,9
|
88,49
|
90,69
|
86,13
|
Нагаланд
|
3,74
|
3,77
|
3,26
|
38,3
|
95,2
|
93,6
|
34,2
|
67,11
|
71,77
|
61,92
|
Сикким
|
2,02
|
2,75
|
Н,д,
|
33,7
|
94,8
|
82,5
|
29,9
|
69,68
|
76,73
|
61,46
|
Трипура
|
2,22
|
1,87
|
2,67
|
51,5
|
75,3
|
50,3
|
23,7
|
73,66
|
81,47
|
65,41
|
Запад
|
Гоа
|
1,79
|
1,77
|
1,90
|
15,3
|
92,0
|
73,7
|
22,7
|
82,32
|
88,88
|
75,51
|
Гуджарат
|
2,42
|
2,72
|
2,99
|
49,7
|
81,8
|
66,4
|
22,4
|
69,97
|
80,50
|
58,60
|
Махараштра
|
2,11
|
2,52
|
2,86
|
37,5
|
79,6
|
74,5
|
27,9
|
77,27
|
86,27
|
67,51
|
Юг
|
Андхра-Прадеш
|
1,79
|
2,25
|
2,59
|
53,5
|
68,8
|
61,7
|
16,2
|
61,11
|
70,85
|
51,17
|
Карнатака
|
2,07
|
2,13
|
2,85
|
43,2
|
71,5
|
61,2
|
25,5
|
67,04
|
76,29
|
57,45
|
Керала
|
1,93
|
1,96
|
2,00
|
15,3
|
89,7
|
65,2
|
20,9
|
90,92
|
94,20
|
87,86
|
Тамил-Наду
|
1,80
|
2,19
|
2,48
|
30,4
|
87,5
|
81,4
|
22,1
|
73,47
|
82,33
|
64,55
|
До настоящего момента рассматривались показатели, характеризующие
социально-экономическую ситуацию в штате, а также положение женщин
в них. Вот почему представляется разумным обратиться к показателю
из иной сферы, отражающего доступность семейного планирования, в
частности, доступность контрацептивных средств (рис. 5 и 6).
Рисунок 5. Неудовлетворенная потребность в семейном
планировании.
Индия, 1998-1999 годы
Рисунок 6. Неудовлетворенная потребность в семейном
планировании.
Индия, 2005-2006 годы
Стоит отметить, что имеющиеся данные позволяют говорить
о постепенном прогрессе в сфере обеспечения возможностей семейного
планирования. Несмотря на то, что в штатах с наибольшими возможностями
планирования последние оказались в 2005-2006 гг. почти на том же
уровне, что и в 1998-1999 гг., в штатах с более ограниченными возможностями
к 2005-2006 гг. они увеличились.
Показатель доступности возможностей семейного планирования
крайне важен. Он объясняет фактически все накопившиеся противоречия.
Высокие достижения в области прав женщин, образовательной и медицинской
сферах в штатах Мегхалая и Нагаланд приводят к понижению роста рождаемости
в силу значительной неудовлетворенной потребности в семейном планировании.
И, напротив, недостаточно высокие показатели грамотности среди женщин,
их более низкий семейный статус в штатах Карнатака, Махараштра,
Пенджаб, Сикким, Андхра Прадеш и Трипура, а также высокие коэффициенты
младенческой смертности в двух последних штатах компенсируются очень
высокими, самыми лучшими среди индийских штатов, возможностями семейного
планирования, благодаря которым и достигаются низкие общие и суммарные
коэффициенты рождаемости.
***
Опыт Индии в области демографической политики является
очень ценным для развивающихся стран, переживающих резкий рост численности
населения.
Анализ демографической политики Индии, проводимой с
середины ХХ века, свидетельствует о том, что получение значительных
и устойчивых результатов в данной области требует комплексного подхода
к проблеме. Главным залогом успеха при проведении демографической
политики является изменение демографических установок населения,
наряду с увеличением доступности медицинской помощи и средств контрацепции.
В то время как односторонний клинический подход, принудительные
меры приводят лишь к краткосрочным результатам (если, конечно, они
не проводятся на протяжении длительного времени и в тотальных масштабах,
как то имело место в Китае). Важным аспектом является вовлечение
женского населения в производственную деятельность, их эмансипация.
Положительную роль могут сыграть также поощрительные меры, вводящие
вознаграждение за рождение меньшего количества детей. Хотя вознаграждения,
во-первых, могут быть доступны не в каждой стране, а во-вторых,
едва ли дадут заметный результат в качестве первоочередной и тем
более единственной меры.
При этом хотелось бы отметить, что более подробный анализ
регионального уровня демографической политики свидетельствует о
том, что ключевыми в разрешении демографических проблем в каждом
штате становились разные факторы. Такими факторами оказывались:
благоприятная социально-экономическая ситуация в регионе, достижения
в области прав женщин, в сфере образования, в сфере здравоохранения,
а также сложившиеся культура и традиции. Следовательно, можно сделать
вывод о том, что в решении демографических проблем не существует
универсального, подходящего для всех обществ рецепта. Конечно, сочетание
достижений в различных сферах усиливает эффект проводимой политики,
однако правительству, главным образом, стоит обращать внимание на
те из них, которые в наибольшей степени подходят конкретному обществу
и могут быть реализованы с наименьшими затратами, при поддержке
населения.
Самый важный вывод заключается в том, что демографическая
политика работает. Она способна приводить к выдающимся результатам
во многих сферах жизнедеятельности общества и государства. Однако
все зависит от способов ее реализации.
1 The times of India.
How India's family planners lost the plot: [Электронный документ]
// (http://timesofindia.indiatimes.com/home/sunday-toi/special-report
/How-Indias-family-planners-lost-the-plot/articleshow/4794280.cms
).
2 Wapedia. Wiki: Население
Индии: [Электронный документ] // (http://wapedia.mobi/ru/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B).
3 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
4 Iloveindia.com.
Population Growth in India: [Электронный документ] // (
http://www.iloveindia.com/population-of-india/population-growth.html).
5 India Online. Indian
Population Policy: : [Электронный документ] // (http://www.indiaonlinepages.com/population/indian-population-policy.html).
6 При
сохранении той же интенсивности повозрастной рождаемости, которая
наблюдалась в год расчета показателя и при условии отсутствия смертности
среди женщин данного условного поколения.
7 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
8 India Online. Indian
Population Policy: [Электронный документ] // (http://www.indiaonlinepages.com/population/indian-population-policy.html).
9 Wikipedia the free
encyclopedia. Special Marriage Act, 1954: [Электронный документ]
// (http://en.wikipedia.org/wiki/Special_Marriage_Act,_1954). ‰
10 Wikipedia the
free encyclopedia. Hindu Succession Act, 1956: [Электронный документ]
// (http://en.wikipedia.org/wiki/The_Hindu_Succession_Act_,1956
).
11 Central Social
Welfare Board: [Электронный документ] // (http://www.cswb.gov.in/index.asp?langid=1).
12 Mahinder D. Chaudhry
(1989) “Population policy in India”, Population & Environment,
Vol. 11, No 2, pp. 103
13 Ministry of woman
and child development. THE DOWRY PROHIBITION ACT, 1961: [Электронный
документ] // (http://wcd.nic.in/dowryprohibitionact.htm ).
14 Office of labour
commissioner. The maternity benefit act, 1961 : [Электронный документ]
// (http://labour.delhigovt.nic.in/act/details_acts/maternitybenefit/maternity_act/intro.html).
15 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
16 Ibid.
17 Ibid.
18 Ibid.
19 NationMaster.com.
Health Statistics > Birth rate, crude > per 1,000 people >
India (historical data): [Электронный документ] // (http://www.nationmaster.com/time.php?stat=hea_bir_rat_cru_per_1000_peo&country=in
).
20 Ministry of Health
& Family Welfare. THE MEDICAL TERMINATION OF PREGNANCY ACT,
1971: [Электронный документ] // (http://www.mohfw.nic.in/MTP%20Act%201971.htm).
21 ОКР – общий коэффициент
рождаемости (число родившихся живыми на 1000 человек постоянного
населения).
22 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
23 Mahinder D. Chaudhry
(1989) “Population policy in India”, Population & Environment,
Vol. 11, No 2, pp. 105
24 Delhi.gov.in.
The equal requirement act, 1976: [Электронный документ] // (http://labour.delhigovt.nic.in/act/equal_remun.html
).
25 Mahinder D. Chaudhry
(1989) “Population policy in India”, Population & Environment,
Vol. 11, No 2, pp. 106
26 Google books:
: [Электронный документ] // (http://books.google.ru/books?id=ghTtZ89QOt4C&pg=PA270&lpg=PA270&dq=infant
+mortality+rate+india+1950&source=bl&ots=5BM-k0CNcP&sig=_CXcuFlrq7KmNH_-BAZ-Iv0Cmv4&hl=ru&ei=KuUWS86iHYmOnQPJ8fGCBw&sa=X&oi=book_result&ct=
result&resnum=8&ved=0CDIQ6AEwBzgU#v=onepage&q=&f=true).
27 Паин Э.А. Этнополитический
маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской
России / Э.А. Паин; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. – М., 2004.
– С. 70-71
28 ProQuest. India
and the Path to Environmental Sustainability: [Электронный документ]
// (http://www.csa.com/discoveryguides/india/review3.php).
29 ProQuest. India
and the Path to Environmental Sustainability: [Электронный документ]
// (http://www.csa.com/discoveryguides/india/review3.php).
30 Mahinder D. Chaudhry
(1989) “Population policy in India”, Population & Environment,
Vol. 11, No 2, pp. 105.
31 Mahinder D. Chaudhry
(1989) “Population policy in India”, Population & Environment,
Vol. 11, No 2, pp. 105.
32 Google books:
: [Электронный документ] // (http://books.google.ru/books?id=ghTtZ89QOt4C&pg=PA270&lpg=PA270&dq=
infant+mortality+rate+india+1950&source=bl&ots=5BM-k0CNcP&sig=_CXcuFlrq7KmNH_-BAZ-Iv0Cmv4&hl=ru&ei=KuUWS86iHYmOnQPJ8fGCBw&sa=X&oi=book_result&ct=resul
t&resnum=8&ved=0CDIQ6AEwBzgU#v=onepage&q=&f=true).
33 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
34 National Comission
for woman. About as: [Электронный документ] // (http://ncw.nic.in/frmAboutUS.aspx).
35 ProQuest. India
and the Path to Environmental Sustainability: [Электронный документ]
// (http://www.csa.com/discoveryguides/india/review3.php).
36 DEPARTMENT OF
FAMILY WELFARE. REPRODUCTIVE & CHILD HEALTH PROGRAMME: [Электронный
документ] // (http://www.mohfw.nic.in/dofw%20website/aided%20projects/rchp%20frame.htm).
37 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
38 Примеры наиболее
важных и масштабных проектов можно найти по ссылке: http://www.rrtd.nic.in/RURALEMPOWERENT.html
39 MINISTRY OF INFORMATION
AND BROADCASTING. RURAL WOMEN’S DEVELOPMENT AND EMPOWERMENT PROJECTS:
[Электронный документ] // (http://www.rrtd.nic.in/RURALEMPOWERENT.html
).
40 Rediff Q&A.
Rural Womens Development and Empowerment Project: [Электронный документ]
// (http://www.rrtd.nic.in/RURALEMPOWERENT.html).
41 InfoChange population.
Population : Background & Perspective: [Электронный документ]
// (http://infochangeindia.org/200310045940/Population/Backgrounder/Population-Background-Perspective.html
).
42 National Comission
on Population. National Population Policy 2000 - FUNDING, PROMOTIONAL
AND MOTIVATIONAL MEASURES FOR ADOPTION OF THE SMALL FAMILY NORM:
[Электронный документ] // (http://populationcommission.nic.in/npp_fun.htm).
43 Ibid.
44 The times of
India. How India's family planners lost the plot: [Электронный документ]
// (http://timesofindia.indiatimes.com/home/sunday-toi/special-report
/How-Indias-family-planners-lost-the-plot/articleshow/4794280.cms
).
45 BBC News. World.
Birth control divides population conference: [Электронный документ]
// (http://news.bbc.co.uk/2/hi/381827.stm).
46 Peopleandplanet.net.
The Indian numbers game: [Электронный документ] // (http://www.peopleandplanet.net/doc.php?id=2009).
47 BBC News. India
population 'to be biggest': [Электронный документ] // (http://news.bbc.co.uk/2/hi/3575994.stm
).
48 Iloveindia.com.
Population Growth in India: [Электронный документ] // (http://www.peopleandplanet.net/doc.php?id=2009).
49 BBC News. India
population 'to be biggest': [Электронный документ] // (http://news.bbc.co.uk/2/hi/3575994.stm
).
50 Eyestat. Total
Fertility Rate of China: [Электронный документ] // (http://www.eyestat.com/en/Total-Fertility-Rate/China/graph.html
).
51 http://www.indexmundi.com/india/total_fertility_rate.html
в тексте эссе указана цифра, которая взята из вышеприведенной таблицы,
если брать источник информации, откуда взяты данные по Китаю, то
в соответствии с ними суммарный коэффициент рождаемости Индии в
2005 г. будет немного выше указанного – 2,84 (http://www.eyestat.com/en/Total-Fertility-Rate/India/graph.html)
52 Таблица с указанными
данными приведена ранее.
53 Необходимо сделать
оговорку: данные до 2000 г. берутся из источника ООН, после 2000
г. – из CIA World Fact Book. Однако, и в первом и во втором случае
использованы данные из известных источников вызывающих доверие,
что в некоторой степени компенсирует их разное происхождение. Наиболее
важной задачей в данном случае является отслеживание трендов, а
не погоня за точностью за десятыми и сотыми процентов. Данные за
2001 и 2002 г. отсутствуют.
54 См., например
http://www.indexmundi.com/india/population.html
55 Данные индийских
переписей 1981, 1991 и 2001 гг.
56 IndexMundi. India
Infant Mortality Rate: [Электронный документ] // (http://www.indexmundi.com/india/infant_mortality_rate.html).
57 Without any formal
education.
58Selected Educational
Statistics 2000-2001: [Электронный документ] // (www.ddws.nic.in/Education_Stats__MoHRD__03.pdf)
.
59 Данные о распределении
повозрастных коэффициентов рождаемости за вторую половину ХХ века
отсутствуют, однако, знание тенденций демографического перехода
позволяет утверждать, что со временем средний возраст матерей увеличивается,
следовательно, в конце столетия он, очевидно, был ниже, чем на приведенном
графике, и рождаемость к концу репродуктивного периода могла быть
только ниже.
60 График построен
по данным, взятым из источника об индийской переписи населения 2001
г.: http://censusindia.gov.in/vital_statistics/Vital_Rates/Vital_rates.aspx
61 Maps of India.
State Wise Population Map Of India: [Электронный документ] // (http://www.mapsofindia.com/census2001/population/population-india.htm).
62 http://www.csa.com/discoveryguides/india/review3.php
63 Business Line.
States' demographic profile -- Factors in stable population growth:
[Электронный документ] // (http://www.hinduonnet.com/businessline/2000/07/29/stories/042920ma.htm).
64 Ввиду отсутствия
необходимых данных из анализа исключены союзные территории Индии.
В таблице зеленым цветом выделены штаты с наиболее высокими суммарными
коэффициентами рождаемости за 2005-06 гг., а желтым – с наименьшими
суммарными коэффициентами рождаемости.
|