Rambler's Top100

№ 419 - 420
19 - 30 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

Среднегодовое число рождений в 2005-2010 годах в целом по миру было больше, чем в 1970-1975, в Европе оно сократилось на четверть, в Африке увеличилось в 1,9 раза

Коэффициент суммарной рождаемости в целом по миру снизился с 4,7 в 1970-1975 до 2,6 в 2005-2010 годах

Больше всего рождаемость снизилась у женщин в возрасте 40 лет и старше, меньше всего – в возрасте до 20 лет

Средний возраст матери при рождении ребенка снизился с 29,0 до 27,4 года

Подростковая рождаемость снизилась, но остается проблемой в наименее развитых странах

Доля правительств, удовлетворенных сложившимся уровнем рождаемости, снизилась с 53% в 1976 до 37% в 2009 году

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Доля правительств, удовлетворенных сложившимся уровнем рождаемости, снизилась с 53% в 1976 до 37% в 2009 году

Отдел народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН представил очередной обзор правительственных оценок проблем населения и политики, проводимой с целью их решения, по 195 странам мира - World Population Policies 2009. Основные сюжеты - численность населения и ее изменение, возрастная структура населения, рождаемость и планирование семьи, здоровье и смертность, расселение и внутренняя миграция, международная миграция. Доклад основывается на данных, поступивших к 14 декабря 2009 года7.

Важнейшей чертой международных конференций по проблемам населения, проведенных в последние десятилетия под эгидой ООН, было придание особого значения мониторингу реализации принятых на них целей и рекомендаций. Международный мониторинг политики в области населения имеет давнюю историю, восходящую к Всемирному плану действий, одобренному в 1974 году на Всемирной конференции по проблемам населения в Бухаресте. В этом плане действий политика в области населения определялась в широких рамках любого вида социальной и экономической политики и программ, касающихся таких основных компонентов развития населения, как рождаемость, смертность, внутренняя миграция и расселение, а также международная миграция. Двадцать лет спустя на Международной конференции по проблемам населения и развития в Каире 1994 года была принята Программа действий, в которой особо оговаривалась необходимость постоянного мониторинга и оценки достижений в реализации поставленных целей. Задача глобального мониторинга национальных действий в области населения и в том, и в другом случае возлагалась на Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, прежде всего на его Отдел народонаселения. Доклады о выполнении поставленных целей изначально основывались на принципах объективности и недопущения какой-либо пропаганды и носили описательный характер, фокусируясь на аналитических сопоставлениях между странами и регионами в течение определенных периодов времени.

В последнем обзоре излагаются точки зрения правительств 195 стран мира (независимо от того, являются они или нет членами ООН) на проблемы населения в динамике: по состоянию на середину 1970-х, 1980-х и 1990-х годов (что совпадает по времени с международными конференциями, проведенными в Бухаресте, Мехико и Каире) и в 2009 году. Полученная информация сгруппирована по трем компонентам:

  • точка зрения правительств на численность населения страны и тенденции ее изменения, его возрастной состав и территориальное размещение, а также на такие демографические факторы, влияющие на них, как рождаемость, смертность и миграция (вызывает ли современный уровень и тенденции озабоченность правительства; считает ли правительство современный уровень показателей слишком высоким, низким, приемлемым или удовлетворительным);
  • желательность изменений по каждому компоненту (наличие целей - снизить или повысить, или поддерживать на сложившемся уровне);
  • проведение мероприятий с целью изменения рассматриваемых демографических процессов.

Анализ полученной таким образом информации о правительственных оценках проблем населения и политики, проводимой с целью их решения, показывает значительное изменение этих оценок за истекший после 1974 года период, в частности в отношении рождаемости.

Если в 1976 году сложившимся уровнем рождаемости были удовлетворены 53% стран, то в 2009 году – только в 37% (табл. 1).

Таблица 1. Отношение к сложившемуся уровню рождаемости

  

Число стран

В процентах

Слишком низкий

Удовлетво-рительный

Слишком высокий

Всего

Слишком низкий

Удовлетво-рительный

Слишком высокий

Всего

Весь мир

1976

16

79

55

150

11

53

37

100

1986

22

75

67

164

13

46

41

100

1996

28

78

87

193

15

40

45

100

2009

49

72

74

195

25

37

38

100

 

Развитые страны

1976

7

27

0

34

21

79

0

100

1986

9

25

0

34

26

74

0

100

1996

19

28

1

48

40

58

2

100

2009

31

18

0

49

63

37

0

100

 

Развивающиеся страны

1976

9

52

55

116

8

45

47

100

1986

13

50

67

130

10

38

52

100

1996

9

50

86

145

6

34

59

100

2009

18

54

74

146

12

37

51

100

 

Наименее развитые страны

1976

3

26

13

42

7

62

31

100

1986

2

20

26

48

4

42

54

100

1996

0

11

38

49

0

22

78

100

2009

0

7

43

50

0

14

86

100

Неудовлетворенность сложившимся уровнем рождаемости у большинства стран связана со слишком высоким ее уровнем, хотя за последнее десятилетие абсолютное и относительное число таких мнений несколько сократилось (до 38% в 2009 году против 45% в 1996 году) за счет развивающихся стран, добившихся значительного, а подчас и чрезмерного снижения рождаемости. Число и доля стран, правительства которых оценивают сложившийся уровень рождаемости как слишком низкий, напротив, заметно возросло, увеличившись до 25% в 2009 году. Среди развитых стран доля озабоченных слишком низкой рождаемостью возросла до 63%.

Доля государств, озабоченных чрезмерно высокой рождаемостью, неуклонно и быстро возрастает среди наименее развитых стран мира - с 31% в 1976 году до 86% в 2009 году (рис. 14). В группу стран, правительства которых расценивают сложившийся уровень рождаемость как слишком высокий, входит большинство развивающихся стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Эволюция правительственных оценок уровня рождаемости особенно наглядно прослеживается на примере африканских государств: если в 1976 году только треть из них считали сложившийся уровень рождаемости слишком высоким, то в 2009 году - три четверти (однако в 1996 году их доля была несколько выше – 77%). В Латинской Америке доля стран, озабоченных слишком высокой рождаемостью, устойчиво снижалась - с 59% в 1976 году до 30% в 2009 году. Теперь 67% стран этого региона считают сложившийся уровень рождаемости удовлетворительным. В Азии доля стран, обеспокоенных слишком высокой рождаемостью, снижалась с некоторыми колебаниями (46% в 1976 году, 37% в 1986 году, 41% в 1996 году и 34% в 2009 году), а доля озабоченных слишком низкой рождаемостью устойчиво возрастала (с 5% в 1976 году до 30% в 2009 году).

Рисунок 14. Оценка национальными правительствами уровня рождаемости в стране, 1976, 1986, 1996 и 2009 гг., %

В отличие от прошлых лет, когда осознание чрезмерности высокой рождаемости, как правило, не сопровождалось проведением целенаправленной политики по ее снижению, сейчас практически все страны, оценивающие сложившийся уровень рождаемости как слишком высокий, пытаются снизить его.

Если в 1976 году более половины стран мира (52%) проводили политику невмешательства по отношению к уровню рождаемости, то в 2009 году - менее четверти (24%). Среди развивающихся стран доля государств, реализующих мероприятия с целью снижения рождаемости, возросла с 34% в 1976 году до 56% в 1996 году, хотя к 2009 году она несколько уменьшилась, составив 51% (рис. 15). Наиболее выраженной эта тенденция была в наименее развитых странах мира, среди которых доля реализующих политику снижения рождаемости быстро и неуклонно возрастала – с 14% в 1976 году до 76% в 2009 году. Одновременно среди развитых стран росло число государств, проводящих политику повышения рождаемости. Особенно значительно оно увеличилось за последнее десятилетие (с 33% в 1996 году до 55% в 2009 году), когда доля сторонников политики невмешательства сократилось почти вдвое.

Рисунок 15. Направленность политики в отношении уровня рождаемости населения, 1976, 1986, 1996 и 2009 годы, % стран

Одним из наиболее значительных достижений в области политики населения за последние десятилетия стало увеличение числа африканских государств, заявивших о проведении политики, нацеленной на снижение рождаемости. В 1976 году их доля составляла 25%, в 1986 году - 41%, в 1996 году – 68%, а в 2009 году - 70%.

Для снижения уровня рождаемости государства используют множество прямых и косвенных воздействий:

  • интеграцию планирования семьи и безопасного материнства в систему первичного медицинского обслуживания,
  • обеспечение доступности услуг, поддерживающих репродуктивное здоровье,
  • повышение ответственности мужчин в сохранении сексуального и репродуктивного здоровья,
  • повышение законодательно установленного возрастного ценза для вступления в брак,
  • улучшение возможностей для обучения и занятости женщин,
  • изменение общественного мнения относительно предпочтения сыновей по сравнению с дочерьми,
  • обеспечение населения дешевыми, безопасными и эффективными средствами контрацепции.

Обратная проблема устойчивости низкой рождаемости также беспокоит правительства многих стран мира. Если в 1976 году 24% европейских стран (7 из 29) считали сложившийся в их странах уровень рождаемости слишком низким, то в 2009 году – 57% (25 из 47).

Уже к 1967 году в 67 странах были введены различные схемы семейных пособий, как правило, увязанные с числом детей, хотя и неясно, во скольких из них это было сделано с целью повышения рождаемости. Из 49 стран, правительства которых оценивали в 2009 году сложившийся уровень рождаемости как слишком низкий, 43  проводили политику ее повышения. При этом используются целый набор мер:

  • пособия на детей;
  • семейные пособия;
  • предоставление отпусков по уходу за ребенком для матери или отца,
  • субсидии на медицинское обслуживание ребенка;
  • налоговые скидки;
  • жилищные субсидии;
  • гибкий график работы;
  • обеспечение возможностей разделения обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства между супругами, другими членами семьи и сферой услуг.

Большую роль в формировании репродуктивного поведения и сохранении здоровья детей и матерей играет политика по обеспечению доступности средств контрацепции. Непосредственная поддержка государством практики использования контрацепции означает обеспечение услугами планирования семьи через государственные больницы, поликлиники, центры здоровья и т.д. Государственная поддержка практики использования контрацепции осуществляется во все большем числе стран - к 2009 году их доля превысила 92%. В 75% стран мира (146) оказывается непосредственная государственная поддержка, а в 18% стран - косвенная, путем поддержки негосударственных ассоциаций планирования семьи. Только в 13 из 195 стран мира (из них 9 из группы развитых стран) не оказывается никакой поддержки в обеспеченности доступности средств контрацепции, в 1 (также из развитых стран) есть определенные ограничения.

За последние 30 лет все больше развивающихся стран стали оказывать прямую государственную поддержку практике использования средств контрацепции (рис. 20). Даже те государства, которые в недавнем прошлом отличались пронаталистской ориентацией и стремились сохранить или даже увеличить рост населения, постепенно изменили свою позицию и интегрировали семейное планирование и использование средств контрацепции в программы защиты здоровья детей и матерей (Камерун, Камбоджа, Кот-Д' Ивуар, Лаос, Оман, ОАЭ). В Латинской Америке доля стран, в которых осуществляется прямая поддержка обеспечению доступности средств контрацепции, возросла в 2009 году до 91%, в Африке -  до 89%, в Азии – до 83%.

В то же время ряд стран, прежде всего в Европе (Австрия, Дания, Италия, Франция и Швейцария) сократили государственную поддержку распространения средств контрацепции (субсидии и свободный доступ). Возможно, это было реакцией на снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого воспроизводства, или признанием факта, что частный сектор способен обеспечить спрос на средства контрацепции и без государственных субсидий. В результате доля стран, в которых оказывается прямая поддержка обеспечению доступности средств контрацепции, снизилась с более чем половины стран Европы в предшествующие годы до 39% (17 стран) в 2009 году. Таким же стало и число стран, в которых оказывается лишь косвенная поддержка обеспечению доступности средств контрацепции (в 1996 году – 6 стран, или 14%). Аналогичные тенденции прослеживаются также в странах Северной Америки и Океании.

Рисунок 16. Направленность политики в обеспечении доступности средств контрацепции, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., % стран

Растет озабоченность подростковой рождаемостью (в возрасте до 20 лет), мнения относительно которой анализируются начиная с 1990 годов. Если в 1996 году большую озабоченность этой проблемой отметили 46% национальных правительств (59 из 128 стран), то в 2009 году – 58% (110 из 191), а доля правительств, не видящих в рождаемости у подростков никакой проблемы, сократилась, соответственно, с 23% до 10%.

Однако известно, что ранние роды (в возрасте до 18 лет) связаны с более высокой нагрузкой на здоровье женщины и более высоким риском материнской смертности, аномалий развития и смертности детей. В большей степени озабоченность этими проблемами характерна для менее развитых стран (рис. 17), где ранние роды более распространены, а уровень медицинского обслуживания ниже. В 2009 году в число стран, правительства которых выразили большую озабоченность подростковой рождаемостью, вошли США, почти все страны Латинской Америки и Карибского бассейна (94%), большинство стран Африки (63%) и Океании (60%).

Рисунок 17. Оценка национальными правительствами подростковой рождаемости, 1996 и 2007 гг., %

За последнее десятилетие увеличилось и число стран, в которых проводится особая политика или реализуются определенные программы, направленные на решение проблем подростковой рождаемости. Если в 1996 году об этом заявили 60% национальных правительств (76 из 127 стран), то в 2009 году уже 84% (160 из 191). Такие программы обычно сфокусированы на поддержке общественных и негосударственных организаций в налаживании школьного и внешкольного обучения молодежи основам безопасной жизнедеятельности, включая вопросы репродуктивного здоровья. Более широко они распространены в наименее развитых странах мира (рис. 18).

Рисунок 18. Проведение политики, направленной на решение проблемы подростковой рождаемости, 1996 и 2007 гг., %

Источник:
United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
World Population Policies 2009. - http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2009/wpp2009.htm


7 Ранее были представлены обзоры за 2007, 2005 и 2003 годы (World Population Policies 2007. - New York, 2008. - ST/ESA/SER.A/272; World Population Policies 2005. Sales No. E.06.XIII.5 и World Population Policies 2003. Sales No. E.04.XIII.3), а также за 2001 и 1998 годы (National Population Policies 2001. Sales No. E.02.XIII.12 и National Population Policies 1998. Sales No. E.99.XIII.3) и более ранние годы (Global Review and Inventory of Population Policies).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.