|  
            
            
                
           | 
           
            
            
               
                  | 
                Сбережение 
                  народа на фоне депопуляции  | 
                 
                   Над темой номера работал 
                 | 
               
               
                  | 
               
               
                |  
                   Анатолий ВИШНЕВСКИЙ 
                 | 
               
             
            Миграция: в карете прошлого издалека не приедешь 
            Невозможность обеспечить в обозримом будущем положительный 
              естественный прирост населения России, а тем более восполнить за 
              счет внутренних ресурсов значительную убыль трудовых ресурсов в 
              ближайшие годы, резко повышает значение для страны притока людских 
              ресурсов извне, иммиграции. В этом состоит ключевая особенность 
              нынешнего этапа демографического развития России, крайне необычная 
              для нее, ибо на протяжении последнего столетия Россия чаще отдавала 
              население – в «дальнее» или «ближнее» зарубежье, нежели принимала 
              выходцев оттуда. 
            Правда, уже с середины 1970-х годов Россия имела устойчивое 
              положительное сальдо миграции в обмене с бывшими республиками СССР. 
              Однако это была не столько иммиграция, сколько репатриация – возвращение 
              на историческую родину выходцев из России, ранее выезжавших в Казахстан, 
              Среднюю Азию, Закавказье,  или их потомков. Этот процесс ускорился 
              после распада СССР. Регистрируемый миграционный прирост за 1992-2007 
              гг. оценивается в 5,8 млн. человек, но, судя по его этническому 
              составу, это была, в основном, возвратная миграция (рис. 25). 
              
             Рисунок 25. Этнический состав миграционного прироста 
              населения России за 1992-2007 годы  
            Следует, однако, иметь в виду, что основная масса возвратных 
              мигрантов прибывала в 1990-е годы, сейчас этот поток практически 
              иссяк. Обмен населением между Россией и бывшими республиками СССР, 
              интенсивный в советское время, впоследствии резко сократился, вначале 
              в основном за счет выбытия из России, что и обеспечило значительный 
              миграционный прирост ее населения, а затем и за счет прибытий, что 
              привело к снижению миграционного прироста примерно до уровня советского 
              времени (рис. 26). Сейчас мобильные ресурсы «соотечественников», 
              готовых мигрировать в Россию, невелики. Поэтому политика «возвращения 
              соотечественников», сохраняя свой гуманитарный смысл поддержки людей, 
              желающих вернуться на историческую родину, с точки зрения ее вклада 
               в масштабные миграции, которые могут рассматриваться как один 
              из ответов на вызовы депопуляции, не имеет перспективы.  
              
             Рисунок 26. Миграционный обмен между Россией и 
              другими бывшими республиками СССР за три периода одинаковой продолжительности, 
              тыс. человек 
            Кроме регистрируемой, в основном постоянной миграции, 
              есть еще плохо учитываемая временная миграция, в основном трудовая, 
              которая едва ли может рассматриваться в контексте решения демографических 
              проблем России.  
            Между тем, крупномасштабное привлечение иммигрантов 
              в Россию несомненно способно в той или иной степени противодействовать 
              ее демографическому упадку. Это следует хотя бы из того, что миграционный 
              приток компенсировал примерно половину естественной убыли населения 
              России, наблюдавшейся с 1992 года, а в 2009 году даже перекрыл естественную 
              убыль (правда, сильно уменьшившуюся) и обеспечил пусть и небольшой, 
              но прирост населения страны.  
            Однако, учитывая неизбежную перспективу нарастания естественной 
              убыли, нынешних масштабов иммиграции будет недостаточно для ее компенсации 
              - потребуется их значительное увеличение. В частности, рассуждая 
              теоретически, можно было бы попытаться «отремонтировать» российскую 
              возрастную пирамиду и хотя бы частично закрыть провалы в ее нижней 
              части (см. рис. 1) за счет привлечения мигрантов 1990-х годов рождения. 
              Это могло бы стать реальным, хотя и очень нестандартным актом демографической 
              политики, позволяющим заложить более прочное демографическое, да 
              и экономическое  будущее России на много десятилетий вперед. 
              За 1990-1999 годы в России родилось на 9 млн. человек меньше, чем 
               за 1980-1989, и компенсировать столь большую разницу с помощью 
              миграции едва ли возможно. Но возместить хотя бы часть ее можно, 
              и это еще не поздно сделать, поскольку речь идет о поколениях, которые 
              сейчас находятся в возрасте от 10 до 20 лет.  
            Разумеется, решение столь необычной задачи  (в 
              ответ на столь же необычную и опасную ситуацию) предполагает разработку 
              и реализацию очень непростой и достаточно затратной программы, обеспечивающей, 
              помимо всего прочего, минимизацию рисков, неизбежно связанных с 
              приемом большого количества мигрантов. Насколько российское общество 
              и его политическая элита готовы к активным действиям на этом направлении, 
              сказать трудно.  Сейчас в общественном мнении преобладают, 
              скорее, антимигрантские и даже мигрантофобские настроения и предрассудки. 
               Но ставки весьма серьезны, и если это будет осознано, возможно, 
              представители политической элиты рискнут пойти против течения, и 
              общественные настроения изменятся. 
            В определенном смысле, «миграционный ответ» на нарастающую 
              депопуляцию – самый реальный, но в то же время сопряженный с немалыми 
              рисками. Массовая иммиграция, особенно если речь идет о мигрантах 
              из культурно отдаленных стран и регионов,  способна породить 
              множество проблем, связанных со взаимодействием местного и пришлого 
              населения, и стать источником серьезных социальных, этнических, 
              конфессиональных и т.п. конфликтов.  
            Конфликтного развития ситуации можно избежать, если 
              обе стороны проблемы (неизбежность иммиграции и ее выгодность, с 
              одной стороны, и связанные с нею риски, с другой) будут своевременно 
              осознаны и удастся выработать эффективные стратегии и тактику приема 
              крупных масс мигрантов и их интеграции в российский социум.  
            Одним из важных факторов такой интеграции могла бы стать 
              российская система образования. Та же самая причина, которая делает 
              желательным миграционный приток молодежи (провал в нижней части 
              российской возрастной пирамиды), обусловливает избыточность мощностей 
              сложившейся системы учебных заведений, создает проблемы трудоустройства 
              преподавателей и т.д. В результате возникает определенная взаимодополнительность: 
              становящиеся избыточными возможности системы образования могут быть 
              использованы для «перековки» мигрантов, их встраивания в российский 
              социум – обучения их русскому языку, обеспечения их профессиональной 
              подготовки и т.д.  
            Поскольку речь идет об очень сложных социальных процессах, 
              управлять которыми крайне трудно, а большого опыта интеграции мигрантов 
              в России нет, едва ли можно надеяться на то, что проблемы интеграции 
              мигрантов окажутся легкими и будут решены в короткое время. В этих 
              условиях экспертное сообщество обязано предупредить и общество, 
              и власть, что очень многие социальные и политические проблемы, а 
              соответственно, и угрозы внутренней стабильности и национальной 
              безопасности ближайших десятилетий будут связаны именно с иммиграцией. 
              Противодействие этим угрозам (подчеркнем: не самой иммиграции, а 
              связанным с нею угрозам) возможно, но оно требует общественного 
              консенсуса в отношении всей миграционной проблематики, которого 
              пока не существует.  
            Конкретные масштабы миграционного притока, или чистой 
              миграции (иммиграция минус эмиграция) даже на ближайшие одно-два 
              десятилетия прогнозировать трудно, хотя бы потому, что неизвестны 
              нынешние ее объемы, значительная, возможно, большая часть 
              миграционного потока остается в тени. Кроме того, имеется значительный 
              элемент неопределенности, связанный с тем, что потребность в иммиграции 
              в известной степени зависит от того, как будут эволюционировать 
              рождаемость и смертность, а в еще большей мере – от управленческих 
              решений, миграционной политики. Кроме того, пока недостаточно хорошо 
              осознаны различия между постоянной и временной иммиграцией, соотношение 
              между которыми тоже зависит от целей и методов миграционной политики, 
              не выработана долговременная миграционная стратегия.  
            Объективно потребность в миграции задается масштабами 
              убыли всего и трудоспособного населения – и то, и другое будет измеряться 
              многими сотнями тысяч человек в год. Даже если рассматривать в качестве 
              цели миграционной политики полную компенсацию этой убыли, обеспечить 
              прием такого количества людей в качестве постоянных жителей России 
              сейчас едва ли возможно (по разным соображениям). Следовательно, 
              значительную часть иммигрантов должны составлять временные гастарбайтеры, 
              причем часть из них может рассматриваться в качестве кандидатов 
              в постоянные с перспективой получения российского гражданства. Кроме 
              того, сколь либеральной ни была бы политика в отношении иммигрантов, 
              какие-то ограничения на въезд в страну или в праве на работу, какая-то 
              система квотирования неизбежно будут существовать, и какая-то часть 
              желающих будет отсекаться, а часть отсеченных будет пытаться преодолеть 
              возникающие барьеры незаконным путем. В этом смысле нелегальная 
              иммиграция – обязательный спутник легальной. Таким образом, сама 
              иммиграция имеет сложную структуру, что предполагает и достаточно 
              сложную систему регулирования миграционных процессов, установления 
              количественных соотношений между различными категориями мигрантов, 
              их отслеживания и т.п.  
            Сейчас все эти вопросы в России очень слабо изучены, 
              даже задача такого изучения по-настоящему никогда не ставилась, 
              что уже само по себе указывает на недооценку проблемы и связанных 
              с нею угроз. Особо следует отметить, что даже когда миграционные 
              проблемы оказываются в поле зрения исследователей, законодателей 
              или политиков, рассматриваются почти исключительно внутриполитические 
              их аспекты, и совершенно не учитывается глобальная проблема растущего 
              миграционного давления «Юга» на «Север» и роль успешного или неуспешного 
              ответа принимающих стран на этот, по сути, мирный внешний вызов 
               как фактора их международного влияния. 
            Пока вопрос о том, какой вклад может внести иммиграция 
              в ответ на стоящие перед Россией демографические вызовы, остается 
              открытым. Общество как будто выжидает: авось пронесет, и все станет, 
              как раньше, жили без иммиграции, будем и дальше жить. Но как раньше 
              уже не будет, карета прошлого никуда не едет. 
             
              
             
           |