|
Русские в муках ищут свою идентичность, а попадает ..."чужакaм"
Эмиль Паин1
(Опубликовано в журнале "Российская миграция", ноябрь-декабрь
2009 года, №7-8 )
Проблема иммиграции и кипящие вокруг нее страсти чаще
всего являются всего лишь удобной ширмой для большого числа российских
политиков
На фоне растущих глобальных проблем интеграции этнических
и религиозных меньшинств этнополитическая ситуация в России может
показаться, на первый взгляд, вполне типичной для современного мира.
Однако при более внимательном анализе становится заметно, что миграционные
проблемы в России, особенно те их аспекты, которые связаны с межэтническими
отношениями, разительно отличаются от процессов, проявляющихся на
Западе, да и в остальном мире. В чем же эти различия?
Советские люди едут к советским
Наша страна входит в число мировых лидеров по общему объему иммиграции,
однако это весьма специфическая иммиграция: в основном она представляет
собой возвращение этнических русских в Россию. Они составляли более
80% прибывших в Россию в начале 1990-х годов. В 2000-х же их доля
сократилась, но по-прежнему составляет почти 2/3 всех иммигрантов.
Если же русских иммигрантов включить в более широкую группу, рассматривать
вместе с другими народами, исторически связанными с христианством
(армяне, грузины, белорусы, украинцы, молдаване), то окажется, что
эта группа на протяжении всего постсоветского периода составляла
свыше 90% всех иммигрантов.
Представим себе, что подобные иммиграционные потоки наблюдались
бы в Западной Европе. Например, в Голландию приезжали бы преимущественно
этнические голландцы или хотя бы группы, близкие им в конфессиональном
отношении. Можно ли сомневаться, что в этом случае никакого всплеска
антииммигрантских настроений в этой стране не было бы? В России
же подобные настроения растут, несмотря на значительное преобладание
русской составляющей в иммиграционном потоке.
Еще одна особенность иммиграционных потоков в Россию: их объемы
уменьшаются. В начале 2000-х годов объем иммиграции по сравнению
с периодом наивысшего притока иммигрантов в 1993-1994 гг. сократился
почти в 5 раз. Но вот парадокс: именно в условиях спада миграции
наблюдается настоящий бум антимигрантских настроений. В чем же дело?
Важнейшая особенность иммиграции в Россию состоит в том, что культурные
различия между мигрантами и русскими значительно меньше, чем те
различия, которые наблюдаются в Западной Европе, например, между
арабами и французами во Франции или между выходцами из Индонезии
и основной массой голландцев в Нидерландах. В городах России трудно
даже представить себе картинку, привычную для многих городов Западной
Европы: только что прибывший иммигрант с помощью разговорника и
объяснений на пальцах пытается узнать, как пройти на некую штрассе
или стрит. Подавляющее большинство иммигрантов, прибывающих в Россию,
— это выходцы из республик бывшего СССР. Практически все они знают
русский язык в объемах, необходимых для бытового общения, и сохраняют
общесоветскую ментальность. В нашей стране не возникает проблемы
адаптации иммигрантов из стран с авторитарными режимами к демократическому
обществу. Политические режимы во всех странах СНГ типологически
близки; во всяком случае, демократические ценности русскому большинству
свойственны примерно так же мало, как и иммигрантским меньшинствам.
Самую большую группу иммигрантов, прибывающих в Россию из традиционно
исламских регионов, составляют азербайджанцы: их доля с начала 2000-х
годов не опускалась ниже 27% от всего притока. Азербайджанцы этнически
близки к туркам, но давайте сравним стартовые возможности адаптации
турок в Германии и азербайджанцев в России. Даже невооруженным взглядом
видно, что эти возможности просто несопоставимы. Для турок Германия
— это совершенно новый мир, тогда как азербайджанцы около двух веков
находились в составе российской и советской империи, их представители
всегда входили в элиту имперского государства. Большинству азербайджанцев
уже давно присущ скорее европейский, чем азиатский образ жизни,
но главное — они в большинстве своем такие же «совки», как и россияне.
Я далек от того, чтобы отрицать реальную проблему, связанную со
сложностью культурной адаптации иммигрантов к сложившимся культурным
традициям и шире — проблему интеграции мигрантов в российское общество.
Исторически сложилась и пока существует разная культурная дистанция
между русскими и представителями других этнических общностей. По
отношению к народам Кавказа она у русских выше, чем, например, по
отношению к башкирам и татарам, не говоря уже о белорусах и украинцах.
Эти различия отчасти проявляются в иерархии этнофобий, они же предполагают
необходимость неодинаковых усилий для культурного сближения народов.
Особенно сложно адаптироваться в новых условиях выходцам из сельской
местности, которые составляют наибольшую часть иммигрантов из государств
Кавказа и Средней Азии.
Понятно, что в крупнейших городах России в концентрированном виде
проявляются и переплетаются социальные и культурные противоречия
между разными группами населения. Например, немалые культурные дистанции
между русским большинством и иммигрантскими меньшинствами усиливаются
социальными различиями между горожанами и недавними сельскими жителями.
И все же эти социально-культурные контрасты просто несопоставимы
с теми, которые проявляются в странах Западной Европы, особенно
на начальном этапе адаптации иммигрантов, а главное — они значительно
меньше тех контрастов, которые проявлялись еще недавно в Советском
Союзе.
В 1980-х годах в крупных российских городах еще можно было встретить
узбеков в национальных халатах и тюбетейках или грузин с натянутыми
до бровей знаменитыми кепками-аэродромами. Они разительно отличались
от местных жителей, разгуливающих по городу в ватниках и валенках.
При этом объем миграции в Россию жителей бывших союзных республик
в конце 1980-х был вдвое выше, чем приток мигрантов из стран СНГ
в начале 2000-х. По расчетам нашего крупнейшего специалиста по проблеме
миграций Ж. Зайончковской, сделанным на основе анализа государственной
статистики, сальдо миграции в Россию составило за 1989- 1991 годы
910 тыс. человек, тогда как за 2000-2004 гг. - только 397 тыс. чел.
«Сдам квартиру русской семье...»
Сегодня и объемы миграции, и внешние различия между пришлым и местным
населением уменьшились (и те и другие носят американские джинсы),
а вот уровень «негостеприимства» россиян заметно возрос. И причиной
этого стали не столько слабые адаптивные возможности прибывающего
населения, сколько неблагоприятные для них условия принимающей стороны.
Приведу лишь одну из сторон этой проблемы — связанную с арендой
или покупкой жилья иммигрантами. Сотрудники руководимого мною центра
(ЦЭПРИ) проанализировали в 2001-2002 гг. свыше 8 тысяч объявлений
в газетах типа «Из рук в руки», «Все для всех» и др. В результате
выяснилось, что в каждом десятом объявлении о сдаче жилья в аренду
фигурируют пометки «только русским». В отдельных регионах юга России
доля таких объявлений превышает 30%. Анализ же объявлений, вывешиваемых
на улицах, показывает, что в них доля предложений жилья, содержащих
ограничения по этническому или религиозному признаку, еще выше.
Подобные объявления в прессе были бы невозможны ни в одной из стран
Западной Европы и Америки, а если бы появились, то немедленно стали
бы предметом судебного разбирательства с вполне предсказуемым исходом
— как для газет, так и для рекламодателя. В России же такой судебной
практики еще не было, и это обстоятельство делает бытовую дискриминацию
если не законной, то уж, по крайней мере, морально легитимной.
Все это буквально вынуждает многих людей, которые хотели бы снять
жилье, указывать свою национальность — разумеется, если это указание
не станет помехой для достижения поставленной цели. Поэтому из 3717
объявлений о съеме жилья, опубликованных в местных газетах в 2002
г., в 17 % объявлений указывалась национальность претендентов на
жилье. И во всех случаях это было указание на русскую национальность.
Приведу наиболее распространенные формулировки: «для русской семьи»,
«для русского мужчины», «русская женщина снимет квартиру» и т.п.
Представители иммигрантских групп таких объявлений не пишут, они
и без того в основном селятся у «своих», вблизи «своих». В результате
подобной селекции квартиросъемщиков или покупателей жилья формируются
этнически сегрегированные рынки жилья: «свои» сдают жилье своим
же.
Чем меньше у представителей иммигрантских меньшинств возможностей
для интеграции в бытовую сферу вследствие дискриминации при найме
жилья, тем выше их замкнутость, которая, в свою очередь, значительно
усиливает рост ксенофобии о отношению к ним со стороны этнического
большинства. Ныне во многих регионах формируются замкнутые анклавы
расселения эмигрантских меньшинств, в которых архаичные традиции
социальной организации не просто консервируются, но иногда и возрождаются.
Например, в ходе проведенных мною интервью с представителями разных
региональных групп таджиков в Москве, мои собеседники сообщали,
что необходимость групповой консолидации стимулировала возрождение
таких региональных и клановых подгрупп таджиков, которые казались
уже забытыми в самом Таджикистане. Такого рода традиционные структуры
вызывают резко негативную реакцию окружающей социальной среды в
традиционно русских районах России. Растет взаимная отчужденность
коренного населения и иммигрантских групп. И, что самое опасное,
возрастает число насильственных акций против исламских иммигрантов.
Не парижские у нас проблемы
Пока мала вероятность ответа иммигрантов на ухудшающийся психологический
климат их жизни в России бунтами, напоминающими события 2005 г.
в арабских кварталах Парижа. Иммигрантские группы слабо консолидированы,
и даже те кварталы российских городов, в которых статистическим
большинством стали представители иммигрантских групп, пока не превратились,
к счастью, в замкнутые культурные миры со своей однородной культурной
инфраструктурой и символикой. Скажем, в Москве, в отличие от Парижа,
нет исламских кварталов, формирующихся вокруг мечети.
Зато в России есть высокая вероятность таких форм сопротивления
исламских иммигрантов, какие отсутствуют в большинстве стран Западной
Европы. Речь идет о включении иммигрантских групп в сложившиеся
структуры вооруженного сопротивления властям, которые сформировались
в районах традиционного расселения мусульман в России. На сайтах
радикально-исламистских организаций все чаще мелькают программные
тексты, из которых видно, что наибольшую надежду на расширение своих
рядов функционеры таких организаций связывают с притоком в них
представителей иммигрантских групп. При этом как раз у иммигрантских
групп наблюдаются процессы, маловероятные на их родине, а именно
— формирование религиозных сообществ, объединяющих на основе нетрадиционых
форм ислама представителей как сунитской, так и шиитской его ветвей.
Это вдохновляет лидеров радикальных фундаменталистских организаций.
Так, идеолог партии «Исламский конгресс» пишет: «Да, конечно, мусульманская
умма (община) сегодня расколота на множество мелких общин — джамаатов,
вирдов самого различного толка. Но при этом есть немало и объединительных
тенденций, и основной из них является тот колоссальный прессинг,
который испытывают на себе сегодня все мусульмане, независимо от
национальной принадлежности или оттого, какого направления в Исламе
они придерживаются». И эти надежды становятся все более обоснованными
по мере роста популярности лозунга «Россия для русских», убийств
мигрантов на улицах российских городов, их дискриминации в различных
сферах.
Итак, в отличие от Западной Европы, где проблемы иммигрантов в
основном связаны с огромными культурными различиями между ними и
коренным населением, а также со слабой готовностью иммигрантов адаптироваться
к культурным и социально-политическим условиям принимающих их стран,
в России преобладает противоположная проблема: неготовность принимающей
стороны интегрировать иммигрантов.
Интеграция — процесс двусторонний
В Западной Европе проблема меньшинств ныне практически полностью
связана с иммиграцией, прежде всего — с исламской иммиграцией. В
Германии наибольшие проблемы возникают с интеграцией турецкого меньшинства,
во Франции — с интеграцией арабов, в Голландии — мусульман индонезийского
происхождения, а также выходцев из стран Ближнего Востока. В Англии
все острее проявляется проблема интеграции мусульман — иммигрантов
из многих стран, входивших некогда в состав Британской империи.
Главным образом за счет иммиграции доля мусульман в Западной Европе
возросла за последние полвека более чем в три раза и составила к
началу XXI века во Франции — 7,5%, в Голландии — 6,2% , в Германии
— 3,6% , в Англии — 2,5%.
В США проблема интеграции меньшинств в последние годы почти целиком
связана с недавними иммигрантами, прибывшими большей частью из стран
Латинской Америки.
Совершенно иная ситуация в России, где иммиграционная составляющая
играет далеко не первостепенную роль в нынешнем цикле обострения
межкультурных отношений. В нашей стране более 90% этнических и конфессиональных
меньшинств — это представители аборигенного населения, потомки тех
этнических и религиозных сообществ, которые были включены в состав
Российской империи в XVI -XIX вв. в результате колонизации Поволжья,
Сибири, Северного Кавказа и др. Это обстоятельство обусловливает
специфику требований меньшинств в России, которые выступают не
только за равенство прав, но и добиваются национального самоопределения
в границах исторически сложившихся этнических территорий, вплоть
до требований отделения.
Еще существеннее то, что бурный рост национального самосознания
ныне демонстрирует и этническое большинство — русские. Да иначе
и быть не могло — этничность как феномен основана прежде всего на
соотнесении своей группы с иными: «Мы» и «Они». Знаменитая формула
К. Маркса о человеке Петре, который познает себя, вглядываясь как
в зеркало в человека Павла, является прекрасной метафорой процесса
этнического пробуждения и полностью соответствует современной конструктивистской
методологии. Жесткое противостояние образов «Мы» — «Они» характерно
лишь для традиционалистского, мифологизированного сознания, но именно
оно и усиливается в периоды так называемой «травматической трансформации».
Например, после распада государств, после крутых перемен в политическом
строе и экономическом режиме. В условиях распада империи первыми
пробуждаются и консолидируются именно меньшинства, особенно компактно
расселенные, а за ними следует большинство. Рост этнического самосознания
русских, отмечаемый большинством исследователей после распада СССР,
наступил позже, чем у других этнических сообществ России, — в конце
1990-х, но процесс этот протекает чрезвычайно быстро. При этом этническое
большинство демонстрирует больший уровень этнической тревожности,
чем меньшинства. С начала 2000-х гг. среди русских доля людей, ощущающих
ту или иную угрозу себе со стороны представителей других народов,
живущих в России, почти в два раза выше, чем у других этнических
групп, опрошенных сотрудниками Левада-центра. Это поразительно,
поскольку этническое большинство, как правило, проявляет меньшую
этническую озабоченность, чем меньшинства, — это доказано многочисленными
исследованиями, проведенными в разных странах мира, да и в Советском
Союзе.
Кондопога: мигрантов вспоминали зря
Переменами в массовом сознании россиян во многом объясняется нынешний
взрыв межэтнической напряженности в России. В периоды бурного роста
этнического самосознания этнически окрашивается весь комплекс повседневных
проблем человека: социальная поляризация, преступность, нереализованная
гражданская активность и др. Для возбужденного массового сознания
иммигранты выступают лишь в качестве одного из объектов этнической
нетерпимости, зачастую — мнимого или вымышленного, События в Кондопоге
и особенно освещение этих событий подтверждают этот вывод.
Так, публицист Владимир Можегов посвятил свою восторженную оду
тому, как «горячие карельские парни вздрогнули, встряхнулись, сомкнули
ряды и сквозь жирные, склизкие слои собственной лени, коррумпированного
чиновничества и продажной ментовни протянули мозолистую рабочую
руку и схватили шакала за горло». Оставляю на совести и ответственности
автора его характеристики этнических групп и привожу их только для
того, чтобы показать один из приемов мифотворчества. С первых же
строк этого текста становится понятным, кого певец погрома называет
«шакалом». Это мигранты-чеченцы, которые, по мнению автора, «в силу
своих национальных особенностей и хищной природы являются идеальным
для России лакмусом, обнажая перед нами наши собственные проблемы».
А вот кто такие «горячие карельские парни», которыми восторгается
автор, поначалу понять сложнее. В Карелии настоящие «карельские
парни», представители коренной этнической общности, составляют 10%
населения, а в Кондопоге — и того меньше. Кстати, среди участников
этнического погрома таковых вообще не было. Только в середине этого
опуса наступает прояснение: оказывается, «карельскими парнями» автор
называет вовсе не карелов, а русских парней. Думаю, что этот «маскарад»
— просто политический прием, подлог, без которого автору не обойтись.
Как же иначе он мог бы обосновывать «справедливость» гнева коренного
народа против мигрантов, если русские в этом городе — такие же пришлые
(большей частью после 1960-х гг.), как и чеченцы. Замечу, что чеченцы
в России не могут быть названы иммигрантами, т.е. выходцами из других
государств. Однако же именно после событий в Кондопоге, как прямой
ответ на них, Государственная дума принимает решение об ужесточении
миграционного законодательства в части борьбы с нелегальной иммиграцией.
Один подлог рождает другой.
Объект ксенофобии — не мигранты, а любые «другие»
Дело в том, что проблема иммиграции во многих отношениях является
удобной ширмой для большого числа российских политиков. Законодатели
могут с ее помощью имитировать активность в сфере национальной политики,
не опасаясь упреков со стороны своих коллег из российских республик,
например Чеченской («мы же не о вас говорим, а всего лишь об иммигрантах»).
Для исполнительной власти проблема иммиграции — это способ списать
свои промахи в национальной политике на глобальные закономерности,
на которые она списывает и расползание вооруженного экстремизма
на Северном Кавказе — объясняя его происками международного терроризма.
Для откровенных ксенофобов эта проблема — удобный способ открыто
выражать свои расистские взгляды, прикрываясь вполне легитимной
целью. Якобы это борьба с нелегальной миграцией. Между тем социологические
исследования, проведенные разными научными коллективами, показывают,
что в современной России вовсе не мигранты являются основным объектом
ксенофобии.
Вот уже свыше десяти лет более половины опрошенных россиян проявляют
крайний негативизм по отношению к чеченцам — давним и коренным жителям
России. Следующими по уровню негативного восприятия стоят представители
всех других народов Кавказа. И здесь незаметно особых различий между
отношением к иммигрантам и отношением к гражданам России из числа
тех народов, которые веками жили на территории России. Доля лиц
с преобладанием негативных оценок по отношению к этой группе за
последние десять лет не опускалась ниже 27%, а в отдельные годы
доходила до 45% от числа опрошенных. Устойчиво 20-22% опрошенных
считают «чужими» представителей народов Средней Азии, среди которых
в России, действительно, преобладают иммигранты. Но ненамного ниже
доля респондентов (в отдельные годы она доходила до 18%), которая
относит к числу «чужих» и представителей самых что ни на есть коренных
народов России — башкир и татар. В то же время иммигрантов из числа
этнически родственных русским народов — белорусов и украинцев —
большинство опрошенных считают «почти своими».
Пока что этнические диспозиции для россиян куда более значимы,
чем различия между местными и пришлыми, и это объяснимо. Население
России пытается преодолеть так называемый «кризис идентичности»,
заменяя реальность мифологией. Почти весь комплекс проблем приобретает
этнические или религиозные окраски. В этих условиях иммигранты выступают
всего лишь как яркая и самая наглядная ипостась образа «чужого».
Так бывает проще всего объяснить вполне реальные и очень непростые
проблемы. Людей, особенно жителей крупных городов, волнует нарастающий
дефицит жилья, и тут им весьма кстати подсовывают понятное объяснение:
«да это пришлые все скупают». Волнует рост преступности - «так это
мигранты ее с собой привезли». Замучила невесть откуда взявшаяся
коррупция - и этот спрос легко утолит шустрый поэт-публицист, который
красочно, в картинках и виршах, объяснит вам, кому служит коррумпированное
чиновничество и «продажная ментовня», да еще и укажет горло, которое
нужно схватить мозолистой рукой.
1 Эмиль Абрамович
Паин - доктор политологических наук, профессор, генеральный директор
Центра этнополитических и региональных исследований
|