|
 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ
СТРАН
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЫ
Сборник научных трудов
2009 Выпуск 2
М., ИНИОН, 2009, 210 страниц
|
В рамках системы охраны материнства и детства
в странах ЕС осуществляются как минимум следующие мероприятия:
1) медицинское обслуживание женщин в период беременности,
родов и послеродовой период; 2) предоставление декретного
отпуска и его оплата; 3) наблюдение за новорожденным и здоровьем
детей младшего возраста; 4) выплата основных (базовых) и дополнительных
пособий на детей; 5) предоставление родительского отпуска
для воспитания детей; 6) ссуды и налоговые льготы для приобретения
или аренды жилья и некоторые другие дотации. В девяти странах
ЕС охрана материнства охватывает все женское население (в
Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии,
Португалии, Финляндии и Швеции). В других странах ЕС - только
застрахованных женщин, как работающих, так и иждивенцев застрахованных
работников; они получают семейные пособия.
Самым распространенным и значимым для населения стран Западной
Европы является декретный отпуск роженице, его продолжительность
и размер оплаты. Затем к этому пособию добавляется ряд других
форм поддержки семей. Самая высокая продолжительность декретного
отпуска отмечена в Швеции (64 недели), Норвегии (53 недели),
Дании (30 недель) и в Италии (21 неделя). Наиболее короткий
отпуск по беременности на сегодня зафиксирован в Германии,
Бельгии (14 недель) и в Финляндии (15 недель). В большинстве
стран ЕС этот показатель находится в пределах 16-18 недель.
Стр. 18-19.
Условия предоставления родительского отпуска и его основные
черты, страны ЕС, США и Япония (стр. 27-29)
Страны
|
Условие в виде стажа работы
|
Продолжи-тельность отпуска
|
Период предоста-вления отпуска
|
Возмо-жность работы неполное время
|
Возмо-жность разбить отпуск на части
|
Оплата отпуска (на 2003 г.)
|
Австрия*
|
Отсутствует
|
104 недели
|
До четвертой годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Нет
|
14,5-20,5 евро в день
|
Бельгия*
|
12 месяцев непрерывного стажа
|
260 недель
|
В течение все работы
|
Есть
|
Есть
|
Одноразовая выплата наемному лицу
|
Германия*
|
Четыре недели у одного предпринимателя
|
До третьей годовщины рождения ребенка
|
До третьей годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Есть
|
При 12 месяцах отпуска по 460 евро,
при 24 месяцах -307 евро
|
Греция*
|
12 месяцев непрерывного стажа
|
13 недель
|
2,3 года со дня рождения ребенка
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Дания*
|
1) В некоторых случаях отсутствует
|
10 недель
|
За отпуском по материнству
|
Нет
|
Нет
|
60% пособия по безработице
|
|
2) В других 120 часов непрерывного
стажа за 3 месяца
|
26 недель
|
До девятой годовщины рождения ребенка
|
Нет
|
Есть
|
60% пособия по безработице
|
Испания*
|
Отсутствует
|
До первой годовщины рождения ребенка
|
До первой годовщины рождения ребенка
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Италия*
|
Отсутствует
|
26 недель
|
Между четвертым и десятым месяцами
после рождения ребенка
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нидерланды*
|
12 месяцев непрерывного стажа
|
Три месяца
|
До шестой годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Норвегия
|
Отсутствует
|
42-52 недели по выбору родителей
|
До первой годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Нет
|
80% заработка за 52 недели или 100%
за 42 недели
|
Португалия
|
Шесть месяцев
|
26 недель
|
После отпуска по материнству
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Финляндия*
|
Отсутствует
|
1) 26 недель
|
1) За отпуском по материнству
|
Нет
|
Есть
|
|
2) От окончания первого отпуска до
третьей годовщины рождения ребенка
|
2) После окончания декретного отпуска
до третьей годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Франция*
|
12 месяцев непрерывного стажа
|
До третьей годовщины рождения ребенка
|
До третьей годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Нет
|
Единовременная сумма в отношении второго
ребенка: 495 евро
|
Швеция*
|
6 месяцев
|
18 месяцев
|
18 месяцев
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
США Справочно
|
12 месяцев стажа и 1250 часов работы
у одного работодателя в течение 12 месяцев, непосредственно
предшествовавших отпуску
|
12 недель
|
До первой годовщины рождения ребенка
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Япония
Справочно
|
Отсутствует
|
До первой годовщины рождения ребенка
|
До первой годовщины рождения ребенка
|
Нет
|
Нет
|
25% заработка при условии длительного
стажа работы
|
* означает, что данные по странам ЕС должны быть скорректированы,
учитывая требования директив Евросоюза, а именно: они должны
учитывать следующие правила: а) минимальный период отпуска
равен трем неделям; б) право на него имеют и мужчины, и
женщины; в) те, кто взял отпуск, защищены от увольнения,
а по окончании отпуска они должны получить ту же или равноценную
работу с сохранением приобретенных прав.
Размер социальных расходов по пяти подсистемам
государственной системы социальной защиты граждан стран ЕС-15,1990-2004
гг. (в %) (стр. 185)
Страны ЕС-15
|
Распределение средств госфонда социальной защиты
между пятью его подсистемами (в %)
|
пенсии по старости и по случаю смерти кормильца
|
здравоохранение, медобслуживание, оплата больничных
листов и пенсий по инвалидности
|
пособия по безработице
|
семейные и детские пособия
|
социальная помощь, пособие на жизнь и на обеспечение
минимального дохода
|
1990
г.
|
2004
г.
|
1990
г.
|
200
4 г.
|
1990
г.
|
2004
г.
|
1990
г.
|
2004
г.
|
1990
г.
|
2004
г.
|
Австрия
|
50,1
|
48,2
|
33,1
|
33,3
|
4,6
|
6
|
4,6
|
6
|
1,8
|
1,8
|
Бельгия
|
41,8
|
44,1
|
33,6
|
34,5
|
13,4
|
12,5
|
9,2
|
7,1
|
2
|
1,8
|
Великобри-тания
|
45,3
|
44,6
|
33,2
|
39,6
|
5,9
|
2,6
|
9
|
6,7
|
6,7
|
6,4
|
Дания
|
36,7
|
37,2
|
30,1
|
34,5
|
15,4
|
9,5
|
11,9
|
13
|
6
|
5,8
|
Iермания
|
45,8
|
43,5
|
38
|
34,9
|
6
|
8,9
|
7,9
|
10,5
|
2,7
|
2,5
|
Греция
|
51,7
|
50,9
|
33,2
|
31,5
|
4,1
|
5,9
|
7,5
|
6,9
|
3,4
|
4,7
|
Ирландия
|
30,4
|
23,3
|
38,4
|
47,4
|
14,8
|
8,3
|
11,3
|
15,5
|
5,1
|
5,5
|
Испания
|
42,9
|
43,7
|
36,6
|
38,3
|
18
|
12,9
|
1,7
|
3,5
|
0,9
|
1,7
|
Италия
|
57,6
|
61,3
|
35,2
|
32
|
2,7
|
2
|
4,4
|
4,4
|
0,1
|
0,3
|
Люксембург
|
46,7
|
36,5
|
38,4
|
38,5
|
2,8
|
4,7
|
10,8
|
17,4
|
1,3
|
2,9
|
Нидерланды
|
37,4
|
41,6
|
44,7
|
41,3
|
8,3
|
6,3
|
5,6
|
4,8
|
3,9
|
6
|
Португалия
|
41,9
|
47,2
|
47,4
|
40,8
|
3,4
|
3,1
|
7
|
5,3
|
0,4
|
1
|
Финляндия
|
33,8
|
36,9
|
44
|
38,7
|
6,1
|
6,2
|
13,5
|
11,5
|
2,6
|
3,1
|
Франция
|
42,7
|
43,6
|
34,6
|
35,8
|
8,7
|
7,8
|
10,2
|
8,5
|
3,7
|
4,4
|
Швеция
|
н/д
|
40,1
|
н/д
|
40,2
|
н/д
|
6,1
|
н/д
|
9,6
|
н/д
|
4,5
|
Средний показатель по ЕС-15
|
45,9
|
45,7
|
36,1
|
36,3
|
7,3
|
6,5
|
7,7
|
7,8
|
3
|
3,5
|
Денежные размеры льгот для детей в странах ЕС-27
(в евро) (стр. 202-203)
Льготы на детей
|
Первый ребенок
|
Второй ребенок
|
Третий ребенок
|
Четвертый ребенок
|
Лимит доходов
|
Люксембург
|
216
|
255
|
362
|
392
|
Не ограничен
|
Германия
|
154
|
154
|
154
|
179
|
Не ограничен
|
Ирландия
|
150
|
150
|
185
|
185
|
Не ограничен
|
Бельгия
|
93
|
181
|
258
|
258
|
Не ограничен
|
Австрия
|
129
|
142
|
229
|
191
|
Не ограничен
|
Дания
|
125
|
125
|
125
|
125
|
Не ограничен
|
Швеция
|
116
|
127
|
155
|
211
|
Не ограничен
|
Финляндия
|
100
|
111
|
131
|
152
|
Не ограничен
|
Великобритания
|
112
|
75
|
75
|
75
|
Не ограничен
|
Нидерланды
|
77
|
77
|
77
|
77
|
Не ограничен
|
Франция
|
|
139
|
217
|
238
|
Не ограничен (после 1-го ребенка)
|
Венгрия
|
47
|
55
|
75
|
59
|
Не ограничен
|
Кипр
|
37
|
50
|
161
|
227
|
Не ограничен
|
Литва
|
25
|
25
|
34
|
20
|
Не ограничен
|
Румыния
|
24
|
25
|
27
|
20
|
Не ограничен
|
Эстония
|
19
|
19
|
19
|
19
|
Не ограничен
|
Греция
|
0
|
25
|
55
|
67
|
Не ограничен
|
Словакия
|
16
|
16
|
16
|
16
|
Не ограничен
|
Латвия
|
11
|
14
|
18
|
21
|
Не ограничен
|
Италия
|
74
|
72
|
72
|
72
|
67 тыс. евро в год
|
Португалия
|
20
|
20
|
20
|
20
|
26,3 тыс. евро в год
|
Мальта
|
34
|
50
|
65
|
61
|
23 923 тыс. евро в год
|
Словения
|
26
|
31
|
36
|
36
|
14 399 евро в год
|
Чехия
|
18
|
19
|
19
|
19
|
11 400 евро в год
|
Испания
|
24
|
24
|
24
|
24
|
11 000 евро в год
|
Польша
|
16
|
16
|
16
|
16
|
4752 евро в год
|
Болгария
|
11
|
12
|
12
|
12
|
12
|
|
Очередной сборник, издающийся Центром научно-информационных.
исследований глобальных и региональных. проблем Отдела Западной
Европы и Америки ИНИОН РАН, посвящен анализу эволюции семейной политики
в странах Западной Европы за последние 10-15 лет и является продолжением
исследования этой темы, начатой ИНИОН РАН в 1996 г. на примере стран
ЕС-15 и США. Потребность в таком сборнике продиктована актуальностью
рассматриваемых проблем для России, которая приступила к проведению
крупномасштабных реформ, направленных на кардинальное улучшение
демографической ситуации в стране. При этом, как нам кажется, опыт
промышленно развитых стран (ПРС) может быть учтен и в определенной
степени использован при проведении российских реформ. Анализируются
современное состояние семейной политики в ведущих странах Западной
Европы, основные тенденции в данной области, обусловленные процессами
депопуляции и старения коренного населения, а также притоком большого
числа иммигрантов. Рассматривается и семейная политика России.
Сборник предназначен для исследователей, высшей школы,
преподавателей, государственных и неправительственных организаций,
а также других, интересующихся данными проблемами.
Содержание
Об авторах
От редакции
Хижный Э.К., Гусаров Ю.А.
Эволюция государственной семейной политики ведущих стран Западной
Европы в конце ХХ - начале XXI в.
Хижный Э.К.
Теневая экономика стран Западной Европы как инструмент поддержки
семей с детьми и пожилыми родителями
Гуничев П.В.
Семейная политика Франции
Зубченко Л.А.
Семейная политика в Великобритании
Капранова Л.Д.
Некоторые особенности семейной политики в Германии
Погорельская С.В.
Политика поддержки семей с детьми и пожилыми домочадцами в Италии
Хижный Э.К.
Семейная политика России (Обзор)
Жирнов О.А.
Статистическое приложение
Приложение 2. Доклад об эволюции семьи в Европе
(Перевод с английского языка - А.А. Пауль)
|