|
Вильгельм Райх о Г.А. Баткисе
"В соответствии с общей тенденцией к упрощению
жизни, характерной для советской системы, расторжение принудительного
брака было чрезвычайно облегчено. Сексуальный союз, который все
еще назывался "брачным", можно было столь же легко расторгнуть,
как и заключить. При этом решающее значение имело только "свободно
выраженное согласие" партнеров. Никто не мог принудить другого
вступить в связь, если это противоречило его "свободной воле".
Вопрос об отношениях между партнерами больше не решало государство.
Сохранение или расторжение этих отношений зависело только от решения
самих партнеров. Стало бессмысленным требовать причин для развода.
Если один из партнеров хотел выйти из сексуального сообщества, он
не был обязан обосновывать свой шаг. Директор института социальной
гигиены в Москве Баткис писал, что брак и его расторжение стали
исключительно частным делом, а "принцип задолженности",
или "расстройства", - "абсолютно чуждым" советскому
закону".
Вильгельм Райх. Сексуальная революция.
Пер. с нем. СПб -М.: "Университетская книга", ACT, 1997,
с. 221.
Противоречие между природой и культурой должно быть
устранено, природа должна быть согласована с культурой". Это
правильные революционные взгляды. Но при первой же попытке практического
решения этих вопросов старое проглядывало в форме антисексуальных,
морализаторских воззрений.
Вот, например, что писал директор института социальной
гигиены в Москве Баткис в своей брошюре "Сексуальная революция
в Советском Союзе":
"Момент эротики, сексуализма играл во время революции
лишь подчиненную роль, так как молодежь была полностью захвачена
революционным настроением и жила только ради великих идей. Когда
же пришли спокойные времена строительства, начались опасения, что
теперь молодежь охлаждено и трезво, как в 1905 г., двинется по пути
неограниченной эротики...
На основе опыта, накопленного в Советском Союзе, я утверждаю,
что женщина, так как она пережила социальное освобождение и познакомилась
с общественной работой, испытала в это время перехода от "бабы"
к человеку определенное сексуальное охлаждение. Сексуальность в
ней вытеснена, даже если только на какое-то время.
...Задачей сексуальной педагогики в Советском Союзе
является воспитание здоровых людей, граждан будущего общества в
полном согласии между естественными влечениями и великими социальными
задачами, ожидающими их. Ориентирами в такой деятельности должны
были бы стать содействие всем творческим, созидательным элементам,
таящимся в естественных влечениях, и устранение всего, что могло
бы быть во вред развитию личности члена коллектива.
...Свободная любовь в Советском Союзе - это не какое-то
необузданное дикое прожигание жизни, а идеальная связь двух свободных
людей, любящих друг друга в условиях независимости".
Как видно, даже Баткис, занимающий, как правило, четкую
позицию, несмотря на правильные исходные посылки, не идет дальше
лозунгов.
Сексуальность молодежи характеризуется как "сексуализм",
сексуальная проблема называется "моментом эротики". Успокаивали
себя, констатируя, что женщины переживают "определенное сексуальное
охлаждение" и что они стали из "баб" людьми. Считается,
что должно быть устранено все, что могло бы повредить "личности"
(имеется в виду, конечно, сексуальность), а "необузданное дикое
прожигание жизни" противопоставляется "идеальной"
связи "двух сво-бодных людей, любящих друг друга в условиях
независимости"".
Вильгельм Райх. Сексуальная революция.
Пер. с нем. СПб -М.: "Университетская книга", ACT, 1997,
с. 240 - 241.
|