Rambler's Top100

№ 397 - 398
9 - 22 ноября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

Занятость женщин в возрасте от 25 до 49 лет в ЕС-27 растет, при этом почти 30% из них заняты неполное время

Родительские отпуска по уходу за детьми младшего возраста: расширение возможностей

К 2010 году услугами учреждений по уходу и воспитанию должны быть обеспечены не менее 90% дошкольников 3 лет и старше и не менее 33% детей младше 3 лет

Индивидуальными формами воспитания охвачено 29% детей до 3 лет и 26% детей старше 3 лет

Чаще всего услугами образовательных учреждений и профессиональных нянь пользуется семьи, в которых экономически заняты оба родителя

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

К 2010 году услугами учреждений по уходу и воспитанию должны быть обеспечены не менее 90% дошкольников 3 лет и старше и не менее 33% детей младше 3 лет

Система воспитания и ухода за детьми младшего возраста существенно различается по европейским странам. Во-первых, расходятся мнения об оптимальном возрасте начала социализации детей, а, во-вторых, обязанности по воспитанию детей по-разному распределяются между семьей, государственным и частным сектором услуг.

Что касается воспитания детей младшего возраста, то в помощь родителям и семье в странах ЕС обычно используется двойственная система:

  • система коллективного воспитания (детские ясли и сады разного типа), которая располагает специальными помещениями (государственными или частными) для приема детей и штатом профессионально обученных кадров, занимающихся с детьми в течение дня;
  • профессиональные няни, которые присматривают за детьми и занимаются с ними на дому.

Кроме того, в большинстве стран выделяют два периода дошкольного воспитания и образования. На первом из них речь идет в большей степени о присмотре и уходе (от рождения до трех лет), а на втором, более позднем (от трех лет до возраста начала обучения по программе обязательного школьного образования) более существенным становится образовательный компонент воспитания.

Совет Европы, собравшийся в марте 2002 года в Барселоне2, выдвинул улучшение обеспечения услугами воспитания и ухода за детьми как один из важнейших инструментов политики обеспечения полной занятости в ЕС. Тем самым была признана необходимость развития системы государственного и частного дошкольного образования для повышения уровня экономической занятости женщин. Помимо этого, доступность и высокое качество услуг дошкольного образования имеют первостепенное значение для обеспечения социальной включенности всех уязвимых групп населения.

В качестве целевых установок было принято две:

  • обеспечение к 2010 году услугами дошкольного образования не менее 90% дошкольников старше трех лет (то есть от трех лет до возраста начала обучения по программе обязательного образования, который отличается по странам);
  • не менее 33% детей в возрасте до трех лет.

В европейской системе дошкольного воспитания и образования можно выделить три типа образовательных структур по возрасту детей и образовательному компоненту.

К первому типу относится широкий круг заведений и форм присмотра за детьми младшего возраста (до трех лет), которые позволяют родителям работать. Это различные центры дневного пребывания для детей младшего возраста, игровые группы и ясли, основной функцией которых является именно присмотр, а не образование. Они могут быть преимущественно частными, но финансироваться за счет государственных и частных средств (Чехия, Ирландия, Нидерланды, Австрия, Польша, Португалия, Великобритания и Швейцария), или премущественно государственными и по финансированию, и по управлению (остальные страны).

Ко второму типу относятся учреждения дошкольного образования (детские сады разного типа), предназначенные для детей в возрасте от трех лет до возраста начала обучения по программе обязательного школьного образования.

К третьему типу относятся школы, входящие в систему образовательных учреждений.

Венгрия, Нидерланды и Великобритания выделяются самым низким законодательно установленным возрастом начала обязательного обучения – в этих странах дети в пять лет приступают к обучению по программе, подготавливающей к начальному образования.

В большинстве европейских стран возраст начала обязательного образования совпадает с началом обучения по программе начального образования (обычно с шести лет). Это относится также к скандинавским странам и Польше, но в возрасте 7 лет. В Великобритании, Ирландии и Нидерландах начальная школа принимает детей с 4-х лет, однако возраст начала обучения по обязательной образовательной программе составляет в Ирландии 6 лет, а в Великобритании и Нидерландах, как уже говорилось, 5 лет.

Источником сопоставимой информации о пользовании услугами по воспитанию и уходу за детьми младшего возраста могут служить выборочные обследования доходов и условий проживания (EU-SILC3).

В 2006 году в целом по ЕС-25 (без Болгарии и Румынии, присоединившихся к ЕС в 2007 году) около 26% детей в возрасте до 3 лет пользовались услугами по уходу и воспитанию, предоставляемыми учреждениями дошкольного образования, хотя бы час в неделю (рис. 6). Среди дошкольников в возрасте 3 года и старше услугами по воспитанию и образованию (преимущественно в детских садах и других учреждениях дошкольного образования) - около 84%, а среди школьников младшего возраста (до 12 лет) – практически все 100%.

Охват услугами специализированных учреждений по уходу и воспитанию детей в возрасте до 3 лет варьируется в очень широких пределах:  от 73% в Дании, 45% в Нидерландах и 40% в Бельгии до менее, чем 5% в Чехии, Польше, Литве и Австрии.

Среди дошкольников 3 лет и старше он превышает 90% в восьми странах, оставаясь самым низким (28%), как и по младшей группе, в Польше.

Рисунок 6. Охват детей дошкольного возраста услугами по уходу и воспитанию*, 2006 год, %

*Учр. –услуги, предоставляемые учреждениями дошкольного образования (яслями, детскии садами, центрами дневного пребывания и т.п.); Дом. – на дому у ребенка или человека, присматривающего за ребенком

Что касается оказания услуг по присмотру и воспитанию на дому (на платной основе – профессиональными нянями или бесплатно – бабушками, дедушками, другими родственниками, соседями), то их получали в течение хотя бы одного часа в неделю 29% детей в возрасте до 3 лет в среднем по ЕС-25. Более низкие показатели характерны для скандинавских стран, в которых обычно хорошо развиты институциональные формы воспитания и присмотра за самыми маленькими детьми, а наиболее высокие - в странах Южной и Восточной Европы, где такие формы развиты меньше, но больше сложных многопоколенных семей, в которых проще обеспечить присмотр за детьми. При этом формальные и неформальные типы воспитания и присмотра за самыми маленькими могут сочетаться, дополняя друг друга.

Дополнительность неформальных форм присмотра и воспитания хорошо видна по показателям группы дошкольников 3 лет и старше, среди которых, в среднем по ЕС-25, 84% пользуются услугами специализированных учреждений дошкольного образования и 26% - неформальными услугами по присмотру и воспитанию на дому. В меньшей степени такие неформальные услуги распространены в Швеции и Финляндии, в которых хорошо развита сеть дошкольных учреждений, а более всего – опять же в странах Южной и Восточной Европы.

Данные обследования EU-SILC позволяют выделить группу детей пользующихся услугами учреждений дошкольного воспитания и образования полное (в среднем не менее 30 часов в неделю) и неполное время (от 1 часа до 29 часов в неделю).

По группе детей самого младшего возраста – до 3 лет – по большинству стран ЕС прослеживается явное предпочтение пользования услугами заведений дошкольного воспитания неполное время (рис. 7). Особенно это распространено в странах, в которых имеются возможности использования более гибких условий занятости (в Великобритании, Ирландии и Нидерландах). В тех странах, где таких возможностей меньше, дети в возрасте до 3 лет чаще проводят в учреждениях дошкольного воспитания и образования по 30 часов в неделю и более (в Дании, Португалии, Словении, Финлядии и Исландии).

Пребывание в учреждениях дошкольного образования неполное время среди дошкольников 3 лет и старше, так же, как и среди самых маленьких, наиболее широко распространено в Великобритании, Ирландии и Нидерландах, а кроме того, в Австрии и Германии, где относительно широко распространена частичная занятость.

Рисунок 7. Пользование специализированными  услугами по уходу за детьми дошкольного возраста полное и неполное время, 2006 год, % детей соответствующего возраста

Во Франции, Греции, на Кипре и на Мальте дошкольники также чаще пребывают в дошкольных учреждениях неполное время, но значительная часть детей проводит в них по 30 часов в неделю и больше. В результате, среднее время пребывания в специализированных учреждениях в этих странах выше, чем в Нидерландах, Великобритании и Ирландии (рис. 8).

В целом по ЕС-25 среднее время пребывания в специализированных воспитательно-образовательных учреждениях в 2006 году составляло для детей в возрасте до 3 лет 25 часов в неделю, для дошкольников 3 лет и старше – 27,3 часа, для младших школьников (в возрасте до 12 лет) – 29,5 часа.

Но в некоторых странах эти показатели заметно выше. Так, продолжительность пребывания в воспитательно-образователных учреждениях детей самого младшего возраста в Латвии и Литве составляла около 40 часов в неделю, в Польше и Португалии – около 38 часов, тогда как в Нидерландах – всего лишь 16 часов, в Великобритании – 14. Столь же существенно эти страны различаются и по продолжительности пребывания в дошкольных учреждениях детей в возрасте 3 лет и старше. Что касается младших школьников, продолжительность их пребывания в школе меньше различается по странам: если в Португалии и Швеции она составляет 35-36 часов, то в Германии и Финляндии – на 10 часов меньше.

Рисунок 8. Среднее число часов в неделю при пользовании специализированными  услугами по уходу за детьми до 12 лет, 2006 год

В большинстве стран действует определенный набор требований к учреждениям, оказывающим услуги по присмотру, воспитанию и образованию детей. Особенно это касается учреждений дошкольного образования. В частности, речь идет о максимальном числе детей, которое может приходится на одного работника, уровне квалификации этих работников и т.д.

В Бельгии, Франции, Дании, Нидерландах и Швеции требование о максимальном числе детей, приходящихся на одного работника, централизованно не устанавливается. В других странах оно варьируется от 7 в Финляндии до 30 в Ирландии и Греции. В большинстве стран оно составляет около 25 детей на одного воспитателя. Идеальное соотношение для младших групп (до 3 лет) составляет, по мнению специалистов, 3-4 ребенка на воспитателя, в группах детей 3 лет и старше – 8 детей на воспитателя.

Фактические данные по странам ЕС несколько выше, но, тем не менее, нагрузка на воспитателя в младших группах существенно ниже, чем на воспитателя-педагога в группах дошкольников.

В группах детей в возрасте до 4 лет (рис. 9) она варьируется по странам ЕС от 4,5 в Ирландии до 11 в Португалии, составляя в большинстве стран 5-7 детей на воспитателя.

Рисунок 9. Число детей на одного воспитателя в лицензированных яслях (центрах дневного присмотра) для детей до 4 лет

Нагрузка на воспитателя-педагога в дошкольных учреждениях составляет от 7 детей в Дании до 18,6 ребенка во Франции (рис. 10), а в среднем – около 14-15 детей (в пересчете на эквивалент пребывания в учреждении полное время) на единицу воспитательско-преподавательского состава (также в пересчете на эквивалент занятости полное время).

Рисунок 10. Соотношение числа детей и учителей-воспитателей в лицензированных дошкольных учреждениях

*воспитательско-преподавательского состава

Более малочисленные группы при работе с детьми младшего возраста значительно удорожают услуги по воспитанию и присмотру за детьми в возрасте до 3 лет. Кроме того, стоимость предоставляемых услуг зависит от формы собственности учреждения – в частных она, как правило, заметно выше. В большинстве стран мунициальные учреждения дошкольного образования субсидируются государством перечислением средств поставщикам услуг, а отчасти финансируются за счет муниципального бюджета и оплаты, взимаемой с родителей. Однако значительные различия в финансировании дошкольных учреждений и обеспечений доступности их услуг для родителей существуют не только между странами, но и между регионами внутри отдельных стран.


2 Подробнее см.  http://ue.eu.int/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/71025.pdf
3  Обследования EU-SILC (Community statistics on Income and Living Conditions) служат инструментом сбора данных на определенный момент или период времени о доходах, бедности, социальном исключении и других условиях жизни. Объектом выступают все частные домохозяйства и их члены, постоянно проживающие на территории страны-члена ЕС на момент сбора данных. Впервые это обследование было проведено  в 2004 году в 13 странах, а в 2005 году – уже в 25 странах-членах ЕС, Норвегии и Исландии. В дальнейшем такие обследования предполагается проводить также в Турции, Румынии, Болгарии и Швейцарии.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.