|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
К 2010 году услугами учреждений по уходу и воспитанию
должны быть обеспечены не менее 90% дошкольников 3 лет и старше
и не менее 33% детей младше 3 лет
Система воспитания и ухода за детьми младшего возраста
существенно различается по европейским странам. Во-первых, расходятся
мнения об оптимальном возрасте начала социализации детей, а, во-вторых,
обязанности по воспитанию детей по-разному распределяются между
семьей, государственным и частным сектором услуг.
Что касается воспитания детей младшего возраста, то
в помощь родителям и семье в странах ЕС обычно используется двойственная
система:
- система коллективного воспитания (детские ясли и сады разного
типа), которая располагает специальными помещениями (государственными
или частными) для приема детей и штатом профессионально обученных
кадров, занимающихся с детьми в течение дня;
- профессиональные няни, которые присматривают за детьми и занимаются
с ними на дому.
Кроме того, в большинстве стран выделяют два периода
дошкольного воспитания и образования. На первом из них речь идет
в большей степени о присмотре и уходе (от рождения до трех лет),
а на втором, более позднем (от трех лет до возраста начала обучения
по программе обязательного школьного образования) более существенным
становится образовательный компонент воспитания.
Совет Европы, собравшийся в марте 2002 года в Барселоне2,
выдвинул улучшение обеспечения услугами воспитания и ухода за детьми
как один из важнейших инструментов политики обеспечения полной занятости
в ЕС. Тем самым была признана необходимость развития системы государственного
и частного дошкольного образования для повышения уровня экономической
занятости женщин. Помимо этого, доступность и высокое качество услуг
дошкольного образования имеют первостепенное значение для обеспечения
социальной включенности всех уязвимых групп населения.
В качестве целевых установок было принято две:
- обеспечение к 2010 году услугами дошкольного образования не
менее 90% дошкольников старше трех лет (то есть от трех лет до
возраста начала обучения по программе обязательного образования,
который отличается по странам);
- не менее 33% детей в возрасте до трех лет.
В европейской системе дошкольного воспитания и образования
можно выделить три типа образовательных структур по возрасту детей
и образовательному компоненту.
К первому типу относится широкий круг заведений и форм
присмотра за детьми младшего возраста (до трех лет), которые позволяют
родителям работать. Это различные центры дневного пребывания для
детей младшего возраста, игровые группы и ясли, основной функцией
которых является именно присмотр, а не образование. Они могут быть
преимущественно частными, но финансироваться за счет государственных
и частных средств (Чехия, Ирландия, Нидерланды, Австрия, Польша,
Португалия, Великобритания и Швейцария), или премущественно государственными
и по финансированию, и по управлению (остальные страны).
Ко второму типу относятся учреждения дошкольного образования
(детские сады разного типа), предназначенные для детей в возрасте
от трех лет до возраста начала обучения по программе обязательного
школьного образования.
К третьему типу относятся школы, входящие в систему
образовательных учреждений.
Венгрия, Нидерланды и Великобритания выделяются самым
низким законодательно установленным возрастом начала обязательного
обучения – в этих странах дети в пять лет приступают к обучению
по программе, подготавливающей к начальному образования.
В большинстве европейских стран возраст начала обязательного
образования совпадает с началом обучения по программе начального
образования (обычно с шести лет). Это относится также к скандинавским
странам и Польше, но в возрасте 7 лет. В Великобритании, Ирландии
и Нидерландах начальная школа принимает детей с 4-х лет, однако
возраст начала обучения по обязательной образовательной программе
составляет в Ирландии 6 лет, а в Великобритании и Нидерландах, как
уже говорилось, 5 лет.
Источником сопоставимой информации о пользовании услугами
по воспитанию и уходу за детьми младшего возраста могут служить
выборочные обследования доходов и условий проживания (EU-SILC3).
В 2006 году в целом по ЕС-25 (без Болгарии и Румынии,
присоединившихся к ЕС в 2007 году) около 26% детей в возрасте до
3 лет пользовались услугами по уходу и воспитанию, предоставляемыми
учреждениями дошкольного образования, хотя бы час в неделю (рис.
6). Среди дошкольников в возрасте 3 года и старше услугами по воспитанию
и образованию (преимущественно в детских садах и других учреждениях
дошкольного образования) - около 84%, а среди школьников младшего
возраста (до 12 лет) – практически все 100%.
Охват услугами специализированных учреждений по уходу
и воспитанию детей в возрасте до 3 лет варьируется в очень широких
пределах: от 73% в Дании, 45% в Нидерландах и 40% в Бельгии
до менее, чем 5% в Чехии, Польше, Литве и Австрии.
Среди дошкольников 3 лет и старше он превышает 90% в
восьми странах, оставаясь самым низким (28%), как и по младшей группе,
в Польше.
Рисунок 6. Охват детей дошкольного возраста услугами
по уходу и воспитанию*, 2006 год, %
*Учр. –услуги, предоставляемые учреждениями дошкольного образования
(яслями, детскии садами, центрами дневного пребывания и т.п.);
Дом. – на дому у ребенка или человека, присматривающего за ребенком
Что касается оказания услуг по присмотру и воспитанию
на дому (на платной основе – профессиональными нянями или бесплатно
– бабушками, дедушками, другими родственниками, соседями), то их
получали в течение хотя бы одного часа в неделю 29% детей в возрасте
до 3 лет в среднем по ЕС-25. Более низкие показатели характерны
для скандинавских стран, в которых обычно хорошо развиты институциональные
формы воспитания и присмотра за самыми маленькими детьми, а наиболее
высокие - в странах Южной и Восточной Европы, где такие формы развиты
меньше, но больше сложных многопоколенных семей, в которых проще
обеспечить присмотр за детьми. При этом формальные и неформальные
типы воспитания и присмотра за самыми маленькими могут сочетаться,
дополняя друг друга.
Дополнительность неформальных форм присмотра и воспитания
хорошо видна по показателям группы дошкольников 3 лет и старше,
среди которых, в среднем по ЕС-25, 84% пользуются услугами специализированных
учреждений дошкольного образования и 26% - неформальными услугами
по присмотру и воспитанию на дому. В меньшей степени такие неформальные
услуги распространены в Швеции и Финляндии, в которых хорошо развита
сеть дошкольных учреждений, а более всего – опять же в странах Южной
и Восточной Европы.
Данные обследования EU-SILC позволяют выделить группу
детей пользующихся услугами учреждений дошкольного воспитания и
образования полное (в среднем не менее 30 часов в неделю) и неполное
время (от 1 часа до 29 часов в неделю).
По группе детей самого младшего возраста – до 3 лет
– по большинству стран ЕС прослеживается явное предпочтение пользования
услугами заведений дошкольного воспитания неполное время (рис. 7).
Особенно это распространено в странах, в которых имеются возможности
использования более гибких условий занятости (в Великобритании,
Ирландии и Нидерландах). В тех странах, где таких возможностей меньше,
дети в возрасте до 3 лет чаще проводят в учреждениях дошкольного
воспитания и образования по 30 часов в неделю и более (в Дании,
Португалии, Словении, Финлядии и Исландии).
Пребывание в учреждениях дошкольного образования неполное
время среди дошкольников 3 лет и старше, так же, как и среди самых
маленьких, наиболее широко распространено в Великобритании, Ирландии
и Нидерландах, а кроме того, в Австрии и Германии, где относительно
широко распространена частичная занятость.
Рисунок 7. Пользование специализированными услугами
по уходу за детьми дошкольного возраста полное и неполное время,
2006 год, % детей соответствующего возраста
Во Франции, Греции, на Кипре и на Мальте дошкольники
также чаще пребывают в дошкольных учреждениях неполное время, но
значительная часть детей проводит в них по 30 часов в неделю и больше.
В результате, среднее время пребывания в специализированных учреждениях
в этих странах выше, чем в Нидерландах, Великобритании и Ирландии
(рис. 8).
В целом по ЕС-25 среднее время пребывания в специализированных
воспитательно-образовательных учреждениях в 2006 году составляло
для детей в возрасте до 3 лет 25 часов в неделю, для дошкольников
3 лет и старше – 27,3 часа, для младших школьников (в возрасте до
12 лет) – 29,5 часа.
Но в некоторых странах эти показатели заметно выше.
Так, продолжительность пребывания в воспитательно-образователных
учреждениях детей самого младшего возраста в Латвии и Литве составляла
около 40 часов в неделю, в Польше и Португалии – около 38 часов,
тогда как в Нидерландах – всего лишь 16 часов, в Великобритании
– 14. Столь же существенно эти страны различаются и по продолжительности
пребывания в дошкольных учреждениях детей в возрасте 3 лет и старше.
Что касается младших школьников, продолжительность их пребывания
в школе меньше различается по странам: если в Португалии и Швеции
она составляет 35-36 часов, то в Германии и Финляндии – на 10 часов
меньше.
Рисунок 8. Среднее число часов в неделю при пользовании
специализированными услугами по уходу за детьми до 12 лет,
2006 год
В большинстве стран действует определенный набор требований
к учреждениям, оказывающим услуги по присмотру, воспитанию и образованию
детей. Особенно это касается учреждений дошкольного образования.
В частности, речь идет о максимальном числе детей, которое может
приходится на одного работника, уровне квалификации этих работников
и т.д.
В Бельгии, Франции, Дании, Нидерландах и Швеции требование
о максимальном числе детей, приходящихся на одного работника, централизованно
не устанавливается. В других странах оно варьируется от 7 в Финляндии
до 30 в Ирландии и Греции. В большинстве стран оно составляет около
25 детей на одного воспитателя. Идеальное соотношение для младших
групп (до 3 лет) составляет, по мнению специалистов, 3-4 ребенка
на воспитателя, в группах детей 3 лет и старше – 8 детей на воспитателя.
Фактические данные по странам ЕС несколько выше, но,
тем не менее, нагрузка на воспитателя в младших группах существенно
ниже, чем на воспитателя-педагога в группах дошкольников.
В группах детей в возрасте до 4 лет (рис. 9) она варьируется
по странам ЕС от 4,5 в Ирландии до 11 в Португалии, составляя в
большинстве стран 5-7 детей на воспитателя.
Рисунок 9. Число детей на одного воспитателя в лицензированных
яслях (центрах дневного присмотра) для детей до 4 лет
Нагрузка на воспитателя-педагога в дошкольных учреждениях
составляет от 7 детей в Дании до 18,6 ребенка во Франции (рис. 10),
а в среднем – около 14-15 детей (в пересчете на эквивалент пребывания
в учреждении полное время) на единицу воспитательско-преподавательского
состава (также в пересчете на эквивалент занятости полное время).
Рисунок 10. Соотношение числа детей и учителей-воспитателей
в лицензированных дошкольных учреждениях
*воспитательско-преподавательского состава
Более малочисленные группы при работе с детьми младшего
возраста значительно удорожают услуги по воспитанию и присмотру
за детьми в возрасте до 3 лет. Кроме того, стоимость предоставляемых
услуг зависит от формы собственности учреждения – в частных она,
как правило, заметно выше. В большинстве стран мунициальные учреждения
дошкольного образования субсидируются государством перечислением
средств поставщикам услуг, а отчасти финансируются за счет муниципального
бюджета и оплаты, взимаемой с родителей. Однако значительные различия
в финансировании дошкольных учреждений и обеспечений доступности
их услуг для родителей существуют не только между странами, но и
между регионами внутри отдельных стран.
2 Подробнее см. http://ue.eu.int/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/71025.pdf
3 Обследования
EU-SILC (Community statistics on Income and Living Conditions) служат
инструментом сбора данных на определенный момент или период времени
о доходах, бедности, социальном исключении и других условиях жизни.
Объектом выступают все частные домохозяйства и их члены, постоянно
проживающие на территории страны-члена ЕС на момент сбора данных.
Впервые это обследование было проведено в 2004 году в 13 странах,
а в 2005 году – уже в 25 странах-членах ЕС, Норвегии и Исландии.
В дальнейшем такие обследования предполагается проводить также в
Турции, Румынии, Болгарии и Швейцарии.
|