|
 |
ДОКЛАД О РАЗВИТИИ
ЧЕЛОВЕКА 2009
Преодоление барьеров: человеческая мобильность
и развитие
ПРООН, М., Издательство "Весь Мир", 2009, 232
страниц
|
http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2009_RU_Complete.pdf
Одна из очевидных причин, по которой перемещение
из развивающихся стран в развитые не принимает еще больших
масштабов, состоит в том, что такое перемещение стоит дорого,
а перемещение на большее расстояние стоит дороже, чем короткие
поездки по делам. Более высокая стоимость международных перемещений
возникает не только из-за транспортных расходов, но и из-за
политически мотивированных ограничений на пересечение международных
границ, которые могут пересекать только те, кто имеет достаточно
ресурсов, обладает профессиональными навыками, которые востребованы
в новой стране пребывания, или готов пойти на очень высокий
риск. Около половины всех между народных мигрантов перемещаются
в пределах своего региона и около 40% - в соседнюю страну.
В то же время близость между странами происхождения и принимающими
странами определяется не только географией: примерно шесть
из 10 мигрантов перемещаются в страну, где основная религия
та же, что и в стране, где они родились, а четыре из 10 перемещаются
в страну, где доминирует тот же язык.
Стр. 22.
Около половины (48%) всех международных мигрантов
- женщины. Эта доля была весьма стабильна в течение последних
пяти десятилетий: в 1960 г. она составляла 47%. Эта модель
контрастирует с моделью XIX в., когда большинство мигрантов
были мужчинами. Несмотря на недавние заявления о "феминизации"
миграции, представляется, что некоторое время назад был достигнут
баланс в соотношении полов. Как бы то ни было, за стабильностью
совокупного показателя скрываются тенденции на региональном
уровне. Хотя доля женщин, приезжающих в Европейский союз,
слегка выросла с 48 до 52%, в Азии эта доля упала с 47 до
45%.
Стр. 25.
При сравнении систем миграционной политики в развитых
и развивающихся странах обнаруживаются как резкие различия,
так и сходство. Некоторые из ограничений, которые повсеместно
отмечаются (и критикуются) в развитых странах, присутствуют
также во многих развивающихся странах. Системы в обеих группах
стран более благосклонны к высококвалифицированным работникам:
92% развивающихся и все развитые страны из нашей выборки были
открыты для временных квалифицированных мигрантов; для постоянной
квалифицированной миграции соответствующие цифры равны 62
и 93%. В нашей выборке 38% развивающихся стран и половина
развитых стран были закрыты для постоянной миграции неквалифицированных
рабочих.
Стр. 35.
Финансовый кризис быстро превратился в кризис
на рынке труда. Ожидается, что уровень безработицы в ОЭСР
превысит 8,4% в 2009 г. Этот уровень уже был превышен в США,
которые к маю 2009 г. потеряли около 6 млн рабочих мест, по
сравнению с декабрем 2007 г., а общее количество безработных
превысило 14,5 млн. В Испании уровень безработицы к апрелю
2009 г. достиг 15% и превысил 28% среди мигрантов. Районы,
больше всего пострадавшие от кризиса, - именно те, в которых
живет больше всего мигрантов - это наиболее развитые страны.
Отрицательная корреляция между количеством иммигрантов и экономическим
ростом заставляет предположить, что отрицательное воздействие
на мигрантов наблюдается не только в странах - членах ОЭСР,
но также в странах Персидского залива, Восточной Азии и Западной
Африки.
Кризис на рынке труда - плохая новость для мигрантов. Аналогично
тому, как экономики приглашают людей из-за рубежа, когда они
сталкиваются с нехваткой рабочей силы, во время рецессии они
в первую очередь стремятся освободиться от мигрантов. Отчасти
это объясняется тем, что в среднем характеристики мигрантов
типичны для тех работников, которые наиболее уязвимы во время
спада, - эти люди моложе, имеют более низкий уровень образования
и меньший стаж работы, обычно работают на временных должностях
и сконцентрированы в отраслях с циклическим развитием. Даже
с поправкой на образование и гендерный состав анализ рабочей
силы в Германии и Великобритании показал, что мигранты значительно
чаще теряют работу во время экономического спада, чем немигранты.
Используя квартальные данные по ВВП и безработице из 14 европейских
стран за 1998-2008 гг., мы также выяснили, что в странах,
которые пережили рецессию, уровень безработицы среди мигрантов
обычно повышается быстрее, чем в других группах. В странах
- членах ОЭСР мигранты были сконцентрированы в высокоцикличных
отраслях, которые испытали наибольшее сокращение рабочих мест
- т. е. в обрабатывающей промышленности, строительстве, финансах,
сфере недвижимости, гостиничном и ресторанном хозяйстве -
отраслях, где почти в каждой стране ОЭСР с высоким доходом
занято до 40% мигрантов. Уменьшение объема денежных переводов
скорее всего приведет к негативным последствиям для членов
семей в странах происхождения.
Стр. 41.
В развитых странах коэффициенты демографической
нагрузки будут расти, а в развивающихся останутся стабильными
Прогнозируемые коэффициенты демографической нагрузки в развитых
странах, по сравнению с развивающимися, 2010-2050 гг. (стр.
45)
Год
|
Развитые страны
|
Развивающиеся страны
|
Базовый сценарий
|
Сценарий, не предусматривающий миграции
|
Базовый сценарий
|
Сценарий, не предусматривающий миграции
|
2010
|
49
|
50
|
53
|
53
|
2020
|
55
|
56
|
52
|
52
|
2030
|
62
|
65
|
52
|
52
|
2040
|
68
|
74
|
53
|
53
|
2050
|
71
|
78
|
55
|
54
|
Наше предварительное исследование показало значительные
средние различия между ИЧРП мигрантов (как внутренних, так
и поменявших страну проживания) и не-мигрантов. Мы обнаружили,
что в среднем ИЧРП мигрантов в страны ОЭСР на 24% выше, чем
у их соотечественников, оставшихся в странах происхождения.
Но многое приобрели не только те, кто переехал в развитые
страны; мы также обнаружили значительные различия между внутренними
мигрантами и теми, кто не мигрировал. В 14 из 16 развивающихся
стран в рамках данного анализа ИЧРП внутренних мигрантов выше,
чем у немигрантов.
В некоторых случая различия являются значительными. Например,
у внутренних мигрантов в Гвинее ИЧРП на 23% выше, чем у немигрантов,
что только на один процент ниже, чем у мигрантов в страны
ОЭСР. Если бы этих мигрантов рассмотреть как некую отдельную
страну, то ее рейтинг по ИЧРП в глобальном сопоставлении был
бы на 25 позиций выше, чем у страны, состоящей из немигрантов.
Стр. 67-68.
Стратегии сокращения масштабов нищеты (ССМН) признают
многообразие последствий миграции
Предусмотренные в ССМН политические меры, касающиеся международной
миграции, 2000-2008 гг. (стр. 83)
Проактивные/ облегчающие меры
|
Число стран
|
Проактивные/ облегчающие меры
|
Число стран
|
Проактивные/ облегчающие меры
|
Число стран
|
Экспорт рабочей силы
|
10
|
Облегчение денежных переводов
|
9
|
Борьба против торговли людьми
|
19
|
Поощрение миграции женщин
|
1
|
Развитие официальных каналов денежных переводов
|
3
|
Модернизация таможенных служб
|
18
|
Повышение мобильности студентов
|
3
|
Привлечение диаспор
|
17
|
Укрепление пограничного контроля
|
17
|
Подписание двусторонних соглашений
|
9
|
Поощрение инвестиций со стороны диаспор
|
8
|
Борьба с нелегальной миграцией
|
12
|
Улучшение условий труда за рубежом
|
6
|
Импорт профессиональных навыков
|
4
|
Содействие возвращению мигрантов на родину
|
10
|
Предотъездный тренинг
|
6
|
Участие в программах регионального сотрудничества
|
8
|
Решение проблемы «утечки мозгов»
|
9
|
Развитие консульских услуг
|
3
|
Развитие научных исследований/ мониторинга
|
8
|
Оказание поддержки при возвращении
|
7
|
Регулирование сферы найма
|
2
|
Формирование институционального потенциала
|
5
|
Подписание соглашений о повторном въезде
|
2
|
Содействие портабильности пенсий
|
2
|
Борьба с эпидемией ВИЧ/СПИДа среди мигрантов
|
7
|
|
|
Содействие интеграции беженцев
|
7
|
Реинтеграция жертв торговли людьми в жизнь общества
|
5
|
|
|
|
Доклад, подготовленный группой международных экспертов
по заказу Программы развития ООН, посвящен миграции как фактору
развития человека. Опровергая отрицательные стереотипы восприятия
миграции и мигрантов, авторы подчеркивают значительные выгоды, получаемые
от нее как самими трудящимися-мигрантами, их семьями и странами
происхождения, так и местным населением принимающих стран. Формулируется
пакет реформ, направленных на повышение вклада человеческой мобильности
в развитие человека (расширение каналов въезда; обеспечение основных
прав работников-мигрантов; снижение операционных затрат, связанных
с мобильностью рабочей силы; облегчение внутренней миграции; включение
проблематики миграции в национальные стратегии развития).
Доклад исследует то, как эффективные стратегии в отношении
мобильности могут способствовать развитию человека. Вначале авторы
доклада очерчивают общие контуры перемещения людей - кто, куда,
когда и почему движется, - а затем анализируют широкомасштабные
последствия человеческих передвижений для мигрантов и их семей,
а также для тех мест, которые они покидают и в которые направляются.
Доклад демонстрирует правительствам целесообразность сокращения
ограничений на передвижение людей как внутри стран, так и через
их границы, что позволит расширить возможности и свободы человека.
Его авторы выступают за практические шаги, способные улучшить перспективы
мигрантов в момент прибытия, что, в свою очередь, принесет значительные
выгоды как принимающему сообществу, так и сообществу происхождения.
Эти реформы адресованы не только правительствам принимающих стран
и стран происхождения, и другим ключевым игрокам - в том числе частному
сектору, профсоюзам и неправительственным организациям - а, также
к самим мигрантам.
Доклад о развитии человека 2009 закрепляет проблематику
человеческого развития в повестке дня разработчиков политики, стремящихся
получить наилучшие результаты от применения все более усложняющихся
моделей перемещения людей по всему миру.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Выражение признательности
Список сокращений
КРАТКИЙ ОБЗОР
Как и почему люди мигрируют
Барьеры на пути миграции
Аргументы в пользу мобильности
Наше предложение
Путь вперед
ГЛАВА 1
Свобода и передвижение: как мобильность может стимулировать развитие
человеческого потенциала
1.1 Мобильность имеет значение
1.2 Выбор и контекст: понимание причин миграции людей
1.3 Развитие, свобода и мобильность населения
1.4 Что мы выносим на обсуждение
ГЛАВА 2
Люди в движении: кто, куда, когда и почему перемещается
2.1 Перемещение людей сегодня
2.2 Взгляд назад
2.2.1 Ретроспективный обзор
2.2.2 Двадцатый век
2.3 Политика и перемещение
2.4 Взгляд вперед: кризис и после него
2.4.1 Экономический кризис и перспективы восстановления
2.4.2 Демографические тенденции
2.4.3 Факторы окружающей среды
2.5 Выводы
ГЛАВА 3
Как живут переселенцы
3.1 Доходы и средства к существованию
3.1.1 Влияние на валовой доход
3.1.2 Финансовые издержки миграции
3.2 Здоровье
3.3 Образование
3.4 Расширение прав и возможностей, гражданские права и участие
в общественной жизни
3.5 Последствия негативных причин миграции
3.5.1 Когда миграция вызвана опасностью
3.5.2 Перемещения, вызванные девелоперскими проектами
3.5.3 Торговля людьми
3.6 Общие последствия
3.7 Выводы
ГЛАВА 4
Последствия для мест происхождения и мест назначения
4.1 Последствия для мест происхождения
4.1.1 Последствия на уровне семьи
4.1.2 Экономические последствия на уровне сообщества и страны
4.1.3 Социальные и культурные последствия
4.1.4 Мобильность и стратегии национального развития
4.2 Последствия для мест назначения
4.2.1 Совокупные экономические последствия
4.2.2 Последствия для рынка труда
4.2.3 Быстрая урбанизация
4.2.4 Налоговые последствия
4.2.5 Восприятия и озабоченность относительно миграции
4.3 Выводы
ГЛАВА 5
Стратегии и институты, необходимые для улучшения показателей развития
человека
5.1 Основной пакет
5.1.1 Либерализация и упрощение официальных каналов
5.1.2 Обеспечение основных прав мигрантов
5.1.3 Сокращение операционных затрат, связанных с перемещением
5.1.4 Улучшение результатов для мигрантов и принимающих общин
5.1.5 Создание преимуществ от внутренней мобильности
5.1.6 Превращение мобильности в неотъемлемую часть национальных
стратегий развития
5.2 Политическая осуществимость реформы
5.3 Выводы
Примечания
Библиография
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблицы
Руководство для читателя
Техническое примечание
Определения статистических терминов и показателей
Классификация стран
|