Rambler's Top100

№ 387 - 388
31 августа - 13 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российские студенты за рубежом

Российских студентов за рубежом никто точно не считает

Мировые тенденции студенческой мобильности

Студентов-россиян за рубежом все больше

В Германии россияне теперь учатся чаще, чем в США

Только 1,2% иностранных студентов в странах ОЭСР - россияне

Циркуляция умов и вызовы конкуренции систем образования

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сальвадор Дали. Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. Salvador Dali . The Discovery of America by Christopher Columbus or The Dream of Christopher Columbus. (1958-1959) Российские студенты за рубежом Людмила ЛЕДЕНЕВА

Над темой номера работала Людмила ЛЕДЕНЕВА1

Российских студентов за рубежом никто точно не считает

Современная статистика отражает процесс выезда за границу с научно-образовательными целями далеко не полно. Проблема отсутствия достоверной статистической информации затрагивает все категории россиян, выезжающих на учебу / стажировку, для научно-исследовательской работы: как студентов, аспирантов, выпускников вузов, так и преподавателей и научных работников2.

Актуальность проблемы оценки реальной численности молодых соотечественников, пребывающих за рубежом в связи с учебой в университете (послешкольное образование), подчеркивает тот факт, что даже в новейших отечественных публикациях, например, Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 год, указываются неточные или, скорее, устаревшие данные о числе российских граждан, обучающихся в вузах стран ОЭСР - 26,5 тыс. человек (без уточнения года и источника данных)3.

В действительности же, по официальным данным ОЭСР, еще пять лет назад, в 2004 году, в странах-членах ОЭСР обучалось 31400 россиян, а в 2006 году – уже 34740 человек4.

Совершенствование сбора статистики по международным (иностранным) студентам странами–реципиентами, включая уточнение дефиниций и появление дополняющих друг друга источников данных (Институт международного образования США, Институт статистики ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития), расширяет возможности изучения тенденций и глобального распределения студенческой мобильности россиян за последние 10-15 лет в условиях отсутствия соответствующей отечественной базы данных.

В 1998 год совместными усилиями ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростата был запущен проект “Индикаторы образовательных систем”, позволивший собрать данные по обучению международных (иностранных) студентов в университетах стран-членов ОЭСР, представляющие собой аналитическую базу для создания первичной картины студенческой мобильности.5

Согласно определению ЮНЕСКО, международными студентами являются студенты, которые пересекли национальные или территориальные границы с целью обучения и в данный момент статистически учитываются вне страны происхождения6. Согласно определению ОЭСР, студенты классифицируются как иностранные студенты, если они не являются гражданами страны, осуществляющей сбор статистических данных7.

В 2005 году ОЭСР совместно с Евростатом и Институтом статистики ЮНЕСКО предприняли новые усилия по улучшению измерения студенческой мобильности и сопоставимости данных. В дополнение к предыдущим критериям предлагался новый: прохождение предыдущей ступени образования студентом в другой стране. При этом каждая страна-реципиент, подающая сведения в ОЭСР, сама решает, из какого критерия или даже двух (за 2004-2006 годы некоторые страны показывают два ряда данных) исходить при идентификации зарубежных (иностранных) студентов, в том числе в зависимости от своей национальной политики в отношении натурализации иммигрантов.8 Что касается такого, казалось бы, явного (по российским представлениям), критерия, как предоставление студенческой визы, то с расширением единого европейского пространства и преобладанием безвизовых перемещений внутри него сегодня при изучении студенческой мобильности в целом этот критерий не является больше универсальным.

Методы сбора данных по иностранным студентам те же, что и методы сбора данных по общей численности студентов в университете – подсчет производится на определенную дату (например, начало учебного года) или за определенный период. Единая дата или момент сбора информации, обязательные для всех стран, отсутствуют. Фактическое число иностранных студентов в университете может быть значительно больше, поскольку многие студенты обучаются не полный академический год или участвуют в программах обмена (например, межуниверситетский обмен), которые не всегда отражаются в статистике обучающихся, что зависит от правил конкретного университета и конкретной страны-реципиента. Например, США показывают следующую структуру образовательно-профессиональных программ: подготовка бакалавров; последипломное обучение в магистратуре и докторантуре; другие виды, в том числе прохождение практики, специальные короткие программы, не нацеленные на получение степени, программы интенсивного изучения английского языка и т.п.9 Кроме того, надо учитывать неполноту охвата самих университетов статистической отчетностью, особенно в странах, не являющихся членами ОЭСР (например, Китае, Индии),10 хотя и ведущие страны-реципиенты не всегда предоставляют полную информацию. Так, если данные по США и Германии охватывает все университеты, как государственные, так и частные, то по Великобритании – только государственные11.

После свода данных наиболее полное представление официальной картины осуществляет Институт статистики ЮНЕСКО12. При всех несовершенствах статистической базы на основе официальных данных ЮНЕСКО и ОЭСР достаточно достоверные выводы о масштабах, динамике и распределении студенческой мобильности, в том числе россиян, по странам назначения делать можно13.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть и помнить, что представленная ниже официальная статистика характеризуют число студентов-россиян, обучающихся в университетах конкретных стран-реципиентов, а не число мигрантов, выехавших из России в эти страны с учебными целями, которая может отличаться по указанным выше причинам, а также потому, что здесь отражены не все виды международной учебной миграции россиян (например, учеба школьников, стажировки в научно-исследовательских учреждениях, отдельные краткосрочные поездки и т.п.). Распространять полученные выводы на весь поток учебных мигрантов из России следует с определенной долей осторожности и рядом оговорок.


1 Леденева Людмила Ивановна - к.э.н., с.н.с. Центра по изучению проблем народонаселения Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
2 Арефьев А. Зарубежные стажировки: социологический анализ (2 часть). / «Высшее образование в России», 2004, №2, с.145–156.
3 См.: Россия перед лицом демографических вызовов.  Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г./ Под общей редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева.  М., ПРООН, 2009, с. 180.
4 The Global Competition for Talent: Mobility of  the Highly Skilled. OECD 2008, p. 86.,  Education at a Glance. OECD 2008,  p. 374.
5 Trends in International Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report. OECD 2001 Edition, p. 94.
6 Глоссарий Института Статистики ЮНЕСКО. См.: http://www.uis.unesco.org/glossary/Term.aspx?name=International%20
(or%20internationally%20mobile)%20students&lang=en

7 Education at a Glance. OECD 2008, p. 363.
8 Там же, p. 351-352.
9 Open Doors: Report on International Educational Exchange. N.Y. Institute of International Education [IIE][USA], 1993-2008.
10 Education at a Glance. OECD 2008, p. 364.
11 Atlas of  Student Mobility, Institute of International Education [IIE][USA]. См.: http://www.atlas.iienetwork.org
12 См.: http://www.uis.unesco.org
13 Trends in International Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report. OECD 2001 Edition, p. 94.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.