|
|
Российские
студенты за рубежом |
|
Над темой номера работала Людмила ЛЕДЕНЕВА1
|
Российских студентов за рубежом никто точно не считает
Современная статистика отражает процесс выезда за границу
с научно-образовательными целями далеко не полно. Проблема
отсутствия достоверной статистической информации затрагивает все
категории россиян, выезжающих на учебу / стажировку, для научно-исследовательской
работы: как студентов, аспирантов, выпускников вузов, так и преподавателей
и научных работников2.
Актуальность проблемы оценки реальной численности молодых
соотечественников, пребывающих за рубежом в связи с учебой в университете
(послешкольное образование), подчеркивает тот факт, что даже в новейших
отечественных публикациях, например, Докладе о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации за 2008 год, указываются неточные
или, скорее, устаревшие данные о числе российских граждан, обучающихся
в вузах стран ОЭСР - 26,5 тыс. человек (без уточнения года и источника
данных)3.
В действительности же, по официальным данным ОЭСР, еще
пять лет назад, в 2004 году, в странах-членах ОЭСР обучалось 31400
россиян, а в 2006 году – уже 34740 человек4.
Совершенствование сбора статистики по международным
(иностранным) студентам странами–реципиентами, включая уточнение
дефиниций и появление дополняющих друг друга источников данных (Институт
международного образования США, Институт статистики ЮНЕСКО, Организация
экономического сотрудничества и развития), расширяет возможности
изучения тенденций и глобального распределения студенческой мобильности
россиян за последние 10-15 лет в условиях отсутствия соответствующей
отечественной базы данных.
В 1998 год совместными усилиями ЮНЕСКО, Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростата был
запущен проект “Индикаторы образовательных систем”, позволивший
собрать данные по обучению международных (иностранных) студентов
в университетах стран-членов ОЭСР, представляющие собой аналитическую
базу для создания первичной картины студенческой мобильности.5
Согласно определению ЮНЕСКО, международными студентами
являются студенты, которые пересекли национальные или территориальные
границы с целью обучения и в данный момент статистически учитываются
вне страны происхождения6.
Согласно определению ОЭСР, студенты классифицируются как иностранные
студенты, если они не являются гражданами страны, осуществляющей
сбор статистических данных7.
В 2005 году ОЭСР совместно с Евростатом и Институтом
статистики ЮНЕСКО предприняли новые усилия по улучшению измерения
студенческой мобильности и сопоставимости данных. В дополнение к
предыдущим критериям предлагался новый: прохождение предыдущей ступени
образования студентом в другой стране. При этом каждая страна-реципиент,
подающая сведения в ОЭСР, сама решает, из какого критерия или даже
двух (за 2004-2006 годы некоторые страны показывают два ряда данных)
исходить при идентификации зарубежных (иностранных) студентов, в
том числе в зависимости от своей национальной политики в отношении
натурализации иммигрантов.8
Что касается такого, казалось бы, явного (по российским представлениям),
критерия, как предоставление студенческой визы, то с расширением
единого европейского пространства и преобладанием безвизовых перемещений
внутри него сегодня при изучении студенческой мобильности в целом
этот критерий не является больше универсальным.
Методы сбора данных по иностранным студентам те же,
что и методы сбора данных по общей численности студентов в университете
– подсчет производится на определенную дату (например, начало учебного
года) или за определенный период. Единая дата или момент сбора информации,
обязательные для всех стран, отсутствуют. Фактическое число иностранных
студентов в университете может быть значительно больше, поскольку
многие студенты обучаются не полный академический год или участвуют
в программах обмена (например, межуниверситетский обмен), которые
не всегда отражаются в статистике обучающихся, что зависит от правил
конкретного университета и конкретной страны-реципиента. Например,
США показывают следующую структуру образовательно-профессиональных
программ: подготовка бакалавров; последипломное обучение в магистратуре
и докторантуре; другие виды, в том числе прохождение практики, специальные
короткие программы, не нацеленные на получение степени, программы
интенсивного изучения английского языка и т.п.9
Кроме того, надо учитывать неполноту охвата самих университетов
статистической отчетностью, особенно в странах, не являющихся членами
ОЭСР (например, Китае, Индии),10
хотя и ведущие страны-реципиенты не всегда предоставляют полную
информацию. Так, если данные по США и Германии охватывает все университеты,
как государственные, так и частные, то по Великобритании – только
государственные11.
После свода данных наиболее полное представление официальной
картины осуществляет Институт статистики ЮНЕСКО12.
При всех несовершенствах статистической базы на основе официальных
данных ЮНЕСКО и ОЭСР достаточно достоверные выводы о масштабах,
динамике и распределении студенческой мобильности, в том числе россиян,
по странам назначения делать можно13.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть и помнить, что
представленная ниже официальная статистика характеризуют число студентов-россиян,
обучающихся в университетах конкретных стран-реципиентов, а не число
мигрантов, выехавших из России в эти страны с учебными целями, которая
может отличаться по указанным выше причинам, а также потому, что
здесь отражены не все виды международной учебной миграции россиян
(например, учеба школьников, стажировки в научно-исследовательских
учреждениях, отдельные краткосрочные поездки и т.п.). Распространять
полученные выводы на весь поток учебных мигрантов из России следует
с определенной долей осторожности и рядом оговорок.
1 Леденева Людмила
Ивановна - к.э.н., с.н.с. Центра по изучению проблем народонаселения
Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
2 Арефьев А. Зарубежные
стажировки: социологический анализ (2 часть). / «Высшее образование
в России», 2004, №2, с.145–156.
3 См.: Россия перед
лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации за 2008 г./ Под общей редакцией
А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева. М., ПРООН, 2009, с. 180.
4 The Global Competition
for Talent: Mobility of the Highly Skilled. OECD 2008, p.
86., Education at a Glance. OECD 2008, p. 374.
5 Trends in International
Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report.
OECD 2001 Edition, p. 94.
6 Глоссарий Института
Статистики ЮНЕСКО. См.: http://www.uis.unesco.org/glossary/Term.aspx?name=International%20
(or%20internationally%20mobile)%20students&lang=en
7 Education at a Glance.
OECD 2008, p. 363.
8 Там же, p. 351-352.
9 Open Doors: Report
on International Educational Exchange. N.Y. Institute of International
Education [IIE][USA], 1993-2008.
10 Education at
a Glance. OECD 2008, p. 364.
11 Atlas of Student
Mobility, Institute of International Education [IIE][USA]. См.:
http://www.atlas.iienetwork.org
12 См.: http://www.uis.unesco.org
13 Trends in International
Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report.
OECD 2001 Edition, p. 94.
|