|
"Независимая газета" о поправках
к закону "О всероссийской переписи населения"
|
Под колпаком тотальной переписи
|
В последние дни появилась информация, что очередная
Всероссийская перепись населения, намеченная на 2010 год, может
не состояться - из-за нехватки финансирования. Правительство не
только не опровергло эти слухи, но и представило поправки к базовому
закону о переписях. Из них видно, что в этот раз планируется не
просто формально переписать, а полностью пересчитать российских
граждан. Так что дата переписи скорее всего будет зависеть не от
наличия денег, а от степени готовности власти к тому, чтобы провести
ее по-настоящему.
В конце прошлой недели в Госдуме появился правительственный
законопроект о поправках в Закон "О Всероссийской переписи
населения". Формально целью этих поправок была указана передача
некоторых полномочий с федерального уровня на региональный.
Но в действительности в документе оказалось много других
интересных предложений. Похоже, исполнительная власть на этот раз
решила достать чуть ли не каждого гражданина.
Дело в том, что перед началом переписи должен быть разработан
поименный и поадресный реестр граждан. Необходимость в этом объясняется
желанием не допускать ошибок. После переписи, как обещают, реестр
уничтожат, а полученные путем опроса граждан сведения будут обрабатываться
анонимно. Однако еще до этого произойдет вот что: в отличие от прежних
переписей все переписчики теперь более или менее точно будут знать,
к кому из граждан они идут. И хотя на отправляемых в центры обработки
опросных листах имен и адресов не будет, руководители-то переписи
точно будут знать, куда они посылали каждого из своих работников.
И насчет судьбы вот этой, вроде бы побочной информации в правительственных
поправках ничего не сказано. То есть одним из главных реальных результатов
переписи окажется кардинальная сверка с действительностью всех имеющихся
у государства баз данных на граждан. Какая же тут может быть анонимность.
Законодатели решили помимо прочего установить, сколько
в России минимальных ячеек общества - так называемых домохозяйств.
Такое понятие вводится впервые, указывается в пояснительной записке
к проекту. Домохозяйством предлагается считать группу людей или
одного человека. Не важно, главное, чтобы было полное или частичное
объединение доходов для приобретения продуктов питания и "других
необходимых средств к существованию". А также пребывание в
одном жилом помещении или его части. Судя по всему, в дальнейшем
эти сведения могут быть использованы, в частности, налоговыми органами.
Кроме того, в этот раз государство более подробно хочет
знать об уровне образования людей, об их работе или ее отсутствии,
а также о родственных связях - то есть о "других членах домохозяйства".
Кстати, если кто-то из них отсутствует, а родственники данными не
делятся, да и о себе говорить особо не хотят, то переписчику можно
будет воспользоваться различными официальными базами данных - пенсионной,
избирательной или регистрационной. Прошлая перепись в 2002 году,
как утверждали некоторые эксперты, в основном за счет таких списков
и была проведена, то есть ничего нового государству, по сути, не
добавила. Теперь, возможно, злоупотреблять базами и необходимости
не будет. Потому что федеральный Центр решил пойти на беспрецедентный
шаг - фактически отменить анонимность переписи.
Между тем в 2010 году власть к прежнему списку вопросов
добавляет, к примеру, и такой - миграция. Чтобы гражданин без утайки
поведал о "продолжительности проживания в месте жительства,
прежнем месте жительства, длительном проживании за рубежом, причине
приезда, передвижении от места жительства до места работы".
Почему-то федеральный Центр заинтересовался и национальным раскладом
населения. Однако сообщать свою национальность у нас в стране можно
только добровольно. Правительство придумало, как это препятствие
обойти. Если в опросном листе чья-то нацпринадлежность зафиксирована,
то считается, что человек дал на это письменное согласие. Понятно,
что проверить, как было на самом деле, не заполнили данную графу
после опроса в произвольном порядке, будет практически невозможно.
Что касается официальной цели законопроекта - передачи
регионам части полномочий по проведению переписи, то она действительно
происходит. Однако они вряд ли окажутся этому рады - ведь нужно
будет нести и часть затрат. Которые им, конечно, федеральный Центр
обещает компенсировать. Но на местах знают, как умеет считать Минфин.
При этом перед региональными и муниципальными властями ставятся
и отдельные, поистине почти невыполнимые задачи. Например, чтобы
работники переписи свои поименные и поадресные списки граждан смогли
привязать к местности, в каждом населенном пункте должны быть таблички
с названиями улиц и номерами домов. Как известно, даже советская
власть не смогла окончательно пронумеровать всех граждан - особенно
в сельской местности. А нынешним руководителям это вообще вряд ли
будет по силам.
Иван РОДИН. "Независимая газета", 1
июня 2009 года
|