|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В течение последних 12 месяцев перед опросом 6,4% населения
ЕС-25 не удовлетворили потребность в медицинском обслуживании
Помимо субъективной оценки состояния здоровья, тесно
связанной с основными демографическими и социально-экономическими
характеристиками респондента, немаловажное значение имеет его субъективное
восприятие доступности профессиональных услуг здравоохранения. В
рамках проведенного в 2007 году обследования EU-SILC оно оценивалось
с помощью следующего вопроса: "По Вашему мнению, возникала
ли у Вас лично в течение последних 12 месяцев потребность в медицинском
осмотре, лечении или уходе, но не была удовлетворена?".
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию системы
здравоохранения в странах Европейского Союза, далеко не все проблемы
решены. Сохраняются значительные различия в организации предоставления
услуг здравоохранения между странами. Кроме того, люди могут ощущать
ограниченность доступности таких услуг из-за больших очередей, низкого
уровня информированности и других проблем. Ответы на предлагавшийся
вопрос позволяют измерить частоту возникавшей, по субъективной оценке,
потребности в профессиональной медицинской помощи, которая по каким-то
причинам не была удовлетворена. В 2007 году по ЕС-25 она составила
6,4%, а по ЕС-26, включая Румынию, - 6,7%, значительно варьируясь
по странам-членам союза - от 0,3% в Словении до 24,7 в Латвии (рис.
10). В 9 из 26 стран она составляла от 9% и выше, в 3 - не более
1%.
Рисунок 10. Доля указавших, что в течение последних
12 месяцев у них возникала потребность в медицинской помощи, но
она не была удовлетворена, по странам Европы, % от общего числа
респондентов
Тех, кто ответил утвердительно на данный вопрос, просили указать,
с какой из причин это было связано:
- финансовая недоступность таких услуг (слишком дорого)
- большие очереди
- нехватка времени из-за работы, ухода за ребенком
и/или другими членами домохозяйства
- очень далеко добираться, не было средств на дорогу
(транспорт)
- страх перед врачами, медицинскими учреждениями,
осмотрами, лечением
- предпочтение подождать и посмотреть, не станет ли
лучше само по себе
- незнание к кому обратиться (хорошего доктора, специалиста)
- другие причины
Из 6,4% респондентов ЕС-25, испытавших в 2007 году неудовлетворенную
потребность в медицинской помощи, почти треть сослалась на чрезмерную
дороговизну медицинских услуг (2,0% от общего числа респондентов,
или 31% от 6,4%), каждый пятый предпочел подождать и посмотреть,
не решится ли проблема сама по себе (1,4% от общего числа респондентов,
или 22% от 6,4%), еще по 14% (0,9% от общего числа респондентов)
указали на нехватку времени и длительное ожидание в очереди. Остальные
причины играли менее значимую роль. Аналогичные результаты были
получены и по ЕС-26, включая Румынию, за счет которой увеличилась
доля указавших на дороговизну услуг здравоохранения (рис. 11).
Рисунок 11. Основные причины неудовлетворения потребности
в медицинской помощи, ЕС-26, % от числа респондентов, указавших,
что в течение последних 12 месяцев у них возникала необходимость
в медицинской помощи, но они за ней не обращались
Доля отметивших даже основные из перечисленных причин
того, что потребность в медицинских услугах не была удовлетворена,
существенно различается по странам (рис. 12). Учитывая разницу в
национальных системах здравоохранения и стандартов здоровья, это
вполне ожидаемо. Однако отчасти эти различия связаны и с культурными
традициями и особенностями восприятия проблем, связанных со здоровьем,
о которых нельзя забывать при межстрановых сопоставлениях.
В Бельгии, Португалии, Румынии и Греции подавляющее
большинство не удовлетворивших возникавшую у них в течение последнего
года потребность в медицинских услугах ссылалось на их чрезмерную
дороговизну (от 69% и выше). А в Великобритании, Испании, Чехии
и Швеции на эту причину указала лишь незначительная часть (от 3%
и ниже).
Предпочтение подождать и посмотреть, не решится ли проблема
сама по себе, наиболее характерно для жителей Швеции, Венгрии и
Люксембурга (от 33% до 40%) и практически никогда не отмечалось
респондентами из Дании, Португалии и Нидерландов.
Респонденты в Эстонии, Литве и Великобритании чаще других
указывали на большие очереди в учреждениях здравоохранения, а в
Бельгии, Дании и на Кипре такой проблемы как будто не существует.
В Дании, Испании и Словакии наиболее важной причиной,
по которой возникшая потребность в медицинских услугах не была удовлетворена,
является нехватка времени из-за работы, ухода за детьми или другими
членами домохозяйства. В Норвегии и Финляндии эта причина называлась
реже всего.
Рисунок 12. Основные причины неудовлетворения потребности
в медицинской помощи по странам Европы, % от числа респондентов,
указавших, что в течение последних 12 месяцев у них возникала потребность
в медицинской помощи, которая не была удовлетворена
Основные причины, по которым потребность в медицинских
услугах не удовлетворяется, с разной частотой называлась в разных
возрастных группах (рис. 13). Частота их упоминания, особенно нехватки
времени, быстро снижается по достижении возраста 55 лет, когда резко
ухудшается и самооценка своего здоровья. А чаще всего о неудовлетворенной
потребности в медицинском обслуживании говорят представители возрастной
группы от 25 до 54 лет. Более молодые люди 15-24 лет в целом реже
испытывают потребность в медицинских услугах, а кроме, того многие
из них все еще остаются под бдительным контролем со стороны родителей,
получая от них и значительную поддержку.
Возрастная группа 25-54 лет представляет наиболее активную
часть населения, на которое ложится основное бремя содержания иждивенцев
при высокой занятости и нехватке свободного времени.
Рисунок 13. Основные причины неудовлетворения потребности
в медицинской помощи в зависимости от возраста, ЕС-26, % от общего
числа респондентов соответствующего возраста
Вполне ожидаемо, что дороговизна услуг здравоохранения
чаще называется респондентами с низким уровнем доходов, - 52% в
20-типроцентной группе населения с самыми низкими доходами против
11% в 20-типроцентной группе населения с самыми высокими доходами
(рис. 14). Люди с более высокими доходами чаще ссылаются на нехватку
времени (соответственно, 7% и 25%), очереди (9% и 20%), предпочтение
подождать и посмотреть (14% и 25%).
В целом, доля указавших, что у них в последние 12 месяцев
возникала потребность в медицинских услугах, но они не смогли ее
удовлетворить, снижается с повышением уровня дохода - от 9,2% в
группе с самыми низкими доходами (0-20%) до 4,6% в группе с самыми
высокими доходами (80-100%).
Рисунок 14. Основные причины неудовлетворения потребности
в медицинской помощи в зависимости от уровня доходов, ЕС-26, % от
общего числа респондентов соответствующей доходной группы
|