|
Семья - главная опора в условиях экономического
кризиса
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представил данные о том, какие сферы жизни наиболее важны для россиян,
ощущают ли они поддержку семьи в условиях экономических трудностей
и кого считают главой своей семьи.
Семья и дом - наиболее важная сфера жизни для наших
сограждан (об этом сообщают 98%), причем на протяжении последних
лет она остается на первом месте по значимости (в 2005 и 2008 годы
- 99% и 98% соответственно). На втором месте - дружба (93%),
на третьем - любовь и происходящее в стране (по 87%). Далее следуют:
свободное время, отдых, развлечения (84%), дело, профессия, работа
(82%). Несколько менее важными сферами оказываются вера, религия
(67%), секс (65%).
Главой семьи в российских семьях по-прежнему гораздо
чаще считается муж (об этом сообщили 36% респондентов), чем жена
(12%). О главенстве мужа наиболее склонны сообщать 25-59-летние
(40-41%), а вот доля тех, кто сообщает о главенстве жены, возрастает
с 5% среди 18-24-летних до 19% среди опрошенных в возрасте от 60
лет и старше. 34% сообщают, что единоличного главы в их семье нет
- в основном это 25-44-летние (36-38%), а у 9% эту функцию выполняет
другой член семьи - не муж и не жена (среди 18-24-летних - даже
24%).
Женщины и мужчины по-разному оценивают расстановку
ролей в семье. Так, мужчины, более чем женщины, склонны сообщать,
что лидером в семье является муж (43% против 29% среди женщин).
Женщины же, напротив, чаще отмечают, что сами лидируют в семье (18%
против 5% среди мужчин). Наконец, как мужчины, так и женщины в равной
степени заявляют об отсутствии главы семьи (34% и 33% соответственно).
Большинство российских семей уже почувствовали на
себе влияние кризиса. Более половины россиян и членов их семей
ощутили на себе влияние кризиса (58%), причем по сравнению с апрелем
наши сограждане стали сообщать об этом чаще (в апреле - 53%). Доля
таких респондентов наиболее высока среди жителей крупных городов
(67%), женщин (61%) и малообеспеченных респондентов (74%). 29% сообщают,
что в чем-то почувствовали кризис, а в чем-то - нет (месяц назад
-33%). Наиболее склонны сообщать об этом москвичи и петербуржцы
(39%), мужчины (31%) и высокообеспеченные сограждане (43%). Наконец,
на 13% наших соотечественников сложившаяся экономическая ситуация,
по их словам, никак не отразилась: высокообеспеченные россияне сообщают
об этом в три раза чаще, чем малообеспеченные (29% против 9%).
Семья - главная опора в условиях экономических трудностей:
56% наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку
родственников. Более трети респондентов (35%) сообщают, что рассчитывают
на собственные силы. 18% ищут поддержку у друзей, только 5% - у
государства, по 2% - у коллег по работе или знакомых, соседей. Женщины,
более чем мужчины, склонны в условиях экономической нестабильности
искать поддержку у родственников (59% против 53% среди мужчин).
Мужчины, напротив, чаще рассчитывают на себя (37% против 33% среди
женщин) или же на друзей (21% против 15% среди женщин).
В трудной ситуации большинство россиян ощущают поддержку
своей семьи (61%). 13% сообщают, что чувствуют поддержку родственников,
но в недостаточной степени. Еще 13% сообщают, что им самим приходится
поддерживать членов семьи. Только 8% наших сограждан не ощущают
в условиях трудной ситуации поддержку родственников. Поддержку членов
семьи в трудной ситуации чаще ощущают 18-24-летние россияне (74%).
25-34-летние респонденты наиболее склонны сообщать, что чувствуют
ее, но в недостаточной степени (17%), а 35-44-летние чаще заявляют,
что им самим приходится поддерживать родственников (20%). Наконец,
россияне старше 60 лет чаще других сообщают, что не получают поддержку
членов семьи в трудной ситуации (13%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 9-10
мая 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42
областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность
не превышает 3,4%.
В какой степени для Вас важны следующие сферы жизни?
(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, приведены
суммарные доли респондентов, давших ответ «важны» и «скорее
важны»)
|
|
2005
|
2008
|
2009
|
Семья, дом
|
99
|
98
|
96
|
Дружба
|
96
|
93
|
93
|
Дело, профессия, работа
|
87
|
84
|
82
|
Свободное время, отдых, развлечения
|
85
|
82
|
84
|
Происходящее в стране
|
82
|
84
|
85
|
Религия, вера
|
65
|
63
|
67
|
Любовь
|
91
|
84
|
87
|
Секс
|
72
|
68
|
65
|
Кто, по Вашему мнению, является главой Вашей семьи? (закрытый
вопрос, не более двух ответов)
|
|
Всего опрошенных
|
Пол
|
Мужчины
|
Женщины
|
Муж
|
36
|
43
|
29
|
Жена
|
12
|
5
|
18
|
Главы семьи нет - важные решения принимаются совместно
|
34
|
34
|
33
|
Другой член семьи
|
9
|
10
|
8
|
затрудняюсь ответить
|
9
|
7
|
11
|
Ощутили ли Вы лично или члены Вашей семьи на себе влияние
экономического кризиса?
(закрытый вопрос, один ответ)
|
|
Апрель 2009
|
Май 2009
|
Да
|
53
|
58
|
В чем-то да, а в чем-то нет
|
33
|
29
|
Нет
|
13
|
13
|
затрудняюсь ответить
|
2
|
1
|
В трудной жизненной ситуации, в условиях экономических
трудностей на чью поддержку Вы рассчитываете прежде всего?
(закрытый вопрос, не более двух ответов)
|
|
Всего опрошенных
|
Пол
|
Мужчины
|
Женщины
|
Родственников
|
56
|
53
|
59
|
Друзей
|
18
|
21
|
15
|
Государства
|
5
|
5
|
6
|
Коллег по работе
|
2
|
2
|
2
|
Знакомых, соседей
|
2
|
2
|
2
|
Благотворительных, общественных организаций
|
0
|
0
|
0
|
Ни на чью, только на собственные силы
|
35
|
37
|
33
|
Другое
|
1
|
1
|
1
|
затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
1
|
Оказавшись в трудной жизненной ситуации, ощущаете ли Вы
поддержку со стороны членов Вашей семьи? (закрытый
вопрос, не более двух ответов)
|
|
Всего опрошенных
|
Возраст, лет
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-59
|
60 и старше
|
Да, безусловно, ощущаю, они мне очень помогают
|
61
|
79
|
64
|
56
|
59
|
53
|
Да, ощущаю, но не в той степени, в какой хотелось бы мне
|
13
|
12
|
17
|
11
|
12
|
13
|
Нет, не ощущаю
|
8
|
3
|
4
|
9
|
9
|
13
|
Я скорее сам поддерживаю своих родных и близких, нежели они
|
13
|
5
|
11
|
20
|
14
|
14
|
затрудняюсь ответить
|
5
|
2
|
4
|
4
|
5
|
7
|
Пресс-выпуск ВЦИОМ №1225 от 18 мая 2009
http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/11870.html
|