|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В городских поселениях на 100 мест в дошкольных учреждениях
приходится в среднем по 112 воспитанников
Особенно остро проблема нехватки мест в дошкольных образовательных
учреждениях стоит, как и в прежние годы, в городских поселениях,
в которых, как правило, выше и сам спрос на услуги таких учреждений
(и , как следствие, более высокий охват детей дошкольным образованием),
и масштабнее жилищное строительство, не всегда обеспеченное необходимой
социальной инфраструктурой. К тому же именно в городах здания и
территория многих дошкольных образовательных учреждений, прекративших
свою деятельность в первой половине 1990-х годов (прежде всего,
ведомственных), после смены собственника стали использоваться в
других целях.
В 1970-1980-е годы число дошкольных образовательных
учреждений и воспитанников в них росло гораздо быстрее в сельских
поселениях (рис. 5). К началу 1991 года число этих учреждений в
городских поселениях России увеличилось на 20% по сравнению с 1971
годом (до 47,3 тысячи), а в сельских - на 57% (до 40,6 тысячи).
Число воспитанников дошкольных образовательных учреждений за тот
же период увеличилось в городских поселениях на 49% (до 6,9 миллиона
человек, хотя самым высоким оно было в 1988 году - 7,5 миллиона
человек), а в сельских - почти вдвое, на 95% (до 2,1 миллиона, а
в 1988 году оно составляло 2,3 миллиона человек). В силу специфики
сельского расселения среди дошкольных образовательных учреждений
на селе велика доля малокомплектных детских садов. Среднее число
воспитанников, приходящихся на одно дошкольное образовательное учреждение,
даже в 1988 году составляло на селе 59 против 160 в городе, а к
началу 2000 года снизилось до 33 против 115 (самое низкое значение
в городе отмечалось в 1997-1998 годах - 113 воспитанников на учреждение).
Сокращение числа дошкольных образовательных учреждений
в городе началось с 1991 года, на селе - с 1992 года. В городских
поселениях оно продолжалось до 2006 года, к началу которого число
таких учреждений снизилось до 26,4 тысячи (на 44%). После некоторой
стабилизации оно увеличилось до 26,6 тысячи к началу 2008 года.
В сельских поселениях сокращение сети дошкольных образовательных
учреждений продолжалось до 2008 года, к началу которого их число
снизилось до 19,1 тысячи (на 53%). При этом сокращение числа воспитанников
дошкольных образовательных учреждений продолжалось на селе до 1999
года, когда оно опустилось до 0,8 миллиона человек, а в городе -
до 2001 года (менее 3,4 миллиона человек). К началу 2008 года число
детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, возросло
в городских поселениях до 3,9 миллиона человек (на 15% по сравнению
с 2001 годом), а в сельских до 1 миллиона человек (на 25% по сравнению
с 1999 годом). Среднее число воспитанников, приходящихся на одно
дошкольное образовательное учреждение, увеличилось до 147 в городе
и 52 на селе.
Рисунок 5. Число дошкольных образовательных учреждений
и воспитанников в них в городских и сельских поселениях России,
на конец года
Сельские дошкольные образовательные учреждения работают,
как правило, с определенной недогрузкой, а городские, наоборот,
- с перегрузкой. Только в 1992-2004 годах в городских дошкольных
образовательных учреждениях в целом было меньше детей, чем мест,
но уже с 2005 года число воспитанников дошкольных учреждений стало
превышать число мест в них (рис. 5). В сельских дошкольных учреждениях
число воспитанников не превышало числа мест начиная с 1970-х годов.
В 1970-1980-е годы на 100 мест приходилось более 90 детей, а к концу
1990-х годов этот показатель опустился до 60. К началу 2008 года
число детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях
поднялось до 112 в городских и 84 в сельских поселениях.
Рисунок 6. Число воспитанников дошкольных образовательных
учреждений на 100 мест в них, городские и сельские поселения
Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных
учреждениях - отношение числа мест в дошкольных учреждениях к общему
числу детей в возрасте от 1 года до 6 лет, скорректированному на
число детей 6 лет, обучающихся в школе, - продолжает снижаться и
в городе, и на селе (рис. 7). Наивысшей отметки в городских поселениях
она достигла в 1998 году - 740 мест на 1000 детей, на селе - 590
- в 1999 году. К началу 2008 года она снизилась до 594 в городских
и до 494 в сельских поселениях.
Между тем, охват детей дошкольными учреждениями - отношение
числа детей, посещающих дошкольные учреждения, к общему числу детей
в возрасте от 1 года до 6 лет, скорректированному на число детей
6 лет, обучающихся в школе, - остается довольно высоким в городе
(около 66% в 2001-2007 годах против 62% в 1996 и 1998 годах) и устойчиво
возрастает на селе (до 42% к началу 2008 года против 35% в 1998
году). Однако это заметно ниже значений начала 1990-х годов: 71%
детей 1-6 лет в городских и 56% в сельских поселениях.
Рисунок 7. Обеспеченность детей 1-6 лет местами в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ) и их охват ДОУ, на конец года
|