|
Образование в странах ОЭСР. Тенденции 2007 года
Подготовила Елена Ильина
(Опубликовано в электронном журнале "Курьер российской академической
науки и высшей школы" №5, май 2008. Адрес: http://www.courier-edu.ru/cour0805/1800.htm)
Две трети мирового производства товаров и услуг сосредоточено
в 30 странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества
и развития. Есть ли зависимость между высоким уровнем экономики
этих государств и качеством образования, доступного их гражданам?
Качество образования и его доступность, несомненно,
влияют на уровень жизни населения и экономику стран, подчёркивают
авторы доклада «Взгляд на образование—2007» (Education
at a Glance 2007). Этот ежегодный обзор, выпускаемый профильным
отделом секретариата ОЭСР с 2001 года, освещает вопросы финансирования
образования, спроса на него в обществе, доступности образовательных
услуг для разных слоёв населения, качества обучения и условий работы
преподавателей.
В обзоре 2007 года, подробнее, чем обычно, исследуется
вопрос эффективности образования, в частности, его высшего уровня.
Его авторы делают вывод, что при достаточно широком в странах ОЭСР
доступе к образовательным услугам никаких признаков так называемой
«инфляции» ценности образования нет. В то же время составители обзора
отмечают необходимость постепенного реформирования отрасли, поскольку
давление расходов на неё на государственные бюджеты стабильно растёт.
В России, которая, напомним, пока не является членом
ОЭСР, а только партнёром, также идут активные
дискуссии об объёме расходов на образование. Так ли уж
сильно мы отстаём по уровню финансирования этой сферы от стран ОЭСР?
Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран.
Является авторитетным форумом, в рамках которого представители правительств
этих государств и стран-партнёров обсуждают, разрабатывают и совершенствуют
свою экономическую и социальную политику, опираясь на информационно-аналитические
обзоры секретариата ОЭСР. Членство в Организации служит в некотором
роде «рейтинговым показателем» для международных правительственных
органов, занимающихся распределением финансовых средств, а также
для частных инвесторов. На данный момент в ОЭСР входят: Австралия,
Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,
Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика,
Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия,
США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Южная
Корея, Япония. В ряде совместных программ участвуют и государства-партнёры:
Бразилия, Израиль, Индия, Китай, Россия, Словения, Чили и Эстония.
Финансирование образования в странах ОЭСР
Расходы на образование в среднем по странам ОЭСР составляют
6,2% совокупного ВВП (в 2006
году 5,9% ВВП).
На эту статью расходов приходится в среднем до 13,4%
всех социальных затрат: в Чехии, Германии, Греции, Италии и Японии
— менее 10%, в Мексике и Новой Зеландии — более 20%.
С 1995 по 2004 год расходы на поддержку всех уровней
образования в странах ОЭСР выросли в среднем на 42%. Во всех странах
главным донором отрасли выступает государство — в 2004 году в среднем
87% затрат на образование финансировались из государственных источников.
График 1. Сколько страны тратят на образование (доля
затрат на учебные учреждения всех уровней образования в процентах
от ВВП страны)
Источник: Education
at a Glance 2007
Более низкие расходы на образование не обязательно
означают, что оно хуже. Например, и в Корее, и в Нидерландах
расходы на начальное и среднее образование ниже среднего по ОЭСР,
при этом согласно анкетированию, проведённому в 2003 году по Программе
международной оценки учащихся (PISA), эти страны входят в число
государств с наилучшими показателями успеваемости.
Размер платы за учёбу в университете сильно различается,
но в половине стран, упомянутых в отчёте, не превышает в среднем
1 500 долларов в год для учащихся-резидентов. Примерно в четверти
стран ОЭСР (в странах Северной Европы, Чехии, Ирландии и Польше)
обучение в государственных учреждениях высшей школы остаётся бесплатным.
Средняя школа
В 22 из 29 стран Организации и в ряде стран-партнёров,
в частности Эстонии, Израиле, России и Словении, более 60% всех
взрослых имеют как минимум полное среднее образование.
Причём в Бельгии, Франции, Греции, Ирландии, Италии,
Южной Корее, Португалии, Испании среди 25—34-летних таких больше
на 13% по сравнению с теми, кому 45—54 года. В Чили, государстве-партнёре
ОЭСР, среди молодёжи на 20% больше лиц с законченным средним образованием,
чем среди людей более зрелого возраста.
Тенденция последних лет: среди выпускников средних
школ больше женщин, чем мужчин. Лишь в Южной в Корее, Швейцарии
и Турции соотношение мужчин и женщин, имеющих полное среднее образование,
не в пользу женщин, а в партнёрской Словении этот показатель одинаков
для мужчин и женщин.
Продолжительность учёбы и содержание учебной программы
каждая страна определяет в соответствии со своими общеэкономическими
и бюджетными приоритетами. Чтение, письмо, математика и естествознание
составляют в странах ОЭСР в среднем почти половину учебной программы
учащихся в возрасте от 9 до 11 лет. В Австралии и государствах-партнёрах
Чили и Израиле на чтение, письмо и литературу отводится примерно
13%, а во Франции, Мексике и Нидерландах — около 30% обязательного
учебного времени.
Зарплаты учителей сильно зависят от образовательной
политики государства. Это самая затратная статья в себестоимости
школьного обучения, соответственно, когда заходит речь о повышении
его качества или о необходимости сокращения образовательных расходов,
учительские зарплаты пересматривают в первую очередь. Общая тенденция
— их повышение. В сравнении с ВВП на душу населения зарплаты учителей
неполной средней школы с 15-летним стажем в Корее и Мексике почти
вдвое выше, а в Исландии, Норвегии и государстве-партнёре Израиле
составляют 75% или менее от этого показателя. Размер зарплат колеблется
от менее 16000 долларов в год в Венгрии до более 51000 долларов
в Германии, Корее и Швейцарии и до более 88 000 долларов в
Люксембурге. Добавим, что, по данным «Российской газеты» (федеральный
выпуск №4592 от 19 февраля 2008 года), доходы российских
учителей в 2007 году в среднем выросли на 25 процентов — за счёт
планового повышения зарплат бюджетникам и благодаря введению новой
системы оплаты труда в регионах-победителях конкурсов в рамках нацпроекта
«Образование». Педагоги этих субъектов РФ (а их пока 34) получают
в месяц от 10 до 16 тысяч рублей.
График 2. Какие средства расходуются на одного учащегося
в год (затраты на образовательные учреждения всех уровней в расчёте
на одного учащегося)
Источник: Education
at a Glance 2007
В большинстве стран ОЭСР миграция населения стала
одной из ключевых проблем, вызывающих бурные споры о том, каким
образом иммигранты могут интегрироваться в обществе и быть восприняты
рынком труда. Как показывают исследования академической успеваемости
15-летних учащихся из семей иммигрантов, проведённые по программе
PISA, образовательные системы стран Европы в этом плане могут столкнуться
с серьёзными проблемами. В 14 странах ОЭСР, где доля иммигрантов
велика, учащиеся из первого поколения иммигрантов отстают от сверстников-резидентов
по математике в среднем на 48 пунктов (примерно год школьной программы).
Во втором поколении отставание чуть сокращается, но всё равно остаётся
заметным. При этом если в одних странах, в частности в Австралии,
Канаде и Новой Зеландии, разница в успеваемости между учащимися-резидентами
и выходцами из семей иммигрантов незначительна, то в других, например,
в Бельгии и Германии, разрыв достигает 90 пунктов и более.
Высшая школа
В 24 странах ОЭСР диплом о законченном высшем образовании
имеют в среднем 36% взрослого населения. За последние десять лет
удвоилось количество выпускников вузов в Австрии, Финляндии, Италии,
Португалии, Словакии и Швейцарии. В то же время 30% студентов бросают
учёбу, так и не получив высшего образования (в среднем по 19 странам).
Авторы доклада отмечают следующие основные тенденции
в этой сфере:
Молодёжь делает выбор в пользу общественных наук,
экономики и юриспруденции. В странах ОЭСР эти специальности
вообще популярны, ими владеет примерно треть взрослого населения.
Однако среди 25—35-летних специалистов в данных отраслях примерно
в 3,5 раза больше, чем среди людей в возрасте 55—64 года. Почти
такое же (3:1) соотношение наблюдается и в области естественных
наук. А вот овладевших инженерными специальностями среди лиц в возрасте
от 25 до 34 лет почти вдвое меньше по сравнению с более зрелым поколением.
Рынки труда в Дании, Германии, Венгрии и Норвегии в скором времени,
очевидно, испытают нехватку квалифицированных инженеров.
Страны ОЭСР сильно различаются по количеству выпускников
традиционных университетов и высших профессиональных учебных заведений.
В Австрии, Германии и Турции традиционные университеты окончили
20% населения. В Австралии, Дании, Финляндии, Исландии, Италии,
Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии и Польше этот показатель вдвое
выше, возможно, потому что в перечисленных странах продолжительность
университетского курса короче.
Уровень занятости в странах ОЭСР напрямую зависит
от уровня образования. За небольшим исключением, уровень занятости
выпускников высшей школы заметно ниже, чем среди выпускников средней
школы. Примечательно, что общий уровень занятости прямо коррелирует
с уровнем занятости среди женщин. Так, в семи странах с самым высоким
уровнем занятости населения в возрасте от 25 до 64 лет, а именно
Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и Великобритании,
наблюдается и самый высокий процент трудоустроенных женщин. Расхождения
в уровне занятости между мужчинами и женщинами тем сильнее, чем
ниже уровень образования. У мужчины без среднего образования шансы
получить работу на 23% выше, чем у женщины с тем же уровнем образования.
Шансы специалистов с вузовским дипломом будут различаться только
на 10%, опять же в пользу мужчин.
В 25 странах ОЭСР и государстве-партнёре Израиле те,
кто имеют диплом о высшем профессиональном образовании или учёную
степень, зарабатывают как минимум на 50% больше, чем люди с неполным
средним образованием. Во всех рассмотренных в обзоре странах
женщины зарабатывают меньше, чем мужчины одного с ними уровня образования:
в среднем их зарплаты составляют от 50% до 80% зарплат мужчин.
Страны стремятся предоставлять равный доступ к высшему
образованию для представителей всех слоёв общества. Дальше всех
в этом направлении продвинулись Ирландия и Испания, тогда как в
Австрии, Франции, Германии и Португалии возможность получить высшее
образование фактически имеет лишь каждый второй выходец из рабочей
среды. Между тем авторы доклада подчёркивают важность решения этой
проблемы: спрос на неквалифицированный труд снижается, необразованные
работники в перспективе станут грузом для общества, а социальное
расслоение может ещё больше углубиться. Доступность образования
для представителей разных слоёв общества позволяет расширить рынок
труда и создать конкурентоспособную среду.
Количество желающих получить высшее образование заметно
варьирует от страны к стране. В среднем по ОЭСР порядка 57%
пятнадцатилетних собираются учиться в университете, но в Южной Корее
желающих — 95%, а в Германии — всего 21%. Желание или нежелание
учиться в системе высшей школы зависит от многих факторов: уровня
успеваемости (прежде всего по математике и литературе) и пола учащегося,
благополучия его семьи, принадлежности к резидентам или иммигрантам.
Согласно исследованиям PISA, дети из менее благополучных в социальном
и экономическом плане слоёв населения меньше настроены на учёбу
в университете — вне зависимости от их индивидуальных способностей
к образованию. Пример родителей играет важную роль: выпускники средней
школы обычно демонстрируют большее желание учиться дальше, если
их родители имеют высшее образование. В большинстве стран ОЭСР у
детей из семей иммигрантов отмечается более высокий уровень притязаний
в плане получения высшего образования, чем у их сверстников-резидентов
с аналогичными способностями и материальным благосостоянием.
Образование в течение всей жизни
Экономика стран ОЭСР всё в большей степени зависит от
стабильного притока квалифицированных специалистов, и эта тенденция
будет усиливаться. Поскольку население развитых стран стареет, повышение
образовательного уровня и увеличение рабочего стажа работников может
несколько снизить эту зависимость, а также нагрузку на пенсионные
расходы.
Люди всё активнее используют возможность учиться как
в юном возрасте, так и в течение всей жизни, регулярно повышая свою
профессиональную квалификацию. Многие предпочитают проходить обучение
за рубежом. Программы повышения квалификации также часто реализуются
не в учебных заведениях. За последние 12 месяцев в четырёх странах
ОЭСР — Дании, Финляндии, Швеции и США — более 35% населения в возрасте
от 25 до 64 лет участвовали в образовательных проектах, позволяющих
повысить свой профессиональный уровень.
Лица с более высоким уровнем образования охотнее принимают
участие в программах повышения квалификации и переподготовки, чем
те, у кого уровень образования ниже.
<…>
|