Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики

Рейтинг стран по доступности высшего образования

Образование в странах ОЭСР. Тенденции 2007 года

Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов

Русскоговорящие иммигранты в Германии

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Образование в странах ОЭСР. Тенденции 2007 года

Подготовила Елена Ильина
(Опубликовано в электронном журнале "Курьер российской академической науки и высшей школы" №5, май 2008. Адрес: http://www.courier-edu.ru/cour0805/1800.htm)

Две трети мирового производства товаров и услуг сосредоточено в 30 странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Есть ли зависимость между высоким уровнем экономики этих государств и качеством образования, доступного их гражданам?

Качество образования и его доступность, несомненно, влияют на уровень жизни населения и экономику стран, подчёркивают авторы доклада «Взгляд на образование—2007» (Education at a Glance 2007). Этот ежегодный обзор, выпускаемый профильным отделом секретариата ОЭСР с 2001 года, освещает вопросы финансирования образования, спроса на него в обществе, доступности образовательных услуг для разных слоёв населения, качества обучения и условий работы преподавателей.

В обзоре 2007 года, подробнее, чем обычно, исследуется вопрос эффективности образования, в частности, его высшего уровня. Его авторы делают вывод, что при достаточно широком в странах ОЭСР доступе к образовательным услугам никаких признаков так называемой «инфляции» ценности образования нет. В то же время составители обзора отмечают необходимость постепенного реформирования отрасли, поскольку давление расходов на неё на государственные бюджеты стабильно растёт.

В России, которая, напомним, пока не является членом ОЭСР, а только партнёром, также идут активные дискуссии об объёме расходов на образование. Так ли уж сильно мы отстаём по уровню финансирования этой сферы от стран ОЭСР?

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран. Является авторитетным форумом, в рамках которого представители правительств этих государств и стран-партнёров обсуждают, разрабатывают и совершенствуют свою экономическую и социальную политику, опираясь на информационно-аналитические обзоры секретариата ОЭСР. Членство в Организации служит в некотором роде «рейтинговым показателем» для международных правительственных органов, занимающихся распределением финансовых средств, а также для частных инвесторов. На данный момент в ОЭСР входят: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Южная Корея, Япония. В ряде совместных программ участвуют и государства-партнёры: Бразилия, Израиль, Индия, Китай, Россия, Словения, Чили и Эстония.

Финансирование образования в странах ОЭСР

Расходы на образование в среднем по странам ОЭСР составляют 6,2% совокупного ВВП (в 2006 году 5,9% ВВП).

На эту статью расходов приходится в среднем до 13,4% всех социальных затрат: в Чехии, Германии, Греции, Италии и Японии — менее 10%, в Мексике и Новой Зеландии — более 20%.

С 1995 по 2004 год расходы на поддержку всех уровней образования в странах ОЭСР выросли в среднем на 42%. Во всех странах главным донором отрасли выступает государство — в 2004 году в среднем 87% затрат на образование финансировались из государственных источников.

График 1. Сколько страны тратят на образование (доля затрат на учебные учреждения всех уровней образования в процентах от ВВП страны)

Источник: Education at a Glance 2007

Более низкие расходы на образование не обязательно означают, что оно хуже. Например, и в Корее, и в Нидерландах расходы на начальное и среднее образование ниже среднего по ОЭСР, при этом согласно анкетированию, проведённому в 2003 году по Программе международной оценки учащихся (PISA), эти страны входят в число государств с наилучшими показателями успеваемости.

Размер платы за учёбу в университете сильно различается, но в половине стран, упомянутых в отчёте, не превышает в среднем 1 500 долларов в год для учащихся-резидентов. Примерно в четверти стран ОЭСР (в странах Северной Европы, Чехии, Ирландии и Польше) обучение в государственных учреждениях высшей школы остаётся бесплатным.

Средняя школа

В 22 из 29 стран Организации и в ряде стран-партнёров, в частности Эстонии, Израиле, России и Словении, более 60% всех взрослых имеют как минимум полное среднее образование.

Причём в Бельгии, Франции, Греции, Ирландии, Италии, Южной Корее, Португалии, Испании среди 25—34-летних таких больше на 13% по сравнению с теми, кому 45—54 года. В Чили, государстве-партнёре ОЭСР, среди молодёжи на 20% больше лиц с законченным средним образованием, чем среди людей более зрелого возраста.

Тенденция последних лет: среди выпускников средних школ больше женщин, чем мужчин. Лишь в Южной в Корее, Швейцарии и Турции соотношение мужчин и женщин, имеющих полное среднее образование, не в пользу женщин, а в партнёрской Словении этот показатель одинаков для мужчин и женщин.

Продолжительность учёбы и содержание учебной программы каждая страна определяет в соответствии со своими общеэкономическими и бюджетными приоритетами. Чтение, письмо, математика и естествознание составляют в странах ОЭСР в среднем почти половину учебной программы учащихся в возрасте от 9 до 11 лет. В Австралии и государствах-партнёрах Чили и Израиле на чтение, письмо и литературу отводится примерно 13%, а во Франции, Мексике и Нидерландах — около 30% обязательного учебного времени.

Зарплаты учителей сильно зависят от образовательной политики государства. Это самая затратная статья в себестоимости школьного обучения, соответственно, когда заходит речь о повышении его качества или о необходимости сокращения образовательных расходов, учительские зарплаты пересматривают в первую очередь. Общая тенденция — их повышение. В сравнении с ВВП на душу населения зарплаты учителей неполной средней школы с 15-летним стажем в Корее и Мексике почти вдвое выше, а в Исландии, Норвегии и государстве-партнёре Израиле составляют 75% или менее от этого показателя. Размер зарплат колеблется от менее 16000 долларов в год в Венгрии до более 51000 долларов в Германии, Корее и Швейцарии и до более 88 000 долларов в Люксембурге. Добавим, что, по данным «Российской газеты» (федеральный выпуск №4592 от 19 февраля 2008 года), доходы российских учителей в 2007 году в среднем выросли на 25 процентов — за счёт планового повышения зарплат бюджетникам и благодаря введению новой системы оплаты труда в регионах-победителях конкурсов в рамках нацпроекта «Образование». Педагоги этих субъектов РФ (а их пока 34) получают в месяц от 10 до 16 тысяч рублей.

График 2. Какие средства расходуются на одного учащегося в год (затраты на образовательные учреждения всех уровней в расчёте на одного учащегося)

Источник: Education at a Glance 2007

В большинстве стран ОЭСР миграция населения стала одной из ключевых проблем, вызывающих бурные споры о том, каким образом иммигранты могут интегрироваться в обществе и быть восприняты рынком труда. Как показывают исследования академической успеваемости 15-летних учащихся из семей иммигрантов, проведённые по программе PISA, образовательные системы стран Европы в этом плане могут столкнуться с серьёзными проблемами. В 14 странах ОЭСР, где доля иммигрантов велика, учащиеся из первого поколения иммигрантов отстают от сверстников-резидентов по математике в среднем на 48 пунктов (примерно год школьной программы). Во втором поколении отставание чуть сокращается, но всё равно остаётся заметным. При этом если в одних странах, в частности в Австралии, Канаде и Новой Зеландии, разница в успеваемости между учащимися-резидентами и выходцами из семей иммигрантов незначительна, то в других, например, в Бельгии и Германии, разрыв достигает 90 пунктов и более.

Высшая школа

В 24 странах ОЭСР диплом о законченном высшем образовании имеют в среднем 36% взрослого населения. За последние десять лет удвоилось количество выпускников вузов в Австрии, Финляндии, Италии, Португалии, Словакии и Швейцарии. В то же время 30% студентов бросают учёбу, так и не получив высшего образования (в среднем по 19 странам).

Авторы доклада отмечают следующие основные тенденции в этой сфере:

Молодёжь делает выбор в пользу общественных наук, экономики и юриспруденции. В странах ОЭСР эти специальности вообще популярны, ими владеет примерно треть взрослого населения. Однако среди 25—35-летних специалистов в данных отраслях примерно в 3,5 раза больше, чем среди людей в возрасте 55—64 года. Почти такое же (3:1) соотношение наблюдается и в области естественных наук. А вот овладевших инженерными специальностями среди лиц в возрасте от 25 до 34 лет почти вдвое меньше по сравнению с более зрелым поколением. Рынки труда в Дании, Германии, Венгрии и Норвегии в скором времени, очевидно, испытают нехватку квалифицированных инженеров.

Страны ОЭСР сильно различаются по количеству выпускников традиционных университетов и высших профессиональных учебных заведений. В Австрии, Германии и Турции традиционные университеты окончили 20% населения. В Австралии, Дании, Финляндии, Исландии, Италии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии и Польше этот показатель вдвое выше, возможно, потому что в перечисленных странах продолжительность университетского курса короче.

Уровень занятости в странах ОЭСР напрямую зависит от уровня образования. За небольшим исключением, уровень занятости выпускников высшей школы заметно ниже, чем среди выпускников средней школы. Примечательно, что общий уровень занятости прямо коррелирует с уровнем занятости среди женщин. Так, в семи странах с самым высоким уровнем занятости населения в возрасте от 25 до 64 лет, а именно Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и Великобритании, наблюдается и самый высокий процент трудоустроенных женщин. Расхождения в уровне занятости между мужчинами и женщинами тем сильнее, чем ниже уровень образования. У мужчины без среднего образования шансы получить работу на 23% выше, чем у женщины с тем же уровнем образования. Шансы специалистов с вузовским дипломом будут различаться только на 10%, опять же в пользу мужчин.

В 25 странах ОЭСР и государстве-партнёре Израиле те, кто имеют диплом о высшем профессиональном образовании или учёную степень, зарабатывают как минимум на 50% больше, чем люди с неполным средним образованием. Во всех рассмотренных в обзоре странах женщины зарабатывают меньше, чем мужчины одного с ними уровня образования: в среднем их зарплаты составляют от 50% до 80% зарплат мужчин.

Страны стремятся предоставлять равный доступ к высшему образованию для представителей всех слоёв общества. Дальше всех в этом направлении продвинулись Ирландия и Испания, тогда как в Австрии, Франции, Германии и Португалии возможность получить высшее образование фактически имеет лишь каждый второй выходец из рабочей среды. Между тем авторы доклада подчёркивают важность решения этой проблемы: спрос на неквалифицированный труд снижается, необразованные работники в перспективе станут грузом для общества, а социальное расслоение может ещё больше углубиться. Доступность образования для представителей разных слоёв общества позволяет расширить рынок труда и создать конкурентоспособную среду.

Количество желающих получить высшее образование заметно варьирует от страны к стране. В среднем по ОЭСР порядка 57% пятнадцатилетних собираются учиться в университете, но в Южной Корее желающих — 95%, а в Германии — всего 21%. Желание или нежелание учиться в системе высшей школы зависит от многих факторов: уровня успеваемости (прежде всего по математике и литературе) и пола учащегося, благополучия его семьи, принадлежности к резидентам или иммигрантам. Согласно исследованиям PISA, дети из менее благополучных в социальном и экономическом плане слоёв населения меньше настроены на учёбу в университете — вне зависимости от их индивидуальных способностей к образованию. Пример родителей играет важную роль: выпускники средней школы обычно демонстрируют большее желание учиться дальше, если их родители имеют высшее образование. В большинстве стран ОЭСР у детей из семей иммигрантов отмечается более высокий уровень притязаний в плане получения высшего образования, чем у их сверстников-резидентов с аналогичными способностями и материальным благосостоянием.

Образование в течение всей жизни

Экономика стран ОЭСР всё в большей степени зависит от стабильного притока квалифицированных специалистов, и эта тенденция будет усиливаться. Поскольку население развитых стран стареет, повышение образовательного уровня и увеличение рабочего стажа работников может несколько снизить эту зависимость, а также нагрузку на пенсионные расходы.

Люди всё активнее используют возможность учиться как в юном возрасте, так и в течение всей жизни, регулярно повышая свою профессиональную квалификацию. Многие предпочитают проходить обучение за рубежом. Программы повышения квалификации также часто реализуются не в учебных заведениях. За последние 12 месяцев в четырёх странах ОЭСР — Дании, Финляндии, Швеции и США — более 35% населения в возрасте от 25 до 64 лет участвовали в образовательных проектах, позволяющих повысить свой профессиональный уровень.

Лица с более высоким уровнем образования охотнее принимают участие в программах повышения квалификации и переподготовки, чем те, у кого уровень образования ниже.

<…>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.