|
|
Многодетная
семья в России |
Над темой номера работали:
|
|
|
Лидия
ПРОКОФЬЕВА
|
Елена
КУПРИЯНОВА
|
Чем регионы поддерживают многодетных? Кому - прибавка
к пенсии, кому - бесплатные семена
В России отсутствует единое социальное пространство
в части государственной поддержки многодетных семей, а ее содержание
и уровень зависят от места проживания многодетной семьи.
Основным направлением поддержки многодетных семей
в субъектах Российской Федерации является целевая материальная помощь,
предоставляемая преимущественно в натуральной форме или в форме
льгот (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатная школьная
форма, бесплатное питание в школах, бесплатный проезд на общественном
транспорте, бесплатная выдача лекарств).
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что только
в немногих субъектах Российской Федерации принимаются меры по
повышению экономической активности многодетных семей. Наиболее
распространенная мера в этом направлении – это первоочередное вступление
многодетных семей в садово-огородные товарищества, иногда предусматривается
первоочередное вступление в жилищные, садоводческие, дачные кооперативы.
В отдельных территориях (Башкирия, Самарская, Липецкая
области) многодетным семьям выделяется транспорт, который может
быть использован и как средство для бизнеса. При этом принимаются
во внимание семьи с более высоким числом детей (7-10 детей).
В Республике Тыва практически не предоставляются льготы,
предусмотренные федеральным законодательством для многодетных семей,
однако введены некоторые меры по поддержке самообеспечения на трудовой
основе. Это бесплатное выделение семян картофеля, выделение субсидий
на приобретение скота.
Существуют и другие нестандартные подходы к оказанию
помощи многодетным семьям. Так, в Агинском Бурятском АО они освобождаются
от земельного налога, в Читинской области увеличивается базовая
пенсия по старости для матери с 10 и более детьми. В Республике
Саха (Якутия) предусмотрено повышение пенсии матерям-героиням на
30%, а женщинам, родившим 5 и более детей, – на 20% минимальной
пенсии по старости.
В Пензенской области с 2003 года семьям, имеющим 5 и
более детей и проживающим в сельской местности и рабочих поселках,
выделяются льготные кредиты на приобретение вторичного жилья или
проведения капитального ремонта и реконструкции надворных построек
в размере 2 млн. рублей.
Таким образом, отмечается большое разнообразие мер оказания
социальной помощи на региональном уровне, однако выплачиваемые суммы
и другие виды поддержки явно недостаточны для того, чтобы вывести
большинство многодетных семей из состояния хронической бедности.
Анализ принятой в регионах системы мер социальной поддержки
многодетных семей и ее динамика в последние несколько лет позволяет
условно выделить три типа социальной защиты многодетных:
Тип 1 – слабая социальная защищенность
многодетных семей (льготы, выплаты и другие виды социальной поддержки
практически остаются на уровне льгот, выплат и т.д., установленных
Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431, либо по отдельным видам
льгот даже произошло сокращение).
Тип 2 – средняя социальная защищенность
многодетных семей (в 1993-2004 гг. к льготам, выплатам и другим
видам социальной поддержки, установленным Указом Президента РФ от
05.05.1992 г. № 431, добавились льготы, выплаты и т.д., либо были
расширены действовавшие до этого льготы и т.д. Но после 2005
г. ничего не изменилось).
Тип 3 – высокая социальная защищенность
многодетных семей (к льготам, выплатам и другим видам социальной
поддержки, установленным Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. №
431, а также дополнительным местным льготам и т.д., действовавшим
в 1993-2004 гг., после 2005 года были добавлены льготы, выплаты
и другие виды социальной поддержки, либо были расширены действовавшие
до этого).
Распределение регионов по выделенным типам представлена
в табл. 7.
Таблица 7. Типология регионов (субъектов РФ) по степени
социальной защищенности многодетных семей
Тип региона
|
Регионы
|
Тип 1 – слабая социальная защищенность
многодетных семей
|
Центральный федеральный округ: Курская; Южный федеральный
округ: республики: Адыгея; Ингушетия; Кабардино-Балкарская;
Калмыкия; Карачаево-Черкесская; Уральский федеральный округ:
Ямало-Ненецкий АО. Сибирский федеральный округ:
Иркутская область; Республика Хакасия, Республика Тыва; Усть-Ордынский
АО
|
Тип 2 – средняя социальная защищенность многодетных
семей
|
Центральный федеральный округ: области: Белгородская; Брянская;
Владимирская; Воронежская; Ивановская; Костромская; Орловская;
Рязанская; Смоленская; Тамбовская; Тульская; Ярославская*.
Северо-Западный федеральный округ: области: Архангельская*;
Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская,
Псковская; республики: Карелия*; Коми; Ненецкий
АО Южный федеральный округ: области: Астраханская,
Волгоградская, Ростовская; Краснодарский край, Ставропольский
край; Республика Дагестан. Приволжский федеральный округ:
области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская*,
Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская,
Ульяновская; республики: Марий Эл; Удмуртская*; Чувашская;
Коми-Пермяцкий АО Уральский федеральный округ: области:
Курганская; Свердловская, Челябинская; Ханты-Мансийский
АО. Сибирский федеральный округ: области: Кемеровская,
Новосибирская, Омская, Томская, Читинская;
Алтайский край, Красноярский край: Республика Алтай;
Республика Бурятия; Таймырский АО, Эвенкийский АО; Агинский
Бурятский АО. Дальневосточный федеральный округ: области:
Амурская, Магаданская, Сахалинская; Приморский край, Хабаровский
край; Республика Саха (Якутия); Корякский АО; Еврейская АО
|
Тип 3 – высокая социальная защищенность многодетных
семей
|
Центральный федеральный округ: области: Калужская, Липецкая,
Московская, Тверская*; г. Москва.
Северо-Западный федеральный округ: Калининградская
область*; г. Санкт-Петербург Приволжский
федеральный округ: республики: Татарстан, Башкортостан;
Мордовия. Уральский федеральный округ: Тюменская
область
|
Примечания:
1. Курсивом выделены регионы-доноры федерального бюджета.
2. Звездочкой отмечены 7 регионов, которые произвели повышение
размера пособия на ребенка дважды: с 1 января 2005 года и с 1
января 2006 года (Это: Республика Карелия, Удмуртская Республика,
Тверская, Ярославская, Архангельская, Калининградская и Оренбургская
области).
К первому типу регионов (регионы с низким уровнем
социальной защищенности многодетных семей) можно отнести 11
субъектов федерации, среди которых только один можно условно отнести
к регионам-донорам федерального бюджета16
(Ямало-Ненецкий АО) как регион нефте- и газодобычи. Однако, как
известно наполняемость местных бюджетов не всегда напрямую зависят
от развития промышленности в регионе, скорее решающую роль здесь
играет формальная географическая «принадлежность» владельцев этих
предприятий (где зарегистрирована фирма и платит основные налоги).
Остальные регионы этой группы – в основном территории высокой многодетности
и низких возможностей региональных бюджетов поддержать многодетные
семьи (основная отрасль – сельское хозяйство).
Наибольшее число регионов (63 субъекта Федерации) относится
ко второму типу (регионы со средним уровнем социальной защищенности
многодетных семей). Здесь представлены все федеральные округа, в
данную группу попало 15 регионов-доноров федерального бюджета или
почти четверть регионов этой группы.
Самая высокая «концентрация» регионов-доноров федерального
бюджета оказалась в группе регионов третьго типа (регионы
с высоким уровнем социальной защищенности многодетных семей).
К их числу относятся 7 из 11 регионов этого типа.
Выработка любой политики предполагает наличие надежных
информационных источников, позволяющих принять адекватные и эффективные
меры, способствующие достижению целей. Аналитический обзор показателей
уровня и качества жизни многодетных семей на основе действующих
статистических и административных регистров свидетельствует о том,
что отсутствуют надежные данные, собираемые на регулярной основе
на уровне домохозяйств. Информационные ограничения особенно значимы,
когда речь идет о структуре ресурсов, которыми располагают данные
семьи, их участии в социальных программах, доступности образовательных
и медицинских услуг. Проблема мониторинга уровня и качества жизни
становится еще более актуальной в условиях приоритетности проблем
демографического развития страны. Основу организации источников
данных об условиях жизни российских семей, включая многодетные,
могут составить обследования бюджетов домохозяйств (ОБДХ), но возможности
расширения данного источника весьма ограничены. Представляется целесообразным
переходить к созданию комплексной системы микроэкономических данных
об уровне и качестве жизни населения. В ней предусмотрены три базовых
обследования: (1) расходов и потребительского поведения; (2) доходов
и занятости; (3) качества жизни. Все они связаны между собой набором
ключевых вопросов, которые позволяют при необходимости совмещать
информацию из различных обследований. Каждое из них проектируется
по модульному принципу, позволяющему, помимо базовой постоянной
программы, подключать содержательные блоки вопросов с определенной
периодичностью.
16 При отнесении
того или иного субъекта федерации к регионам-донорам мы руководствовались
определением, согласно которому к «регионам-донорам» относятся те,
в которых разность между собранными на территории региона и зачисленными
в федеральный бюджет доходами и суммой финансовой помощи и прямых
расходов федерального бюджета на территории региона положительна.
(Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков/ Институт
"Восток-Запад". – М.: МАКС Пресс, 2001)
|